Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и метод налогового права.





Основными характеристиками как отрасли права, так и различных институтов внутри нее являются предмет и метод правового регулирования. Безусловно, главным системообразующим фактором, обусловливающим выделение отрасли в правовой системе является предмет правового регулирования, который представляет собой круг общественных отношений, регулируемых нормами определенной отрасли права.

Существуют различные точки зрения по поводу предмета налогового права. Одни юристы к предмету налогового права относят только имущественные отношения, возникающие между плательщиком налогов и государством по уплате налогов (Воронова Л.К.). Другие – любые общественные отношения, так или иначе связанные с налогообложением, в том числе в связи с привлечением лиц, виновных в нарушении налогового законодательства, к уголовной и административной ответственности. Так, Г.В. Петрова считает, что «налоговое право представляет собой отрасль правовой системы, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, т.е. отношения в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления».

В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Республики Беларусь, в предмет налогового права входят общественные отношения, связанные с вопросами установления и взимания налогов с юридических и физических лиц, а также отношения, складывающиеся в процессе осуществления компетентными государственными органами налогового контроля с целью выполнения плательщиками налогов обязанностей по уплате налогов и привлечения виновных должностных лиц к ответственности за нарушение налогового законодательства.

Вторым критерием при определении природы налогового права выступает метод правового регулирования, под которым понимают совокупность приемов и способов воздействия права на общественные отношения.

Анализируя систему воздействия на отношения, регулируемые налоговым правом, можно сделать вывод о том, что основным методом, который используется для регулирования этих отношений, является императивный метод, который заключается в том, что одна сторона (государство в лице специально уполномоченных органов) издает властные предписания, обязательные для выполнения другой стороной (плательщиками налогов и сборов). Широкое применение императивного метода в налоговой сфере обусловлено спецификой налоговых правоотношений, которые опосредуют основанное на властном предписании безвозвратное и безвозмездное изъятие государством части денежных средств у их владельцев.

Указанный метод не может рассматриваться в качестве специфического способа воздействия именно на налоговые отношения, поскольку характерен для иных публично-правовых отраслей (административного права, финансового права и др.), что и принимается во внимание большинством ученых-юристов, рассматривающих налоговое право в качестве подотрасли финансового права.

Большинство представителей теории права придерживаются точки зрения, согласно которой не существует особых «отраслевых» методов правового регулирования, а имеются только императивный и диспозитивный методы, которые являются общеправовыми, применяемыми во всех отраслях (подотраслях) права, с учетом присущих им особенностей в рамках разделения всего правового массива на частные и публичные отрасли права.

В связи с этим следует отметить особенности проявления императивного метода в регулировании налоговых отношений:

- доминирование позитивных обязываний, которые предусматривают определенную модель поведения субъекта налогового права, вступающего в те или иные правовые отношения;

- ограничение правовой инициативы субъектов налогового права, т.е. невозможность ими, как правило, по своему усмотрению приобретать права и обязанности, определять их содержание. Хотя в налоговых отношениях не исключается возможность проявления инициативы со стороны физических лиц и организаций (например, когда плательщик налогов обращается в соответствующие государственные органы с целью предоставления ему отсрочки, рассрочки уплаты налогов, сборов, таможенных платежей). Более того, как отмечает Д.В. Винницкий, важнейшим элементом фактического состава, порождающим возникновение правоотношения по уплате налогов, является факт получения или владения объектом налогообложения (получение дохода, владение имуществом и т.д.) или совершение лицом действий, имеющих экономическое значение и признаваемых объектом налогообложения (реализация товаров, работ, услуг и т.д.), что контролируется самим субъектом налогообложения. Таким образом, можно отметить то обстоятельство, что для метода налогового права характерно ограничение правовой инициативы субъектов налоговых отношений, но не полное ее подавление;

- юридическое неравенство субъектов налогового права, выражающееся в различии содержания их правосубъектности. Государство, как субъект налогового отношения, наделено более широкими правами, чем плательщик налогов и сборов. При этом обязанная сторона (плательщик налогов) находится в функциональной зависимости от властного субъекта и организационно не подчинена ему;

- тесная связь с экономической политикой, проводимой государством, что принципиально отличает данный метод от смежных отраслевых методов, в частности, от административно-правового.

Метод властных предписаний является доминирующим при регулировании налоговых отношений, однако он не исчерпывает всех аспектов налогообложения. В настоящее время предпринимаются попытки совместить при регулировании налоговых отношений императивные и диспозитивные начала, в связи с чем наряду с методом властных предписаний в налоговом праве начинает использоваться диспозитивный метод. Так, О.В. Староверова отмечает, что в современных условиях публичное право все плотнее соприкасается с частным правом. В итоге метод властных предписаний становится как бы более «лояльным» и в него все чаще вписываются черты гражданско-правовых отношений, т.е. допускается некоторая инициатива субъектов налогового права.

Применительно к налоговой сфере диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках налоговых предписаний, что в значительной степени отграничивает ее от диспозитивности гражданского права. В качестве примера юридических дозволений можно привести возможность отдельным категориям налогоплательщикам перейти на упрощенную систему налогообложения (глава 34 Налогового кодекса Республики Беларусь) или уплачивать налоги в общем порядке.

Таким образом, необходимо отметить, что налоговое право помимо своего специфического предмета правового регулирования, имеет также свой собственный специфический метод правового регулирования – императивно-диспозитивный, сочетающих признаки властного подчинения одной стороны общественных отношений другой стороне и некоторую степень свободы выбора субъектами отношений вариантов своего поведения в рамках установленной нормы права.

Таким образом, исходя из специфики предмета и метода правового регулирования, налоговое право – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие между различными субъектами по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.