Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Практикум по культуре русской устной и письменной речи





Практикум по культуре русской устной и письменной речи

Раздел 1. Формы устной и письменной речи. Языковая норма.

Тема 1. Формы речи. Устная и письменная форма речи. Жанры речи.

1. особенности устной и письменной формы речи.

Устная форма - первична по отношению к письменной. Устная речь обычно менее подготовлена, в ней больше оговорок, повторов, междометий. Устная речь обладает средствами звуковой выразительности: темпом и тембром, паузами, логическими ударениями, силой звучания. Кроме того, она может сопровождаться жестами, мимикой.

Письменная форма - вторична. Она появилась из-за потребности передавать речь на расстоянии и сохранять ее на долгие времена. Письменная речь более строга, сложна по форме, более полна и логична по содержанию, в ней соблюдаются литературные нормы.

2. Кодифицированная устная речь, ее особенности.

К коммуникативным признакам кодифицированной (нормированной) речи относятся: официальность общения, установка на официальное общение, подготовленность речи, соответствие литературной норме, большая соотнесенность с письменной формой речи, общепонятность.

3. Разговорная речь, ее особенности.

Разговорная речь в отличие от других разновидностей литературного языка – речь некодифицированная, поэтому при использовании разговорной речи не возникает вопроса о допустимости или недопустимости употребления той или иной грамматической формы, конструкции и т.д. Говорящий свободен в изобретении новообразований. Однако все это не означает полной свободы. Разговорная речь – некодифицированная, но нормированная разновидность литературного языка.

4. Просторечие как форма устной речи, его особенности.

Просторе́чия — слова, выражения, грамматические формы и обороты, употребляемые в литературном языке обычно в целях сниженной, грубоватой характеристики предмета, а также простая непринуждённая речь с этими словами, формами и оборотами. Просторечие свойственно малообразованным носителям языка, оно явно отклоняется от существующих литературных языковых норм. В целом сфера функционирования просторечия весьма узка и ограничена бытовыми и семейными коммуникативными ситуациями.

Основными чертами просторечия являются: общая небрежность речи, малая громкость, быстрый темп, речь неразборчивая, чрезмерное упрощение групп согласных, невыразительная интонация.

5. Понятие речевого жанра.

Относительно устойчивый тематический, композиционный и стилистический тип высказываний (текстов). Будучи культурными формами, Р. ж. характеризуются следующими основными свойствами: нормативны, историчны, характеризуются особым оценочным отношением к действительности, многообразны и разнородны, дифференцированы по сферам человеческой деятельности и общения, являются опорой для творчества.

Тема 2. Основные единицы общения.

6. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества.

Речевое взаимодействие – речевая деятельность субъекта, состоящая из ряда коммуникативных актов, и реакция адресата на речь субъекта..

Взаимодействие общающихся – это обмен в процессе общения не только речевыми высказываниями, но и действиями, поступками. Взаимодействие осуществляется в виде контакта, конфликта, партнерства, сотрудничества, конкуренции и др. Выделяется речевое и неречевое взаимодействие участников общения.

7. Понятие речевого события, его характеристика.

Речевое событие – связный текст, протекающий в контексте речевой ситуации. Оно включает два основных компонента: словесную речь и условия, обстановку, в которой происходит речевое общение. (речевой коммуникации). «Сцену действия», или так называемый «внеличностный контекст» события: 1) тип события или его «жанр» (например, урок); 2) тема события (урока); 3) функция (сообщение информации, проверка знаний, выработка навыков и пр.); 4) обстановка (место и время).

Вторую группу элементов Р. с. образуют существенные признаки участников: их социальный статус, ролевые отношения (в нашем примере — учитель и ученики; их роли в общении неравнозначны — учитель ведет общение, направляет его ход, организует его; соответственно он обладает особым «правом на речь» и правом предоставлять это право по своему выбору ученикам).

8. Основные признаки речевой ситуации.

Речевая ситуация— это ситуация общения, включающая в свои границы как предмет речи, так и участников общения, их характеристики, взаимоотношения, время и место высказывания. Речевая ситуация помогает правильно понять смысл сообщения, уточнить его целевую функцию (рекомендация, просьба, угроза и т. п.), выявить причинно-следственные связи данного высказывания с другими событиями.

1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, другие значимые условия),

9. речевой этикет.

Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях. Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений. Для овладения этикетом речевого общения, требуются знания из различных гуманитарных областей: лингвистики, истории, культурологи, психологии.

Тема 3. Языковая норма, ее роль в становлении и развитии литературного языка.

10. Понятие литературной нормы.

 

Языкова́я но́рма — исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, признаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период. Норма является одним из существенных свойств языка, обеспечивающих его функционирование и историческую преемственность за счёт свойственной ей устойчивости, хотя и не исключающей вариантности языковых средств и заметной исторической изменчивости.

 

11. Орфоэпические нормы.

Орфоэпические нормы регулируют произношение отдельных звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

12. Морфологические нормы.

Морфологические нормы – это правила, которые регулируют все процессы морфологии. В свою очередь, морфология – это раздел грамматики русского языка, который изучает части речи, их формы, а также правильное образование одних частей речи из других и различных форм одной и той же части речи.

13. Синтаксические и лексические нормы.

Синтаксические нормы русского языка – это набор правил, которые регулируют составление предложений и словосочетаний, которое является одним из самых важных условий правильной устной и письменной речи.

Лексические нормы русского литературного языка — это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением и с учётом их лексической сочетаемости и стилистической окраски.

Основным требованием лексических норм является употребление слов в соответствии с тем значением, которое им присуще.

Раздел 2. Публичная речь, ее подготовка.

Раздел 3. Функциональные стили русского литературного языка.

Тема 5. Разговорный стиль.

30. Общая характеристика разговорного стиля. Его стилевые черты.

Разгово́рный стиль— функциональный стиль речи, который служит для неформального общения, когда автор делится с окружающими своей информацией по бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.

Распространенная форма – диалог, реже – монолог.

31. Языковые особенности разговорного стиля.

Форма реализации разговорного стиля — диалог, этот стиль чаще используется в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала. В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.

Для разговорного стиля характерны эмоциональность, образность, конкретность, простота речи.

32. Правила ведения разговора.

Раздел 4. Культура речи.

Практикум по культуре русской устной и письменной речи







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.