Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессиограмма педагога и ее компоненты.





Учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности в четкости социальной и профессиональной позиций.

Позиция педагога — это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию.

ПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ - перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя. В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой — научно-теоретическую и практическую подготовку как основу профессионализма.

Три основных комплекса требований, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Учителю нужны умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Профессия учителя предполагает потребности: в сотрудничестве, в достижениях, творчестве, в самопознании, в эмоциональных контактах. Педагогическое призвание, педагогический долг и ответственность.

Отличительными чертами учителя являются: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.

6. Понятие о педагогическом мастерстве. Педагогические умения и педагогическая техника как компоненты педагогического мастерства.

Мастерство педагога — сплав знаний, профессиональных умений, личностных качеств и опыта. Опыт, педагогическая и методическая работа обеспечивают рост знаний, умений, развивают личностные свойства учителя в процессе практической деятельности. Ученые выделяют следующие группы педагогических умений: гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, прикладные.

Гностические (познавательные и диагностические) умения — это, во-первых, умения работать с разными видами информации в решении педагогических задач, получать, обрабатывать и использовать информацию, умение работать с новыми информационными технологиями — словом, владеть информационной, методологической и научно-методической культурой; а во-вторых, это умения анализировать педагогическую реальность, состояние процесса воспитания, диагностировать, т. е. изучать учащихся, выявлять проблемы в их развитии и воспитании и формулировать их как свои педагогические задачи.

Конструктивные умения: умения проектировать, планировать воспитательную и учебную работу, определять состав и порядок действий для достижения целей, разрабатывать технологию решения педагогических задач, иначе говоря, определять цели, содержание, средства, методы и формы работы с учениками.

Организаторские умения: умения вызвать интерес учащихся к деятельности, руководить разными видами их деятельности, инструктировать, распределять, использовать разные способы и формы организации учащихся во внеурочной работе.

Коммуникативные умения: воспринимать и понимать учащихся, проявлять способность к эмпатии, умения обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие в процессе общения, строить педагогически целесообразные отношения с учащимися, правильно разрешать конфликты впедагогической работе.

К прикладным умениям надо отнести очень желательные для учителя умения в области искусства, ремесла, спорта, досуга: рисовать, играть на сцене, петь, сочинять стихи, фотографировать и пр.

Особой составной частью педагогического мастерства является педагогическая техника, которая составляет комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся именно психофизическими средствами: голосом, жестом, взглядом и своим непосредственным состоянием, чувствами. К психотехническим умениям учителя относятся техника и культура речи, мимика и пантомимика, владение своим психическим состоянием, умения психофизиологической саморегуляции, в частности с помощью системы аутотренинга.

7. Педагогическое взаимодействие как базовая категория педагогики.

Педагогическое взаимодействиепреднамеренный контакт (разной продолжительности по времени) педагогов и воспитанников, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

Сущностью педагогического взаимодействия является прямое или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга, порождающее их взаимную связь.

Педагогическое взаимодействие реализуется при условии:

а) целенаправленного педагогического влияния;

б) активного восприятия и усвоения воспитанником разнообразных форм
социокультурного опыта.

Под прямым воздействием понимается непосредственное обращение к ученику, предъявление ему определенных требований или предложений. Более эффективным является косвенное воздействие, суть которого заключается в том, что педагог направляет свои усилия не на ученика, а на его окружение. Косвенное взаимодействие чаще используется в работе с подростками, для которых характерно появление своей субкультуры.

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны: функционально-ролевую и личностную.

Функционально-ролевая сторона взаимодействия педагога с учащимся обусловлена объективными условиями педагогического процесса, например контролем результатов деятельности учащихся.

Личностная сторона педагогического взаимодействия в большей степени затрагивает мотивационно-смысловую сферу учащегося.

Воздействие педагога на ученика может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Механизмами преднамеренного влияния являются убеждение и внушение.

С внушением тесно связано подражание. Подражание включает в себя идентификацию (уподобление) и обобщение.

Эмоциональная идентификация (зажить его чувствами и мыслями) является важнейшим компонентом процесса педагогического общения как перед организацией воздействия, так и после него.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.