Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нарушение психических функций при локальных поражениях мозга





Алекса́ндр Рома́нович Лурия разработал структурно- функциональную модель мозга. Он разделил мозг на три блока (любой психический процесс осуществляется если задействованы все три блока):

I-й – энергетический – блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Входит: 1)ретикулярная формация ствола головного мозга, 2)неспецифические структуры среднего мозга, 3)область гипокампа; лимбическая ситема

Функции 1-го блока:

1) поддержание состояния бодрствования;

2) функция поддержания жизни в организме - витальная функция(т.е. принимает информацию о состоянии внутренних органов и регулирует их состояние)

3)лимбическая структура обеспечивает регуляцию эмоциональных и мотивационных состояний;

4)осуществление процесса памяти и внимания.

Нарушения ПФ при поражении структур первого блока:

Если поражается ретикулярная формация - снижается продуктивность ВПФ(непроизвольное внимание и память), нарушается активность, сон. При массивном поражении может стираться грань между сном и бодрствованием.

II- й блок – приема, переработки и хранения информации;

Входит:кора затылочной, височной и теменной части больших полушарий. Информация поступает через зрительную, слуховую и кожно- кинестетическую систему. Функции 2-го блока:

1)затылочная часть коры обрабатывает зрительную информацию;

2)теменная часть коры- сенсорную;

3)височная- слуховую.

Нарушения ПФ при поражении структур второго блока: нарушения ВПФ зависит от того, какая зона коры поражена.

Если поражена первичная зона, то- нарушается восприятие отдельных признаков раздражителя одной модальности (слепое пятно).

Если поражена вторичная зона коры, то- наблюдается нарушение синтеза отдельных признаков воспринимаемого раздражителя в целостный образ одной модальности (агнозии, афазии).

Если поражена третичная зона, то -нарушается комплексный синтез раздражений, поступающих от разных анализаторов, что проявляется в нарушении ориентировки в пространстве.
III- й блок – программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Состав: моторная кора(первичная зона), премоторная кора (вторичная зона) и префронтальная кора(третичная кора) лобной доли г.м.

Он связан с организацией целенаправленной, сознательной психической активности, которая включает в свою структуру цель, мотив, программу действий по достижению цели, выбор средств, контроль за выполнением действий, коррекцию полученного результата.

Нарушения ВПФ при поражении структур третьего блока:

Если поражена моторная кора- затрудняется проведение возбуждения к конкретным мышцам (параличи отдельных групп мышц);

Поражение премоторной коры приводит к нарушению синтеза отдельных движений в единое целое (распад двигательных навыков);

Поражение префронтальных отделов проявляется в нарушении сознательной целенаправленной деятельности.
Способы восстановления нарушения психических функций:

1.Спонтанное самопроизвольное восстановление (Например, произошла травма мозга- следствие отек. Происходит временное затормаживание какой-либо функции. При исчезновении отека- функция самостоятельно восстанавливается);

2. Путем растормаживания. Использование л/п, которые восстанавливают синаптическую проводимость, нарушенную вследствие очагового поражения. Этот метод используют при условии, что все структуры мозга целостны. 3.Внутрисистемная и межсистемная перестройка. Внутрисистемная перестройка происходит, когда внутри одной системы нарушены некоторые звенья(например, если разрушена третичная кора г.м., но первичная сохранена- то первичная берет на себя функции). Межсистемная перестройка, происходит когда нарушены все звенья одной структуры и необходимо включение новых соседних звеньев(например, если полностью разрушена кора левого полушария, то функцию берет на себя правое полушарие).

 

*33. Нарушения психических процессов, свойств и состояний (нарушения ощущений и восприятия, памяти, двигательно-волевой и эмоциональной сферы; патология мышления, сознания и самосознания) и их характеристика. Психопатология и патопсихология.

Психические процессы - это форма существования психики.

Нарушения психических процессов, свойств и состояний могут возникать по различным причинам: травм и патологий головного мозга, врожденных наследственных и генетических заболеваний, в результате стрессов и сильнейших эмоциональных потрясений, утомления.

По органам чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные (тактильные), обонятельные и вкусовые расстройства.

К зрительным расстройствам относят: снижение или усиление остроты зрения; нарушения цветового восприятия; искажения пространственного восприятия; нарушения зрительного узнавания (агнозии); иллюзии и галлюцинации.

К нарушениям слуха относят: нарушения восприятия громкости, высоты, тембра или темпа (ритма) звуков; нарушения узнавания шумов и сигналов (слуховая агнозия); слуховые иллюзии и галлюцинации;

К тактильным нарушениям относят: расстройства ощущений давления, температуры, влажности, боли; иллюзорные ощущения и осязательные галлюцинации; нарушение восприятия схемы тела.

К нарушениям обоняния и вкуса относят: частичную или полную потерю обонятельных или вкусовых ощущений; потерю взаимосвязи между определенным запахом и вкусом и типичным для них объектом; инверсию привычных запахов и вкусов (приятные запахи или вкусы воспринимаются как отвратительные или наоборот).

В основе нарушений ощущений лежит изменение порога чувствительности: снижение или повышение уровня ощущений по отношению к норме.

Нарушения (разрушение ) механизмов памяти проявляются в том, что затрудняется процесс запечатления, страдает оперативная память: или утрачивается информация, хранившаяся в долговременной памяти (блокируется ее воспроизведение): или происходит снижение всех видов памяти. В ряде случаев психотравмирующие воздействия могут иметь своим эффектом улучшение показателей памяти (гипермнезия).

Забывание так же может быть следствием различных расстройств памяти, амнезий. Органические амнезии вызваны повреждением мозговых структур. Аффектогенные амнезии связаны с психологическими травмами. Антероградная амнезия выражается в неспособности сохранять в долговременной памяти новую информацию. Ретроградная амнезия – утрата памяти на события, предшествующие травме. Парамнезии замещают позабытые события.

проявлений нарушения волевой регуляции - снижение силы волевых влечений при различных психических заболеваниях, а также при органическом поражении лобных областей мозга: Апатия - отсутствие чувств, а нередко желаний и интересов. Абулия - психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, ослаблением воли. Тяжелая абулия - симптом, часто сопровождающий кататоническую форму шизофрении (двигательные нарушения), нередко возникает при поражениях лобного отдела мозга.

три вида патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления,- снижении уровня обобщения 2) нарушение динамики мышления состоит в инертности, при которой страдает способность переключаться с одного вида деятельности на другой и лабильности, то есть неустойчивости способа выполнения задания, 3) нарушение личностного компонента мышления-суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях и нарушение критичности и саморегуляции, то есть склонность к бесплодному мудрствованию, тенденция к непродуктивным многоречивым рассуждениям.

Нарушения сознания - состояние характеризуется нарушением ориентировки в окружающем мире и собственной личности с последующей амнезией. 5 синдромов нарушенного сознания:

Оглушение(1 степень- человек в состоянии лёгкого опьянения. несколько рассеяно внимание;2ст-вступить в контакт невозможно. Впечатление глубоко спящего человека. 3ст.- кома-полное отключение сознания)

Делиририй (Наплыв ярких иллюзий и галлюцинаций, дезориентирован во времени и пространстве)

Онероид(сновидное, грёзоподобное, сон наяву. Дезориентировка во времени и пространстве).

сумрачное помрачение(внезапностью: ярость, гнев, злость, агрессия зашкаливает)

аменция(глубокая степень разрушения сознания, бессвязность всех психических действий (не узнают себя в зеркале))

Психопатоло́гия — раздел психиатрии, занимающийся изучением расстройств психики с точки зрения медицины. Основные методы — клиническое наблюдение и беседа. Патопсихоло́гия — практическая отрасль клинической психологии, «изучающая расстройства психических процессов (например, при психических болезнях)» и состояний психологическими методами, осуществляя анализ патологических изменений «на основе сопоставления с характером формирования и протекания психических процессов, состояний и свойств личности в норме».

*34. Предмет, задачи, принципы и методы психологии развития и возрастной психологии. Условия и механизмы психического развития. Детерминанты психического развития ребенка.

Предмет ПР и ВП: это два предмета. ПР рассматривает общие вопросы и закономерности психического развития человека. Возрастная психология изучает факты и закономерности развития психики человека, а также развитие его личности на разных этапах онтогенеза.

предметом ПР и ВП является целостное психическое развитие человека. Задачи: теоретические: описание развития, объяснение Р, прогнозирование Р., коррекция Р.

Практические: определение уровня развития, определение условий Р. и изменения, прогноз стабильности и изменчивости свойств личности, планирование, осуществление и оценка коррекционных мероприятий. Принципы. принципразвития утверждает, что психика постоянно изменяется, развивается. принцип детерминизма ( определенности)– все псих-е явления связаны по закону причинно-следственных отношений. Т.е. все,что происходит в нашей душе имеет какую-то причину. Принцип системн ости - отдельные психич. явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Принцип единства психики, сознания и деятельности. как человек представляет, так и ведет.

Методы: методы организации исследования: лонгитюдный м.и. –исследование одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени; метод возрастных или поперечных срез ов– это сопоставление свойств испытуемых, отличающихся друг от друга хронологическим возрастом или уровнем развития. Методы сбора данных: наблюдение, экспериментальные методы, психологический анализ продуктов деятельности, тестирование. Условия и механизмы психического развития. Условия. Каждый отдельный человек приходит не в пустоту, а входит в определённую уже сложившуюся культуру, присваивая ее материальные и духовные ценности. Культура - явление коллективное, исторически сформированное, прежде всего в знаково-символической форме. Человек осваивает эти реальности в процессе своей деятельности.

Самым интенсивным периодом психического развития яв-ся первые три года жизни человека. Ведущей деятельностью в период раннего детства яв-ся предметно-орудийная деятельность. В процессе этой деятельности трехлетний ребенок психологически входит в мир постоянных вещей, умеет употреблять многие предметы обихода и испытывает ценностное отношение к предметному миру. Именно в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. На третьем году в умственном развитии ребенка происходит важный сдвиг - начинает формироваться знаковая (или символическая) функция сознания. Знаковая функция состоит в возможности использовать один объект в качестве заместителя другого. Знаковая функция, даже в ее простейших формах, начинает влиять на мышление, развивается наглядно-образный тип мышления.

Человек не только осваивает окружающее пространство, но и вырабатывает своё личное отношение к тому, что его окружает. Здесь очень важным фактором становится социальное пространство - это общество, в котором растет ребенок, материальная и духовная сторона человеческого бытия наряду с общением, человеческими деятельностями и системой прав и обязанностей. Одним из важнейших условий развития,входящим в социальное пространство яв-ся общение. Потребность в общении проявляется уже в первые месяцы жизни ребёнка и сопровождает человека всю жизнь. Многое зависит от качества и количества этого общения.

Механизмы. Механизмом присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности является идентификация ( отождествление).

В психологии идентификация представлена как процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.

Различают интериоризационную идентификацию, которая обеспечивает само «присвоение» и «вчувствование» в другого, а также экстрариоризационную идентификацию, которая обеспечивает перенос своих чувств и мотивов на другого. Только во взаимодействии эти идентификационные механизмы дают возможность индивиду развиваться, рефлексировать и быть адекватным социальным ожиданиям.

Механизмом отстаивания отдельным индивидом своей природной и человеческой сущности является обособление.

Детерминанты психического развития (то, что определяет п.р.).1.биологическа-наследственность,физическая конституция человека, инстинкты.2.социальная д. условия.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.