Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







С экологическими правонарушениями





Подведомственность споров по делам, связанным

Незаконная охота

 

Относительно незаконной охоты (ст. 258 УК РФ) в п. 8 Постановления N 21 указано, что определение понятия "охота" установлено в Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Объективная сторона этого преступления может выражаться в нарушении требований законодательства об охоте, к примеру в случае охоты без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и т.п.

Крупный ущерб при незаконной охоте согласно данным разъяснениям Пленума ВС РФ определяется не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного. В частности, в п. 9 Постановления N 21 указывается на причинение незаконной охотой крупного ущерба экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции этих животных. Специально оговаривается, что крупным является ущерб, причиненный, например, отстрелом лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя (см. также п. 16 Постановления N 14).

В судебной практике можно встретить примеры того, как на основании заключения эксперта в области экологии крупным признавался ущерб окружающей среде, вызванный отстрелом одной косули (Определение Свердловского областного суда от 12.08.2011 по делу N 22-9059/2011).

В Постановлении N 21 поясняется, что незаконная охота (за исключением состава преступления, предусматривающего причинение крупного ущерба) является преступлением с формальным составом, то есть оно будет считаться оконченным с момента начала совершения действий, непосредственно направленных на поиск, выслеживание, преследование в целях добычи охотничьих ресурсов, а также на их добычу, первичную переработку, транспортировку. На это указывалось ранее в п. 17 Постановления N 14.

Специально оговаривается, что в п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ под использованием механического транспортного средства следует понимать лишь транспортные средства с двигателем (к примеру, автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки, вертолеты, самолеты и т.д.). Согласно разъяснениям, приведенным в п. 10 Постановления N 21, незаконной охотой с использованием механических транспортных средств действия лица будут квалифицироваться только в случае, если с их помощью велся поиск животных, выслеживание, преследование в целях добычи или непосредственно в процессе их добычи, а также осуществлялась транспортировка незаконно добытых животных.

В то же время использование механических транспортных средств для доставки людей или орудий охоты к месту ее проведения не является охотой с применением механического транспортного средства или воздушного судна. Эти действия при наличии к тому оснований могут быть квалифицированы как соучастие в незаконной охоте в форме пособничества (п. 10 Постановления N 21).

Ранее в п. 8 Постановления N 14 предусматривалось, что в качестве соучастия в форме пособничества также следует квалифицировать заранее обещанное приобретение добытой преступным путем продукции или ее систематическое приобретение у нарушителя, если скупщик понимал, что тем самым он позволяет преступнику рассчитывать на содействие в сбыте незаконно полученных объектов.

Под способами массового уничтожения птиц и зверей (п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ) в соответствии с п. 11 Постановления N 21 следует понимать действия, связанные с применением таких незаконных орудий или способов добычи, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель животных (например, выжигание растительности в местах обитания животных и т.п.). Если суд установит, что применение запрещенного орудия или способа добычи повлекло или могло повлечь указанные последствия, то перечисленные действия также должны быть квалифицированы по п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ. Для исследования свойств данных орудий или примененных способов добычи могут быть привлечены соответствующие специалисты или эксперты.

В п. 12 Постановления N 21 указывается, что при совершении незаконной охоты группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 258 УК РФ) исполнителями преступления признаются лица, осуществлявшие поиск, выслеживание, преследование и добычу охотничьих ресурсов, производившие их первичную переработку и (или) транспортировку. Лица же, непосредственно не участвовавшие в незаконной охоте, но содействовавшие совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением орудий охоты, транспортных средств, а также приобретающие, хранящие или сбывающие продукцию незаконной охоты по заранее данному обещанию, привлекаются к уголовной ответственности в качестве пособников (ч. 5 ст. 33 УК РФ) при условии, что им было достоверно известно о незаконности охоты.

При этом пособничество следует отличать от совершения преступления в составе группы лиц по предварительному сговору (см., к примеру, Определение Ленинградского областного суда от 22.04.2010 N 22-687/2010).

Специально указывается, что завладение или умерщвление животных, содержащихся в неволе, не следует квалифицировать как незаконную охоту. Названные действия, если они были совершены с корыстной целью, подлежат квалификации как хищение либо уничтожение чужого имущества (п. 13 Постановления N 21).

Также в п. 14 Постановления N 21 указаны способы разграничения незаконной охоты (ст. 258 УК РФ) и нарушений правил охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ). Например, такое разграничение может проводиться по наличию крупного ущерба.

 

Имущественные отношения, возникающие

Компенсация морального вреда

 

В п. 44 Постановления N 21 указывается также, что вред, причиненный здоровью граждан негативным воздействием окружающей среды, является основанием для компенсации морального вреда. Для присуждения указанной компенсации суд должен установить следующие обстоятельства:

- факт причинения вреда потерпевшему;

- какими действиями (бездействием) был нанесен моральный вред;

- какова степень вины причинителя вреда;

- какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим;

- в какой сумме потерпевший оценивает их компенсацию;

- другие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения заявленных требований.

Степень нравственных или физических страданий должна оцениваться судом индивидуально в каждом случае обращения с требованием о компенсации морального вреда. На это также указывалось в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 20.12.1994 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда".

Также Пленум ВС РФ разъяснил, что присуждение компенсации морального вреда осуществляется независимо от вины, если вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (ст. 1100 ГК РФ).

 

 

Подведомственность споров по делам, связанным

с экологическими правонарушениями

 

Пленум ВС РФ разъяснил, что исковые дела по спорам, возникающим из экологических правоотношений, должны рассматриваться в судах общей юрисдикции (п. 30 Постановления N 21). Пленум ВС РФ подчеркнул, что указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от субъектного состава участвующих в деле лиц. Поскольку имущественные отношения участников гражданского (хозяйственного) оборота, возникающие в ходе осуществления этими лицами предпринимательской и иной экономической деятельности, не являются предметом заявленных требований по делам данной категории, то и рассматриваться споры, вытекающие из экологических правонарушений, должны в судах общей юрисдикции, а не в арбитражных судах.

В настоящее время многочисленные споры имущественного характера, вытекающие из экологических правонарушений, рассматриваются в арбитражных судах, что обосновывается ими тем, что согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (см., к примеру, Постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2011 по делу N А19-4812/2011, Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2011 N 06АП-1310/2011 по делу N А73-11360/2010, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2009 по делу N А13-5021/2009).

Также можно упомянуть о том, что в практике судов общей юрисдикции существует позиция, согласно которой прокурор в силу полномочий, предоставленных ему ст. 45 ГПК РФ, вправе обращаться в суд с требованием о защите неопределенного круга лиц независимо от того, причинен ли такой вред в результате экономической деятельности ответчика (см., к примеру, Определение Московского городского суда от 22.06.2010 по делу N 33-18218, Апелляционное определение Амурского областного суда от 15.08.2012 по делу N 33АП-2274/2012, Кассационное определение Амурского областного суда от 15.02.2012 по делу N 33-465/2012). На возможность прокурора участвовать в делах, вытекающих из экологических правонарушений, указывается также в п. 30 Постановления N 21.

 

2. Общие вопросы экологических преступлений

 

Большинство составов экологических преступлений являются материальными, то есть для их наличия необходимо наступление общественно опасных последствий. Например, в ряде статей гл. 26 УК РФ указывается причинение вреда здоровью человека при совершении преступлений. Пленум ВС РФ разъяснил, что под причинением вреда в этом случае следует иметь в виду причинение вреда любой степени тяжести здоровью одного или нескольких лиц (п. 2 Постановления N 21).

Схожие разъяснения также содержались в п. 4 Постановления N 14, однако под причинением вреда здоровью людей понималось не только причинение вреда любой тяжести, но и расстройство здоровья и временная или постоянная утрата трудоспособности.

В Постановлении N 21 расстройство здоровья и утрата трудоспособности не рассматриваются в качестве самостоятельных последствий причинения вреда здоровью человека. Представляется, что это обусловлено тем, что расстройство здоровья и утрата трудоспособности являются критериями определения степени тяжести вреда здоровью (см. Постановление Правительства РФ от 17.08.2007 N 522 "Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека" и Приказ Минздравсоцразвития России от 24.04.2008 N 194н "Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека").

В ч. 1 ст. 247 УК РФ указывается на причинение существенного вреда здоровью человека. В п. 6 Постановления N 21 разъясняется, что под этим следует понимать тяжкий или средней тяжести вред здоровью хотя бы одного лица. А под существенным вредом окружающей среде следует понимать ее загрязнение, отравление или заражение, изменение радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья или жизни человека, и т.п. Более подробное разъяснение того, что понимается под существенным экологическим вредом, можно было увидеть в п. 5 Постановления N 14, где приведены конкретные примеры причинения такого вреда.

Пленум ВС РФ указал, что признак массового заболевания людей (ч. 3 ст. 247 УК РФ) можно устанавливать и на основании заключений соответствующих специалистов или экспертов (п. 6 Постановления N 21).

Также в п. 4 Постановления N 21 было разъяснено, что при отсутствии в статьях гл. 26 УК РФ прямого указания на форму вины соответствующее экологическое преступление может быть признано как совершенное умышленно или по неосторожности при условии, что об этом свидетельствуют содержание деяния, способы его совершения и иные признаки объективной стороны преступления. Притом в п. 4 Постановления N 21 были прямо указаны те преступления, которые, исходя из их сути, могут быть совершены только по неосторожности (ч. 3 ст. 247, ч. 2 ст. 248, ч. 3 ст. 250 УК РФ).

Представляется, что правовая позиция Пленума ВС РФ в отношении возможности совершения только по неосторожности преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 248 УК РФ (нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, повлекшее по неосторожности смерть человека), следует понимать ограничительно, так как само это деяние может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности ("то же деяние", что и в ч. 1 ст. 248 УК РФ). На это прямо указывает Пленум ВС РФ в п. 4 Постановления N 21. В свою очередь последствия преступления (причинение смерти) причиняются по неосторожности.

Если правила нарушаются умышленно, а последствия причиняются по неосторожности, то на основании ст. 27 УК РФ преступление должно считаться в целом совершенным умышленно. В свою очередь, в Постановлении N 21 указано, что в этом случае преступление может быть совершено только по неосторожности.

Пленум ВС РФ разъяснил, что загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств (ст. 250 УК РФ) может быть результатом нарушения не только правил водопользования, но и иных правил и норм в области охраны окружающей среды. В качестве примера в п. 7 Постановления N 21 приводятся ситуации транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов. Об этом свидетельствует также и судебная практика (см., к примеру, Кассационное определение Кировского областного суда от 03.03.2011 по делу N 33-721). Другие примеры объективной стороны такого преступления можно было видеть в п. 9 Постановления N 14.

Следует отметить, что по ч. 2 ст. 250 УК РФ деяние может быть квалифицировано в соответствии с разъяснениями п. 7 Постановления N 21 только в том случае, когда оно было совершено на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации и причинило существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

При квалификации преступлений по ст. 262 УК РФ следует учитывать, что перечень категорий особо охраняемых территорий является открытым (Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях") и судам в каждом случае рассмотрения вопроса о применении указанной статьи необходимо изучать требования режима, установленные для каждой категории особо охраняемых природных территорий (п. 26 Постановления N 21).

Значительность ущерба, причиненного окружающей среде, в результате нарушения режима особо охраняемой природной территории определяется судом не механически, а исходя из конкретных материалов дела. Суд должен обратить внимание на вид охраняемой природной территории, ее значимость, возможность восстановления и т.д. (п. 27 Постановления N 21). В необходимых случаях для определения значительности ущерба могут привлекаться соответствующие специалисты или эксперты.

Пленум ВС РФ также указывает на обязанность суда по индивидуализации наказаний по экологическим преступлениям (п. 28 Постановления N 21, ранее - п. 21 Постановления N 14). Подчеркивается, что в случае необходимости суд может назначить дополнительные меры наказания. К примеру, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК РФ) может быть применено независимо от того, предусмотрено ли оно санкцией конкретной нормы гл. 26 УК РФ. Аналогичное разъяснение также давалось в п. 4 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения Судами Российской Федерации уголовного наказания".

В п. 19 Постановления N 14 уже указывалось на возможность конфискации орудия, оборудования или иных средств совершения преступления, в том числе транспортных средств. В п. 29 Постановления N 21 это разъяснение было дополнено указанием на то, что конфискованы могут быть лишь такие средства совершения преступления, которые принадлежат преступнику, поэтому судам следует в каждом случае устанавливать их собственников. Не может быть конфисковано средство совершения преступления, если оно является для преступника единственным законным источником получения средств к существованию.

Целесообразно отметить, что в судебной практике встречается позиция, согласно которой не может быть конфисковано транспортное средство, которое не выступало орудием совершения экологического преступления, а лишь служило для перемещения преступника к месту совершения преступления (см., к примеру, Определение Верховного Суда РФ от 24.09.2009 N 9-О09-34сп).

Несколько изменились разъяснения Пленума ВС РФ относительно квалификации преступлений, совершенных с использованием должностного или служебного положения (п. 3 Постановления N 21 и п. 10 Постановления N 14). Пленум ВС РФ подтвердил свою позицию, согласно которой такие лица должны отвечать по совокупности преступлений (предусмотренных ст. ст. 201, 285 и 286 УК РФ) только в тех случаях, когда признак использования служебного и должностного положения не указан в соответствующих нормах об экологических преступлениях. Однако в Постановлении N 21 приведен более широкий перечень лиц, действия которых могут быть квалифицированы как действия лиц, использующих свое служебное положение при совершении экологических преступлений.

 

Незаконная охота

 

Относительно незаконной охоты (ст. 258 УК РФ) в п. 8 Постановления N 21 указано, что определение понятия "охота" установлено в Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Объективная сторона этого преступления может выражаться в нарушении требований законодательства об охоте, к примеру в случае охоты без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и т.п.

Крупный ущерб при незаконной охоте согласно данным разъяснениям Пленума ВС РФ определяется не только из количества и стоимости добытых, поврежденных и уничтоженных животных, но и с учетом иных обстоятельств содеянного. В частности, в п. 9 Постановления N 21 указывается на причинение незаконной охотой крупного ущерба экологической ценности, значимости для конкретного места обитания, численности популяции этих животных. Специально оговаривается, что крупным является ущерб, причиненный, например, отстрелом лося, благородного оленя (марала, изюбря), овцебыка, бурого и белогрудого (гималайского) медведя (см. также п. 16 Постановления N 14).

В судебной практике можно встретить примеры того, как на основании заключения эксперта в области экологии крупным признавался ущерб окружающей среде, вызванный отстрелом одной косули (Определение Свердловского областного суда от 12.08.2011 по делу N 22-9059/2011).

В Постановлении N 21 поясняется, что незаконная охота (за исключением состава преступления, предусматривающего причинение крупного ущерба) является преступлением с формальным составом, то есть оно будет считаться оконченным с момента начала совершения действий, непосредственно направленных на поиск, выслеживание, преследование в целях добычи охотничьих ресурсов, а также на их добычу, первичную переработку, транспортировку. На это указывалось ранее в п. 17 Постановления N 14.

Специально оговаривается, что в п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ под использованием механического транспортного средства следует понимать лишь транспортные средства с двигателем (к примеру, автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки, вертолеты, самолеты и т.д.). Согласно разъяснениям, приведенным в п. 10 Постановления N 21, незаконной охотой с использованием механических транспортных средств действия лица будут квалифицироваться только в случае, если с их помощью велся поиск животных, выслеживание, преследование в целях добычи или непосредственно в процессе их добычи, а также осуществлялась транспортировка незаконно добытых животных.

В то же время использование механических транспортных средств для доставки людей или орудий охоты к месту ее проведения не является охотой с применением механического транспортного средства или воздушного судна. Эти действия при наличии к тому оснований могут быть квалифицированы как соучастие в незаконной охоте в форме пособничества (п. 10 Постановления N 21).

Ранее в п. 8 Постановления N 14 предусматривалось, что в качестве соучастия в форме пособничества также следует квалифицировать заранее обещанное приобретение добытой преступным путем продукции или ее систематическое приобретение у нарушителя, если скупщик понимал, что тем самым он позволяет преступнику рассчитывать на содействие в сбыте незаконно полученных объектов.

Под способами массового уничтожения птиц и зверей (п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ) в соответствии с п. 11 Постановления N 21 следует понимать действия, связанные с применением таких незаконных орудий или способов добычи, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель животных (например, выжигание растительности в местах обитания животных и т.п.). Если суд установит, что применение запрещенного орудия или способа добычи повлекло или могло повлечь указанные последствия, то перечисленные действия также должны быть квалифицированы по п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ. Для исследования свойств данных орудий или примененных способов добычи могут быть привлечены соответствующие специалисты или эксперты.

В п. 12 Постановления N 21 указывается, что при совершении незаконной охоты группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 258 УК РФ) исполнителями преступления признаются лица, осуществлявшие поиск, выслеживание, преследование и добычу охотничьих ресурсов, производившие их первичную переработку и (или) транспортировку. Лица же, непосредственно не участвовавшие в незаконной охоте, но содействовавшие совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением орудий охоты, транспортных средств, а также приобретающие, хранящие или сбывающие продукцию незаконной охоты по заранее данному обещанию, привлекаются к уголовной ответственности в качестве пособников (ч. 5 ст. 33 УК РФ) при условии, что им было достоверно известно о незаконности охоты.

При этом пособничество следует отличать от совершения преступления в составе группы лиц по предварительному сговору (см., к примеру, Определение Ленинградского областного суда от 22.04.2010 N 22-687/2010).

Специально указывается, что завладение или умерщвление животных, содержащихся в неволе, не следует квалифицировать как незаконную охоту. Названные действия, если они были совершены с корыстной целью, подлежат квалификации как хищение либо уничтожение чужого имущества (п. 13 Постановления N 21).

Также в п. 14 Постановления N 21 указаны способы разграничения незаконной охоты (ст. 258 УК РФ) и нарушений правил охоты (ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ). Например, такое разграничение может проводиться по наличию крупного ущерба.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.