Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет, задачи, принципы и методы организационной психологии





Организационная психология – прикладная отрасль психологии, изучающая все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения организационной эффективности и создания благоприятных условий для труда, индивидуального развития и психического здоровья членов организации.

Объект науки –три уровня анализа – микро-, мета- и макроуровень. На микроуровне изучается человек, включенный в организационные отношения, на мета уровне – группы, объединяющие людей, входящих в организацию, а на макроуровне – организация как система, частью которой являются люди и группы.

Предметом исследования организационной психологии являются разнообразные психические феномены и поведение людей в организациях, а также факторы, их детерминирующие. К ним, прежде всего, относятся трудовая деятельность, личностно-ценностная сфера работников и их профессионально-важные качества, групповые процессы, мотивация, лидерство, организационная культура, разнообразные организационные переменные.

Задачи психолога:

1. Диагностировать в терминах психологического знания организационную проблематику.

2. Проводить исследования, позволяющие конкретизировать специфические организационные переменные, выявлять причинно-следственные связи между поведением организационных субъектов и эффективностью организации.

3. Разрабатывать рекомендации по оптимизации поведения для участников организационного процесса.

4. Внедрять данные рекомендации в организационную среду, учитывая возможное сопротивление сотрудников и менеджеров такой интервенции.

Решение задач организационной психологии всегда направлено на повышение эффективности организационной деятельности за счет использования психологических феноменов, связанных с личностью, группой, их деятельностью, поведением, отношениями и осведомленностью.

Работа организационного психолога предполагает применение целой системы методов.

группы методов: 1) Описание профессионального становления личности, психологических особенностей, стадий становления профессионала, траектории профессионального развития, карьеры, кризисов (лонгитюдного метода, опросных методов) Эти методы могут быть отнесены к генетическим. 2) Психологическая характеристика профессий. Исследование психологического (изучения продуктов деятельности, анализа заданий) Эти методы относятся к праксиметрическим. 3) Измерение профессионально значимых показателей, признаков деятельности и личности(тесты специальных способностей, тесты достижений и обучаемости, опросники профессиональных интересов, ценностных ориентации и профессиональных установок). Эта группа методов относится к классу диагностических. 4) Объяснение особенностей, закономерностей и механизмов профессионального становления(экспериментальные: лабораторный, моделирующий и естественный (полевой) эксперименты). 5) Изучение профессионального становления в процессе коррекции и реабилитации личности(имитационные игры и семинары-тренинги). Это коррекционно-формирующие методы.

Цели, задачи, структура, функции кадровой службы в организации.

Кадровая служба - функциональное подразделение организации.

Основная цель кадровой политики - своевременное обеспечение организации персоналом требуемого качества и в необходимой численности.

Функциями кадровой службы являются:

обработка планов комплектования кадров в соответствии с программой развития конкретной организации; оформление приема, перевода и увольнения работников; учет личного состава; хранение и заполнение трудовых книжек; изучение движения кадров, анализ текучести кадров, разработка мероприятий по ее устранению; анализ деловых качеств специалистов организации с целью рационального использования кадров; работа по созданию резерва на выдвижение на руководящие должности; организация контроля за состоянием трудовой дисциплины и правил внутреннего трудового распорядка; рассмотрение писем, жалоб, заявлений работников, связанных с кадровыми вопросами; участие в комиссиях, связанных с оценкой профессионального уровня подготовки кадров (аттестационных, по проведению квалификационного экзамена для присвоения классного чина, конкурсных и других);

Под организационной структурой отдела кадров подразумеваются его основные и вспомогательные подразделения (иные внутренние структурные единицы). Как правило, эти подразделения концентрируют свою работу на самостоятельных направлениях кадровой работы и тесно взаимодействуют между собой в процессе повседневной деятельности.

Численный состав отдела кадров характеризуется общим количеством работников данного подразделения

Организационная структура отдела кадров определяется, прежде всего, численностью работников предприятия, а также характером (объемом и сложностью) задач кадровой работы.

 

 

Должностные обязанности и условия работы психолога в организации.

Должностные обязанности.

Изучает влияние психологических, экономических и организационных факторов производства на трудовую деятельность работников предприятия в целях разработки мероприятий по улучшению их условий труда и повышения эффективности работы. Выполняет работу по составлению проектов планов и программ социального развития работающих. Участвует в экспериментах по определению влияния условий труда на психику работающих. Анализирует трудовые процессы и психологическое состояние работ­ника во время работы. Осуществляет выбор наиболее актуальных вопросов и проблем, требующих решения (текучесть кадров, нарушения трудовой дисциплины, мало­эффективный труд), определяет пути устранения при­чин, их вызывающих. Дает рекомендации относительно условий оптимального использования личных трудовых возможностей человека с учетом перспективы развития его профессиональных способностей. Участвует в осуществлении мер по производственной и профессиональной адаптации молодых рабочих и специалистов. Подготавливает рекомендации и предложения по внедрению результатов психологических исследований в практику, а также мероприятия по конкретным на­правлениям совершенствования управления социальным развитием, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режи­мов труда и отдыха, улучшению морально-психологи­ческого климата, условий труда и повышению работос­пособности человека, осуществляет контроль за их выполнением. Анализирует причины текучести кадров, подбор и их расстановку, исходя из требований организации труда и управления производством, разрабатывает предложения по обеспечению стабильности кадров, принятию необходимых мер по адаптации работников. Консультирует руководителей предприятия, учреждения, организации по социально-психоло­гическим проблемам управления производством и социального развития коллектива, а также работников, за­нимающихся кадровыми и трудовыми вопросами.

Успешной практической деятельности психолога способствует организация его рабочего места. Психолог должен иметь свой отдельный кабинет. Он должен состоять из нескольких комнат: 1. Рабочего кабинета психолога с сейфом для хранения материалов. Рабочее место психолога должно быть автоматизировано: персональный компьютер с программным обеспечением; фонд психологических методик; закрытые шкафы для хранения психологической информации и документов конфиденциального характера; методические материалы и т.д. 2. Операторского зала, куда помещают всю аппаратуру, обслуживающую сеансы психотерапии (аудиотехника; аудиокассеты с записями психотерапевтического характера; проекционная аппаратура). 3. Психотерапевтического зала - комнаты психологической разгрузки, индивидуального и группового психологического консультирования. Это помещение должно быть оформлено в постельных тонах, успокаивающих оттенках зелёного и голубого в сочетании с тёплым бежевым либо желтым цветом. Плавные линии, не яркий свет, шумоизоляция. Не мало важную роль в кабинете психолога играют температура (оптимальной считается температура от 20 С до 22 С), наличие мебели, способствующей расслаблению, а так же интерьера, создающего иллюзию открытого пространства. Однако наличие рабочего кабинета не означает, что большую часть рабочего времени психолог будет проводить в нем. Необходимо достаточно часто контактировать с людьми на их рабочих местах, быть полноправным членом коллектива и активным участником деятельности организации.

 

49. Психологические особенности реализации основных управленческих функций.

Функции управления – вид управленческой деятельности (исполняется специальными приемами и способами), а также соответствующая организация работ.

Функции российской школы управления: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организация, координация, мотивация, учет и контроль, коммуникация, принятие решений.

Функции управления объединяются процессом выработки и реализации управленческого решения, обладающим универсальными этапами в определенной их последовательности.

Особенность управления обусловливает наличие менеджера –профессионального управляющего, прошедшего специальную подготовку, дающую ему право на выполнение функций по руководству людьми.

Важная особенность функций менеджмента, определенная спецификой российской экономики, состоит в потребности высокой степени адаптивности к изменениям внешней и внутренней среды.

Адаптивность – способность сохранения качественной определенности функции менеджмента при изменениях социально-экономической среды.

Особенность: система средств воздействия и взаимодействия по каждой функции должна обладать гибкостью и обеспечивать меньшие потери ресурсов при изменении социально-экономических и организационно-технических факторов.

Можно выделить три группы психологических эффектов, наблюдаемых в рамках управленческого взаимодействия при реализации функции организации.Психологические эффекты предназначены для создания организационной основы совместной деятельности. Посредством этих методов осуществляется распределение функций, обязанностей, ответственности. Эти методы включают в себя: регламентирование, нормирование, инструктирование.

1. Регламентирование – это закрепление функций или работ за определёнными исполнителями. устанавливается статус звеньев управления, их место в системе взаимосвязи с другими, область автономии.

2. Нормирование - установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности. Результат нормирования – норматив, некоторый стандарт.

3. Инструктирование – ознакомление с обстоятельствами выполнения работ, разъяснением норм, условий реализации нормативных актов. Злоупотребление регламентированием свидетельствует об неадекватной ориентировочной основе в отношении применения методов управления. Эффективное управление предполагает минимизацию воздействия. Избыточность применения любых методов управления не только экономически не выгодна, но и чревата организационными и психологическими последствиями, в частности обесцениванием воздействия. Снижением мотивации собственной активности персонала, его перегрузкой.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.