|
Урок 20 Тема: Слово и словосочетаниеЦели: формировать умение различать слово и словосочетание; развивать устную речь. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте предложения. — Назовите антонимы, которые вам встретились в пословицах. (В шутку — всерьёз, вместе — врозь, мир — ссора, весна — осень.) — Назовите синонимы, которые вам встретились в пословицах. (Лодырь - бездельник, дорога — путь.) — Назовите в пословицах омонимы. Объясните их значения. (В первом предложении мир— земной шар, Земля, а также люди, население земного шара. Во втором предложении мир— согласие, отсутствие вражды ссоры, войны.) III. Актуализация знаний (Работа в группах.) — Составьте предложения с антонимами, синонимами и омонимами. (Проверка.) — Какие слова называются синонимами? — Какие слова называются антонимами? — Какие слова называются омонимами? — Какими словарями вы пользовались? IV. Самоопределение к деятельности (Работа в парах.) — Прочитайте записи. Осень, золотая осень, игра, настольная игра, варенье, варенье из малины. — Разделите их на две группы. (1) Осень, игра, варенье; 2) золотая осень, настольная игра, варенье из малины.) — По какому признаку вы разделили записи на группы? (Слова и словосочетания.) — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 79 (с. 47). — Прочитайте. Рассмотрите рисунки. — Выполните задание. — Прочитайте названия предметов. Что вы выбрали для названия? Обоснуйте свой выбор. — Что вы уже знаете о словосочетании? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.) — Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание. — Что такое словосочетание? — Что может называть словосочетание? Упр.80 (с. 47). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся читают по цепочке словосочетания, объясняют написание слов с орфограммами и называют части речи.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 81 (с. 48). — Прочитайте. — Составьте словосочетания и запишите их. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают словосочетания.) — Когда нужно употреблять слово надеть, а когда — одеть! Весёлаяграмматика Одеть или надеть. Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. Выходит так, что дед одет, А шуба, стало быть, надета. Одеть, надеть. Давай глядеть: Кого одеть и что надеть? Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето, Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет! В. Волина Надеть (что-нибудь) форму, пальто, туфли, шапку, платье, костюм... Одеть (кого-нибудь) ребёнка, девочку, больного, куклу, бабушку, дедушку... 2. Работа со словом из словаря — Отгадайте загадку. Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост — И поднимется до звёзд. (Ракета.) — Найдите слово ракета в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом ракета, запишите. — Запомните написание этого слова. VIII. Рефлексия (Работа в парах.) - Составьте по два словосочетания, которые называют предмет, действие, признак. - Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока - Что такое словосочетание? - С каким словом из словаря вы сегодня познакомились? Домашнее задание Упр. 82 (с. 48). Урок 21 Тема: Фразеологизмы Цель: формировать умения находить в предложении фразеологизмы, отличать фразеологизмы от неустойчивых словосочетаний. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания - Прочитайте словосочетания, которые вы составили. Назовите в них главное слово. - Объясните правописание слов с орфограммами. III. Актуализация знаний - Замените близкими по значению словосочетаниями, запишите. Нора лисы, лист берёзы, лист из альбома, разговор по телефону, молоко от козы. - Назовите главное слово в словосочетании. IV. Самоопределение к деятельности (Работа в парах.) - Прочитайте записи. ворон считать мечтать витать в облаках молчать мозолить глаза бездельничать зарубить на носу надоедать язык проглотить запомнить - Соедините выражения в первом столбике со словами во втором. {Ворон считать — бездельничать, витать в облаках — мечтать, мозолить глаза - надоедать, зарубить на носу — запомнить, язык проглотить молчать.) - Как называются выражения в первом столбике? (Фразеологизмы.) — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Слово учителя Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и накрепко сварил деталь в виде буквы ф. Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но однажды, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания — фразеологизмы. Есть, например, слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольёшь; есть слова как, провалить, земля, сквозь и фразеологизм как сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Слова вдруг теряют при этом свои прежние значения: золотые руки — здесь нет ничего сделанного из золота; висеть на волоске — никто не висит, да и волоска не видно. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относят пословицы, поговорки, меткие, яркие выражения, ставшие крылатыми. Источники фразеологизмов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега—много хлеба), другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл), третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). Фразеологические обороты очень украшают речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. В. Волина «Весёлая грамматика» 2. Работа по учебнику Упр.83 (с. 49). — Прочитайте. Рассмотрите рисунки. — Кто такой тапир? (Непарнокопытное млекопитающее тропических лесов с вытянутыми в хобот носом и верхней губой.) Материал для учителя С виду тапир похож на помесь кабана и гиппопотама. Тапир хорошо плавает и без всяких затруднений переплывает реки в густых девственных лесах. Его облик и повадки заставили зоологов XVIII века предположить, что тапир — близкий родственник гиппопотама. Сегодня мы, однако, знаем, что это животное родственно носорогу и лошади. У тапиров на передних ногах четыре, а на задних ногах три пальца. На Земле существует только четыре вида тапиров. — Как вы понимаете выражение повесил нос? Прочитайте, что оно означает. A в каком значении оно употреблено: в прямом или в переносном? Как называются такие выражения? — Прочитайте ниже сведения о языке. — Что такое фразеологизмы? — Можно ли в них заменять слова? — Приведите примеры. — Используя фразеологический словарь, определите значение фразеологизма кот наплакал. Упр. 84 (с. 49). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 85 (с. 50). — Прочитайте фразеологизмы и найдите им объяснение. Запишите их парами. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают фразеологизмы с объяснением их значений.) — Прочитайте предложение, которое вы составили. Упр. 86 (с. 50). — Прочитайте предложения с фразеологизмами. — Объясните значение данных фразеологизмов. — Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка.) — Прочитайте историю возникновения двух фразеологизмов нас. 51. — Как возник фразеологизм бить баклуши! — А фразеологизм спустя рукава! VIII. Рефлексия (Работа в парах.) — Прочитайте строки сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Найдите фразеологизмы и объясните их значение. А народ-то над ним насмеялся: «Поделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани!» Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха А перед нею разбитое корыто. — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что такое фразеологизмы? Домашнее задание Упр. 87 (с. 50). ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|