|
VII Продолжение работы по теме урока1.Работа по учебнику - Рассмотритесхему нас. 13. Назовите типы текстов. - Kакой текст называется текстом-повествованием? - Какие вопросы можно поставить к тексту-повествованию? - Какой текст называется текстом-описанием? — Какие вопросы можно поставить к тексту-описанию? — Какой текст называется текстом-рассуждением? — Какие вопросы можно поставить к тексту-рассуждению? Упр.13 (с. 13). (Работа в парах. Проверка.) — Что вы можете сказать о тексте Упр. 11? (Это текст-описание.) — Докажите. — Что вы можете сказать о тексте Упр. 12? (Это текст-повествование.) — Докажите. (Далее беседа по вопросам упражнения.) 2. Работа с текстом — Устно расположите строчки стихотворения в таком порядке, чтобы получился связный рассказ. Мимо города большого: Он бежит себе в волнах Пушки с пристани палят, Ветер по морю гуляет Кораблю пристать велят. Мимо острова крутого, И кораблик подгоняет; Кораблю пристать велят. — Из какого произведения эти строки? (Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».) — Кто автор этого произведения? (А.С. Пушкин.) VIII. Рефлексия — Прочитайте. Определите тип каждого текста. Сластёна Наша Мурка — странная сластёна. Она любит лизать сладкий мёд. Лежит раз Мурка на крылечке. Чует медовый запах. Он привёл кошку к улью. Мурка стала на задние лапы и сунула мордочку в леток. Вдруг раздался резкий кошачий визг. Пчела ужалила лакомку. По А. Дорохову Янтарь Многие сказки объясняют рождение янтаря. Одна рассказывает о прекрасной богине моря. Она и простой рыбак полюбили друг друга. Разъярился верховный бог. Разрушил он чудесный подводный дворец красавицы. Теперь морские волны выносят на берег обломки янтаря. А вот научное объяснение. Из стволов деревьев вытекала и твердела смола. Кусочки смолы пролежали в земле миллионы лет и превратились в прекрасный камень. Часто в янтаре видны пленники. Это стебельки трав, бабочки, жучки. По В. Сейраняну — Какой тип текста вы ещё знаете? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что вы знаете о тексте? — Как отличить текст от набора предложений? Домашнее задание Составить и записать текст-описание животного. Урок 4 Текст Цели: формировать умение редактировать текст; развивать устную речь, умение определять тип текста. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте свои тексты. — К какому типу текста относится ваш текст? (Это текст-описание.) — Какие слова вам помогли описать животное? — Какие типы текстов вы ещё знаете? (Текст-повествование, текст-рассуждение.) III. Актуализация знаний 1. Работа в парах — Разделите текст на три части. Ласточки Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и звучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. По Л. Толстому Прочитайте текст по частям. Обоснуйте. Ласточки Над наличником окна было гнездо ласточек. Однажды из гнезда выпал птенец. Ласточки кружились над ним и тучно пищали. Это увидел Петя. Он поднял птенца и посадил в гнездо. Ласточки весело защебетали. По Л. Толстому 2. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 1, с. 6-9) IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте предложения. Жила на лугу прелестная ромашка. Дружила она с жуком. С утра до вечера моросил мелкий дождь. Жук много летал и много знал. Ромашка часто слушала интересные рассказы друга. По И. Шахраю — Определите, какое предложение нужно убрать, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. (Сутра до вечера моросил мелкий дождь.) — Определите тип текста. — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 14 (с. 14). — Прочитайте предложения. Составьте текст. (Работа в парах.) — Прочитайте текст, который вы составили. Докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу общей темой.) — Как вы озаглавили ваш текст? — О чём говорится в тексте? — Определите его главную мысль. — Назовите тип текста. (Текст-описание.) — Какие вопросы можно поставить к тексту? (Какой? Какая? Какое? Какие?) — Объясните значение выделенных слов. — Назовите имена прилагательные. Какую роль они выполняют? 2. Работа со словами из словаря — Отгадайте загадки. Прижались тесно к брату брат, В зелёных гнёздышках сидят, Гнёздышки искусные, А братишки вкусные. (Орех.) Очень густо он растёт, Незаметно он цветёт, А когда проходит лето, Мы едим его конфеты, Не в бумажке, а в скорлупке — Берегите, детки, зубки! (Орешник.) — Найдите слова орех и орешник в орфографическом словаре. — Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом орех, запишите. — Запомните, как пишутся эти слова. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 15 (с. 14). — Прочитайте текст. О чём в нём говорится? — Назовите тип текста. (Текст-рассуждение.) — Какой вопрос можно поставить к тексту? (Почему?) — Найдите слова с выделенными орфограммами. Объясните их написание. — Выполните письменные задания к упражнению. — Назовите имена существительные в первом предложении. — Что обозначают имена существительные? На какие вопросы они отвечают? 2. Самостоятельная работа — Спишите, вставьте подходящие по смыслу слова. Определите тип текста. Очень красив лес в осенние.... Солнечные лучи... верхушки деревьев. С берёз падают лёгкие... листочки. Под ногами шуршит мягкий ковёр из опавших.... (Проверка.) VIII. Рефлексия — Определите тип текста по данным заголовкам. • «Почему нельзя разорять птичьи гнёзда?»; • «Как мы с папой ходили в зоопарк»; • «Красив русский лес!» — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое текст? Домашнее задание Упр. 16 (с. 14). Урок 5 Предложение Цели: повторить изученное ранее о предложении; формировать умение распознавать предложения и группы слов. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте свои тексты. — Чей рассказ вам понравился? Почему? — Назовите тип текста. III. Актуализация знаний (Работа в парах.) — Расположите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Так пробежало лето. Приближалась длинная холодная зима. Всё лето прожила Дюймовочка в лесу. Прошла и осень. Она ела сладкий цветочный мёд и пила утреннюю росу. IV. Самоопределение к деятельности — Прочитайте. 1) Небо, по, облака, плывут, белые. 2) Высоко в небе летят журавли. — Чем отличаются записи? — Что записано под цифрой 1? Докажите. (Слова. Они не связаны между собой.) — А под цифрой 2? Докажите. (Предложение. Слова связаны между собой по смыслу.) — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Повторение изученного о предложении (Работа в парах.) — Прочитайте. Выберите те утверждения, которые вы считаете правильными. Объясните свой выбор. (Утверждения записаны на доске.) 1) Предложение — это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль. 2) Предложение не может состоять из одного слова. 3) Первое слово в предложении пишется с большой буквы. 4) Слова в предложении не связаны между собой по смыслу. 5) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. - Под какими цифрами записаны верные утверждения? (1,3,5.) 2. Работа по учебнику Упр. 17 (с. 15). - Прочитайте. Что вы заметили? Почему трудно было читать эту запись? - Выделите предложения. Прочитайте их с указанной интонацией. - Выполните письменное задание к упражнению. - Прочитайте предложения, которые вы составили. - Как обозначаются начало и конец предложения? Упр.18 (с. 15). - Прочитайте. Что вы заметили? - Как составить из слов предложение? - Выполните задания. - Прочитайте предложения, которые вы составили. - Как вы обозначили начало и конец каждого предложения? VI. Физкультминутка Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|