Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нормативность и индивидуальность активности





Многофункциональности психики соответствует и многообразие видов активности человека. Взаимосвязь, взаимообусловленность свойств, составляющих психику, делают поведение, все виды деятельности, формы активности человека целостным явлением, обнаруживаются в стиле, характере, направленности личности.

Любая человеческая общность – это единство сходного и отличного. Форма общности и форма активности совместно образуют единство сходного и отличного. С одной стороны, личность, ее саморегуляция – это феномены, имеющие социально-психологическую природу, т.е. вне социальных норм активность личности немыслима. Именно в соактивности наиболее полно реализуются потенциалы каждого человека, проявляется его индивидуальность. Органичность связи единичного и общего, индивида и среды показана известным физиологом А. А. Ухтомским: «В условиях нормального взаимоотношения со средой организм связан с ней интимнейшим образом: чем больше он работает, тем больше он тащит на себе энергии из среды, забирает и вовлекает ее в свои процессы» [цит. по: Ершов, с. 46].

С другой стороны, развитое Я – это самостоятельное и самодеятельное образование, которое, опираясь на артефакты и нормы, способно осуществлять уникальные формы активности. К. А. Абульханова-Славская отмечает: «С помощью саморегуляции личность определяет «нужную меру» соотношения значимости для себя и общественной полезности, выбирая соответствующую форму проявления активности» [цит. по: Ершов Взгляд психолога на активность человека, с. 15]. Основой развития человека как личности является его собственная активность. Интегрированность личности достигается тогда, когда вынужденная (из-за давления ситуации) активность практически не отличается от активности, предпринимаемой по собственному побуждению субъекта.

В рамках проблемы нормативности и индивидуальности активности следует рассматривать и известный в социальной психологии феномен конформизма, когда человек осознанно или неосознанно поддается групповому давлению и изменяет свое отношение, мнение, поведение. Конформизм может быть внешним (меняется поведение при неизменных установках) или внутренним (меняется и поведение, и установки). Того, кто чрезмерно соглашается с другими, не рефлексируя значение ситуации, называютконформистом, того, кто идет вопреки мнению группы, характеризуют какнонконформиста. Кто из них склонен в основном к нормативной активности, а кто – к индивидуальности активности?

В любой культуре, в любом социально-историческом образе жизни существует своеобразная «зона неопределенности», в которой и проявляется индивидуальная (ненормативная) активность.

Нормативность.Почти к любым жизненным ситуациям применимы правила поведения, обязательные в данной субкультуре и восходящие к ее традициям. Причины поступков, их цели и средства часто очевидны для современников, принадлежащих к той же культурной среде, поэтому при нормативном поведении вряд ли кому-нибудь, исключая психологов, вздумается ставить вопрос «Зачем?». Люди определенным способом утоляют голод и жажду, вступают в союз с партнером противоположного пола, воспитывают детей, приобретают друзей, пытаются улучшить для себя (иногда и для других) социальные и экономические условия, стремятся побольше узнать и понять, а также делают многое другое.

Индивидуальность.Действие становится индивидуальным, когда его нельзя отнести к конвенциональным ни на стадии целеполагания, ни на стадии его осуществления. (Помните, у С. Есенина: «Мне осталась одна забава…»?). В отличие от нормативного индивидуальное действие требует ответа на вопрос «Зачем?», т. е. ответа на вопрос о мотивах. Заметим, что иногда такое действие требует от человека и оправдания своего поступка. Так, в случае преступления ищут его мотив, а преступнику приходится отвечать за содеянное. Индивидуальным действие является:

когда ни влияние, ни принуждение, ни отрицательные последствия не могут заставить человека отклониться от избранного курса;

когда человек, столкнувшись с привычной для него ситуацией, ведет себя в ней иначе, нежели раньше;

когда действие само по себе оказывается противоречивым;

когда человек в различных ситуациях ведет себя не нормативно-различно, как другие, а одинаково.

Разумеется, между нормативным и индивидуальным действием нет жесткой границы. И в нормативном действии можно при ближайшем рассмотрении обнаружить индивидуальные различия, которые могут вызвать вопросы «Зачем?» или «Почему?». Так, действия разных людей в одинаковых условиях могут определяться одними и теми же целями, но различаться по степени энергичности и упорства; или, скажем, одни люди на разнообразные ситуации отвечают разнообразными действиями, в то время как другие в тех же ситуациях действуют более однообразно.

Индивидуальным действие делает то, что оно всецело не определяется условиями ситуации. Такое впечатление часто возникает, когда психологу приходится обращать внимание на различия между людьми, действующими в одинаковых условиях. По-видимому, нечто находящееся у людей где-то «внутри» побуждает, толкает или заставляет их в данной ситуации поступать так, а не иначе.

Трагедия отдельной личности, группы нередко бывает вызвана тем, что к ним умозрительно применяются стандарты, стереотипы. Люди загоняются в рамки расовых, национальных, классовых, партийных, религиозных, профессиональных и других предписаний, норм. Диктат стандарта, принудительно внедряемый во все области жизни и деятельности, чреват угрозой бесчеловечного тоталитаризма. Э. Фромм показал, что многие люди совсем не против такого развития событий и отказываются от свободы. Ведь, действуя в строго очерченном нормативном пространстве, человек ничем не рискует.

Профилактикой данного положения вещей служит особое отношение к себе, к своей жизни, к Другому. Уже упоминавшийся нами А. А. Ухтомский полагал, что развитие личности – это развитие ее доминант, их качества, содержания направленности. Он распространял принцип доминанты на мотивы поведения, отношения человека к другим людям, а точнее – одного лица к другому. Он писал: «…только там, где ставится доминанта на лицо другого как на самое дорогое для человека, впервые преодолевается проклятие индивидуалистического отношения к жизни, индивидуалистического миропонимания, индивидуалистической науки. Ибо только в меру того, насколько каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается мир другого. И с этого момента, как открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице». И далее: «Доминанта на лицо другого – одна из самых трудных, на первый взгляд, пожалуй, и недостижимых в том чистом виде доминант, которые нам придется воспитать в себе» [цит. по: Ершов Взгляд психолога на активность человека, с. 48].

Такое отношение к другому человеку противостоит «объектному» межличностному восприятию, описанному А.У. Харашем.

Мы здесь только добавим, что выраженная доминанта на лицо другого – это не потеря индивидуальной активности, а высший уровень ее проявления. Без такой доминанты практический психолог просто непрофпригоден. (Здесь ощущается общность позиций с интерсубъектным подходом Л.С. Выготского, с идеей о диалогической форме существования личности М. М. Бахтина, с пониманием Я – Ты отношений М. Бубером как постулирующих сущность человека, с представлениями К. Роджерса о встречеи об эмпатии как средстве достижения этой встречи).







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.