Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок 68 Тема: Правописание суффиксов и приставок





Цель: формировать умения находить орфограммы в суффик­сах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в при­ставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ек, -ик.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова.

Корень, суффикс, предлог, приставка, окончание, основа.

— Найдите лишнее слово. Обоснуйте свой ответ. (Предлогэто часть речи, остальные — части слова.)

— В каких частях слова могут быть орфограммы?

— Как проверить написание слова с орфограммой в корне? (Подобрать проверочное слово.)

А если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется приставка или суффикс.)

— Сформулируйте тему урока.

III. Работа по теме урока

1. Наблюдения над ролью приставок в словах

— Прочитайте текст.

Мы рисовали коллективную работу. Я нарисовал снеговика. Коля подрисовал ему нос, а Таня вырисовывала глазки. Маша срисовала из книги снежинки. А Оля дорисовала фон.

— Выпишите из текста глаголы. Что вы заметили? (Это однокоренные слова.)

— Чем отличаются эти глаголы? Выделите в них корень. При помощи какой части слова изменялся смысл однокоренных слов? (При помощи приставки.)

— Как найти приставку в слове?

2. Работа по учебнику

Упр. 239 (с. 124).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте приставки.

— Прочитайте суффиксы.

— Прочитайте слова, которые вы подобрали. Назовите при­ставки и суффиксы в этих словах.

- Что нужно сделать, чтобы правильно обозначить бук­вой безударный гласный звук в приставке или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе? (Вспомнить, как пишется эта приставка или суффикс.)

Упр. 240 (с. 124).

- Прочитайте.

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 242 (с. 125).

- Прочитайте пары слов.

- Какой суффикс у слов первой группы? (-ек.)

- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Ис­чезает гласный звук.)

- Какой суффикс у слов второй группы? (-ик.)

- Что с ним происходит при изменении формы слова? (Глас­ный звук не исчезает.)

- Сформулируйте правило.

- Выполните письменное задание к упражнению. (Взаимопроверка.)

- Расскажите о правописании суффиксов -ик и -ек.

- Прочитайте ниже сведения о языке.

- Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 243(с. 126).

(Работа в парах. Проверка.)

VI. Рефлексия

- Спишите, допишите подходящие по смыслу приставки.

..летел ураган,..бежал первым,..шёл в дом,..ехал из города,..копал яму,..вязала варежки,..шёл друга.

- Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах суффиксы.

Замоч..к, ключ..к, платоч..к, списоч..к, листоч..к.

- Как правильно обозначить буквой безударный гласный в приставке?

- Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда -ик?

- Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 241 (с. 125).

Дополнительный материал

Чудесные превращения

Водном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там школа, где они учились строить новые слова. Одно правило в этой школе выпол­нялось всеми обязательно: суффиксам разрешалось стоять только за кор­нем. Остальные правила считались не очень строгими и позволяли каж­дому делать слова на свой вкус и лад. А так как все суффиксы были друг на друга не похожи, то и слова у них получались разные. Озорник -ёнок любил всё уменьшать: кота он превращал в котёнка, слона — в слонёнка. Важный -ищ, наоборот, всех увеличивал и даже огромного великана мог сделать ещё больше — великанищем. Впрочем, у каждого суффикса не­мало историй. Вот послушайте.

Суффикс -ик учился прилежно, а вот его друг, суффикс -ек, был са­мым настоящим прогульщиком: вернее, к всегда оставался на месте, а е умудрялся улизнуть.

Один раз, когда е опять убежал, учитель — суффикс -тель — решил с того дня считать е в суффиксе -ек беглым гласным.

И сейчас, когда мы начинаем склонять слова с суффиксом -ек, е все­гда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: замочек — замочка, замочку; платочек — платочка, платочку.

Урок 69 Тема: Правописание суффиксов и приставок

Цель: развивать умения находить орфограммы всуффиксах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в при­ставке или суффиксе, писать слова с суффиксами -ок, -еньк и -оньк.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова с орфограммами и объ­ясняют их написание.)

— Прочитайте свои рассказы о растениях.

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку.)

Дубочек, слоник, носочек, карандашик, домик, ручеёк, садик, столик.

— Выделите в словах суффиксы.

— Когда в слове пишется суффикс -ек, а когда –ик-?

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте слова. Жуч..к, стульч..к, Маш..нька.

— В какой части слов находятся орфограммы?

— Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание слов.

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 244 (с. 126).

Прочитайте. Это текст? Почему?

— Составьте предложения из слов.

— Назовите слова, в которых есть суффикс -ик. (Дождик, ёжик, зайчик.)

Когда в словах пишется суффикс -ек?

— А в каких словах -ик — это часть корня? (Рябчик, зяблик.)

Упр. 245(с. 127).

— Прочитайте загадки. Отгадайте. (Письмо по памяти. Выполнение задания.)

— Что вы заметили? (Во всех словах ударение падает на суф­фикс -ок.)

А после каких букв стоит этот суффикс?

— Сформулируйте правило.

Закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 246(с. 127).

Прочитайте.

— Образуйте слова по образцу. Запишите.

— Выполните задания.

— Прочитайте пары слов, назовите корни. Что вы заметили? (В корнях слов каждой пары чередуются согласные звуки.)

Назовите суффиксы в словах.

- Как пишется суффикс -ок?

Упр. 248(с. 128).

Прочитайте стихотворение. Объясните значение выделен­ных слов. (Разгулялась — дала себе волю, начала действовать без ограничений. Принакрылась— накрылась, но не полностью (неполнота действия).)

— Прочитайте слова с приставками, назовите их.

— Назовите слово с двумя приставками. (Принакрылась.)

VIII. Рефлексия

(Работа в парах.)

— Подберите пять слов с суффиксом -ок.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 247 (с. 128).

Урок 70 Тема: Правописание суффиксов и приставок

Цель: отрабатывать умения находить орфограммы в суффик­сах и приставках, правильно обозначать буквой безударный глас­ный или парный по глухости-звонкости согласный звук в при­ставке или суффиксе на письме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся по цепочке читают слова, называют суффиксы.)

III. Актуализация знаний

(Запись под диктовку.)

Вытащил, наварил, осветил, зашил, вылепил, прокричал, покачал, напилил, допустил, заплясал, посмотрел, покраснел.

Облетел, слетел, подпрыгнул, надписал, отводил, открыл, сделал, обвязал, вписал, сбил, сдал, сшил.

— Выделите в словах приставки. Подчеркните гласные и со­гласные в приставках, безударные гласные в корне.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.