|
Ответственная за выпуск: заведующая кафедрой БЖД и экологии,К.б.н. Латыпова Г.Ф.
Оглавление Практические занятия: 1. Охрана природы……………………………………………….…..…….……..3 2. Природоохранное законодательство. Законы РФ об охране окружающей среды и особо охраняемых территориях. Экологический кодекс РБ …........6 Лабораторные работы: 1. Изучение влияния антропогенных факторов на живых организмов.…….10 2. Определение количества антропогенных загрязнений, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта ……..…….…..12 Библиографический список ……………………………….………………....…. 15
Уфа: БГАУ, кафедра БЖД и экологии Практическое занятие 1: ОХРАНА ПРИРОДЫ Цель: Ознакомление с основными уровнями и методами охраны природы, Красной книгой республики Башкортостан, важнейшими охраняемыми видами, причинами снижения их численности и мерами охраны. Теоретическое введение Воздействие человека на биосферу привело к тому, что около 10% видов растений и животных или уже исчезло, или находится на грани исчезновения. О млекопитающих и птицах, которых легче учитывать, точно известно, что с 1600 г. человеком истреблено 262 вида (туры-предки домашних коров, дикие лошади тарпаны, Стеллерова или морская корова, странствующий голубь и др.), и еще 600 видов находится под угрозой (азиатский лев и др.). Своевременно принятые меры охраны позволили сохранить зубра, сайгака и ряд других видов. Уничтожаются не только отдельные виды, на и целые экосистемы: степи заменяются полями, дюны на берегах морей – пляжами, болота осушаются. Вместе с разрушением среды обитания гибнут и обитавшие там виды. В мире почти не осталось экосистем, не испытывающих воздействия человека. Изменение численности одного вида может повлечь за собой изменение других. К снижению численности может привести вселение завезенного вида-конкурента (американская норка вытесняет в наших водоемах европейскую), исчезновение специализированных опылителей (на лугах вслед за исчезновением шмелей исчезают некоторые бобовые травы). Для улучшения ситуации необходима охрана природы (таблица 1). Таблица 1 Уровни охраны живой природы
Красные книги – это издания, содержащие списки и характеристики видов живых организмов, которым угрожает исчезновение на определенной территории. Первая Красная книга издана в 1966 году для всего мира, Красная книга СССР - в 1975 году. Ее выход стимулировал составление ряда региональных Красных книг. Первая республиканская Красная книга издана в 1984 году. Сейчас она переиздана в 3-х томах (2001-2004 гг.) и в 1 томе (2007). Запреты на использование исчезающих видов не всегда эффективны, искусственные методы дороги и не могут охватить все виды. Как видно из таблицы 4, охрана популяций и видов должна сочетаться с охраной тех экосистем, в которых они обитают, т.е. с созданием сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Они подразделяются по режиму охраны и своим целям. Виды особо охраняемых природных территорий: Заповедники – территории с естественными экосистемами, где полностью и навсегда прекращена хозяйственная деятельность. Их цель – сохранение и изучение отдельных видов и сообществ, как уникальных, так и типичных для данной природно-климатической зоны, генофонда растительного и животного мира, естественного хода природных процессов. Многие из них созданы еще до революции. В России – 90 заповедников, в РБ три (Башкирский, Шульган-Таш, Южно-Уральский). Национальные и природные парки – территории, имеющие экологическую, историческую и эстетическую ценность, где охрана природы сочетается с рекреационным использованием. Национальные парки имеют федеральное, а природные – региональное подчинение. На территории таких парков существуют заповедные зоны и зоны ограниченного хозяйственного использования. Система национальных парков в нашей стране начала формироваться с 1983 года. В РБ национальный парк (Башкирия) и три природных (Асылы-Куль, Кандры-Куль и Мурадымовское ущелье). Заказники – временные ООПТ, которые создаются для сохранения или восстановления популяций одних видов растений, животных или природных комплексов в сочетании с ограниченным использованием других. Там постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая их целям. Памятники природы – это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, культурном и эстетическом отношении природные объекты естественного и искусственного происхождения, т.е. небольшие «музеи природы» местного или федерального значения. Режим охраны устанавливается индивидуально, чтобы обеспечить сохранность объекта. Дендрологические парки и ботанические сады – территории, где созданы коллекции растений с целью сохранения разнообразия и обогащения растительного мира. Они должны заниматься только научной, учебной и просветительной деятельностью. Единственный ботанический сад в РБ расположен в Уфе. Существовавшие многие годы дендропарки в пос. Шингакуль, где изучалось степное лесоразведение, и Непейцевский (г.Уфа) сейчас заброшены. Лечебно-оздоровительные местности и курорты – территории, пригодные для организации отдыха населения, также лечения и профилактики заболеваний и обладающие лечебно-профилактическими ресурсами (минеральные воды, грязи и т.д.). В границах лечебно-оздоровительных местностей запрещается или ограничивается деятельность, которая может провести к ухудшению их свойств. Охраняются в режиме национальных парков. Зеленые зоны городов – территории вокруг городов и поселков, выполняющие средозащитные и рекреационные функции. Водоохранные зоны – территории вокруг рек и других водоемов Их использование имеет ряд ограничений. Например, в лесах, расположенных в этой зоне запрещены сплошные рубки, а в полях – применение ядохимикатов. Задания Задание 1 Разберите таблицу 4 и перепишите ее в тетрадь. Задание 2 Рассмотрите структуру Красной книги РБ (2001-04 г.) и, опираясь на предложенный раздаточный материал, составьте план описания любого вида. Задание 3 Составьте таблицу: «Категории статуса вида в Красной книге» (таблица 2) и внесите примеры из раздаточного материала для каждой категории. Таблица 2 Категории статуса вида в Красной книге
Задание 4 Составьте таблицу основных причин снижения численности и исчезновения видов (лимитирующих факторов) (таблица 3), подобрав примеры к разделам из раздаточного материала, используя раздел «Лимитирующие факторы» в описаниях видов. Задание 5 Выпишите из теоретической части определения всех видов особо охраняемых природных территорий. Используя раздаточный материал, дополните их примерами заказников и памятников природы нашей республики, например, из Вашего района. Таблица 3 Причины снижения численности и исчезновения видов
Контрольные вопросы 1) Почему снижение биоразнообразия является глобальной экологической проблемой? 2) Какие меры принимаются, чтобы сохранить разнообразие живого на планете? 3) Что такое Красные книги и для чего они создаются? 4) В чем особенности особо охраняемых природных территорий, и какими они бывают? 5) Какие меры по сохранению биоразнообразия приняты в РБ? Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|