Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ





ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

Имени Михаила Туган-Барановского»

Институт экономики и управления

КАФЕДРА МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

Полонская Л.А.

 

МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

по

ДИСЦИПЛИНЕ

 

для студентов магистратуры очной и заочной форм обучения

направления подготовки 38.04.02 «Менеджмент»

по профилю «Менеджмент организаций и администрирование»

 

 

ДонНУЭТ

Донецк

 

Содержание

Введение

Содержательный модуль 1. Системная модель управления организацией Тема1. Системная модель управления организацией

Тема 2. Управленческие модели

Тема 3 – Диагностика управления организацией

 

Содержательный модуль 2. Организация управления предприятием

Тема 4– Эволюция предприятия

Тема 5 – Организация управления предприятием

Тема 6 – Управление предприятиями разных организационно-правовых форм собственности

Тема 7 – Организация руководства предприятием

 

Содержательный модуль 3. Управление эффективностью предприятия

Тема 8. Конкурентная политика организации

Тема 9. Управление рискозащищенностью предприятия

Тема 10. Управление эффективностью предприятия

 

Введение

 

В условиях экономических изменений современное предприятие, производящее товары и услуги, сталкивается с множеством проблем. Источниками повышенной сложности управления являются высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на товары и услуги, ужесточение конкуренции, нехватка финансовых ресурсов и т.д.

Задача предприятия состоит в том, чтобы осваивать новые рынки, удовлетворять потребности клиентов. Одновременно она является и задачей руководства, менеджмента. Успехи и неудачи предприятия - это в первую очередь успехи и неудачи менеджмента. Если предприятие работает плохо, нерентабельно, его новый хозяин меняет несотрудников, а руководство.

Работу на предприятии следует организовывать с таким расчетом, чтобы она в максимальной степени соответствовала потребностям сотрудников и позволяла активизировать их работу и повысить ее эффективность. Принимая любые решения, менеджеры должны постоянно иметь в виду не только высокую рентабельность предприятия, но и проблемы существования своих сотрудников, а также потребителей, ради которых предприятие существует и удовлетворение потребностей которых реально обусловливает необходимость функционирования предприятия и работы ее менеджеров. Любое принимаемое решение должно в длительной перспективе свидетельствовать об экономической пользе предприятия. Ну, а то, что дает хорошие результаты только в данный момент времени и на ближайшее будущее, а в отдельном периоде ставит существование предприятия под угрозу, следует расценивать как ошибочное. Таким образом, обеспечение существования предприятия на рынке можно считать главной задачей менеджмента.

Содержательный модуль 1 Системная модель управления организацией

 

Тема 1. Системная модель управления организацией

1.1 Организация как система и объект управления.

1.2 Принципы системного подхода.

1.3 Основные подсистемы предприятия.

1.4 Обеспечение системы управления.

 

Принципы системного подхода

Принципы системного подхода включают:

· «целостность». Целостным считается такое образование, которое имеет новые свойства по сравнению с элементами, входящими в состав этого образования.

· «структурность». Представляет собой возможность описания системы через установление ее структуры, то есть все те связи и отношения системы.

· «взаимозависимость структуры и среды». Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой.

· «иерархичность». Выделение надсистемы и подсистемы.

· «гибкость». Гибкость системы обеспечивается за счет:

- достоверности и быстроты получения информации об изменении факторов и условий деятельности. Для этого в системе должна быть служба мониторинга этих процессов, накопителей информации и надежных каналов связи;

- оперативное регулирование системы. Для этого создается подразделение, осуществляющее реинжиниринг деятельности;

- высокого уровня профессиональной подготовки работников, их готовности переключатся с одного вида работ на другой, готовности менять связи и устанавливать новые отношения;

- быстротой переориентации методов управления на основе ситуационного подхода;

- возможности маневра ресурсами.

Следовательно, основная проблема построения принципов системного подхода – обеспечение сбалансированности всех элементов управления для наиболее эффективного использования потенциала предприятия.

 

 

Тема 2. Управленческие модели

 

2.1. Моделирование управления предприятием

2.2. Характеристика элементов модели управления

 

Моделирование управления предприятием

Отсутствие научно обоснованного подхода к проектированию и созданию систем управления предприятиями (СУП) приводит к преобладанию стихийных или узкоспециализированных решений, не обладающих необходимым потенциалом развития. Закономерным следствием этого становится формирование разнообразных "гибридных" форм хозяйствования и управления, состоящих из элементов разнородных, часто взаимоисключающих подходов, содержащих массу внутренних противоречий, избыточных или нефункционирующих связей.

Внедрение подобных разработок не только не увеличивает эффективность функционирования предприятий, но и заставляет их привлекать дополнительные ресурсы для поддержания неадекватных систем управления. Выход из данной ситуации может быть найден путем строгого следования базовым принципам системного подхода и постулатам классической теории управления.

В частности, уже на концептуальном уровне проектирования СУП необходимо четкое определение общей аксиоматики описания управленческих процессов, т.е. фиксация исходных положений дальнейшего исследования. Необходимо определиться с основными структурными элементами модели управления. В совокупности эти элементы должны образовывать полный и непротиворечивый набор моделей, характеризующий все базовые компоненты контура управления.

Из классической теории оптимального регулирования известно, что модель управления произвольным объектом должна включать:

1) модель наблюдателя;

2) модель объекта управления;

3) модель регулятора;

4) критерий оптимизации (целевой функционал).

Применительно к задаче управления предприятием данный набор элементов модели управления трансформируется в систему, включающую:

1) модель учетно-аналитической системы;

2) модель функционирования предприятия;

3) модель организационно-распорядительной системы;

4) целевую функцию управления и программу развития предприятия.

 

Тема 3. Диагностика управления организацией.

3.1 Сущность диагностики в исследовании систем управления.

3.2 Виды диагностики систем управления.

3.3 Процесс диагностики систем управления.

 

Тема 4. Эволюция предприятия

4.1 Концепция жизненного цикла предприятия.

4.2 Менеджмент на основных этапах жизненного цикла предприятия (ЖЦП).

 

Таблица 8.2 Профиль деятельности предприятий - конкурентов

Показатели Предприятие А Предприятие Б
                                         
1. 2. ...                                        
                                           

 

Завершается данный этап составлением карты сильных и слабых сторон (профиля полярности). Для этого необходимо из оценки деятельности собственного предприятия отнять оценку деятельности конкурента.

 

Таблица 8.3 Профиль полярности предприятий – конкурентов

 

Показатели + Баллы -
                                     
1. 2. .....                                      

 

Полученный знак “+” свидетельствует о сильных сторонах предприятия, а знак “-“ показывает слабые стороны. Диапазон (-2 к +2) является зоной примерного равенства.

5 этап. Определение “ ключевых факторов успеха ”.

Ключевые факторы успеха – это совокупность внутренних характеристик предприятия, которые обеспечивают ему определенное место на рынке относительно деятельности основных конкурентов и позволяют добиться успеха в конкурентной борьбе. Другими словами ключевые факторы успеха – это составные понятия конкурентное преимущество предприятия.

Ключевые факторы успеха для предприятий торговли могут быть сгруппированы следующим образом:

- ключевые факторы успеха, основанные на эффективной маркетинговой деятельности;

- ключевые факторы успеха, основанные на владении знаниями и опытом;

- ключевые факторы успеха, связанные с управлением;

- ключевые факторы успеха, связанные с организацией деятельности предприятия.

 

 

Классификация рисков

 

Классификация рисков заключается в распределении рисков по группам на основе определенных классификационных крите­риев. Это один из этапов анализа рисков, позволяющий в дальнейшем проводить идентификацию и оценку риска, а также разрабатывать методы управления ими.

Существует несколько подходов к проблеме классификации рисков, которые основаны на различных классификационных признаках:

- причины (род опасности), вызывающие неблагоприятные события;

- характер деятельности, с которым связаны соответствующие риски;

- объекты, на которые направлены риски.

Методы снижения риска

Диверсификация рисков

Диверсификация заключается в распределении усилий и капиталовложений между разнообразными видами деятельности, непос­редственно не связанными друг с другом. Если в результате непредвиден­ных событий один вид деятельности может оказаться убыточным, другой, вполне возможно, будет приносить прибыль. Это спасет организацию от банкротства и позволит функционировать в дальнейшем.

Следует различать концентрическую и горизонтальную диверсифика­цию. Концентрическая диверсификация — это пополнение ассортимента изделиями, похожими на уже выпускаемые товары. Горизонтальная диверсификация представляет собой пополнение ассортимента изделия­ми, не похожими на изготовляемые товары, но представляющими интерес для существующих потребителей.

Метод диверсификации позволяет снижать производственные, коммер­ческие и инвестиционные риски.

Страхование рисков

Страхование - наиболее популярный и доступный метод управления риском.

Суть страхования заключается в передаче рисков от их носителя (организации или физического лица) к страховой компании. Лицо, пере­дающее риск, называется страхователем, а лицо, принимающее риск, - страховщиком. Передача рисков осуществляется за определенную пла­ту, которая называется страховым взносом или страховой премией.

Страховые компании предъявляют жесткие требования к тем рискам, которые они могут принять на себя в рамках договора страхования. Это связано с тем, что они стремятся обезопасить себя от убытков и получить прибыль. Из всего набора рисков, присущих деятельности конкретного предприятия, они отбирают только ту их часть, которая удовлетворяет сле­дующим критериям:

• случайный и непредсказуемый характер событий;

• измеримость риска;

• ограниченность потерь;

• относительно небольшая вероятность наступления страхового случая.

 

Базовая

1. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А. Г. Сеферяна. - Спб.: Питер, 2008. - 384 с.: ил. - (Сэр. «Теория менеджмента»).

2. Балабанова Л.В. и прочие. SWOT-анализ - основа формирования маркетинговых стратегий предприятия: Учебное пособие. -донецк: Дондует, 2005.-180с.

3. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. - С.Пб.: Лань, 2002. - 528 с., ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

4. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические и экономические исследования: прогнозные, плановые, экспериментальные исследования. - г.Железнодорожный, Моск. Обл.: ООО НПЦ «Крылья», 2000. - 416 с.

5. Дятлов, А. Н. Общий менеджмент: Концепции и комментарии: учебник / А. Н. Дятлов, М. В. Плотников, И. А. Мутовин. - Г.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

6. Завадський Й.С. Менеджмент: Учебник для студентов вузов: в 2 томах. - К.: Издательство европейского университета, 2002. - 640 с.

7. Зуб А. Т. Антикризисное управление: Учеб. пособие для студентов вузов / А. Т. Зуб. - Г.: Аспект Пресс, 2005.- 319с.

8. Экономическая диагностика: навч. посіб. / Косянчук Т. Ф., Майорова Н. И., Швид В. В. - Л.: Новый Мир - 2007. - 452 с.

9. Крехівський, О. В. Вхождение предприятия в рынок: метод. посіб. для пром. п-в. - К.: Феникс, 2008. - 80 с.

10. Кривов'язюк, И. В. Предприятие в условиях рынка: навч. посіб. для студ. вищ. навч. закл. - Киев: "КОНДОР", 2009. - 840 с.

11. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под общ. ред. д.э.н., проф. И. Ю. Беляевой, д.э.н., проф. М. А. Эскиндарова. - Г.: КНОРУС, 2008.

12. Котельніков, Д. И. Управление предприятием. Словарь-справочник юридических сроков. - К: Кондор, 2009. - 227 с.

13. Левицька, Э. В. Менеджмент предприятий при кризисных условиях: навч. посіб. -Л., 2007. - 176 с.

14. Мишин, В. М. Исследование систем управления: учеб. для вузов. 2-- изд., стереотип. - Г.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 527 с. - (Серия «Профессиональный учебник: Менеджмент»).

15. Менеджмент организаций. Стратегический менеджмент: наук.-метод. рек. относительно вивч. дисц. для студ. ОКР "Магистр" на основе баз. образования из направления подготовь. 8.030601 "Менеджмент" / [викон. Л. А. Полонська, О. О. Гасило, Г. В. Кривенко и др.]. - Донецк, 2010. - 347 с.

16. Монастырский, Г. Л. Теория организации: навч. посіб. - К.: Знание, 2008. - 319 с.

17. Немцов В.Д., Довгань Л.Е., Сініок Г.Ф. Менеджмент организаций: Навч. пособие. - К.: ООО “УВПК “Ексоб”, 2001. - 392 с.

18. Осовська, Г. В. Менеджмент организаций. Для самостоятельного изучения: навч. посіб. / Осовська Г. В., Осовський О. А. - К.: Кондор, 2009. - 378 с.

19. Рульєв В. А. Менеджмент: навч. посіб. / Рульєв В. А., Гуткевич С. О. - К.: ЦУЛ, 2011. - 312 с.

20. Румянцева, З. П. Обшее управление организацией. Теория и практика: учебник. - Г.: ИНФРА-М, 2009. - 304 с.

21. Управление организацией: Под ред. Поршневая А.Г., Румянцевой З.П., Соломатиної Н.А. - 2-ге вид., перероб. и доп. - Г.: ІНФРА-М, 2000. - 669 с.

22. Хомяков, B. I. Менеджмент предприятия. 2-- е вид., перероб. и доп. - К.: Кондор, 2009. - 434 с.

 

Вспомогательная

1. Балабанова Л.В., Мажинський Р.В. Управление маркетинговым потенциалом предприятия: Монография.- Донецк: Дондует, 2005. 153 с.

2. Балабанова Л.В., Слипенький В.В. Стратегическое маркетинговое управление предприятием на основе бенчмаркинга: Монография. Донецк: Донгуэт, 2004. - 171 с.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. - Г.: Гардарики, 2003. - 285 с.

4. Гриньова, В. М. Государственное регулирование экономики: підруч. / Гриньова В. М., Новікова М. М. - К.: Знание, 2008. - 398 с.

5. Дафт Р.Л. Менеджмент. - Спб: Питер, 2000. - 832 с.

6. Дудочник, I. Г. Вступление в общую теорию систем. - К.: Кондор, 2009.- 205 с.

7. Кэри Л. Купер. Организационный стресс. Теории, иселедования и практическое применение / пер. сангл. - X.: Гуманитар. Центр, 2007. -336 с.

8. Кирхлер, Э. Мотивация в организациях / Кирхлер Э., Родлер К. // Психология труда и организационная психология. - Т.1. 2-- е изд., испр. / пер. с нем. -X.: Гуманитар Центр, 2008. - 168 с.

9. Кошелев, А. Н. Эффективная мотивация торгового персонала / А. Н. Кошелев. - Г.: Дашков и К, 2009. - 224 с.

10. Крис Грей. Организации. Теории, конфликты и менеджеры / пер. с англ. - X.: Гуманитар. Центр, 2008. - 196 с.

11. Локир, К. Управление проектами: Ступени высшего мастерства / К. Локир, Дж. Гордон; пер. с англ. А. Г. Петкевич; науч. ред. М. В. Дегтярева. - Минск: Гревцов Паблишер, 2008. - 352 с.

12. Міхасюк, И. Р. Государственное регулирование экономики: підруч. - Л.: «Магнолия 2006», 2008.-220 с.

13. Мошек, Г.Е. Менеджмент: навч. посіб. / Мошек Г. Е., Поканєвич Ю. В., Соломка А. С., Семенчук А.В. - К.: Кондор, 2009.- 392 с

14. Николайчук, В. Э. Менеджмент организаций и процессов [ Текст ]: учеб. пособие на основе афоризмов, шуток, мыслей / В. Э. Николайчук. - Донецк: Донбасс, 2011. - 949 с. - (Серия "Настольно-постельная книга деловара").

15. Полонская Л.А. Менеджмент. Учебн. пособие для студентов дневного и заочного отделений специальностей “Финансы”, “Учет и аудит”, “Банковское дело”.- Донецк: Донгуэт, 2004.- 170 с.

16. Планирование и контроль на предприятии: навч. посіб. / за ред. М. О. Данилюка. – Л.: Магнолия 2006, 2009. - 531 с.

17. Редченко К.И. Стратегический анализ в бизнесе: Учебное пособие.- Вид. 2-ге, доповн.- Львов: Новый мир-2000, Альтаїр-2002, 2003.- 272 с.

18. Роглєв, Х. И. Основы гостиничного менеджмента: учебник. - К.: Кондор, 2009. - 408 с.

19. Сахарцева, П. Риски экономической диагностики предприятия: навч. посіб. / О. В. Шляга; за ред. Г. Сахарцевої. - К.: Кондор, 2008. - 80 с.

20. Свінцицька, О. М. Планирование деятельности предприятия: навч. посіб. 2-- е вид., перероб. и доп. - К.: Кондор, 2009. - 264 с.

21. Сио К.К. Управленческая экономика: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 671 с.

22. Скібіцький, О. М. Антикризисный менеджмент: навч. посіб. — К.: Центр учебной литературы, 2009. — 568 с.

23. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): Опорный конспект лекций. 2-- е изд., доп. - К.: МАУП, 2002. - 152 с.

24. Стадник В.В., Йохна М.А. Менеджмент: Пособие. - К.: Академвидав, 2003. - 464 с.

25. Старостіна, А. О. Риск-менеджмент: теория и практика: навч. посіб. / Старостіна А. О., Кравченко В. А. - К.: Политехника, 2009.- 200 с.

26. Теория управления. Учебн. Пособие./ Полонская Л.А., Сардак Э.В., Шестов С.Н., Гасило Э.А.- Донецк: Донгуэт, 2004.-98 с.

27. Твердохліб М.Г. Информационное обеспечение менеджмента: Навч. посіб. - Вид. 2-ге, доп. и перероб. - К.: КНЕУ, 2002. - 224с.

28. Тюріна, Н. М. Управление финансовой санацией предприятия: учебник / Тюріна. Н. М., Карвацка Н. С. - Л.: Новый Мир - 2000, 2008. - 396 с.

29. Управление экономическим потенциалом предприятия: всеукраинская наук. -практическая конференция, 26 сентября 2008 г.: тезиса / редкол.: О. И. Черевко [и др.]; Харк. держ. ун-т питание и торговли. - Х.: ХДУХТ, 2008. - 255 с.

30. Хачванкян, В. В. Менеджмент, принципы эффективного управления предприятием: учеб.-практ. и науч. пособие. / Хачванкян В. В., Газарян А. З. - Донецк: ИД «Кальмиус». - 2007. - 492 с.

31. Хомяков, В.И. Управление потенциалом предприятия / Хомяков В.И., Бакум И.В. - К: Кондор, 2009. - 400 с.

 

 

ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.