Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок 20 Тема: Слово и словосочетание





Цели: формировать умение различать слово и словосочетание; развивать устную речь.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения.

— Назовите антонимы, которые вам встретились в послови­цах. (В шутку — всерьёз, вместе — врозь, мирссора, весна — осень.)

— Назовите синонимы, которые вам встретились в послови­цах. (Лодырь - бездельник, дорогапуть.)

— Назовите в пословицах омонимы. Объясните их значения. (В первом предложении мир— земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Во втором предложении мир— согласие, отсутствие вражды ссоры, войны.)

III. Актуализация знаний

(Работа в группах.)

— Составьте предложения с антонимами, синонимами и омо­нимами.

(Проверка.)

— Какие слова называются синонимами?

— Какие слова называются антонимами?

— Какие слова называются омонимами?

— Какими словарями вы пользовались?

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

— Прочитайте записи.

Осень, золотая осень, игра, настольная игра, варенье, варенье из малины.

— Разделите их на две группы. (1) Осень, игра, варенье; 2) зо­лотая осень, настольная игра, варенье из малины.)

По какому признаку вы разделили записи на группы? (Сло­ва и словосочетания.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 79 (с. 47).

— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

— Выполните задание.

— Прочитайте названия предметов. Что вы выбрали для на­звания? Обоснуйте свой выбор.

— Что вы уже знаете о словосочетании? (Словосочетание со­стоит из главного и зависимого слов.)

— Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание.

— Что такое словосочетание?

— Что может называть словосочетание?

Упр.80 (с. 47).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают по цепочке словосочетания, объясняют написание слов с орфо­граммами и называют части речи.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 81 (с. 48).

— Прочитайте.

— Составьте словосочетания и запишите их. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания.)

— Когда нужно употреблять слово надеть, а когда — одеть!

Весёлаяграмматика

Одеть или надеть.

Два этих слова

Мы часто путаем

Так бестолково!

Морозный выдался рассвет,

Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет,

А шуба, стало быть, надета.

Одеть, надеть.

Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть?

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето,

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

В. Волина

Надеть (что-нибудь) форму, пальто, туфли, шапку, платье, костюм...

Одеть (кого-нибудь) ребёнка, девочку, больного, куклу, ба­бушку, дедушку...

2. Работа со словом из словаря

— Отгадайте загадку.

Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:

Лишь распустит птица хвост —

И поднимется до звёзд. (Ракета.)

— Найдите слово ракета в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом ракета, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

- Составьте по два словосочетания, которые называют пред­мет, действие, признак.

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

- Что такое словосочетание?

- С каким словом из словаря вы сегодня познакомились?

Домашнее задание

Упр. 82 (с. 48).

Урок 21 Тема: Фразеологизмы

Цель: формировать умения находить в предложении фразеоло­гизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

- Прочитайте словосочетания, которые вы составили. Назо­вите в них главное слово.

- Объясните правописание слов с орфограммами.

III. Актуализация знаний

- Замените близкими по значению словосочетаниями, запи­шите.

Нора лисы, лист берёзы, лист из альбома, разговор по телефону, мо­локо от козы.

- Назовите главное слово в словосочетании.

IV. Самоопределение к деятельности

(Работа в парах.)

- Прочитайте записи.

ворон считать мечтать

витать в облаках молчать

мозолить глаза бездельничать

зарубить на носу надоедать

язык проглотить запомнить

- Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. {Ворон считать — бездельничать, витать в об­лаках — мечтать, мозолить глаза - надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить молчать.)

- Как называются выражения в первом столбике? (Фразеоло­гизмы.)

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил ап­парат и накрепко сварил деталь в виде буквы ф.

Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но од­нажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неде­лимые сочетания — фразеологизмы.

Есть, например, слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разо­льёшь; есть слова как, провалить, земля, сквозь и фразеологизм как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов.

Слова вдруг теряют при этом свои прежние значения: золотые руки — здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске — никто не ви­сит, да и волоска не видно.

Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним от­носят пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие кры­латыми.

Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на ос­нове наблюдений человека над общественными и природными явления­ми (много снега—много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выра­зительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

В. Волина «Весёлая грамматика»

2. Работа по учебнику

Упр.83 (с. 49).

— Прочитайте. Рассмотрите рисунки.

— Кто такой тапир? (Непарнокопытное млекопитающее тро­пических лесов с вытянутыми в хобот носом и верхней губой.)

Материал для учителя

С виду тапир похож на помесь кабана и гиппопотама. Тапир хорошо плавает и без всяких затруднений переплывает реки в густых девственных лесах. Его облик и повадки заставили зоологов XVIII века предположить, что тапир — близкий родственник гиппопотама. Сегодня мы, однако, знаем, что это животное родственно носорогу и лошади. У тапиров на пе­редних ногах четыре, а на задних ногах три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров.

— Как вы понимаете выражение повесил нос? Прочитайте, что оно означает.

A в каком значении оно употреблено: в прямом или в пере­носном? Как называются такие выражения?

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Что такое фразеологизмы?

— Можно ли в них заменять слова?

— Приведите примеры.

— Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма кот наплакал.

Упр. 84 (с. 49).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 85 (с. 50).

Прочитайте фразеологизмы и найдите им объяснение. За­пишите их парами.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают фразеологизмы с объяснением их значений.)

— Прочитайте предложение, которое вы составили.

Упр. 86 (с. 50).

— Прочитайте предложения с фразеологизмами.

— Объясните значение данных фразеологизмов.

— Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.)

— Прочитайте историю возникновения двух фразеологизмов нас. 51.

— Как возник фразеологизм бить баклуши!

— А фразеологизм спустя рукава!

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Прочитайте строки сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Найдите фразеологизмы и объясните их значение.

А народ-то над ним насмеялся:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука:

Не садися не в свои сани!»

Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха

А перед нею разбитое корыто.

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что такое фразеологизмы?

Домашнее задание

Упр. 87 (с. 50).







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.