Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Перегудова Т. С, Османова Г. А.





Перегудова Т. С, Османова Г. А.

Вводим звуки в речь.

Картотека для автоматизации звуков [С], [ З ], [Ц]

Логопедам-практикам и заботливым родителям.

СПб.: КАРО, 2007

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 3

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С], [З] И [Ц]................................................................................. 4

Как работать с карточками.................................................................................................... 9

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ..................................................................... 11

Автоматизация звука [С] в начале слов........................................................................... 11

Автоматизация звука [С] в начале слов со стечением согласных............................. 15

Автоматизация звука [С] в интервокальной позиции................................................... 18

Автоматизация звука [С] в конце слов............................................................................. 22

Автоматизация звука [С] в середине слов....................................................................... 26

Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных (звук [С] перед согласным) 29

Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных (звук [С] после согласного) 30

Автоматизация звука [C] в словах, содержащих два звука [C].................................. 32

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 33

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОВАХ...................................................................... 42

Автоматизация звука [З] в начале слов............................................................................ 42

Автоматизация звука [З] в начале слов со стечением согласных.............................. 44

Автоматизация звука [З] в интервокальной позиции.................................................... 45

Автоматизация звука [З] в середине слов....................................................................... 48

Автоматизация звука [З] в словах со стечением согласных
(звук [З] после согласного)................................................................................................ 49

Автоматизация звука [З] в словах, содержащих два звука [З]................................... 50

Автоматизация звука [З] в словах, содержащих одновременно звуки [З] и [С].... 50

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 52

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В СЛОВАХ..................................................................... 66

Автоматизация звука [Ц] в конце слов............................................................................. 66

Автоматизация звука [Ц] в середине слов перед согласным...................................... 68

Автоматизация звука [Ц] в начале слов........................................................................... 68

Автоматизация звука [Ц] в интервокальной позиции................................................... 70

Автоматизация звука [Ц] в словах со стечением согласных...................................... 73

Автоматизация звука [Ц] в словах, содержащих два звука [Ц].................................. 74

Автоматизация звука [Ц] в словах, содержащих звуки [С] или [З] ([С'] или [З']).. 74

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 77

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие представляет собой систему карточек с заданиями для автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Материал традиционно сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке на автоматизацию звуков [С], [З], [Ц] в отдельные группы объединены слова с легко произносимыми звуками (сад, зонт, овца), слова, содержащие шипящие звуки (Саша, зажим, цепочка), слова со звуками [Л] — [Л'], [Р] — [Р'] (сарай, лоза, царь).

Данные группы слов напечатаны разным шрифтом:

• прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками;

курсивом — слова, содержащие шипящие звуки;

жирным шрифтом — слова, содержащие [Л] — [Л'], [Р]—[Р'];

подчеркивание использовалось при выделении слов, содержащих одновременно звуки [С] и [Ц], [З] и [Ц].

Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Карточки пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из целей и задач занятия, этапа логопедической работы.

Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени ее усложнения.

В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение. Продуктивные умения и навыки также способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей.

Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире.

Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопро-изношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.

Постановка звуков [С], [З] И [Ц]

Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

При произнесении звука [С]:

• губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [О] и [У], что приводит к упреждающему округлению губ;

• зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);

• язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;

• вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;

• мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;

• голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Отличие артикуляции звука [З] от звука [С]:

• при звонком звуке [З] голосовые связки смыкаются и приходят в колебание;

• напор выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука [З] становится слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при артикуляции звука [С]. Воздушная струя — узкая, холодная, но более слабая и менее напряженная, чем при произнесении звука [С].

Артикуляция звука [Ц] представляет собой тесное соединение смычного согласного [Т] и щелевого [С]:

• в первый момент язык смыкается передней частью спинки с альвеолами, а кончик упирается в десны нижних резцов;

• мягкое нёбо поднято;

• голосовые связки разомкнуты;

• вслед за этим смычка взрывается, спинка языка отскакивает в положение, присущее артикуляции звука [С].

Насколько разнообразны дефекты в произнесении звуков [С], [З], [Ц], настолько же многообразны способы преодоления их. Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка, боковые края языка, спинка языка. Также необходимы точные движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и движущейся посередине языка). Для выработки необходимых движений губ и языка следует провести серию артикуляционных упражнений.

Упражнения для губ

«Улыбка». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удерживать это положение 5—7 секунд.

«Трубочка». Вытянуть губы трубочкой:

1-й вариант — произносить длительно звук [У] без участия голоса;

2-й вариант — губы вытягивать слегка вперед, как бы образуя квадрат. Зубы сомкнуты.

«Двери открываются». Медленно открывать рот до получения расстояния в 10—15 мм между верхними и нижними зубами, удерживать губы в положении «Улыбка».

«Зайчик». Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, поднять верхнюю губу (наморщить нос), опустить на место.

Опустить нижнюю губу, открыть нижние зубы. Губы и зубы сомкнуты. Повторить 5—7 раз.

Упражнения для языка

«Блинчик». Широкий, ненапряженный язык положить на нижнюю губу.

Следить, чтобы нижняя губа не напрягалась. Верхние зубы должны быть обнажены (то есть сохраняется положение «Улыбка»). Если язык не принимает нужную форму, рекомендуется сделать пассивный массаж, произнести с высунутым между губами языком слоги, например «ба-ба-ба».

По достижении успеха сделать язык широким уже без произнесения этих слогов и дуть узкой холодной струей воздуха до образования желобка по средней линии языка.

«Качели». Поднять широкий язык за верхние зубы, а затем опустить за нижние зубы. Выполнять упражнение под счет 8—10 раз.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

«Горка». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («построили горку»).

«Обезьянка». Покусать боковые края языка (выполнить упражнение «Горка») и, удерживая кончик языка за нижними зубами, прикусить боковые края языка справа и слева (можно произносить «ей-ей-ей»). Если не получается, то произносить звук «и-и-и», максимально растягивая губы и удерживая кончик языка за нижними зубами.

«Киска сердится». Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

«Горка высокаягорка низкая». Кончик языка опустить за нижние зубы, выдвинув среднюю часть спинки языка вперед («высокая горка»). Удерживая кончик языка за зубами, оттянуть среднюю часть спинки языка вглубь рта («низкая горка»). Повторить 3—4 раза.

Упражнения для выработки воздушной струи

«Ветерок». Просто дуть сквозь сближенные губы, контролируя струю выдыхаемого воздуха с помощью поднесенной ко рту полоски бумаги, кусочка ваты, подвешенного на нитке, или просто путем осязания струи на поднесенной ко рту кисти руки.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

«Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, как бы произнося длительно звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Следить, чтобы ребенок не надувал щеки, произносил звук [Ф], а не [X].

«Поющий пузырек». Упражнение проделывается перед зеркалом с широко просунутым между губами языком, прилегающим своими боковыми краями к углам рта. По середине языка должен образоваться продольный желобок. Держа вертикально пузырек (пробирку), следует поднести его отверстием к средней части переднего края языка. Если в момент дутья вдоль языка образуется желобок, по которому устремляется воздушная струя, то при поднесении пузырька (пробирки) к языку должен быть слышен сильный шум, который указывает на правильный уклад языка.

«Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине образовался желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Если ребенок успешно справляется со всеми упражнениями, можно приступать к непосредственной постановке звука.

Наиболее распространенными приемами постановки звука [С] являются следующие:

¨ Приоткрыв рот, показать ребенку перед зеркалом различие между правильной и дефектной артикуляцией, изобразить это с помощью кистей рук. Добившись правильного положения языка, можно включить выдох и дать ребенку возможность ощутить струю выдыхаемого воздуха на поднесенной ко рту кисти руки.

¨ В качестве базы для постановки звука [С] может быть использован звук [Т], если он произносится правильно. Следует попросить ребенка произнести звук [Т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания должно контролироваться при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки. Затем нужно предложить ребенку проделать то же самое, уперев предварительно кончик языка в десны нижних резцов. Постепенно в ходе упражнений фрикативная часть слитного звука удлиняется, а затем и отделяется, после чего ребенку уже можно пояснить, что это и есть правильный звук [С].

¨ В более трудных случаях (при боковом сигматизме) важно добиться прохождения воздушной струи по центру языка, поэтому необходимо особенно большое внимание уделять выполнению упражнений «Ветерок» и «Кто дальше загонит мяч?».

Получив требуемый результат (образование желобка и прохождение по нему струи), предлагаем ребенку поднять верхнюю губу и подуть. Постепенно переводим язык в положение за нижние зубы.

¨ Опустив кончик языка за нижние резцы, ребенку следует прикусить боковые края языка и подуть по центру языка в щелку между зубами.

Звонкий звук [З] легко воспроизводится на основе простого присоединения голоса к фонеме [С].

При автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в словах следует учитывать артикуляторные способности ребенка, его возраст, возможность усвоить семантику, владение слоговой структурой слова.

Как работать с карточками

После постановки звука [С] ([З], [Ц]) логопед выбирает карточку со словами и предложениями, где звук находится в той позиции, которая наиболее удобна для его правильного произнесения. Если у ребенка не сформированы звуки [Л], [Л'], [Р], [Р'], то при отработке [С] ([З], [Ц]) в словах не следует акцентировать внимание на этих звуках или вовсе не использовать слова, напечатанные жирным шрифтом (со звуками [Л], [Л'], [Р], [Р']). При недоразвитии операций фонематического восприятия, навыка дифференциации фонем мы не советуем произносить слова, напечатанные курсивом (слова, содержащие [Ш], [Щ], [Ч]).

Автоматизировать звуки в словах рекомендуется не более 10 минут. После получасового перерыва работу можно возобновить. Перед произнесением слов ребенку следует напомнить правильную артикуляцию звука и попросить его произнести звук [С] изолированно («с-с-с-с-с»).

Далее дошкольнику предлагается произнести слова вслед за взрослым (отраженно) или прочитать их вслух самостоятельно (под контролем взрослого). На начальных этапах работы по автоматизации звука слова следует произносить медленно, выделяя голосом звук [С] ([З], [Ц]).

В книге имеются карточки с картинками, которые можно использовать для автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в самостоятельной речи. Звуки [С], [З], [Ц] в названиях картинок находятся в различных позициях: в начале слова, в его конце, в интервокальной позиции, в словах со стечением согласных.

Детям можно предлагать задания: 1) выбирать из картинок те, в названиях которых звуки [С], [З], [Ц] имеются в начале (в середине или в конце) слова; 2) распределять картинки по количеству слогов в словах — названиях; 3) составлять предложения по двум выбранным картинкам, логично объединяя предметы, изображенные на них, и т. д. Картинки можно использовать в заданиях при дифференциации звуков [С] — [З] — [Ц].

Для успешного введения звука в речь рекомендуется заниматься ежедневно. Перед занятием необходимо создавать положительную мотивацию для произнесения правильного звука. Во время занятия следует в первую очередь отмечать успехи ребенка, не акцентировать внимание на неудачах и целенаправленно их преодолевать вместе с ребенком.


Автоматизация звука [С] в словах

Автоматизация звука [С] в начале слов

Озаглавь и перескажи.

Белки

Белка строит свой домик не только в свободном дупле, но и «вьёт» свое гнездо, которое называется гайно. Белки делают не одно гнездо, а несколько. Если одно испортилось, белка сможет перебраться в другое. Своё гнездо белка «вьёт», как птица. Оно находится в развилке двух сучьев у самого ствола дерева (ели, сосны, лиственницы). Гнездо белка строит из веточек, мха, лишайника.

На зиму белки готовят запасы кормов. Уже с осени они начинают прятать в лесную подстилку орехи и жёлуди. На деревьях в развилке ветвей сушат грибы, их шляпки засовывают под отставшую кору древесных стволов. Зимой беличьи кладовые засыпает снег. Находить запасы помогает тонкое обоняние зверьков. Имея тёплый домик и запасы еды, белка не боится зимы.

Прочитай (прослушай) текст. 68

Озаглавь и перескажи.

Озаглавь и перескажи.

Озаглавь и перескажи.

Озаглавь и перескажи.

В субботу мы с мамой ездили в зоопарк. Там было много зверей. В маленьких клетках затаились пугливые зайцы, за решёткой за нами наблюдал злой волк, а в открытом вольере резвились дикие козы, бегали зебры, задумчиво жевали зелёную траву зубры.

Особенно мне понравились обезьяны. Они кивали головой, как будто здоровались, заигрывали с посетителями, зазывая поиграть с ними в азартную игру, и радостным криком благодарили за угощение.

В отдельном здании находился террариум. Здесь мы познакомились с разными видами змей и ящериц. Для безопасности посетителей они находились за толстым стеклом.

В зоопарке нам очень понравилось, и мы обязательно привезём сюда своих друзей и знакомых.

Автоматизация звука [Ц] в словах

Автоматизация звука [Ц] в конце слов

Повтори (прочитай) слова: 1а

[ИЦ], [АЦ], [ЙАЦ]

месяц паяц плац блиц

[ЭЦ], [ЙЭЦ], [ИЦ]

певец конец китаец птенец
гонец венец японец индеец
тунец юнец канадец иноходец
купец боец кубинец китобоец
танец немец жнец пехотинец
отец ненец чтец канатоходец

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЭЦ], [ИЦ] (в словах со звуками [Р], [Л])

телец горец ленивец хлебец
ларец палец румянец продавец
жилец леденец дворец армеец
ловец холодец глупец индеец
голец молодец хитрец гвардеец
торец удалец творец владелец
рубец варенец мудрец кормилец
борец голубец пловец марганец
ранец огурец беглец долгунец
перец колодец братец итальянец

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 2

Ец, ец, ец — удалой боец.

Тец, тец, тец — научил отец.

Вец, вец, вец — опытный пловец.

Вец, вец, вец — выступал певец.

Рец, рец, рец — рисовать дворец.

Рец, рец, рец — открывать ларец.

Нец, нец, нец — маленький птенец.

Бец, бец, бец — холодный голубец.


Автоматизация звука [Ц] в середине слов перед согласным

Повтори (прочитай) слова: 3

[ОЦ], [АЦ]

ацтек боцман лоцман
лацкан плацдарм плацкарт

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) предложения: 4

Армеец вышел на плац.

В город приехал певец.

На грядке вырос огурец.

Гвардеец — отважный боец.

Путники увидели колодец.

Отец пригласил даму на танец.

Удалец-молодец отыскал ларец.

Чтец прикрепил микрофон к лацкану пиджака.

Автоматизация звука [Ц] в начале слов

Повтори (прочитай): 5

[ЦА]

царь цапка царевна
цапля царевич царапина

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЦЫ], [ЦЭ]

цинк цикада цинга циновка
цена цитата цемент цепочка
циан цинния цигейка цыпочки
цыган      

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова:

[ЦЫ], [ЦЭ]

цирк целлофан цилиндр циклёвщик
цикл цикорий цимбалы циферблат
цикля цифра цыплёнок цирконий
целина циклон циркуляр целлюлоза
цитадель циклоп цикламен центрифуга
ценитель циркач целлофан целлулоид
целитель циркуль цирюльник церемония

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 7

[ЦЭ] (под ударением)

цеп цепень центр цербер
цех Цезарь цедра центнер
цель ценник цензор ценность
цепь цент церковь  

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 8

[ЦО]

  цокот цоколь

[ЦУ]

цуг цукат цунами цукини

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) словосочетания: 9

Центр цеха. Цепкий циркач.
Цокольный этаж. Ценная цепочка.
Ценитель цирка. Центнер цемента.
Целовать царевну. Цукаты в целлофане.

Автоматизация звука [Ц] в интервокальной позиции

Повтори (прочитай) слова: 10а

[ЦА]

пицца кожица пятница единица
куница конница пуговица путаница
кашица птица медуница медяница
девица умница медведица утятница
водица бойница конфетница кацавейка

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 10б

[ЦА] (в словах со звуками [Р], [Л])

рыцарь волчица рукавица падчерица
корица матрица половица капельница
курица львица луковица угольница
палица больница поленница кормилица
улица граница жужелица перечница
троица тигрица околица кружевница
горница зарница любимица каракатица
мельница петлица лечебница гололедица
мыльница таблица работница учительница

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 11

[ЦЫ], [ЦЭ]

нация мудрецы традиция навигация
рация мотоцикл процедура декорация
ацетон гиацинт трапеция репетиция
бацилла птицелов вибрация интонация
поцелуй акация ацетилен информация
ножницы рукавицы авиация милиционер
платьице официант операция кондиционер

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 12

[ЦЭ]

оценка офицер рецепт фармацевт
наценка прицеп доцент оценщик
уценка прицел процент прицепщик

[ЦО], [ЦУ]

лицо пальтецо ружьецо облицовка
гуцул      

Повтори (прочитай): 13

Целая процедура. Цирковая медведица.
Рецепт для фармацевта. Оценка ученицы.
Луковица гиацинта. Гололедица за околицей.
Центральная улица. Традиционные декорации.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 14

Ица, ица, ица — холодная водица.

Ица, ица, ица — подгорела пицца.

Ица, ица, ица — в поле медуница.

Ица, ица, ица — впереди граница.

Ица, ица, ица — круглая бойница.

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 15а

Ицы, ицы, ицы — купим рукавицы.

Ицы, ицы, ицы — хитрые куницы.

Ицы, ицы, ицы — улетели птицы.

Ицы, ицы, ицы — укрепить границы.


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) чистоговорки: 15в

Ицу, ицу, ицу — обожаю пиццу.

Ицу, ицу, ицу — напугала птицу.

Ицу, ицу, ицу — выучил таблицу.

Ицу, ицу, ицу — обойду границу.

Ицу, ицу, ицу — строили больницу.

Автоматизация звука [Ц] в словах со стечением согласных

888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Повтори (прочитай) слова: 16а

[ЦК] — Донецк, Липецк

[ЦВ'] — цвет, цветок, цветник, цветовод

[ПЦ] — хлебцы, рубцы, голубцы

[ФЦ] — овца, певцы, ловцы, пловцы, ленивцы, продавцы,

Деревцо

[КЦ] — акция, лекция, аукцион, коллекция, коллекционер

[ ] — блюдце, молодцы, холодцы, колодцы, канадцы

[НЦ] — концы, танцы, гонцы, ненцы, пинцет, ланцет,

концерт, концерн, канцлер, леденцы, концовка,

Европейцы

[Л'Ц] — кольцо, тельцы, жильцы, дульце, пыльца,

Крыльцо

[РЦ] — кварц, борцы, ларцы, огурцы, дворцы, перцы,

Озаглавь и перескажи.

Мне нравится бывать в цирке, а любимый аттракцион — танцующие медведи. Они забавно двигаются под музыку, поворачиваются на задних лапах. Зайцы не выступают в цирке. Они пугливые и боятся громкого смеха. Им не нравятся даже аплодисменты. Зато цепкие обезьяны лихо кувыркаются и мчатся на лошадях. Даже тигры и львы совсем не злые в цирке. Они как будто улыбаются зрителям, им хочется показать, как ловко они передвигаются по лестницам и высоким цилиндрам. Когда заканчивается представление, мы с папой идём домой, и у меня ещё долго сохраняется хорошее настроение.


888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888

Прочитай (прослушай) текст. 39

Озаглавь и перескажи.

Орёл

Орёл сизокрылый всем птицам царь. Вьёт он гнёзда на скалах да на старых дубах; летает высоко, видит далеко, на солнце не мигаючи смотрит.

Нос у орла серпом, когти крючком; крылья длинные; грудь — навыкат — молодецкая.

В облаках орёл носится: добычу сверху высматривает. Налетит он на утку шилохвостую, на гуся краснолапого, на кукушку-обманщицу, — только перышки посыплются.

К. Ушинский.

Не ладно скроен, да крепко сшит

Беленький, гладенький заяц сказал ежу:

— Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платьице!

— Правда, — отвечает ёж, — но мои колючки спасают меня от зубов волка и лисицы; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?

Заяц вместо ответа только вздохнул.

По К. Ушинскому.

Перегудова Т. С, Османова Г. А.

Вводим звуки в речь.

Картотека для автоматизации звуков [С], [ З ], [Ц]

Логопедам-практикам и заботливым родителям.

СПб.: КАРО, 2007

Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ.......................................................................................................................... 3

ПОСТАНОВКА ЗВУКОВ [С], [З] И [Ц]................................................................................. 4

Как работать с карточками.................................................................................................... 9

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СЛОВАХ..................................................................... 11

Автоматизация звука [С] в начале слов........................................................................... 11

Автоматизация звука [С] в начале слов со стечением согласных............................. 15

Автоматизация звука [С] в интервокальной позиции................................................... 18

Автоматизация звука [С] в конце слов............................................................................. 22

Автоматизация звука [С] в середине слов....................................................................... 26

Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных (звук [С] перед согласным) 29

Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных (звук [С] после согласного) 30

Автоматизация звука [C] в словах, содержащих два звука [C].................................. 32

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 33

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОВАХ...................................................................... 42

Автоматизация звука [З] в начале слов............................................................................ 42

Автоматизация звука [З] в начале слов со стечением согласных.............................. 44

Автоматизация звука [З] в интервокальной позиции.................................................... 45

Автоматизация звука [З] в середине слов....................................................................... 48

Автоматизация звука [З] в словах со стечением согласных
(звук [З] после согласного)................................................................................................ 49

Автоматизация звука [З] в словах, содержащих два звука [З]................................... 50

Автоматизация звука [З] в словах, содержащих одновременно звуки [З] и [С].... 50

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 52

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В СЛОВАХ..................................................................... 66

Автоматизация звука [Ц] в конце слов............................................................................. 66

Автоматизация звука [Ц] в середине слов перед согласным...................................... 68

Автоматизация звука [Ц] в начале слов........................................................................... 68

Автоматизация звука [Ц] в интервокальной позиции................................................... 70

Автоматизация звука [Ц] в словах со стечением согласных...................................... 73

Автоматизация звука [Ц] в словах, содержащих два звука [Ц].................................. 74

Автоматизация звука [Ц] в словах, содержащих звуки [С] или [З] ([С'] или [З']).. 74

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ц] В СВЯЗНОМ ТЕКСТЕ.................................................. 77

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Пособие представляет собой систему карточек с заданиями для автоматизации звуков [С], [З], [Ц] в речи детей. Оно может быть использовано и при развитии фонематического слуха дошкольников, обогащении их лексики. Как известно, расширение артикуляторных возможностей и лексического запаса помогает ребятам усвоить также и грамматический строй родного языка, морфемный состав словоформ, овладеть навыками словоизменения и словообразования.

Материал традиционно сгруппирован в зависимости от позиции автоматизируемого звука в слове, предусматривает сложность слоговой структуры слов, а также наличие тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении. Так, в картотеке на автоматизацию звуков [С], [З], [Ц] в отдельные группы объединены слова с легко произносимыми звуками (сад, зонт, овца), слова, содержащие шипящие звуки (Саша, зажим, цепочка), слова со звуками [Л] — [Л'], [Р] — [Р'] (сарай, лоза, царь).

Данные группы слов напечатаны разным шрифтом:

• прямым шрифтом — слова с легко произносимыми звуками;

курсивом — слова, содержащие шипящие звуки;

жирным шрифтом — слова, содержащие [Л] — [Л'], [Р]—[Р'];

подчеркивание использовалось при выделении слов, содержащих одновременно звуки [С] и [Ц], [З] и [Ц].

Авторы посчитали возможным не исключать из материала слова, нечасто встречающиеся в обиходной речи. По нашему мнению, обогащение словаря следует начинать с учетом основных закономерностей развития речи нормально говорящих детей. Значение новых слов нужно объяснять грамотно и доступно, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Карточки пронумерованы. Однако в практической деятельности учитель-логопед должен исходить из целей и задач занятия, этапа логопедической работы.

Картотека может быть использована и для уточнения звукослоговой структуры слова, так как слова на карточках сгруппированы по степени ее усложнения.

В ходе работы над автоматизацией звука на уровне словосочетаний ребенку можно дать задание составить предложение с данным словосочетанием, распространить предложение. Продуктивные умения и навыки также способствуют развитию связной речи и активизации словаря детей.

Тексты содержат познавательный материал. Они удобны в работе по развитию речи дошкольника и расширению его представлений об окружающем мире.

Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопро-изношения дома, на каникулах, в период отпусков, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.

Постановка звуков [С], [З] И [Ц]

Работа по устранению недостатков произнесения звуков [С], [З], [Ц] в большинстве случаев требует длительных и кропотливых действий. Педагогу необходимо отчетливо представлять правильную артикуляцию данных звуков.

При произнесении звука [С]:

• губы слегка растягиваются в улыбку, исключая те случаи, когда последующими фонемами являются гласные [О] и [У], что приводит к упреждающему округлению губ;

• зубы либо сжаты, либо сближены, остается лишь узкая щель (около 1—2 мм);

• язык упирается кончиком в десны нижних резцов, спинка его выгнута, а боковые края прилегают к верхним коренным зубам;

• вдоль языка, по его середине, образуется желобок, который у альвеол открывается наружу узким круглым отверстием;

• мягкое нёбо поднято и закрывает проход воздуха в носовую полость;

• голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают выдыхаемый воздух в глоточную и ротовую полость. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.

Отличие артикуляции звука [З] от звука [С]:

• при звонком звуке [З] голосовые связки смыкаются и приходят в колебание;

• напор выдыхаемой струи воздуха при произнесении звука [З] становится слабее и щель между спинкой языка и альвеолами уже, чем при артикуляции звука [С]. Воздушная струя — узкая, холодная, но более слабая и мен<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.