|
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙСтр 1 из 4Следующая ⇒ Им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»
А. Б. Гехт Т. С. Комиссарова В. И. Мосеев И. А. Цверианашвили ИСТОРИЯ СВЯЗИ Практикум СПб ГУТ)))
Санкт-Петербург УДК ББК
Рецензент доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой телевидения и метрологии СПбГУТ А. А. Гоголь Рекомендовано к печати редакционно-издательским советом СПбГУТ Гехт, А. Б.
История связи: практикум / А. Б. Гехт, Т. С. Комиссарова, В. И. Мосеев, И. А. Цверианашвили. – СПб.: Изд-во СПбГУТ, 2016. –………..с.
Практикум включает комплекс заданий для практических занятий. Предназначен для самостоятельной подготовки к практическим занятиям и итоговому контролю (зачету) по дисциплине «История связи» студентов-бакалавров, обучающихся по всем направлениям.
УДК ББК
Ó Гехт А. Б., Комиссарова Т. С., Мосеев В. И., Цверианашвили И. А., 2016 Ó Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2016 СОДЕРЖАНИЕ
Антон Борисович Гехт Татьяна Сергеевна Комиссарова Василий Ильич Мосеев Иван Алексеевич Цверианашвили ИСТОРИЯ СВЯЗИ Практикум
Редактор ………………… Верстка ………………………… План 2016 г., п. ………….. Подписано к печати …………….. Объем ……….усл. печ. л. Тираж ……….. экз. Заказ ………… Издательство СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61 Отпечатано в СПбГУТ А. Б. Гехт Т. С. Комиссарова В. И. Мосеев И. А. Цверианашвили ИСТОРИЯ СВЯЗИ ПРАКТИКУМ
Санкт-Петербург ВВЕДЕНИЕ Наш вуз был создан в 1930 г.[1] Здание вуза находилось на набережной реки Мойки, дом № 61 и было хорошо известно петербуржцам: в середине XIX в. этот участок купил титулярный советник Г. И. Руадзе на имя своей жены Марии Федоровны. Новая владелица привлекла к строительству известных архитекторов Р. А. Желязевича и Н. П. Гребенку.[2] Большой зал дома (в будущем – Актовый зал института) сдавался для концертов, любительских спектаклей, литературно-художественных вечеров. С 1859 г. в зале проводил вечера Литературный фонд, среди организаторов которого были Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, А. К. Толстой.[3] В 1929 г. в этом доме разместились Высшие курсы инженеров связи, вскоре ставшие базой для создания института. В его составе были организованы четыре факультета: телефонный, телеграфный, радиотехнический и инженерно-экономический. В том же году открылся рабочий факультет (рабфак) и техникум связи, составившие с институтом единую структуру, названную Ленинградским учебным комбинатом связи (ЛУКС). Первоначальное название вуза – Ленинградский институт инженеров связи (ЛИИС). Его создание не случайно совпало по времени с первыми пятилетками и начавшейся индустриализацией, включавшую также интенсивное развитие телефонных сетей и создание отечественной промышленности по производству телефонного и телеграфного оборудования. Стране требовались и молодые инженерно-технические кадры, и качественные изменения в технических средствах связи. В последующие годы вуз дважды переименовывался: · 1938 – Ленинградский электротехнический институт связи (ЛЭИС). В этом названии в 1940 г. было увековечено имя М. А. Бонч-Бруевича (1888–1940), одного из основоположников отечественной радиотехники.[4] В 1930-е годы в должности профессора он руководил кафедрой теоретической радиотехники, являлся заведующим радиофакультетом, заместителем директора института по учебной части. · 1993 - ЛЭИС получил статус университета и тогда же появи- лось новое название: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ). В этом названии отражена современная потребность не только в специалистах-связистах, но и в ИТ-профессионалах в области информационных систем, компьютерных технологий, т. е. направлениях, ставших главными в образовательном процессе вуза. Качественная подготовка специалистов включает в себя ряд условий, в том числе наличие знаний по истории развития науки и техники, особенно в тех областях, которые являются профессией выпускника вуза. Исходя из этого, в СПбГУТ на всех факультетах введен специальный курс «История связи». Понятие «связь» является многозначным термином и в широком смысле определяется как взаимодействие или общение с помощью природных (естественных) или технических средств. Поэтому можно считать, что средства общения (связи) в природе появились вместе с зарождением жизни и совершенствовались с эволюцией всего живого на Земле. На уровне высокоорганизованных животных мы наблюдаем определенное взаимодействие, достаточно разнообразное общение с помощью знаков, жестов, символов и звуков, заложенных на генетическом уровне. В то же время человека от животных отличают осмысленные действия и речь. Таким образом, можно говорить о появлении визуальной и звуковой связи уже на заре развития человеческой общности. С развитием общества и освоением новых территорий возросла дальность передачи сообщений: появились гонцы, барабаны, дудки, трубы и т. п. С ростом объема информации возникла письменность (произошло отделение информации от человека), которую можно рассматривать как один из первых способов сохранения информации вне памяти человека. Вместе с развитием цивилизации необходимость в обмене информацией только возрастала, что привело к появлению разнообразных способов передачи сообщений. Это же относится и к средствам записи и обработки информации. Связь нужна была не только быстрой, но и действующей на максимально возможное расстояние. Это требование отразилось в названиях постепенно формировавшихся основных видов связи, где присутствует греческое слово «теле» (вдаль, далеко) – телеграфирование (запись на расстоянии), телефонирование (передача речи на расстояние), телевидение (передача изображений на расстоянии). Кроме того, к основным видам связи относятся почта, радио и Интернет. Наш университет готовит специалистов в области современных систем передачи и приема информации, объединяемых понятием «телекоммуникации». В широком смысле слова телекоммуникации – это средства дистанционной передачи информации (радио, телевидение, телефония, телеграф, телетайп, телекс, телефакс и другие). Впервые этот термин в 1904 г. предложил Эдуард Эстонье (1862–1942), директор Высшей школы почт и телеграфов Франции.[5] Таким образом, с понятием «телекоммуникации» тесно взаимодействует понятие «информация», значение которой резко возросло на рубеже XX–XXI вв. Понятие «информация» (лат. informatio – разъяснение, изложение) можно рассматривать в научном[6] и общеупотребительном (разговорном) смыслах. В последнем случае под информацией понимаются сведения об окружающем мире и протекающих в нём процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.[7] XXI век невозможно представить без различных систем связи, объединяемых понятием «телекоммуникации». Однако редко кто задумывался, какой огромный путь развития прошла эта сфера человеческой деятельности. В зависимости от способа представления информации системы связи можно подразделять на знаковые (телеграф, телефакс), звуковые (телефон), видео и комбинированные системы (телевидение). Наиболее развитой системой связи в наше время является Интернет. Высокая динамичность развития информационных технологий, сфер и областей их применения вызвала ряд социокультурных проблем,[8] привела к появлению теорий информационного общества,[9] которые делят на две группы: · теории, примыкающие к концепциям постиндустриализма и непосредственно из них выходящие, · концептуальные схемы, отмечающие такое общество как особую стадию в историческом развитии. При этом выделяются два подхода, по-разному трактующие историческое место информационного общества: ü информационное общество рассматривается как как фаза индустриального общества, ü информационное общество рассматривается в качестве совершенно нового этапа, следующего за индустриальным обществом.[10] Общими положительными признаками такого общества называются: умственная технология как ведущая (на предыдущих этапах: ручной труд; трудоемкие технологии; машинное производство; капиталоемкие технологии); широкое использование вычислительной техники для решения задач; увеличение скорости обмена информацией, разработка новых средств ее передачи; увеличение числа людей, вовлеченных в этот процесс; высокая информационная культура; равные возможности в доступе к информации всех слоев населения и др. Главная тенденция изменения технологических процессов – возрастание автоматизации, постепенная замена неквалифицированного труда работой машин и компьютеров.[11] Знание истории телекоммуникаций в дополнение к специфическим профессиональным знаниям решает и мировоззренческую, общекультурную задачу. Ведь средства коммуникации создавались усилиями многих ученых, инженеров, изобретателей всех развитых стран планеты. Мир коммуникаций интернационален и с его помощью человечество начинает преодолевать накопившуюся вражду и недоверие между народами. Содержание дисциплины распределено между лекционными и практическими занятиями, являющимися в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основными установленными видами организации учебного процесса. Цель лекции – организация целенаправленной познавательной деятельности бакалавров по овладению программным материалом учебной дисциплины. Она закладывает основы научных знаний в обобщенной форме. Практикум – комплекс заданий для практических занятий, выполняемых бакалаврами самостоятельно. Цели заданий согласуются с целями практических занятий. В этой связи цели выполнения заданий: закрепление полученных самостоятельно знаний; развитие практических умений проработки материалов из соответствующей литературы для использования полученных результатов при подготовке к рубежному контролю; закрепление знаний сложных терминов и определений по темам занятий; развитие способности к самостоятельному мышлению, индивидуальным творческим решениям, к самообучению, в том числе: · знаний процесса формирования и развития основных видов связи (почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения, интернета), процесса развития основных технических идей в этой сфере научно-технических знаний, вклада России в развитие средств связи, · умений понимать взаимозависимость процессов развития об- щества и процессов развития средств связи, читать оригинальную литературу в области профессиональной деятельности для получения необходимой информации, · владений навыками критического восприятия информации, пониманием современного состояния связи. Практикум выступает и как средство обратной связи: бакалавры – преподаватель. Задания рассчитаны на индивидуальное (внеаудиторное при самостоятельной подготовке к практическим занятиям) и групповое выполнение (во время работы в аудитории). Выполнение заданий предусматривает ряд этапов: · предварительная работа над конспектом лекции, · знакомство с научной и учебно-методической литературой по соответствующей теме.[12] Следует знать, что для бакалавров СПбГУТ открыт доступ к электронно-библиотечной системе IPRbooks, содержащей учебники и учебные пособия, монографии, справочные издания, периодические издания.[13] Для подготовки к выполнению заданий рекомендуется использовать и другие возможности интернет-ресурсов:
Правильность выполнения заданий оценивает не только преподаватель, но и студенты-сокурсники, поэтому практикум является коллективным творчеством группы. Практикум рассчитан на 10 занятий, содержание которых включает: · Составление опорного конспекта теоретического материала по теме занятия. Опорный конспект – развернутый детализированный план. Основу составления опорного конспекта составляет анализ самостоятельно найденных данных по теме занятия. Опорный конспект включает только основные положения темы; иллюстрации, схемы, таблицы, показывающие логические взаимосвязи вопросов; краткие примеры практического применения. · Составление глоссария. Глоссарий (лат. glossarium – собрание глосс; др.-греч. глосса – непонятное слово в тексте книги с толкованием) – словарь-справочник терминов с комментариями и примерами. Рекомендации по составлению глоссария:[14] ü выделение основных понятий из опорного конспекта, ü расположение понятий в списке в алфавитном порядке, ü подготовка статьи глоссария, т. е. определение термина с комментариями и примерами. Пример составления глоссария:
· Тематику сообщений (по предложению преподавателя).[15] · Тексты с ошибками. · Обсуждение документальных и научно-популярных фильмов по проблемам истории связи. · Применение метода «экспресс-рецензии».[16] · Составление хронологических таблиц. · Вопросы для обсуждения и повторения. Самостоятельная работа включает также (помимо выполнения индивидуальных и групповых заданий): · подготовку к текущему, промежуточному и итоговому контролю с использованием тестирующих материалов, примеры которых приводятся в конце каждой темы. Авторы выражают благодарность за помощь в работе над практикумом своему коллеге по кафедре В. Н. Фролову. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|