|
Урок 64 Тема: Правописание слов с удвоенными согласнымиЦель: формировать умение правильно писать слова с удвоенными согласными. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке читают слова и называют проверочные слова.) — Как проверить написание слов с непроизносимыми согласными? III. Актуализация знаний 1. Индивидуальная работа — К данным словам подберите однокоренные слова с непроизносимыми согласными, отвечающие на вопрос какой? Запишите по образцу. Выделите в словах корень, подчеркните непроизносимые согласные. Образец: радость — радостный. Тягость, грусть, ярость, злость, кость, доблесть, жалость, капуста, пост, уста. — Спишите пары слов. Подчеркните сочетания зн, сн. Есть ли в этих словах непроизносимые согласные? 1) Парусный — паруса, небесный — небеса, грозный — гроза, рукописный - рукописи, колхозный — колхозы, слёзный — слёзы, сенокосный — сенокосы, адресный — адреса, отвесный — отвесы, уксусный — уксус, теннисный — теннис, колбасный — колбаса. 2) Прекрасный — прекрасен, полезный - полезен, опасный — опасен, ужасный — ужасен, серьёзный - серьёзен, напрасный - напрасен, безобразный — безобразен, тесный — тесен, ясный — ясен. 2. Орфографическая минутка (Запись под диктовку.) Устный, свистеть, вестник, стояла, ужасный, голодно, бежит, робкий, мягкий, ветвистый, кленовый, берёзка, опасная. (Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы, подбирают проверочные слова.) — Какую часть слова учат писать эти правила? IV. Самоопределение к деятельности — Послушайте сказку про девочку Аллу. Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе. Как-то на дом было задано написать слова с удвоенными согласными. Алла получила двойку. Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой удвоенные согласные и возмущённо кричали: — Ты не знаешь правила! Ты не можешь правильно написать слова с удвоенными согласными! В наказание мы исчезнем из твоего имени. И Алла разучилась писать своё имя... Когда на уроке русского языка дети писали «Алла», девочка не смогла этого сделать и заплакала. — Почему ты плачешь? — спросила её учительница. — Я не знаю, как пишется моё имя. Учительница с улыбкой посмотрела на девочку и сказала: — Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила правило и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как ванна, касса, класс, коллектив, аллея, коллекция. — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 233 (с. 121). — Прочитайте. Найдите слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение. — Объясните лексическое значение каждого слова. (Бал— большой танцевальный вечер, балл— цифровая отметка успехов; сор — мелкие сухие отбросы, ссора— состояние взаимной вражды, взаимная перебранка.) — Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.) — Прочитайте ниже сведения о языке. — Как проверить написание слов с удвоенными согласными в корне? VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 234 (с. 122). — Прочитайте. Объясните лексическое значение данных слов. — Выполните письменные задания к упражнению. — Прочитайте слова в алфавитном порядке. — Прочитайте слова, образованные от выделенных слов. (Теннисист, хоккеист.) — С помощью какой части слова образованы однокоренные слова? (С помощью суффикса -ист.) 2. Работа со словами из словаря — Объясните значение слов коллектив и коллекция. (Коллектив — группа лиц, объединённых общей работой, учёбой, общими интересами. Коллекция — систематизированное собрание каких-нибудь предметов: монет, марок, картин и др.) — Найдите слова коллектив и коллекция в орфографическом словаре. — Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы. — Составьте предложения со словами коллектив и коллекция, запишите. — Запомните написание этих слов. VIII. Рефлексия — Прочитайте. Назовите слова с удвоенными согласными в корне. Спросите, не повысив тона: Что больше - центнер или тонна? Необходимы соль и крупы, Чтоб кашу наварить для группы. Радиоволна идёт сквозь стену. Мы её поймаем на антенну. — Как проверить написание слов с удвоенными согласными? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? Домашнее задание Упр. 235 (с. 122). Урок 65 Тема: Правописание слов с удвоенными согласными Цель: развивать умение правильно писать слова с удвоенными согласными. Ход урока I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания (Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограмму.) — Почему в именах прилагательных пишутся две буквы н! (Одна — в корне, вторая — в суффиксе.) — Вспомните правила переноса слов с удвоенными согласными. III. Актуализация знаний — Спишите, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Подчеркните в словах удвоенные согласные. Находка По а..ее А..а шла, А за А..ой— И..а. Э..а ёжика (на)шла, Ри..а отпустила. Е. Пущина IV. Самоопределение к деятельности — Составьте из букв слова и запишите их. РОЖЖИД (Дрожжи.) САТРАС (Трасса.) ЛКОАРЛ (Коралл.) ФЕКТЭФ (Эффект.) ЛГОАРИЛ (Горилла.) — Объясните значение слов. — Обозначьте орфограмму в словах. — Сформулируйте тему урока. V. Работа по теме урока 1. Работа по учебнику Упр. 236 (с. 122). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Прочитайте слова в алфавитном порядке. Назовите орфограммы. — Прочитайте слова с удвоенными согласными в корне. (Перрон, ванна, шоссе, аккуратный, суффикс, коллектив.) — Прочитайте слова с удвоенными согласными на стыке корня и приставки. (Беззвёздный, ввозить, рассказать, ссора.) — Прочитайте слова с удвоенными согласными на стыке корня и суффикса. (Картинный, матросский, осинник.) — Назовите синоним к слову аккуратный. — Где же в словах могут встречаться удвоенные согласные? 2. Работа со словами из словаря — Найдите слова аккуратный и аккуратно в орфографическом словаре. — Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы. — Составьте предложение с любым из этих слов, запишите. — Запомните написание этих слов. VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику Упр. 237 (с. 123). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) 2. Работа со словами из словаря — Найдите слова грамм и килограмм в орфографическом словаре. — Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы. — Составьте предложения со словами грамм и килограмм, запишите. — Запомните написание этих слов. 3. Игра «Доскажи словечко!» Во мне два к, не забывайте. Таким, как я, всегда бывайте! Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом... (аккуратный). На большие расстоянья Мчится он без опозданья. Пишется в конце два с, Называется... (экспресс). Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда. Двойное р содержит он И называется... (перрон). В конце двойное л пиши, А как зовут меня — реши: Без мастера гранёным стал Блестящий, правильный... (кристалл). VIII. Рефлексия — Замените одним словом с удвоенным согласным в корне. • Товарищ по работе (коллега). • Спортивный бег (кросс). • Один из видов игры в мяч (теннис). • Помещение в школе (класс). • Популярная игра на льду (хоккей). — Как проверить написание слов с удвоенными согласными? — Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока — Какие задания сегодня на уроке вызвали затруднения? Домашнее задание Записать десять слов с удвоенными согласными. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|