Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







H. Разработка мер по повышению качества работы органа здравоохранения





 

Полученные рекомендации служат основанием для принятия руководством органа здравоохранения мер по повышению качества его работы.

После выделения важнейших факторов выполняется заключительный этап опроса экспертов, направленный на поиск способов устранения негативного влияния этих факторов. Здесь следует создать экспертам условия для всестороннего и независимого друг от друга обдумывания предложений. В данной работе оказалось наиболее удобным провести опрос в форме смешанного анкетирования, с разъяснением вопросов и способов ответа на них индивидуально на рабочем месте, и с выдачей «заданий на дом», - с тем, чтобы максимально изолировать экспертов друг от друга и способствовать появлению оригинальных предложений.

Таким образом, в состав ориентирующей информации на данном этапе входит список выделенных факторов и пример рекомендаций по устранению одного из них.

В обращении к экспертам следует подчеркнуть, что от них требуются рекомендации по устранению не обязательно всех, но хотя бы одного-двух факторов, приведенных в списке.

Эксперты сообщают свои предложения в свободной форме, или же в форме количественных оценок, если это вытекает из сущности оцениваемого фактора. Так, по приведенным в главе факторам,отрицательно влияющим на качество медицинской помощи в родильном отделении были предложены (и, в дальнейшем, приняты к исполнению), в частности, следующие рекомендации:

- проконтролировать распределение медицинских материалов (перчаток, зондов и т.п.) по отделениям больницы. Просмотреть число заявок на складе и с учетом этого обеспечить доступ материалов в родильное отделение в количестве (далее приведены количественные оценки по видам материалов);

- в рамках капитального ремонта поставить вопрос об изменении расположения функциональных палат и вспомогательных помещений с одновременным реконструкцией одного из лифтов;

- выделить из бюджета больницы финансы на закупку переносных раций для быстрой связи с дежурным врачом.

После получения такого рода рекомендаций составляют предварительный отчет руководству о первоочередных задачах по повышению качества работы здравоохранения (в данном случае отделения больницы) и возможных путях их решения.

Как можно видеть из приведенных примеров рекомендаций, они обладают двумя важными свойствами:

1) Во многих случаях выполнение рекомендаций не требует существенных затрат, - для устранения негативных факторов требуются лишь организационные меры.

2) Внедрение рекомендаций решает проблему устранения не одного фактора, а сразу нескольких, так что относительная значимость оставшихся факторов также меняется. Допустим, выявленные основные факторы устранены. Но для того, чтобы улучшение качества стало непрерывным, квалиметрический анализ следует выполнять периодически, например, через 6 мес. При этом очередность и состав причин (факторов) также изменится. Возникнут новые первоочередные задачи.

Кроме того, опрос, при последующих циклах, следует направить уже на поиск возможных причин, влияющих на качество, до того, как их действие проявится наглядно. Только тогда в полной мере будут использованы возможности квалиметрического анализа.

Важнейшее же условие, без которого квалиметрический анализ становится полностью неэффективным, состоит в обязательном внедрении хотя бы некоторых предложений экспертов.

 

Таким образом, изложенная методика непрерывного повышения качества работы здравоохранения отличается тем, что почти не требует затрат на свою реализацию. Методика может быть реализована в короткое время. Практически квалиметрический анализ можно выполнить в 2-4 недели. Для внедрения квалиметрического анализа реально требуется лишь желание администрации улучшить условия труда и повысить качество работы учреждения.

 

Методика (алгоритм) квалиметрического анализа:

1. Составить схемы обследуемого объекта здравоохранения (ЛПУ, отделение или в целом, ФГУЗ, ТУ и др.).

2. Отобрать группы экспертов.

3. Составить анкеты по выявлению отрицательных или положительных факторов влияющих на качество медицинской помощи оказываемой населению, деятельности объекта здравоохранения (ЛПУ, ФГУЗ и т.д.), здоровье населения и т.д.

4. Провести экспертный опрос (сотрудников, пациентов и т.д.).

5. Составить общий перечень факторов и проранжировать их.

6. Выделить наиболее важные факторы, влияющие на качество медицинской помощи и т.д..

7. Разработать рекомендации по улучшению качества медицинской помощи, деятельности объектов здравоохранения (ЛПУ, ФГУЗ и т.д.)

 

Контрольные вопросы

1. Что такое квалиметрия?

2. Объясните понятие «качество» в квалиметрии.

3. Охарактеризуйте определение «потребитель».

4. Как проводится ранжирование выявленных факторов?

5. В чем заключается квалиметрический анализ процесса?

6. На что направлен квалиметрический анализ?

7. В чем заключается методика квалиметрического анализа?

8. В чем заключается квалиметрическое прогнозирование?

9. В каких случаях применяется интервью?

10. Что включает способ «фокус групп»?

11. На что должны быть направлены рекомендации по факторам, отрицательно и положительно, влияющим на качество медицинской помощи.

12. Как можно наглядно представить важнейшие негативные или позитивные факторы?

13. Назовите этапы квалиметрического анализа и их краткая характеристика?

14. Каковы способы отбора экспертов?

15. Каковы способы анкетирования экспертов?

 

Тестовые задания

Выберите один или несколько правильных ответов:

 

1. В течение, какого времени можно провести квалиметрический анализ:

а) 1 неделя;

б) 1-2 недели;

в) 2-4 недели;

г) 4-6 недель.

 

2. На что направлен квалиметрический анализ:

а) на поиск виновных в нарушениях деятельности лечебно-профилактических учреждений;

б) улучшение условий труда лечебно-профилактических учреждений;

в) наказание виновных;

г) повышение качества работы.

 

3. Основным рабочим инструментом ранжирования является:

а) диаграмма;

б) таблица;

в) схема;

г) приложение.

 

4. Каким способом проводится опрос экспертов:

а) анкетирование;

б) интервью;

в) беседа в обычной обстановке;

г) беседа по телефону.

 

5.Что такое заочное анкетирование:

а) опрос экспертов по телефону;

б) когда эксперт заполняет карту опроса, пользуясь данными, полученными посредством рассылки анкет;

в) беседа в обычной обстановке;

г) когда эксперт заполняет карту опроса, пользуясь только пояснительной запиской.

 

6. Что такое квалиметрия:

а) механизм и система опроса медицинских работников для выяснения их пожеланий и требований в процессе деятельности лечебно-профилактического учреждения;

б) область знания, посвященная методам количественного оценивания качества объектов;

в) наука о качестве медицинской деятельности;

г) область знания, отвечающая за работу организаторов и управленцев в здравоохранении.

 

7. Какие факторы изучают при квалиметрическом анализе:

а) смешанные;

б) отрицательные;

в) положительные;

г) косвенные.

 

8. Какой способ опроса не требует подготовки ни карты опроса, ни пояснительной записки:

а) мобильное анкетирование;

б) заочное анкетирование;

в) интервью;

г) смешанное анкетирование.

 

9. Какие циклы есть в квалиметрическом анализе:

а) оперативный;

б) циклический;

в) стратегический;

г) плановый.

 

10. Какие этапы используются при квалиметрическом исследовании:

а) ранжирование;

б) составление диаграмм;

в) интервью;

г) опрос экспертов.

 

Ситуационные задачи

Задача 1.

При изучении организации оказания срочной медицинской помощи населению отдаленных районов Западной Сибири была поставлена задача выявления недостатков организации центральной районной больницы г. Усть-Кокнинска. Больница является скоропомощной, штат составляет 221 человек.

1. Составьте план мероприятий, направленных на обнаружение факторов, отрицательно влияющих на оказание скорой медицинской помощи.

2. Разработайте рекомендации по улучшению оказания скорой медицинской помощи.

 

Задача 2.

При изучении проблем организации профилактических осмотров населения, задействованного в сфере услуг, было предложено возложить функцию выдачи личных медицинских книжек на поликлинические центры, с целью разгрузки ФГУЗ.

1. Выявите отрицательные и положительные факторы выдачи медицинских книжек во ФГУЗ и поликлинике.

2. Разработайте рекомендации по оформлению медицинских книжек декретированному контингенту населения.

 

Задача 3.

В бактериологической лаборатории больницы №1 города N имеются проблемы материально-технического обеспечения и укомплектованности средним медицинским персоналом.

1.Составьте план мероприятий, направленных на выявление факторов, отрицательно влияющих на работу лаборатории.

2.Разработайте рекомендации по оптимизации работы бактериологической лаборатории.

 

Задача 4.

В организации работы по выдаче экспертных заключений по проектной документации (промышленных, жилых и прочих объектов) в отделе коммунальной гигиены ФГУЗ имеются проблемы своевременного получения результатов экспертизы потребителями.

1. Какой метод может позволить выявить эти проблемы?

2.Составьте план проведения мероприятий, направленных на выявление отрицательных факторов, влияющих на своевременность выдачи экспертных заключений.

 

 

Задача 5.

На металлургическом заводе города N наблюдается неблагоприятная ситуация по кожным заболеваниям среди рабочих. Профилактические осмотры проводятся 1 раз в год. Имеется медицинский пункт.

1. Какие могут быть факторы, оказывающие негативное влияние на работу медицинского пункта?

2. Разработайте мероприятия, направленные на оптимизацию работы медицинского пункта на заводе.

 

 

Список литературы

Основная:

 

1. Капцов В.А., Кучеренко В.З., Кутовой В.С., Ведмеденко Л.Ф. Руководство по применению квалиметрии в профилактической медицине. М., 2001.

 

Дополнительная:

 

1. Азгальдов Г.Г. Квалиметрия, как средство обогащения и уточнения информации в здравоохранении. // Информатика в здравоохранении. Материалы Всесоюзной научной конференции. М., 1990.

2..Клинический менеджмент. Под ред. Вялкова А.И., Кучеренко В.З. М., 2006.

3. Экспертные оценки в медико-гигиенических исследованиях. Методические рекомендации.- М., 1999.

 

 

Глава 7. Концепция медицины, основанной на доказательствах, в общественном здоровье и здравоохранении

 

Введение

Термин «медицина, основанная на доказательствах» (син.: доказательная медицина, медицина доказательств, от англ. evidence-based medicine, EBM) был предложен группой ученых из Университета Мак-Мастера (Канада) в 1990 г. Под медициной, основанной на доказательствах, они предложили понимать добросовестное, точное и осмысленное использование лучших результатов клинических исследований для выбора лечения конкретного больного. В основе концепции лежит идея «просвещенного скептицизма» – прежде чем выбрать тот или иной вариант действий (принять решение), необходимо тщательное изучение актуальных научных данных, оценка их достоверности и практической значимости.

Принципы доказательной медицины распространяются не только на клиническую практику, но и на все виды деятельности в здравоохранении. Концепция доказательной медицины является сегодня во всем мире признанной методической основой медицинской практики, управления здравоохранением и медицинского образования. Знание принципов доказательной медицины, умение проводить поиск научных исследований, оценивать их достоверность и трансформировать научные данные в конкретные решения необходимо каждому медицинскому работнику в своей повседневной деятельности.

 

Цель изучения темы

Уметь использовать принципы концепции медицины, основанной на доказательствах, при решении проблем общественного здоровья и здравоохранения.

 

По окончании изучения данной темы студент должен:

 

Уметь:

· планировать поиск доказательств целесообразности применения технологий в общественном здоровье и здравоохранении;

· оценивать уровень убедительности доказательств целесообразности применения технологий в зависимости от способа построения и качества научных исследований.

Знать:

· основные положения концепции медицины, основанной на доказательствах;

· понятия «доказательство», «иерархия доказательств», «систематический обзор», «мета-анализ», «уровень убедительности доказательств»;

· подходы к оценке достоверности результатов научных исследований в общественном здоровье и здравоохранении;

· источники доказательной медицинской информации в общественном здоровье и здравоохранении.

 

Задания для самостоятельной работы студента

 

1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данную главу учебного пособия

2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания данной главы учебного пособия.

 

Блок информации

Согласно концепции доказательной медицины, в практике должны использоваться вмешательства, эффективность и безопасность которых подтверждена в высококачественных исследованиях, выполненных на основе единых методологических принципов.

Медицина, основанная на доказательствах, подразумевает сознательный поиск и критическую оценку имеющихся научных данных (доказательств) и последующий выбор оптимальной тактики ведения пациента с учетом его индивидуальных особенностей и предпочтений.

Очевидно, что использование лучших научных данных для выбора оптимального варианта действий – принцип, пригодный не только для клинической практики, но и для здравоохранения в целом. Систематическое использование научно обоснованных доказательств медицинскими работниками и организаторами здравоохранения на всех уровнях позволит говорить не только о медицине, нои о здравоохранении и охране здоровья, основанных на доказательствах.

Идея о необходимости использования научных данных для выбора метода лечения больного или профилактической программы, очевидно, не является чем-то новым для медицины, однако, требования к методике научных исследований (особенно клинических) претерпели существенные изменения за несколько последних десятилетий. Концепция доказательной медицины строится на положении о том, что научные исследования различаются по качеству и, соответственно, достоверности результатов. Достоверность результатов определяется выбором адекватного способа построения (дизайна) исследования, использованием методов минимизации ошибок, а также грамотным применением статистических методов обработки данных.

Эффективность медицинского вмешательства можно считать доказанной, если есть разница в эффекте у пациентов, получавших и не получавших вмешательство, и эта разница превышает некоторую пороговую величину, ниже которой различия можно считать случайными. Таким образом, в основе понятия «доказательство» лежит представление о необходимости контролируемого (сравнительного) эксперимента или наблюдения и оценки статистической значимости результатов[3]. Наличие положительной динамики у нескольких больных при применении метода лечения Х еще не означает, что данный метод может рекомендоваться к широкому применению и, тем более, считаться методом выбора. Аналогично, положительный результат профилактической программы в городе Н. не всегда означает, что подобная программа будет успешна в городах О. и П. или в поселке С.

Концепция доказательной медицины также предполагает, что для того, чтобы считать применение технологий обоснованным, недостаточно личного мнения и опыта одного, даже очень квалифицированного специалиста или коллектива специалистов, и представлений о механизмах развития тех или иных явлений. Это связано с особенностями человеческого восприятия (оценка результатов всегда зависит от убеждений), изменением характера заболеваемости и медицинских вмешательств и объективной ограниченностью знаний о функционировании человеческого организма и общества. Необходимость внедрения более строгого доказательного подхода в здравоохранении сегодня обусловливается огромным количеством доступных методов восстановления и укрепления здоровья - профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Поскольку основную долю в структуре заболеваемости населения в настоящее время занимают хронические болезни, существенная часть лечебных и профилактических методов рекомендуется к длительному, подчас пожизненному применению. Они приводят к небольшому по размеру эффекту, который невозможно выявить без формализованного наблюдения больших групп пациентов. Кроме того, каждое вмешательство может сопровождаться развитием нежелательных побочных явлений, и решение о его применении всегда должно строиться на уверенности в том, что польза превышает риск нанесения вреда.

Решения в общественном здоровье и здравоохранении нуждаются в надежном научном обосновании не меньше, чем клинические решения. Внедрение скрининга, определение приоритетных направлений развития системы здравоохранения, разработка стандартов и формирование программ оказания медицинской помощи – примеры проблем общественного здоровья и здравоохранения, при решении которых необходим тщательный поиск и анализ научных данных, подтверждающих целесообразность предпринимаемых действий. Анализ состояния здоровья населения, выявление факторов риска развития заболеваний и оценка эффективности методов лечения, профилактики, диагностики, реабилитации осуществляется в научных исследованиях. Данные по состоянию здоровья населения являются основой определения потребности в медицинской помощи и профилактических вмешательствах. Результаты исследований по выявлению факторов риска и оценке эффективности методов диагностики, лечения, профилактики и реабилитации дают возможность определить приоритетные мероприятия, выбрать наиболее целесообразные, научно обоснованные технологии охраны, укрепления и восстановления здоровья, включить их в стандарты, обеспечить финансирование из средств бюджетно-страховой системы.

Таким образом, концепция медицины, основанной на доказательствах, в применении к общественному здоровью и здравоохранению предполагает использование лучших из доказанных на современном этапе развития медицинской науки данных для принятия решений в области охраны здоровья и организации медицинской помощи населению.

Непрерывное увеличение затрат на медицинскую помощь без пропорционального улучшения состояния здоровья населения дополнительно формирует потребность в строгом научном обосновании рекомендуемых к массовому применению вмешательств. В основе экономики лежит концепция «издержек упущенных возможностей» (альтернативных издержек): каждый раз, определяя конкретное направление расходов, общество теряет возможность приобрести или сделать что-то иное (отсюда - «упущенные возможности»), и поэтому должно оценить, что является в настоящий момент времени более ценным и важным. Методология комплексной оценки результатов применения вмешательств и затрат на их выполнение получила название клинико-экономического анализа.

Для принятия решения о применении той или иной технологии в области охраны здоровья и организации медицинской помощи необходимо:

1. Выяснить, изучалась данная технология в научных исследованиях:

1.1. сформулировать конкретный вопрос, на который необходимо получить ответ, прежде чем принимать решение;

1.2. осуществить поиск исследований, в которых изучалась данная технология;

2. Проанализировать методику проведенных исследований, выявить потенциальные ошибки и ограничения, оценить достоверность результатов.

3. Обобщить и систематизировать полученные сведения.

4. Определить, применимы ли имеющиеся данные к нашей практике.

5. Обосновать потенциально имеющиеся альтернативные варианты действий; определить возможные положительные и отрицательные последствия каждого из вариантов и выбрать наиболее целесообразный.

Для успешного поиска научных данных необходимо точно сформулировать вопрос, на который предстоит получить ответ. Если речь идет о клиническом вопросе, то в его формулировку должно включаться указание на характеристики пациента, которому необходима помощь (пол, возраст, наличие сопутствующих заболеваний и т.п.); вид вмешательства, которое нас интересует, вид альтернативных вмешательств; желаемый исход. Если нас интересует вмешательство в области общественного здоровья и здравоохранения, правильно сформулированный вопрос должен включать указание:

- на категорию населения, в которой предполагается осуществлять вмешательство;

- характер самого вмешательства (и вмешательство, с которым мы хотели бы его сравнить);

- желаемый исход.

Правильная формулировка вопроса позволяет выбрать ключевые слова для поиска и выявить в результате исследования, имеющие прямое отношение к интересующей нас проблеме.

Пример

Прежде чем принять решение о внедрении программы скрининга на рак молочной железы, необходимо выяснить, оценивалась ли эффективность скрининговой программы в научных исследованиях. До начала поиска необходимо определиться, в какой категории населения мы планируем проводить скрининг, какой диагностический тест мы будем использовать и какого эффекта мы хотим добиться.

Вопрос может звучать следующим образом: сколько смертей от рака молочной железы удастся предотвратить, если внедрить скрининговое маммографическое обследование женщин в возрасте 60-69 лет.

Параметры поиска в данном случае будут выглядеть следующим образом:

Категория населения – женщины 60-69 лет;

Вмешательство – скрининг на рак молочной железы с использованием маммографии; обследование раз в год;

Альтернативное вмешательство – отсутствие скрининга;

Желаемый исход: выявление опухоли на ранних стадиях и,как следствие, уменьшение смертности от рака молочной железы.

 

При поиске информации следует использовать электронные базы данных, которые позволяют быстро получить информацию об исследованиях, проведенных в разных странах в разное время. Русскоязычных электронных баз данных пока не существует, поэтому поиск отечественных исследований осуществляется вручную в библиотеках. Некоторые отечественные периодические издания помещают содержание выпусков и, реже, резюме статей в Интернет.

Медицинские работники должны обладать специальными знаниями, чтобы оценить качество имеющейся информации, знать, какой тип исследования дает наиболее достоверные данные о целесообразности применения тех или иных технологий, использующихся в здравоохранении, каковы возможные ошибки и как они могут влиять на результаты.

Как уже упоминалось выше, качество научных данных в существенной мере определяется способом построения (дизайном) исследования и использованием методов минимизации ошибок. Ранжирование исследований по способу построения от наиболее убедительных к наименее убедительным получило название «иерархии доказательств» (пример приведен в табл. 7.1).

Оптимальные способы построения исследований для решения различных задач в здравоохранении приведены в табл. 7.2. Для оценки влияния факторов риска на развитие болезней наиболее надежными являются когортные исследования и исследования «случай-контроль». Для оценки эффективности методов лечения и профилактики оптимальными являются рандомизированные контролируемые испытания (РКИ). Для объективной оценки безопасности медицинских технологий РКИ недостаточно: необходимы дополнительные проспективные наблюдения, поскольку частота нежелательных побочных эффектов разрешенных к применению медицинских технологий обычно невелика и не выявляется в небольших по численности клинических испытаниях. Таким образом, окончательный вывод о соотношении благоприятного и неблагоприятного эффекта метода лечения или профилактики может быть сделан только на основе анализа данных исследований разного дизайна. Методы диагностики (в т.ч. рекомендуемые для скрининга) должны быть проверены в исследовании с параллельным использованием исследуемого и стандартного (референтного) диагностического теста в основной и контрольной группах.

Таблица 7.1.

Пример шкалы «иерархии доказательств» в зависимости от способа построения исследований

Наиболее убедительные данные   Наименее убедительные данные Систематические обзоры и мета-анализы
Рандомизированные клинические испытания с определенными результатами (доверительные интервалы не выходят за рамки клинически значимого эффекта)
Рандомизированные клинические испытания с неопределенными результатами (доверительные интервалы не выходят за рамки клинически значимого эффекта)
Когортные исследования
Исследования «случай-контроль»
Поперечные исследования
Сообщения о случаях

 

Таблица 7.2.

Оптимальные способы построения исследований для решения различных задач по оценке технологий в здравоохранении

Задача   Оптимальный способ построения исследования
Выявление факторов риска развития заболеваний Когортные исследования; исследования «случай-контроль»
Оценка эффективности лечебных и профилактических методов, вариантов организации медицинской помощи Рандомизированные контролируемые исследования (РКИ)
Оценка диагностических методов Исследование с параллельным использованием исследуемого и стандартного (референтного) диагностического теста в основной и контрольной группах
Оценка безопасности лечебных, диагностических и профилактических методов РКИ + данные проспективных наблюдений
Оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения Клинико-экономические (фармакоэкономические) исследования

Выбор оптимального для решения поставленной задачи способа построения исследования еще не означает, что полученные авторами данные достоверны. Необходимо использовать методы минимизации потенциальных ошибок (формирование выборки, рандомизация, «ослепление», стандартизированные методы оценки результатов и пр.), обеспечить достаточную статистическую мощность исследования (количественную репрезентативность) и правильно применять статистические методы обработки данных. Современные подходы к проведению научных исследований разного типа подробно описаны в изданиях, перечисленных в списке рекомендуемой литературы в конце главы.

В связи с тем, что многие исследования выполняются на относительно небольших группах пациентов, а их результаты бывают противоречивы или недостаточно убедительны, возникает необходимость обобщения и систематизации данных. Разновидность научного труда с заранее спланированными методами, где объектом изучения служат результаты ряда оригинальных исследований, получила название систематического обзора. В отличие от традиционного обзора, он проводится по стандартизированной методике, включающей тщательный поиск и отбор исследований по набору критериев. Осуществляется критическая оценка полученных в результате поиска данных и их специальная статистическая обработка (мета-анализ), позволяющая получить интегральную оценку эффективности исследуемого вмешательства (табл. 7.3). Доказательства эффективности технологий, подтвержденные в систематическом обзоре, считаются сегодня наиболее убедительными.

Таблица 7.3.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.