|
Урок 54 Тема: Правописание слов с двумя безударными гласными в корнеЦель: отрабатывать умение подбирать проверочные слова для слов с одним и двумя безударными гласными в корне. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте слова. По какому признаку они распределены по группам? (По частям речи.) — Чем похожи эти слова? (Слова с двумя безударными гласными в корне.) (Далее учащиеся по цепочке читают слова и называют проверочные слова к ним.) III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа — Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите по образцу. Поставьте в словах ударение, выделите корень, подчеркните безударные гласные. Образец: часы — час. 1) Мосты, долги, трава, листы, блины, леса, лиса, дожди. 2) Следы, шаги, овца, доска, цветы, число, ведро, мячи. — Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте в словах орфограммы. Последнее предложение разберите по членам, выпишите словосочетания. Ст..ит т..шина в …сеннем л..су. Не слышно птич..их голосов. Пож.лтели и осыпались лист..я в б..рёзовой а..лее. Редко показывается на небе ясное солнышко. Скоро зав..южит лёгким снегом з..ма узкие дорожки, ветки д..рев..ев. 2. Устный диктант (Учитель называет слова, учащиеся поднимают сигнальную карточку с той буквой, которая обозначает безударный гласный, и называют проверочное слово.) Скрипит, трещит, свистит, блестит, висит, сидит, угощать, пропадать, хватать, холода, весёлый, колосок, варить, сторожить, весело, свисток. IV. Самоопределение к деятельности — Спишите. Поставьте в словах ударение, подчеркните безударные гласные. Колосок, зеленеет, молодой. — Сравните слова. Чем они похожи? В чём их особенность? (Эти слова с двумя безударными гласными.) — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Выборочный диктант — Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне. Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: «Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!» Здравствуй, Солнце золотое! Здравствуй, Небо голубое! К. Чуковский — Прочитайте слова, которые вы записали. Назовите безударные гласные. (Помогите, золотое.) — Подумайте, как проверить написание этих слов. Сколько проверочных слов нужно подобрать? (По два слова.) — Подберите проверочные слова. (Помогите — помощь, помощник; золотое — золото, позолота.) 3. Работа по учебнику Упр. 201 (с. 107). (Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова и объясняют их написание.) — Назовите в каждой группе слово, от которого образованы другие слова. 3. Работа со словом из словаря — Отгадайте загадку. Два братца Через мать Друг на друга глядят. (Берега.) — Найдите слово берег в орфографическом словаре. — Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. — Составьте предложение со словом берег, запишите. — Запомните написание этого слова. 4. Работа по учебнику Упр. 202 (с. 108). — Прочитайте стихотворение. Какое название подойдёт к этому стихотворению? — Как автор описывает устройство рояля? - Выполните письменное задание к упражнению. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объясняют их написание.) 5. Письмо по памяти - Прочитайте. Назовите орфограммы в словах. Объясните их написание. Подберите проверочные слова. Наб..рёзет..ремок, Не в..сит на нём замок. Дверь открыта для ж..льца — Г..в..рливого скв..рца.
- Запишите стихотворение по памяти. (Взаимопроверка.) VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 204(с. 108). - Прочитайте. Что вы заметили? Это текст? Почему? - Выполните письменное задание к упражнению. - Прочитайте текст. - Как вы его озаглавили? (Далее учащиеся по цепочке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.) - Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» нас. 109. - Что интересного вы узнали? VIII. Рефлексия - Разделите слова на две группы. М..роз, в..сна, ст..р..жить, в..ршина, м..л..дой, з..л..нели, к..л..сится, л..вушка. - На какие две группы вы разделили слова? (С одним безударным гласным в корне и с двумя безударными гласными в корне.) - Объясните, как проверить написание слова, в котором пропущены две буквы? Приведите примеры. - Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока - Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? - Что показалось трудным? Домашнее задание Упр. 203 (с. 108). Урок 56 Тема: Правописание слов с безударными гласными в корне Цель: отработать умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания — Прочитайте слова с проверяемыми орфограммами и объясните их написание. — Как проверить безударный гласный в корне? (Надо подобрать однокоренное слово или изменить проверяемое слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.) — Прочитайте слова с непроверяемыми орфограммами. Назовите орфограммы. — Как проверить написание этих слов? (По орфографическому словарю.) III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа — Выпишите из текста слова с проверяемым безударным гласным о в корне. Рядом запишите проверочные слова. Ребятишки принесли колючую семейку домой. Ежат и ежиху пустили в чулан. Марья Ивановна с Любочкой сходили на кухню, принесли кусочек мяса и положили его возле ежихи. Минуты через три ежиха почуяла мясо. Выглянула острая мордочка с маленькими чёрными глазками и чёрным, как блестящая пуговка, носиком. Затем показалась маленькая лапка с острыми коготками. Ежиха схватила мясо и начала жадно есть. Язычок у неё был розовый, как у котёнка. — Спишите, вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограммы в словах. Слова второго предложения разделите на слоги. Др..зды — бол..шие любители р..бины. Осен..ю, когда т..жёлые грозд..я покрывают дер..вца и сг..бают их ве..ки, др..зды огромными стаями нал..тают на р..бину. Кроме р..бины, др..зды поедают можжевельник, ч..рнику. Живут дрозды-р..бинники в б..рёзовых рощах и в л..су. 2. Фронтальная работа — Запишите как можно больше слов с корнем -зим-, корень выделите. (Несколько слов можно разобрать по составу.) — Какое правило вы знаете о правописании корней в однокоренных словах? - Спишите, вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. К..л..сок, в..ч..рок, м..л..дой, з..л..неет, г..л..ва, д..р..вянный, д..р..гой, в.х.литься. 3. Работа с контрольно-измерительными материалами (тест 4, с. 18-19) IV. Самоопределение к деятельности — Отгадайте загадки. Запишите отгадки. Обозначьте в словах орфограммы, подберите проверочные слова. Модница крылатая, Платье полосатое. Ростом хоть и кроха, Укусит — будет плохо. (Оса — осы.) Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. (Змея — змеи.) Всю ночь летает — Мышей добывает. А станет светло — Спать летит в дупло. (Сова — совы.) На шесте весёлый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поёт отец — Он и лётчик, и певец. (Скворечник - скворушка.) Что за стол среди берёз Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом. (Кормушка - корм.) — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 205 (с. 109). — Прочитайте пары слов. — Сможете ли вы объяснить лексическое значение всех слов? Почему? — А где можно встретить эти слова? Упр. 206(с. 110). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Назовите слова с безударными гласными в корне. — Как проверить их написание? 2. Упражнение в подборе проверочных слов — Устно подберите проверочные слова и назовите пропущенные буквы. Х..дить, д..ржать, д..рить, сп..шить, м..рить, г..стать, л..вить. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику Упр. 207(с. 110). — Прочитайте текст. Разделите его на предложения. — Как можно озаглавить текст? — Определите тип текста. (Повествование.) — Разделите текст на три части. — Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.) — Как проверить безударный гласный в корне? — Какие слова являются проверочными и как найти проверочное слово? Приведите примеры. VIII. Рефлексия — Спишите, вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов с орфограммами. 1) На чужой ст..ронушке рад своей в..ронушке. 2) Каждой птице своё гн.-здо любо. 3) Р..дная з..мля и в г..рсти мила. 4) Рукой победишь одного, а г..ловой — тысячи. 5) Пр.хтота, ч.хтота и пр..вота — лучшая кр..сота. 6) В..сна кр.хна цв..тами, ос.нь - хл..бами, а з..ма — сн.тами. — Объясните смысл пословиц. — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Кто сегодня на уроке был самым активным? Домашнее задание Записать десять слов с безударными гласными в корне. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|