Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Цель практических и семинарских занятий





УДК 330.101.541

 

 

Методические указания к практическим, семинарским занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Макроэкономика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения / Сост. ст.преподаватель. А.М. Дребот, ст.преподаватель. Е.А. Федорченко.— Севастополь: Изд-во СГУ, 2016.— 48 с.

 

 

Целью методических указаний является оказание помощи студентам и преподавателям в проведении практических занятий, которые должны способствовать более глубокому и полному изучению дисциплины макроэкономика, позволить организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, закреплять и расширять знания, осуществлять связь теоретических знаний с практикой.

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономики и маркетинга, протокол №___ от «» __________ 2015

 

 

Допущено учебно-методическим центром СГУ в качестве методических указаний.

 

 

Рецензенты:

В.И. Кириленко, д.э.н., професор кафедры политэкономии факультетов упраления и маркетинга ГВУЗ Киевского національного экономического университета;

А.Ф. Белинский, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики предприятия Севастопольського государственного университета.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА №1. Предмет, метод и функции макроэкономики………………….………….4

ТЕМА №2. Макроэкономические показатели в системе национальных счетов…….7

ТЕМА №3. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.......………………...11

ТЕМА №4. Макроэкономическая нестабильность и цикличность развития экономики………………………………………………………………………………………….14

ТЕМА №5. Деньги, банки, кредитно-денежная политика ……………..............….…16

ТЕМА №6. Неоклассическая модель равновесия национального рынка...…...……..21

ТЕМА №7. Кейнсианская модель равновесия национального рынка.…….....……...21

ТЕМА №8. Теория современного монетаризма и проблема макроэкономической стабильности......................................................................................................................26

ТЕМА №9. Долгосрочный экономический рост и экономическое развитие………..28

ТЕМА №10. Рынок труда и социальная политика………..…………………………...31

ТЕМА №11. Макроэкономическая политика в открытой экономике………………..35

Список условных сокращений…………………………………………………...……..40

Библиографический список…………………………….…………………………….…41

Экзаменационные вопросы ……………………………………………………………..44


ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебной дисциплины «Макроэкономика» – сформировать практические навыки анализа и прогнозирования экономических событий на макроэкономическом уровне, характерных для современной рыночной экономики.
Изучениедисциплины построено таким образом, чтобы подготовить профессиональных аналитиков, владеющих системой современных знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о способах и средствах решения макроэкономических проблем, способствующих формированию условий для инновационного развития экономики РФ.

«Макроэкономика» является составной частью эко­номической науки о развитии общества и находится в непосредственной взаимосвя­зи с такими дисциплинами как «Экономическая теория», «Политэкономия». «Национальная экономика», «Международная экономика» и др.

Цель практических и семинарских занятий

 

Проведение практических занятия по дисциплине «Макроэкономика» для студентов обучающихся по специальности «Менеджмент» несет в себе цель - закрепление теоретико-методологических основ дисципли­ны изложенных в лекционном курсе, приобретение навыков решения конкретных макроэкономических задач и обоснования принимаемых решений.

 

ТЕМА №1

ТЕМА №2

Макроэкономические показатели в системе

Национальных счетов

Цель практического занятия — уяснить содержание и значение системы национальных счетов для макроэкономического анализа, определить теоретические основы, принципы построения и этапы развития СНС, научиться рассчитывать основные макроэкономические показатели.

1. Основные понятия:

Амортизация, валовый выпуск, валовый национальный продукт, валовый внутренний продукт, валовые частные инвестиции, госзакупки товаров и услуг, дефлятор, прибавочная стоимость, общий уровень цен, индекс Ласпейреса, индекс Пааше, индекс Фишера, индекс потребительских цен, конечный продукт, национальный доход, косвенные налоги, двойной счет, промежуточный продукт, реальные показатели, номинальные показатели, система национальных счетов, потребительские расходы, трансфертные платежи, чистый экспорт, чистый национальный продукт, личный доход, располагаемый доход, финансовые сделки.

2. Контрольные вопросы:

1. Роль СНС в макроэкономическом анализе.

2. Сущность и методы расчёта ВНП (ВВП).

3. Основные показатели, измеряющие доходы общества

4. Номинальный и реальный ВНП (ВВП).

3. Тесты:

1. Валовые частные инвестиции учитываются при расчёте:

А. ВНП по методу потока доходов.

Б. ВНП по методу потока расходов.

В. ЧНП по методу по методу потока доходов.

Г. Располагаемого дохода.

Д. Личного дохода

2. При прочих равных условиях ВВП увеличится, когда:

А. Запасы на конец года уменьшатся.

Б. Импорт товаров увеличится.

В. Экспорт товаров уменьшится.

Г. Потребление товаров текущего потребления увеличится.

Д. Государственные трансфертные платежи увеличатся.

3. Если на протяжении года физический объем национального продукта не изменился, а цены за этот период удвоились, тогда:

А. Реальный ВВП удвоился, а номинальный ВВП не изменился.

Б. Реальный ВВП не изменился, а номинальный ВВП удвоился.

В. И реальный, и номинальный ВВП удвоились.

Г. Реальный ВВП уменьшился наполовину, а номинальный ВВП удвоился.

Д. Все ответы неправильные.

4. К чистым инвестициям относится:

А. Купля домохозяйством легкового автомобиля.

Б. Замена изношенного станка новым.

В. Купля фирмой земельного участка.

Г. Строительство склада готовой продукции.

Д. Купля акций новообразованного акционерного общества.

5. При вычислении ВВП двойной счет возникает тогда, когда подытоживают:

А. Добавленную стоимость, созданную на всех стадиях производства товаров и услуг.

Б. Стоимость конечных и промежуточных товаров и услуг.

В. Стоимость лишь конечных товаров и услуг.

Г. Стоимость прироста запасов в данном году.

Д. Государственные закупки товаров и услуг.

6. Понятия "инвестиции" в национальном вычислении ВВП содержит:

А. Стоимость купленных на протяжении года акций.

Б. Увеличения запасов на конец года сравнительно с началом года.

В. Государственные трансфертные платежи.

Г. Товары продолжительного пользования, приобретенные потребителями в течение года.

Д. Все ответы неправильные.

7. Для выяснения взноса фирмы в ВВП, вычисленного как сумма добавленной стоимости, необходимо из суммы продаж фирмы высчитать:

А. Амортизацию.

Б. Объем продажи другим фирмам.

В. Налог на добавленную стоимость.

Г. Заработную плату, выплаченную ее работникам.

Д. Все ответы неправильные.

8. Предположим, что ВНП увеличился с 500 млрд. дол. до 600 млрд. дол., а дефлятор ВНП со 125 до 150. При таких условиях величина реального ВНП:

А. Не изменится.

Б.Увеличится.

В. Уменьшится.

Г. Не может быть рассчитана на основе имеющихся данных.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

9. Какое утверждение неправильное:

А Дефлирование - это уменьшения номинального ВВП к размерам реального, когда дефлятор ВВП больший за единицу.

Б. Инфлирование - это увеличения номинального ВВП к размерам реального, когда дефлятор ВВП меньший за единицу.

В. В базовом году номинальный и реальный ВВП равняются друг другу.

Г. Дефлятор ВВП — это отношения номинального ВВП к реального.

Д. Темп роста реального ВВП равняется темпам роста номинального ВВП плюс значение дефлятора ВВП.

10. ВВП как показатель занижает объем национального производства, так как не учитывает:

А. Результатов экономической деятельности в теневом секторе экономики.

Б. Той части продукции, которая выработанная с помощью ресурсов, которые принадлежат иностранцам.

В. Государственных закупок товаров и услуг.

Г. Увеличения запасов на конец года.

Д. Все ответы неправильные.

 

4. Задачи

1. Предположим, что GNP=5000, С=3200, G=900 и Xn = 80, X = 350, A = 130

1) Каков размер валовых и чистых инвестиций?

2) Допустим, что экспорт равен 350. Каков размер импорта?

3) Предположим, амортизация равна 130. Чему равняется NNP?

4) В этом примере чистый экспорт положительный. Может ли он быть отрицательным? Почему?

 


2.Рассчитать добавленную стоимость, общую стоимость продаж и общий доход. Исходные данные представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 — Добавленная стоимость при пятистадийном производственном процессе (гипотетические данные)

Стадии производства Продажная цена материалов и продукции Добавленная стоимость
     
Фирма А, овцеводческая ферма    
Фирма Б, шерстеперерабатывающее предприятие    
Фирма В, производитель костюмов    
Фирма Г, оптовый продавец одежды    
Фирма Д, розничный продавец одежды    
Общая стоимость продаж    
Общий доход    

 

 

3. Рассчитать ВНП методом доходов и расходов, ЧНП и национальный доход, если: личные потребительские расходы – 245, трансфертные платежи – 12, арендная плата – 14, амортизация – 27,взносы на социальное страхование –20, процент – 13, доходы от собственности – 31,чистый экспорт – 3,дивиденды – 16, заработная плата наёмных рабочих – 221,косвенные налоги на бизнес – 18,нераспределённая прибыль корпораций – 19, прибыли корпораций – 56,госзакупки – 72, чистые частные внутренние инвестиции – 33, личные сбережения – 16, налог на прибыль корпораций – 16, индивидуальные налоги – 26.

4. Разница между ИПЦ и дефлятором ВНП заключается в следующем:

1)дефлятор ВНП рассчитывается для изменяющегося набора товаров и является индексом Пааше, а ИПЦ рассчитывается для неизменного набора товаров и называется индексом Ласпейреса;

2)дефлятор ВНП показывает изменение цен по всему перечню наименований продукции и услуг, производимых в экономике. В то время как ИПЦ показывает рост цен только на потребительские товары;

3)дефлятор ВНП учитывает изменение в структуре произведенных товаров, а ИПЦ не учитывает;

4)дефлятор ВНП показывает изменение цен на продукцию, произведенную национальными факторами, а ИПЦ учитывает изменения цен и на импортные товары.

Индекс Ласпейреса (индекс цен с базисными весами) – формула 1:

 

, (1)

где Pi0, Pit – цены i-го блага, соответственно в базисном (0) и текущем (t) периоде;

Qi0 – количество i-го блага в базисном периоде.

 

Индекс Паше – формула 2:

 

(2)

Индекс Фишера – формула 3:

 

(3)

 

По данным таблицы 4 рассчитайте индекс цен и дефлятор 2008 г.

 

Таблица 4 — Исходные данные

Продукт 1998 г. 2008 г.
Цена Количество Цена Количество
Хлеб        
Мясо        
Одежда        

 

5. Доклады и фиксированные выступления

1. ВВП, его размер и динамика в отдельных странах, ВВП на душу населения.

2. Индексы цен и их динамика в отдельных странах.

ТЕМА №3

ТЕМА №4

ТЕМА №5

ТЕМА №6

Национального рынка

Цель практического занятия — выяснить особенности построения неоклассической модели общеэкономического равновесия и формирования макроэкономического оптимума.

1. Основные понятия:

Полная занятость, производственная функция, равновесная ставка реальной заработной платы, закон Сэя, косвенные регуляторы экономики, принцип «невидимой руки», равновесная процентная ставка, эластичность взаимосвязи «цены–доходы».

2. Контрольные вопросы:

1. Истоки и допущения неоклассической модели макроравновесия. Закон Сэя.

2. Рынок ресурсов и производственная функция.

3. Рынок денег.

4. Рынок товаров и услуг.

5. Рынок сбережений и инвестиций.

6. Взаимодействие рынков и формирование макроэкономического оптимума.

7. Государственное регулирование в неоклассической модели равновесия.

Тема №7

Таблица 10 — Исходные данные

Проект Инвестиции, д.е. Норма прибыли,% Валовая прибыль, д.е. Налог, д.е. Чистая прибыль, д.е. Ожидаемая норма ЧП, %
А            
Б            

 

6.Пользуясь уравнением функции потребления, составьте таблицу, показывающую динамику дохода, потребления и сбережений за несколько лет. При этом исходите из следующих условий:

- исходный уровень дохода составляет 900 и он ежегодно возрастает на 10%;

- предельная склонность к потреблению равна 0,8;

- уровень автономного потребления равен 200.

Отметьте, при каких уровнях дохода сбережения положительны, а при каких – отрицательны. Постройте график функции потребления и график дохода на основе составленной Вами таблицы. Покажите, что точка, где пересекаются оба графика, показывает равновесный уровень дохода.

 

7. Для модели с потреблением, связанным с доходами, но без государственного сектора, предположим, что С = 500 + 0,75У; I = 200 млн. д.е..

1) Каков равновесный уровень доходов?

2) Каков уровень потребления и сбережений при равновесии?

3) Какова величина мультипликатора?

8.Закрытая экономика описана следующими данными:

С=20+0,8(Y-T+F)

I=60

T=40 - налоги

F=10 – трансферты

G=30

1) Рассчитайте равновесный уровень дохода

2) Правительство увеличивает расходы на 10 в целях стимулирования экономики:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора расходов?

- как изменится сальдо госбюджета?

3) Правительство увеличивает налоги с 40 до 50 (при уровне госзакупок = 30):

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- какова величина мультипликатора налогов?

- как изменится сальдо госбюджета?

4) Правительство одновременно увеличивает госзакупок с 30 до 40 и налоги с 40 до 50:

- что происходит с кривой планируемых расходов?

- как изменится равновесный уровень дохода?

- что происходит с эффектом мультипликатора?

- как изменится сальдо госбюджета?

9. В условиях, когда t= 0,2, MPC = 0,75, правительство увеличивает чистые налоги на 30 (при стабильных ценах). На сколько нужно увеличить государственные закупки, чтобы возобновить предыдущее ВHП.

 

10. В условиях неполной занятости государственные закупки увеличились на 20, а чистые налоги – на 10, t = 0,25, MPC = 0,8, индекс цен = 0. Чему равняется прирост реального ВHП?

 

11. t = 0,25, MPC = 0,8, ВHП реальный в базовом году = 1000. Правительство предусматривает увеличить реальный ВHП на 100, вследствие чего цены увеличатся на 4%. На какую величину необходимо уменьшить величину чистых налогов (Т), чтобы достичь поставленной цели?

 

11. ВHПфакт. = 800, ВHПпотенц = 1000, налоговая ставка = 0,2, G = 170. Рассчитайте циклическое сальдо.

 

12. Государственные закупки и чистые налоги увеличились на 20, MPS = 0,25, t = 0,2. Чему равен мультипликатор сбалансированного бюджета?

5. Доклады и фиксированные выступления

1. Критика Д.М.Кейнсом классической школы.

2. Роль мультипликатора в экономике.

ТЕМА №8

Теория современного монетаризма и проблема

макроэкономической стабильности

Цель практического занятия — рассмотреть проблемы обеспечения макроэкономической стабильности в современной теории монетаризма.

1. Основные понятия:

Деньги, денежная масса, скорость обращения денег, краткосрочный и долгосрочный период, краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения, краткосрочная и долгосрочная кривые Филипса, инфляция, дезинфляция, стагфляция, стагнация, антиинфляционная тактика и стратегия, кривая Лаффера, эффект Фелпса, «монетарное правило».

2. Контрольные вопросы:

1. Истоки, предпосылки и допущения монетарной теории.

2. Совокупное предложение в интерпретации монетаристов.

3. Инфляция в интерпретации монетаристов.

4. Краткосрочная и долгосрочная кривая Филипса.

5. Антиинфляционная политика и кривая Лафера.

6. Стабилизационная монетарная политика.

3. Тесты:

1. Милтон Фридман и его сторонники — это экономисты, которые внесли вклад в:

А. Кейнсианскую экономическую теорию.

Б. В количественную теорию денег.

В. Анализ модели «расходы – доходы».

Г. Развитие эконометрики.

Д. Теорию экономики предложения.

2. Монетаристы:

А. Доказывают пользу дискреционной монетарной политики.

Б. Считают, что государственное вмешательство снижает стабильность рыночной экономики.

В. Полагают, что рыночная экономика внутренне нестабильна.

Г. Считают, что в современной рыночной экономике отсутствует свободная конкуренция.

Д. Верны только ответы А и Б.

3. Монетаристы считают, что скорость обращения денег стабильна и общество желает иметь такое количество денег для покупки товаров и услуг, которое соответствует:

А. Номинальному объему ЧНП.

Б. Объему инвестиций.

В. Сумме потребительских расходов.

Г. Уровню цен.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

4. Теория рациональных ожиданий утверждает:

А. Что члены общества понимают, как функционирует экономика, и могут правильно оценить последствия экономической политики, их влияние на уровень своего благосостояния.

Б. Что рыночная экономика исключает монополию.

В. Что члены общества могут на основе своих прогнозов заранее нейтрализовать отрицательное влияние государственной политики на уровень своего благосостояния.

Г. Все предыдущие ответы верны.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

5. Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что рост совокупного спроса вызовет:

А. Рост уровня цен, но не повлияет на объем реального ВНП.

Б. Рост реального объема произведенного ВНП, но не повлияет на уровень цен.

В. Рост уровня цен и реального объема ВНП.

Г. Предыдущие ответы неверны.

Д. Верны только ответы А и В.

6. Утверждение, согласно которому изменение в величине денежного предложения — непосредственная причина изменения совокупного спроса и поэтому номинального ЧНП, ближе всего к:

А. Кейнсианской теории.

Б. Монетаризму.

В. Новой классической теории.

Г. Теории рациональных ожиданий.

Д. Верны только ответы Б, В и Г.

7. «Правило монетаристов» предполагает, что предложение денег должно увеличиваться темпами, равными:

А. Темпу роста уровня цен.

Б. Темпу роста уровня процентной ставки.

В. Темпу роста скорости обращения денег.

Г. Потенциальному темпу роста реального ВНП.

Д.Верны только ответы А и Б.

8. Какое из следующих утверждений неверно:

А. МV — это совокупные затраты.

Б. РQ — это чистый национальный продукт в реальном выражении.

В. РQ — это чистый национальный продукт в номинальном выражении.

Г. МV = С + Ig + G

Д. Все предыдущие ответы неверны.

9. Кривая Филипса фиксирует связь между уровнем инфляция и:

А. Предложением денег.

Б. Уровнем безработицы.

В. Уровнем процента.

Г. Политическим экономическим циклом.

Д. Реальной ставкой процента.

10.Согласно взглядам Милтона Фридмана:

А. В краткосрочном периоде отсутствует связь между уровнем процент­ной ставки и инвестиционными расходами.

Б. Фискальная политика воздействует на экономику сильнее, чем кредитно-денежная.

В. Связь между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде отсутствует.

Г. Рост денежного предложения не вызывает инфляции.

Д. Верны только ответы Б и Г.

5. Доклады и фиксированные выступления

1. Экономические взгляды К.Викселля, Дж.Кейнса, Г.Мюрделя и Д.Робертсона и их влияние на эволюцию монетаристских идей.

2. Рейганомика как форма регулирования общественного производства на основе денежно-кредитной политики

 


Тема № 9

Экономическое развитие

Цель практического занятия — раскрыть понятие экономического роста и способы его измерения, определить основные типы, факторы и модели экономического роста.

1. Основные понятия:

Экономический рост, экономическое развитие, экстенсивный и интенсивный экономический рост, инвестиции в человеческий капитал, инновации, технический прогресс, ВНП на душу населения, модели Солоу, Харрода – Домара, Хикса – Хансена, круги Свеннисона.

2. Контрольные вопросы:

1. Экономический рост и его показатели.

2. Типы и факторы экономического роста.

3. Модели экономического роста.

4. Государственная политика и экономический рост.

5. Преимущества и издержки экономического роста.

3. Тесты:

1. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах – это:

А. Увеличение объема рабочего времени.

Б. Технологические изменения в производстве.

В. Увеличение объема применяемого капитала.

Г. Реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способст­вующей экономическому росту.

Д. Рост квалификации рабочей силы.

2. Какой из приведенных ниже показателей больше всего подходит для измерения экономического потенциала государства?

А. Номинальный объем ВНП.

Б. Реальный объем ВНП.

В. Номинальный объем ВНП в расчете на душу населения.

Г. Реальный объем ВНП в расчете на душу населения.

Д. Среднедушевой доход семьи.

3. Какая из перечисленных ниже стран достигла в последние четыре десятилетия наиболее высоких темпов экономического роста?

А. Великобритания.

Б. Италия.

В. Япония.

Г. ФРГ.

Д. США.

4. Данные о росте реального объема ВНП и реального объема ВНП в расчете на душу населения:

А Показывают, что реальный ВНП на душу населения всегда растёт быстрее, чем суммарный реальный объём ВНП.

Б. Преуменьшают экономический рост, потому что они не принимают во внимание фактор загрязнения окружающей среды.

В. Преуменьшают экономический рост, потому что они не принимают во внимание имевшее место сокращение рабочего времени.

Г. Преувеличивают экономический рост, потому что они не принимают во внимание улучшение качества жизни.

Д. Показывают, что реальный объем ВНП всегда растет быстрее, чем номинальный объем ВНП.

5. Производительность труда измеряется отношением:

А. Затрат капитала к затратам труда.

Б. Реального объема продукта к количеству часов рабочего времени.

В. Реального объема продукта к численности населения,

Г. Количества часов рабочего времени к реальному объему ВНП.

Д. Затрат капитала к реальному объему продукта.

6. Что из перечисленного ниже не оказывает влияния на рост производительности труда?

А. Технологические изменения.

Б. Увеличение количества работников.

В. Уровень образования и квалификации работников.

Г. Эффект масштаба производства.

Д. Уровень организации производства.

7. Какое из приведенных ниже равенств является верным?

А. Объем продукта = производительность труда / количество часов рабочего времени.

Б. Производительность труда = количество часов рабочего времени / объем продукта.

В. Объем продукта = количество часов рабочего времени * производительность труда

Г. Количество часов рабочего времени = производительность труда * объем продукта.

Д. Производительность труда = количество часов рабочего времени * объем продукта.

8. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

А. Сдвигом влево кривой производственных возможностей,

Б. Сдвигом вправо кривой производственных возможностей.

В. Движением точки по кривой производственных возможностей.

Г. Движением от одной точки к другой внутри кривой производственных возможностей.

Д. Движением от одной точки к другой за пределами кривой производ­ственных возможностей.

9. В модели «АD – АS» экономический рост может быть представлен как:

А. Сдвиг влево кривой АS.

Б. Сдвиг вправо кривой АD.

В. Сдвиг влево кривой АD.

Г. Сдвиг вправо кривой АS.

Д. Все предыдущие ответы неверны.

10. Статистика большинства экономически развитых стран показывает, что:

А. Доля инвестиций в ВНП и темпы роста производительности труда находятся в обратной зависимости.

Б. Существует тесная прямая связь между долей ВНП, направляемой на инвестиции, и темпами роста производительности труда.

В. Высокие предельные налоговые ставки на доходы корпораций и личные доходы способствуют росту инвестициям.

Г. В периоды высокой безработицы не происходит создания новых рабочих мест.

Д. Сокращение численности занятых работников приводят к падению средней производительности труда.

 

4. Задачи

1. На основании данных, приведенных в таблице 11, определите следующие величины:

 

Таблица 11 — Исходные данные

Год Население (млн. чел) Реальный объём ВНП (млрд. руб.) Реальный объём ВНП на душу населения (тыс. руб)
       
       
       
       
       
       
       

 

1) Реальный объем ВНП в расчете на душу населения (полученные данные занесите в таблицу 11).

2) Оптимальную численность населения в данной стране.

3) Абсолютную величину прироста ВНП во 2-м году по сравнению с 1-м годом.

4) Прирост ВНП (в процентах) в 4-м году по сравнению с 3-м годом.

5) Прирост ВНП (в процентах) в расчете на душу населения в 7-м году по сравнению с 6-м годом.

 

2. Предположим, что в экономически слаборазвитой стране отношение капитал/продукт равно 3.

1) Как повлияют на величину ВНП в условиях полной занятости инвестиций объемом 10 млн. руб?

2) Предположим, что доля сбережений в ВНП составляет 5%. Определите темп роста ВНП в условиях полной занятости.

3) Каким окажется темп роста ВНП при увеличении доли сбережений в ВНП до 10%?

4) Определите темп роста ВНП в расчете на душу населения в условиях полной занятости, если численность населения в стране выросла на 4% за год при условиях, указанных в пункте 2; при условиях, указанных в пункте 3.

 

5. Доклады и фиксированные выступления

1. Человеческий фактор как фактор экономического роста.

2. Инвестиции как фактор экономического роста.

3. Экономический рост и проблемы окружающей среды.

 

ТЕМА №10

ТЕМА №11

СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ

 

КПВ – кривая производственных возможностей

СНС – система национальных счетов

GNP(ВНП) – валовой национальный продукт

GDP(ВВП) – валовой внутренний продукт

NNP(ЧНП) – чистый национальный продукт

Ni(НД) – национальный доход

Di(ЛД) – личный доход

C – потребительские расходы

– автономное потребление

S - сбережения

Ig – валовые инвестиции

G – государственные закупки

Xn –чистый экспорт

E – экспорт

I – импорт

AD – совокупный спрос

AS – совокупное предложение

LRAS – совокупное предложение в долгосрочном периоде

SRAS – совокупное предложение в краткосрочном периоде

MPC – предельная склонность к потреблению

MPS – предельная склонность к сбережению

t – предельный коэффициент налога

m – мультипликатор

Def – дефлятор

CPI(ИПЦ) – индекс потребительских цен

P – уровень цен

M – масса денег

W – номинальная зарплата

W/P – реальная зарплата

T – величина чистых налогов

F – трансферты

u – уровень безработицы

U – количество безработных

Y – доход

V – скорость обращения денег

ППС –паритет покупательной способности

DL – спрос на труд


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Наименование и полное библиографическое описание Количество экз.в в библ.
Основная литература
  Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/Под общ. ред. д.э.н., проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. — 448 с. http://natecon.com/literatura-makroekonomike/ ЭБС
  Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1 – М:Республика,: /пер. с англ. 14-е изд. М.: МГУ, Издательство «ИНФРА - М», 2003. – 970 с.  
  Мэнкью Н. Г. Макроэкономика: Пер. с англ. 2-е изд. – СПб.: Изд-во ПИТЕР, 2004. – 573 с.  
  Савченко А. Г. Макроекономіка: Підручник / А. Г. Савченко. — К.: КНЕУ, 2005. — 441 с.  
  Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. — 6е изд., испр. и доп. — М.: Высшее образование, 2006. — 654 с. ЭБС
  Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлёвой, Л.С. Тарасевича – М.:ИНФРА-М, 2001. – 714с  
  Задоя, А. А. Макроэкономика: учеб. / А. А. Задоя, Ю. Е. Петруня. - 2-е изд., стер. - К.: Знання, 2006. - 376 с.  
Дополнительная литература
  Галаева Е.В., Корсакова А.А., Марыганова Е.А., Назарова Е.В., Юрьева Т.В. Макроэкономика. Учебное пособие. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, — М., 2003. — 267 с. ЭБС
  Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика: учеб. пособие: в 2 ч. / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др.; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Б.И. Герасимова и д-ра экон. наук, проф. Н.С. Косова. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – Ч. 2. – 204 с. ЭБС
  Н.С. Косов. Основы макроэкономического анализа: Учебное пособие. — Тамбов: Издательство ТГТУ, 2007 ЭБС
  Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы: учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. – 214 с. ЭБС
  Овчаров Д.А. Макроэкономика: Учебное пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. — 108 с. ЭБС
  Шараев, Ю. В. Теория экономического роста [Текст]: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Шараев; Гос. ун-т —Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006. — 254 с. ЭБС
  Юрьева Т.В., Марыганова Е.А. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. – М.: 2008. – 286 с. ЭБС
  Марыганова Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие / Е.Ф. Марыганова, С.А. Шапиро. — М.: КНОРУС, 2010. — 302 с. ЭБС

Изд-во СГУ

 

УДК 330.101.541

 

 

Методические указания к практическим, семинарским занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Макроэкономика» для студентов экономических специальностей всех форм обучения / Сост. ст.преподаватель. А.М. Дребот, ст.преподаватель. Е.А. Федорченко.— Севастополь: Изд-во СГУ, 2016.— 48 с.

 

 

Целью методических указаний является оказание помощи студентам и преподавателям в проведении практических занятий, которые должны способствовать более глубокому и полному изучению дисциплины макроэкономика, позволить организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, закреплять и расширять знания, осуществлять связь теоретических знаний с практикой.

 

Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры Экономики и маркетинга, протокол №___ от «» __________ 2015

 

 

Допущено учебно-методическим центром СГУ в качестве методических указаний.

 

 

Рецензенты:

В.И. Кириленко, д.э.н., професор кафедры политэкономии факультетов упраления и маркетинга ГВУЗ Киевского національного экономического университета;

А.Ф. Белинский, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики предприятия Севастопольського государственного университета.


СОДЕРЖАНИЕ

 

ТЕМА №1. Предмет, метод и функции макроэкономики………………….………….4

ТЕМА №2. Макроэкономические показатели в системе национальных счетов…….7

ТЕМА №3. Макроэкономическое равновесие в модели AD-AS.......………………...11

ТЕМА №4. Макроэкономическая нестабильность и цикличность развития экономики………………………………………………………………………………………….14

ТЕМА №5. Деньги, банки, кредитно-денежная политика ……………..............….…16

ТЕМА №6. Неоклассическая модель равновесия национального рынка...…...……..21

ТЕМА №7. Кейнсианская модель равновесия национального рынка.…….....……...21

ТЕМА №8. Теория современного монетаризма и проблема макроэкономической стабильности......................................................................................................................26

ТЕМА №9. Долгосрочный экономический рост и экономическое развитие………..28

ТЕМА №10. Рынок труда и социальная политика………..…………………………...31

ТЕМА №11. Макроэкономическая политика в открытой экономике………………..35

Список условных сокращений…………………………………………………...……..40

Библиографический список…………………………….…………………………….…41

Экзаменационные вопросы ……………………………………………………………..44


ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебной дисциплины «Макроэкономика» – сформировать практические навыки анализа и прогнозирования экономических событий на макроэкономическом уровне, характерных для современной рыночной экономики.
Изучениедисциплины построено таким образом, чтобы подготовить профессиональных аналитиков, владеющих системой современных знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о способах и средствах решения макроэкономических проблем, способствующих формированию условий для инновационного развития экономики РФ.

«Макроэкономика» является составной частью эко­номической науки о развитии общества и находится в непосредственной взаимосвя­зи с такими дисциплинами как «Экономическая теория», «Политэкономия». «Национальная экономика», «Международная экономика» и др.

Цель практических и семинарских занятий

 

Проведение практических занятия по дисциплине «Макроэкономика» для студентов обучающихся по специальности «Менеджмент» несет в себе цель - закрепление теоретико-методологических основ дисципли­ны изложенных в лекционном курсе, приобретение навыков решения конкретных макроэкономических задач и обоснования принимаемых решений.

 

ТЕМА №1







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.