|
Подберём слова с противоположным значением.ОТ АВТОРА В книге представлен речевой материал, который создан мною в процессе многолетней работы с детьми и может быть использован учителями-логопедами в работе по устранению недостатков звукопроизношения. Материал представлен в том же порядке, в каком он используется в практической деятельности, когда поставленный звук автоматизируется сначала в слогах и словах, а затем в различных видах речи (чистоговорках, потешках, стихах, скороговорках) с использованием подвижных игр, пальчиковой гимнастики; далее предлагается материал для дифференциации звуков. В последний раздел книги включены упражнения для развития фонематического восприятия гласных звуков, которые проводятся на первоначальном этапе работы с детьми. За годы работы я убедилась в том, что поставленный ребенку звук автоматизируется легче, если на первом этапе его автоматизации используются ритмичные рифмованные слоги и слова (са, са — оса, коса; са, са — салат, лиса), а далее простые стихотворения из четырех или шести строк, которые ребенок легко и быстро запоминает в течение одного занятия. Например: Ворона каркает с утра: — Кар! Кар! Какая красота! Красным красна рябина — Прекрасная картина! Или: Дождик лил, лил, лил. Колос пил, пил, пил. Вот стоит он золотистый, Наливной и шелковистый. Дети без труда запоминают такие стихотворения и автоматически повторяют их в течение дня. Ритмичность, простота содержания и эмоциональная окраска стихов всегда привлекают детей и позволяют им быстрее и успешнее автоматизировать звук. В дальнейшей работе я использую более сложные и длинные стихотворения. С этой же целью мной были придуманы простые скороговорки и потешки, которые дети легко запоминают и часто повторяют. Например: У Бэлы была балалайка И белая-белая лайка. Или: Липа у Филиппа, Калина у Галины. Поскольку дети всегда в движении, то автоматизация звуков происходит легче и быстрее, если в этой работе используются подвижные игры или пальчиковая гимнастика, сопровождаемая стихотворными текстами. Их заучивание требует большего времени и внимания со стороны учителя-логопеда, так как от каждого ребенка нужно добиться не только точного выполнения данного движения, но и правильного сочетания движения с речью. Пальчиковую гимнастику можно проводить как индивидуально, так и коллективно, в подгруппе. Подвижные игры и пальчиковую гимнастику дети любят, движения выполняют с удовольствием, да и результаты не заставляют себя долго ждать, ведь уже давно известно, как благотворно влияет развитие мелкой моторики рук на формирование речи ребенка. Комплексная работа по преодолению у ребенка недостатков звукопроизношения обязательно включает: — формирование правильного звукового восприятия и умений фонематического анализа и синтеза; — исправление нарушений слоговой структуры олова; — развитие грамматического строя речи; — обогащение словарного запаса. Поэтому некоторые упражнения по автоматизации звуков построены так, что позволяют решать лексические, грамматические или фонематические задачи. Так при выполнении лексического задания на подбор антонимов ребенок использует слово с автоматизируемым звуком, например звуком [С]: горький — сладкий дождливый — солнечный низкий — высокий и т. д. В задании «Составь слово из слогов», способствующем профилактике нарушений слоговой структуры слова, также учитывается автоматизация навыков •правильного произношения поставленного звука, например [Л]: па, лам — лампа ло, мо, ко — молоко лав, бу, ка — булавка и т. д. В грамматическом задании «Назови детей ласково» автоматизируется, например произношение звука [Ш]: Ваня — Ванюша Таня — Танюша Катя — Катюша и т. д. Учителям-логопедам и родителям следует помнить о том, что перед любым видом автоматизации или дифференциации звуков ребенку нужно дать установку на четкое произношение заданного звука («Четко произноси звук...», «Помни про звук...» и т.п.). Приведенный в сборнике речевой материал используйте с учетом возраста и речевых возможностей ребенка. Стихи, помещенные в книге, создавались с «узкой» дидактической целью — быть максимально насыщенными изучаемым звуком, чтобы при этом оппозиционные звуки отсутствовали (разумеется, если это не стихи на дифференциацию звуков). Автор выражает глубокую признательность и благодарность Элле Яковлевне Сизовой, старшему преподавателю кафедры логопедии ЛГУ им. А.С. Пушкина, за внимательное прочтение данной работы и ценные замечания. Желаю вам успеха! Автоматизация произношения свистящих звуков [С], [З], [Ц] УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [С] 1. Произнеси четко звук [С] в слогах и в словах. са, са — оса, коса со, со — сок, песок са, са — салат, лиса со, со — сон, носок
су, су — суп, несу сы, сы — сыр, весы су, су — сумка, сук сы, сы — сын, усы су, су — на носу сы, сы — волосы
2. Составим слово вместе. (Ребёнок произносит первый слог «са» («со», «су», «сы»), взрослый заканчивает слово, затем ребёнок называет слово целиком.)
3. Подбери слова со звуком [С]. Звук [С] настоящий — Весёлый, свистящий. Его ты услышишь Сегодня, сейчас В словах сыроежки, Сосиски и квас. Со звуком свистящим Слова называй! Скажи поскорее, не отставай! А теперь найди картинки, названия которых начинаются на «са». 4. Подскажи слово со звуком [С]. И сказала кочерга: «Я Федоре... (не слуга).» К. Чуковский И пришла к Айболиту лиса: «Ой! Меня укусила... (оса)!» И пришёл к Айболиту Барбос: «Меня курица клюнула... (в hoc)!» К. Чуковский Лихо мерили шаги Две огромные ноги. Сорок пятого размера покупал он... (сапоги). С. Михалков Жил человек рассеянный На улице... (Бассейной). Вместо шапки на ходу Он надел... (сковороду). С. Маршак 5. Подберём слова с противоположным значением. Помни о звуке [С]. (Взрослый называет слово, к которому ребёнок подбирает антоним.) Взрослый Ребёнок горький — ...(сладкий) дождливый — ...(солнечный) низкий — ...(высокий) тупой — ...(острый) жидкий —. (густой) худой —. (толстый) плакать — ...(смеяться) мокрый — ...(сухой) темно — ...(светло) юг — ...(север) 6. Послушай слова, назови только те, в которых есть звук [С]. 1) кот, сом, дом 5) река, лиса, нора 2) лак, сад, мак 6) вода, сова, гора 3) лук, суп, дуб 7) лифт, мост, волк 4) рот, нос, лоб 8) печка, маска, кошка 7. Составь слово из звуков. (Прочитав стихи, взрослый произносит отдельные звуки, а ребёнок составляет из них слово.) Наши уши слышат звуки Леса, поля и реки, Лай собак и писк мышат, И визжанье поросят. Ну а нам важней всего Звуки речи: К, Т, О. Звуки ты соединяй, Быстро слово получай. С, О, Н Б, У, С, Ы Н, О, С С, О, Д, А С, У, П С, О, В, А С, Ы, Н ЛЬ, И, С, А О, С, А К, О, С, Ы К, В, А, С С, У, М, К, А С, Т, О, Л С, А, Л, А, Т М, О, С, Т Н, А, С, О, С К, У, С, Т С, А, П, О, Г С, Т, У, Л С, О, С, Н, Ы 8. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [С]. Са-са, са-са — Ас-ас, ас-ас — у Сани коса. у нас новый класс. Со-со, со-со — Ос-ос, ос-ос — у Сони колесо. Влас едет на покос. Су-су, су-су— Ус-ус, ус-ус — несу колбасу. сладок мусс на вкус. 9. Выучи стихи, следи за чётким произношением звука [С]. В ЛЕСУ ВЕСНА В лесу весна, Не спит лиса. Весь день снует Туда — сюда. Не спит и синица, Ей дома не сидится. Сойку с совой Зовёт за собой На солнышко, На свет дневной. СНЕГ С неба сыплет снег, снег, Всюду слышен смех, смех. Мы слепили снежный дом, Санки вынесли потом. Весело с горы несёмся, Все в снегу, а мы смеёмся. С неба сыплет снег, снег, Всё сильнее смех, смех. ОСЕНЬ В лесу осыпалась листва, Густой туман стоит с утра. Не слышен голос соловья, Лишь дятла стук услышал ДЯДЯ АПАНАС — Дядя Апанас, Дай нам сладкий квас. Нет у Апанаса Сладкого кваса, Только кислый квас Пьёт дядя Апанас.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ Саня сам сегодня встал. Сам оделся и сказал: — Сам я сделаю салат, Сам помою самокат, Сам скамейку починю Под берёзками в саду. Посмотрела сестра внимательно: — Стал наш Саня самостоятельный. 10. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произноси звук [С].
У насоса длинный нос, Он свистит, как пылесос.
Сам свалил песок на вал Высоченный самосвал.
А у нас, а у нас Сочный, сладкий ананас!
Ох! Вкусна, сладка капуста, Съели всю, и в миске пусто.
Космонавтом стать хочу, С мамой в космос улечу.
Высокие сосны стоят у реки, У сосен стволы до небес высоки.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [С′] 1. Произнеси чётко звук [С′] в слогах и словах. ся, ся — Ася, сядь си, си — сила, сиг се, се — сера, сев сё, сё — сёмга, всё Говорим вместе. (Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ся» («си»), и называет слово целиком.) А — ся ло — си Ва — ся кара — си Лю — ся ры — си Ду — ся гу — си Мару — ся о — си 3. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [С′]. Се-се-се, се-се-се — сено в сени носим все. Сё-сё-сё, сё-сё-сё — сносим сено всё-всё. 4. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звука [С′]. ВЕСЕЛЬЕ Сима с Сеней Сели на сене, На лесенку сели Вася с Олесей. Пели все вместе Весёлые песни. А напоследок Только для Сени Сима всё пела Песню про сени. — Я пою сейчас для Сени: «Ах вы сени мои, сени...»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[С′] 1. Произнеси слова парами. касса — Ася сом — сёмга масса — Вася осы — оси сад — сядь носы — носи гусак — гусята бусы — гуси усатый — десятый посадки — поросятки 2. Выучи четверостишие. Чётко произноси звуки [С]—[С']. Синий-синий василёк, Он синее неба. Спелый-спелый колосок, Он вкуснее хлеба. 3. Выучи потешки. Чётко произноси звуки [С]—[С′]. Выловили семь сельдей Слава и Евсей. Сеня едет на покос Сено запасти для коз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ [З]—[З'] 1. Говорим вместе. (Ребёнок произносит первый слог «за» («зо», «зу», «зе»), взрослый заканчивает слово, затем ребёнок называет слово целиком.)
А теперь найди картинки, названия которых начинаются на звук [З]. 2. Ответь на вопросы. Помни о звуках [З], [З']. 1) У какого дерева белый ствол? (У берёзы.) 2) Как называют детёнышей козы? (Козлята.) 3) Какую книгу Буратино обменял на билет в кукольный театр? (Азбуку.) 4) Из чего делают поп-корн? (Из кукурузы.) 5) Из чего делают муку? (Из зерна.) 6) Кто из животных имеет окраску в чёрно-белую полоску? (Зебра.) 7) Когда бывают морозы? (Зимой.) 8) Как называется планета, на которой мы живём? (Земля.) Закончи слово. (Взрослый произносит начало слова, а ребёнок закапает, добавляя «цы», и называет слово целиком.)
4. Ответь на вопросы. Помни о звуке [Ц]. 1) Кто появляется из куриного яйца? (Цыплёнок.) 2) Какая птица питается лягушками? (Цапля.) 3) Где показывают дрессированных зверей? (В цирке.) 4) Как зовут маму у волчат? (Волчица.) 5) Как зовут маму у львят? (Львица.) 6) Как зовут маму у тигрят? (Тигрица.) 7) Как зовут маму у медвежат? (Медведица.) 8) Как зовут маму у верблюжат? (Верблюдица.) 9) Кто работает в кузнице? (Кузнец.) 10) Кто возвращается к нам весной из теплых стран? (Птицы.) 5. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ц]. Ца-ца-ца — крутится мельница. Цо-цо-цо — светится кольцо. Цы-цы-цы — скворцы — певцы. Це-це-це — царица во дворце. 6. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Ц]. КУЗНЕЦ Ац-ац, ец-ец Кузьма — кузнец молодец! Ац-ац, ец-ец И подкован жеребец! Целый день наш жеребец Бегал в поле меж овец. Жеребец — удалец, А Кузьма — молодец.
СИНИЦА Птица-синица За окном резвится: Кружится, садится, В окошко стучится. Ей хлебца я вынес И сальца немного. Но сердится мама: — Не стой у порога.
ОСЕНЬ-КРАСАВИЦА Осень-красавица Всем нам нравится. Цветными нарядами Осень славится. Славится осень Цветами, грибами, Цветною капустою и огурцами.
В ЦИРКЕ Наверное, мне это снится: На мотоцикле медведица мчится, Зайцы бьют в бубенцы, Ослицу ведут под уздцы, А на ослице верхом лисица, За ними гордо гарцует куница. Скажите, мне все это снится? Хожу уже я в первый класс. Но в цирк попал я первый раз. Задание. Назови зверей, в названии которых встречается звук [Ц].
СТРАНИЦЫ ДЛЯ СЕСТРИЦЫ Целый вечер развлекал Я свою сестрицу, Целый вечер я листал Страницу за страницей. — Посмотри, сестрица, На этой странице — Конь резвится. На этой странице — Крадётся лисица. На этой странице — Метелица злится. На этой странице — Кружится жар-птица. На этой странице — Львица, волчица... — Устал я, сестрица, Давай спать ложиться. 7. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ц]. Из колодца две девицы Носят вёдрами водицу.
Во дворце у царя и царицы Красуются жар-птицы.
Сестрица-ученица не ленится учиться.
Птица-синица в певицы не годится. Дифференциация звуков [С]-[Ц], [С]-[З], [С']-[З'] УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[Ц] 1. Произнеси слова парами. сок — цок сыр — цирк свет — цвет сухари — цунами судаки — цукаты лисы — птицы сабля — цапля бас — бац 2. Ответь на вопросы. 1) Кто живёт в скворечнике? (Скворец.) 2) Кто поедает листья на деревьях? (Гусеницы.) 3) Где в театре выступают артисты? (На сцене.) 4) Что нужно, чтобы забраться на крышу? (Лестница.) 5) У какой птицы жёлто-зелёная грудка? (У синицы.) 6) Что освещает землю днём? (Солнце.) 3. Составь слово из слогов. (Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.) си, ли, ца — лисица ли, ос, ца — ослица ни, суп, ца — супница ни, стра, ца — страница ни, рее, цы— ресницы ни, си, ца — синица
4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С], [С] и [Ц]. На сцене лисица собак не боится. Не построена ещё лестница, чтоб дотянуться до месяца. Спелая пшеница на солнце колосится.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]-[З], [С']-[З'] 1. Произнеси слова по парам. сайка — зайка Сима — зима сойка — Зойка сила — Зина росы — розы семя — зелень коса — коза сёла — озёра лиса — Лиза семья — земля суп — зуб посёлок — позёмка 2. «Много — один». Следи за чётким произношением звуков [С] и [З]. (Взрослый произносит существительное во множественном числе, а ребёнок в единственном числе, затем наоборот.) арбузы арбуз [С] газы газ [С] рассказы рассказ [С] глаза глаз [С] морозы мороз [С] тазы таз [С] 3. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С] и [З]. Роса легла на розы. Роса блестит, как слёзы.
Судак в садке, сом на песке, Сазаны в тазу, всех домой отвезу.
Глаза у Лизоньки, как у лисоньки. Выучи стихотворение. Я ЛЮБЛЮ ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ Я люблю зелёный цвет. В зелёный цвет весь мир одет. Зелёный лес за тем прудом, Зелёная трава кругом. Зелёные кузнечики-певцы, Жуки, стрекозы, гусеницы. В пруду зелёные лягушки, Зелёные летают мушки, Зелёный цвет моей панамы, Зелёные глаза у мамы. Автоматизация произношения Шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч] УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш] 1. Произнеси чётко звук [Ш] в слогах и словах. ша, ша — шапка, шаг аш, аш — наш, гараж шо, шо — шок, шов ош, ош — грош, хорош шу, шу — шуба, шум уш, уш — душ, муж ши, ши — шина, шип ыш, ыш — мышь, камыш Говорим вместе. (Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя слог «ша», и называет слово целиком.)
3. Назови детей ласково. Следи за чётким произношением звука [Ш]. (Взрослый называет имя, ребёнок подбирает его ласкательный вариант с «ушк» или «юшк».) Ваня — Ванюшка Паша — Павлушка Таня — Танюшка Надя — Надюшка Катя — Катюшка Алена — Аленушка Витя — Витюшка Оля — Олюшка 4. Говорим вместе. (Взрослый произносит начало слова, а ребенок заканчивает, добавляя «шка», и называет слово целиком). Взрослый Ребёнок Ребёнок поду — шка подушка лягу — шка лягушка су — шка сушка пу — шка пушка ватру — шка ватрушка му — шка мушка куку — шка кукушка игру — шка игрушка ми — шка мишка весну — шка веснушка Задание. А теперь сам придумай слова, которые заканчиваются на «шка». Составь слово из слогов. (Взрослый произносит слоги, а ребёнок составляет из них слово.) ши, ма, на — машина ка, кош — кошка баш, ру, ка — рубашка ки, шиш — шишки шик, ков — ковшик шин, кув — кувшин ка, шап — шапка та, каш, ны — каштаны ма, шах, ты — шахматы лы, ма, ши — малыши куш, ку, ка — кукушка буш, ба, ка — бабушка гуш, ля, ка — лягушка 6. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звук [Ш]. Ши-ши-ши — шумят камыши. Ша-ша-ша — камыши для шалаша. Ше-ше-ше — Миша с Пашей в шалаше. Шо-шо-шо — в шалаше хорошо. Аш-аш-аш — дайте карандаш. Ыш-ыш-ыш — его погрызла мышь. Аша-аша-аша — то не мышь, а Паша. Аш-аш-аш — дайте новый карандаш. 7. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звука [Ш]. ЛОВКИЕ МЫШКИ В тишине слышны шаги, Вышли мышки-малыши. Пошушукались немножко, Посидели на окошке, Плошку с кашей нашли, Мышеловку обошли, Обманули кошку ловко: — Мы умней тебя, плутовка! Что им кошки, мышеловки, Наши мышки очень ловки! УШКИ
Ушки есть у мальчиков, Ушки есть у девочек, Ушки есть у зайчиков, Ушки есть у белочек, А еще есть ушки У нашей подушки. Кладите, девчушки, Подушки под ушки.
Задание. Скажи, где находится звук [Ш] в словах «ушки» и «подушка» (в начале, в середине или в конце слова).
НАША БАБУШКА Испекла нам бабушка Пышные оладушки. Наташе с Антошкой — Пирожки с картошкой, Любушке — шанежки, Ванюшке — ватрушки, А кошке Машке Дала простоквашки. Задание. Назови клички животных, в которых есть звук [Ш]. ЛЯГУШКИ Две лягушки, две квакушки Ловят мушек на опушке. Ловят мушек не спеша: — Ах! Погода хороша! Лягушат к себе зовут, Лягушата тут как тут И с мамашами: «Ква-ква», — Ловят мушек до утра. КАМЫШИ — Кыш, кыш, кыш, — шумит камыш. Притаилась мама-мышь: — Не шумите, камыши, Испугались малыши. Разбежались кто куда, Вот несчастье, вот беда!
ДУШ Новый душ купили мы, Уж помоюсь от души! — Ш-ш-ш, — шипит вода из душа, — — Вымыл шею, вымой уши!
ШОКОЛАД Шоколад, шоколад. Это настоящий клад! Вот шоколадный мишка, Рядом с мишкой шишка, Грибок на ножке В шоколадной крошке, Петушок с гребешком В шоколаде густом, Шоколадные орешки Для Наташки-сладкоежки. В гости бабушка пришла, Нам гостинцы принесла. 8. Выучи потешки и скороговорки. Чётко произноси звук [Ш]. Наш шалаш из камыша для мышонка-малыша.
Паша Маше шапкой машет. Шашки у Пашки, шишки у Мишки.
Поймали на мормышку, не ёршика, а мышку. Говорим вместе. (Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя «чка», и называет слово целиком). Взрослый Ребёнок Ребёнок
3. Подскажи слово со звуком [Ч]. Но зато на стадион Проходил бесплатно он. Пропускали дядю Степу, Думали, что... (чемпион). С. Михалков
— Ой, вы, бедные сиротки мои, Утюги и сковородки мои. Вы пойдите-ка, немытые, домой, Я водою вас умою... (ключевой), Я почищу вас... (песочком), Окачу вас... (кипяточком). К. Чуковский
Мой весёлый звонкий... (мяч), Ты куда пустился... (вскачь)? С. Маршак
— Дорогие гости, помогите! Паука-злодея зарубите! И поила я вас, и кормила я вас, Не покиньте меня в мой последний... (час)! К. Чуковский
Дело было вечером, Делать было... (нечего). С. Михалков 4. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звука [Ч]. СОН Сон приходит по ночам, И кочует по домам. Ванечку укачал, Внучке сказку рассказал, Кота на печку уложил И свечку потушил. ВНУЧКА-ПОЧЕМУЧКА Внучка-почемучка Тянет к небу ручки: — Почему на небе тучки? —Почему щенок у Жучки? — Почему мы ночью спим? — Почему чеснок едим? — Почему часы стучат? — Рыбки почему молчат? Отвечайте, что к чему На сто тысяч «почему».
ГРИБОЧКИ На кочке, в лесочке Выросли грибочки: Подберезовички, Подосиновички, А лисички и маслята — В перелесочке, ребята. * * * «Ночка, кочка, бочка», — Пишет наша дочка. Я скажу вам лично, Пишет на «отлично». * * * Золотые одуванчики Любят девочки и мальчики. Ванечки, Танечки, Колечки, Олечки Веночки плетут, песенки поют.
5. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Ч].
На крючке червячок — ловись плотвичка, судачок.
У зайчихи — зайчата, у крольчихи — крольчата. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Щ] 1. Повтори слоги и слова. Чётко произноси звук [Щ].
2. Закончи предложение. Помни о звуке [Щ]. (Взрослый читает предложение, а ребёнок добавляет последнее слово.) В озере водятся зубастые... (щуки). Из капусты варят вкусные... (щи). У нашей собаки родились... (щенки). В огороде растут разные... (овощи). В дождливую погоду надевают... (плащ). 3. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звука [Щ]. КОТИЩЕ Вот так котище! Щёлкой глазищи, Длинные когтищи, Острые зубищи. Щенок из ящика ни шагу — С таким котом Не будет сладу. ЯЩЕРИЦА В щель ящика с утра Залезла ящерица без труда. А ящик клещами открыли, Хвост ящерице прищемили, Но ящерица хитра — Хвост оставила и ушла. 4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [Щ]. Лещ плещется, хвощ хлещется. Щуки и лещи не для щей, а для ухи. У наших щеночков щетинка на щечках. Щавель в роще поищу, щи из щавеля сварю. В чаще чаще рыщет волчище.
Дифференциация свистящих И шипящих звуков [С]-[Ш], [Ц]-[Ч], [С]-[Ч], [С]-[Щ] УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]—[Ш] 1. Замени в слове звук [Ш] на звук [С], назови слово, которое получилось. (Взрослый называет слово, а ребёнок заменяет звуки и произносит полученное слово.) Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок мишка — миска мышь — мыс уши — усы ваш — вас кашка — каска наш — нас шутки — сутки крыша — крыса башня — басня кыш-кыш — кыс-кыс 2. Выучи чистоговорки. Чётко произноси звуки [С] и [Ш]. Язык книзу са-са-са — Сани, сало, колбаса. Язык кверху ша-ша-ша — Шайба, шахматы, лапша.
Язык книзу ас-ас-ас — Квас, Донбасс и ананас. Язык кверху аш-аш-аш — Марш, шалаш и карандаш.
3. Выучи стихотворения. Следи за чётким произношением звуков [С] и [Ш]. ВЕСНУШКИ Солнышко веснушки Сашке подарило На носик и на ушки, Чтоб красиво было.
ПРО САШКУ Смешинка Сашке в рот попала, Смешинка Сашку щекотала. Сашка шутит шутки Уже шестые сутки. Но вдруг смешинка убежала, И Сашке тут же скучно стало. 4. Выучи скороговорки. Чётко произноси звук [С] и [Ш]. Суши сушки для несушки,
Шесть несушек склевали шесть сушек.
Сушит мишка косолапый Шерсть свою косматой лапой.
У Сашки шашки, сушки у Наташки.
Сосны вдоль шоссе стоят, Шишки на ветвях висят.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [Ц]—[Ч] Произнеси слова парами. палец — пальчик кольцо — колечко цветок — цветочек крыльцо — крылечко птица — птичка заяц — зайчик овца — овечка огурец — огурчик Говорим вместе. (Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя «ца», называет слово целиком).
Повтори слова парами.
2. Выучи скороговорки. Чётко произноси звуки [С] и [Ч]. В чистом поле чибисам раздолье.
Часы стучали и стучали, Час за часом отбивали.
В городе Сочи тёмные ночи, Чёрное море синее очень. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ [С]-[Щ] Повтори слова парами. лес — лещ вес — вещь класс — плащ плюс — плющ сели — щели соки — щеки росы — рощи писать — пищат Говорим вместе. (Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя «щий», и называет слово целиком.)
Задание. Придумай предложение с одним из этих слов.
3. Выучи стихотворение. Следи за чётким произношением звуков [С] и [Щ]. В ОТПУСК Новенький, блестящий, Самый настоящий Самолёт идёт на взлёт. Нас он к морю унесёт. Счастлив Санька, Счастлив я, Счастлива семья моя!
Говорим вместе. (Взрослый произносит начало слова, а ребёнок заканчивает, добавляя звук [Л], и называет слово целиком). Взрослый Ребёнок Взрослый Ребёнок по — л пол вокза — л вокзал сто — л стол уко — л укол ко — л кол сигна — л сигнал ма — л мал дяте — л дятел сту — л стул го — л гол за — л зал футбо — л футбол пена — л пенал ба — л бал Составь слова из слогов. (Взрослый произносит слоги, а ребёнок составл<
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|