Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В КУЛЬТУРЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА





(1930-е – НАЧАЛО 1950-х ГОДОВ)

 

План

1. Возникновение метода социалистического реализма.

2. Отличительные черты и «идеальные герои» литературы социалистического реализма.

3. Кино: «важнейшее из искусств» в социалистической культуре.

4. От модернизма к социалистическому реализму в изобразительном искусстве.

Появление метода социалистического реализма обычно относят к 1930-м годам, но это не совсем соответствует действительности. Уже в 1920-х годах в литературном творчестве угадывалось два подхода. В одном декларировалось рассмотрение реальности через призму заданной идеи, обобщение образа революции и ее героев (В. В. Маяковский), в другом – авторская интерпретация жизни (М. А. Булгаков в «Белой гвардии», М. А. Шолохов в «Тихом Доне», И. Э. Бабель в «Конармии»).

К концу 1920-х годов дискуссия о литературном творчестве, реализме и политике приобрела более определенные черты. Решающую роль в этом сыграла позиция сторонников пролетарской литературы и пролетарского искусства, которые объединились в Российскую ассоциацию пролетарских писателейРАПП. Эта организация начала уничтожение инакомыслия в творчестве. Прекратили свое существование в 1927 году имажинисты, в 1930 году о самороспуске заявил ЛЕФ, отказались от борьбы конструктивисты. Почти 10 лет рапповцы занимали руководящее положение в культурном процессе, их влияние в литературных кругах было намного шире, чем когда-то у авангарда. А, кроме того, они имели немало союзников в партийных кругах, государственных структурах, в СМИ. Но они уже выполнили миссию и должны были уйти.

В области изобразительного искусства после авангарда власть перенесла внимание на более умеренных, но политически верно ориентированных мастеров Ассоциации художников революционной России (АХРР). РАПП в литературе и АХРР в изобразительном искусстве – последние ступени на пути к унификации творческих организаций и единообразию творческого стиля. В вопросе о выразительных средствах и формах новой культуры правящая партия сделала выбор в пользу традиционных и реалистических форм, директивным порядком запретив эксперименты в этой области (Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г.) и объявив социалистический реализм единым и обязательным художественным методом для советской литературы и искусства. Этот выбор был сделан в значительной степени в связи с убеждением большевиков, что новая культура, которой придется обращаться к недостаточно образованным и культурным слоям населения, должна использовать наиболее привычные и понятные для этих социальных слоев формы.

В Уставе Союза советских писателей, созданного в 1934 году, формулировались основные принципы нового метода социалистического реализма, указывалось, что он «требуетот художника правдивого исторически конкретного изображения действительности в еереволюционном развитии. При этом правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Таким образом, социалистический реализм предлагал критерий отбора сюжетов и героев: все, что могло бы воодушевить массы на строительство нового социалистического общества.

Итак, новая социалистическая культура требовала от художника ненависти к врагам и любви к народу, родине, партии. Это сочетание любви-ненависти А. М. Горький определил как подлинно «новый социалистический гуманизм»,в основу которого был положен принцип определения ценности человека с точки зрения его полезности обществу и государству.

Литература социалистического реализма не могла ограничиваться одними только классовыми интересами. Постепенно совершался поворот к возрождению национального чувства. Особое внимание при этом уделялось возрождению мессианской идеи исключительности русского народа, российского государства и его вождя.

Чрезвычайно важной характеристикой литературы социалистического реализма является ее перманентный оптимизм. Любая трагедия обязана была быть оптимистической, поскольку «победа социализма неизбежна». Сердцевиной художественных произведений стала концепция исторического оптимизма. Новые герои и сюжеты воплощали обобщенный образ народа, идущего по пути светлого будущего. Этими идеями пронизаны романы М. Шолохова, Л. Леонова, В. Катаева, Н. Островского.

Литература социалистического реализма стала выполнять социальный заказ государства, определявшего, какими качествами должны обладать ее произведения. В них должны были противопоставляться недавнее прошлое и настоящее, внешний мир и внутренний, «свой» и «чужой», и не только противопоставляться, а быть в состоянии борьбы. Литературное произведение должно было быть написано доступным народу языком. Писатель был обязан всегда вставать на сторону народа или выражать его мнение. Наконец, реальность никогда не должна была выходить из рамок политики. В противном случае это считалось мнимой реальностью или рассматривалось как нарушение нормы.

Учительная роль литературы определяла отбор тем и персонажей художественных произведений. Героем большинства форм художественного творчества в стиле социалистического реализма был «простой советский человек», главным качеством которого было ощущение счастья только потому, что он живет при советской власти и под мудрым руководством партии во главе с вождем. Такому счастливому литературному герою по штату были положены враги, и они, как правило, находились. Они обладали, конечно, отрицательными качествами, символизирующими капиталистические пережитки, враждебное окружение, т. е. воспроизводили в сознании человека образ врага. Даже такой лучший образец литературы этого времени, как «Поднятая целина» М. А. Шолохова, включал два типа героев, олицетворявших два мира (коммунист Давыдов – белогвардеец Половцев). Но при общих чертах в раскрытии типов и характеров литература 1930-х годов – это еще процесс, движение, хотя и под жестким контролем власти. Реальные, живые люди, переживавшие обыкновенные человеческие события, решавшие мелкие житейские проблемы, из которых и состоит жизнь, оставались в «Сказке» М. А. Светлова, «Телеграмме» и «Голубой чашке» А. П. Гайдара, «Лисичкином хлебе» М. М. Пришвина, рассказах К. Г. Паустовского.

Интересно, что индивидуальные человеческие черты в литературе 1930-х годов сохранились большей частью в произведениях для детей. Здесь можно было найти то, что не осталось во «взрослых книгах»: разнообразие человеческих чувств и образов.

«Взрослая литература» была поглощена соблюдением идеологических схем. В Постановлении ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 г.) указывалось, что у советской литературы «не может быть других интересов, кроме интересов народа, интересов государства…». И хотя в первое послевоенное десятилетие были опубликованы такие произведения, как «Дом у дороги» А. Т. Твардовского, «В окопах Сталинграда» В. П. Некрасова, «За правое дело» В. С. Гроссмана, «Семья Иванова» («Возвращение») А. П. Платонова, это были исключения из общего правила.

Долгом советского писателя по-прежнему оставался отбор лучших качеств и чувств советского человека и раскрытие перед ним перспектив его завтрашнего дня. Поэтому многие темы Великой Отечественной войны оказались под запретом, прежде всего тема человека на войне.

В литературе послевоенной поры пафос созидания передавался через тему производства. Требовалось как можно больше весеннего чувства, широты, простора. Эта установка закреплялась уже в названиях произведений: «Свет над землей», «Свет над полями», «Счастье» (П. А. Павленко), «Счастье» (К. Баялинов) и т. п.

Таким образом, в произведениях социалистического реализма послевоенной поры понятие «социалистический гуманизм», введенное в 1930-е годы А. М. Горьким, было доведено до совершенства. Ему соответствовал образ «героя» культуры социалистического реализма. Кроме физического здоровья, он обладал самыми высокими нравственными характеристиками, глубоко любил свою родину, партию, вождя, ненавидел врагов и был примером для подражания для всех и везде. Человек – глыба-монолит.

Рядом с героями «высокой литературы» соседствовали герои повседневности или «легкой литературы» в жанре комедийном, населенном типажами, которые обнаружились в советской кинокомедии 1930-х годов. Но всех героев объединяло праздничное восприятие жизни и счастливый финал. Сложившуюся иерархию героев нарушать было нельзя.

В конце 1940-х годов литература социалистического реализма обладала не только стереотипами образов, но и рядом языковых штампов. Авторский язык нивелировался, терял привычную для русского языка красочность. Использование речевых и канцелярских штампов в литературном произведении свидетельствовало о том, что официальная культура практически заполонила все пространство.

Но при этом в конце 1940-х годов в литературе стали появляться имена, которые не укладывались в общие нормы и правила: М. А. Шолохов, К. М. Симонов, В. С. Гроссман, А. Т. Твардовский. В их произведениях жили, умирали, ошибались, надеялись и разочаровывались живые люди. Эта литература все-таки не захотела подчиниться правилам социалистического реализма.

В целом же литература послевоенного времени стала документальным свидетельством кризиса искусства художественного слова. Социалистический реализм оказался мнимым реализмом, ибо имел слишком мало общего с жизнью и действительными чувствами людей. Исход из ложного состояния культуры был неизбежен.

Кинематография 1930-х годов развивалась также по законам социалистического реализма. Киноискусство пользовалось повышенным вниманием власти, поскольку отличалось быстрым и прочным воздействием на сознание людей. Документальное и художественное кино, действительно, стало частью государственной машины по формированию нового мышления.

Кино становилось средством стандартизации массовых вкусов. С его помощью можно было выдать миф за реальность. Эта тенденция наметилась в советском кино еще в конце 1920-х годов в линии «художественного документализма» и «героического реализма», провозглашавшейся АХРР.

В 1932 году ЦК партии большевиков принял Постановление «О советской кинематографии», в котором указывалось: «Кино должно в высоких образцах искусства отобразить героическую борьбу за социализм и героев этой социалистической борьбы и стройки, исторический путь пролетариата, его партии и профсоюзов, жизнь и быт рабочих, историю гражданской войны…».

В 1934 году на экраны вышел талантливый фильм С. Д. и Г. Н. Васильевых «Чапаев», на котором выросло не одно поколение советских людей. «Чапаев» для многих стал школой патриотизма. Актеры ярко передавали романтическую героику гражданской войны. Фильм создан в строгой реалистически-документальной манере. Авторы фильма показали гибель Чапаева так, что ее воспринимали как историческую трагедию. Но эта трагедия была оптимистическая, ибо конечная победа оставалась все же за легендарным комдивом.

Фильм «Чапаев» убедил власть в том, что она не ошиблась, когда взяла кинематограф под свою опеку. Сталин очень любил кино не только как политик, но и как зритель. По героям, названиям и содержанию фильмов можно было следить за изменениями в политическом курсе страны и ее вождя. Сталин весьма почитал комедии. Но при этом комедия в духе социалистического реализма должна была помимо развлекательности обладать «высокой идейностью». Каноническим образцом такого рода комедийного фильма стала картина И. А. Пырьева «Кубанские казаки». Она понравилась не только Сталину, но и советскому зрителю. Люди, уставшие от тягот войны, с удовольствием смотрели картину, хотя она повествовала о том, чего на самом деле не было в жизни деревни послевоенной поры. Фильм принадлежит к талантливейшим творениям, его нельзя считать обыкновенной ложью. Он лишь зримо представил всеобщий миф о советском образе жизни, в который так хотелось верить.

От сценария до проката фильм находился под строгим контролем. И если, на взгляд Сталина, хотя бы в какой-то части картина не оправдывала надежд, то она могла быть в лучшем случае не допущена до зрителя, а в худшем – уничтожена. Известны указания, которые давались Сталиным, и судьба фильмов «Ленин в Октябре» (режиссер М. И. Ромм), «Иван Грозный» и «Бежин луг» (режиссер С. М. Эйзенштейн), «Закон жизни» (сценарист А. О. Авдеенко) и др. На практике это означало, что наиболее важные и ответственные сценарии и темы фильмов должны были утверждаться Управлением пропаганды и агитации ЦК ВКП (б).

В результате жестких идеологических требований власти к кинематографу производство фильмов и круг поднимаемых в них тем резко сократились. Практически все историко-революционные фильмы, прежде всего ленты о Ленине, приобрели обязательные идеологические характеристики и эпизоды, идеализирующие образы главных героев фильма, даже если для этого требовалось исказить исторические события. Многие темы, воплощавшиеся в кино, спасала лишь талантливая режиссура и замечательная игра актеров.

В начале 1930-х годов прошли две выставки, посвященные творчеству художников РСФСР за 15 лет. Первая – в конце 1932 года в Русском музее в Ленинграде. На этой выставке была показана история развития разных тенденций в советском искусстве начиная с первых лет революции. Большой раздел посвящался революционному авангарду. Впервые можно было в одном месте увидеть новаторские работы практически не выставлявшихся мастеров. Выставка многих вдохновила. Создавалась иллюзия, что образование единой творческой организации художников означает всего лишь равные возможности для всех направлений художественного творчества.

Однако следующая выставка «Художники РСФСР за 15 лет» в июне 1933 года рассеяла все иллюзии. На ней не нашлось место альтернативным и авангардным направлениям. История советского искусства была представлена исключительно с позиций становления и развития нового реализма, который был назван «новым советским стилем». Московская выставка послужила сигналом началу активной борьбы с проявлениями «формализма» в искусстве. Под определение «формализма» подпадали прежде всего авангард и модерн. Формализму давалась идеологическая оценка, что означало крах судеб всех художников, в творчестве которых усмотрели «преступные» черты. В 1936 году конструктивизм, футуризм, абстракционизм были названы «высшей формой дегенерации».

Главной функцией искусства социалистического реализма становится изображение мифа как «наиреальнейшей реальности». Поэтому в качестве знаковых характеристик нового искусства широкое распространение получили термины «романтизм» и даже «идеальный реализм». Речь шла о романтике трудовых подвигов и свершений во имя великого будущего.

Искусство должно было излучать радость, бодрость и здоровье. Самые оптимистические и прославленные картины колхозного изобилия с одинаковым названием «Колхозный праздник» были созданы А. М. Герасимовым и А. А. Пластовым сразу же после коллективизации и голода на Украине. В 1937 году, в пик сталинского террора, символом государства стал гениально исполненный, светлый и оптимистичный скульптурный образ советских людей, шагающих в светлое будущее, – монумент «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной. Объектом отражения в искусстве становилось буквально все, что демонстрировало заботу партии о трудящихся, отражало энтузиазм самих трудящихся, озаренных верой в светлое будущее. На этой основе создавалась галерея культурных типов искусства социалистического реализма и складывалась иерархия жанров.

Живописцы и скульпторы работали над образом нового человека. Новый человек на полотнах художников молод, красив, часто светловолос, излучает бодрость и полон героического порыва. Идея торжествующей физической мощи доведена до совершенства в знаменитой работе скульптора С. Т. Коненкова «Освобожденный человек» (1947 г.). На смену комиссарам, революционным матросам приходили герои трудовых будней. Позже к обобщающему образу нового человека были добавлены герои Великой Отечественной войны и послевоенных лет. Талантливыми художниками создаются впечатляющие произведения, прославляющие мужество и силу духа и характера русского человека.

Постепенно в искусстве вырабатывалась иерархия образов. Первое место отводилось образу вождя. По мере формирования культа личности И. В. Сталина его изображение становится вровень с образом В. И. Ленина. Пик этой ситуации пришелся на конец 1930-х – 1940-е годы. Так, в официальных портретах Сталина исчезали недостатки его физического облика – перед зрителями представал не живой, реальный человек, а символ, олицетворение идеи. В иерархии образов вслед за вождем шли его соратники, далее герои революции, гражданской войны, социалистического строительства.

Официально иерархия тем в художественном творчестве была закреплена введением в декабре 1939 года Сталинских премий, приуроченным к 60-летию вождя. Процесс присуждения премий, имена лауреатов и отмеченных работ свидетельствовали о том, что основной задачей художественного творчества в 1930-е годы стала пропаганда классического наследия и практики социалистического строительства.

Сложилась и иерархия жанров. Ведущее место занимал жанр парадного портрета, в первую очередь вождя советского государства. На высшей ступени стояла тема «Сталин – это Ленин сегодня». Затем шли темы «Вождь – мудрый учитель», «Вождь – великий полководец», «Вождь – мудрый хозяин страны», «Вождь – человек». Художник выделял один сакральный миф, на котором строился портрет. В конце 1940-х годов большая часть Сталинских премий доставалась тем, кто воплотил вождя в живописи, литературе, скульптуре. Сложился канон образа вождя.

На втором месте в иерархии жанров находилась историческая живопись, хотя само понятие истории в 1930-е годы приобрело весьма условное содержание: то, что происходило до 1917 года и после.

Отдельное место в иерархии жанров занимала батальная живопись, которая должна была передать пафос сражений и побед. Сначала это были победы революции, затем героические страницы Великой Отечественной войны, при этом драматические события вытеснялись сюжетами героических побед.

Не менее важное место занимали картины бытового жанра, главными героями которых стали крестьяне и крестьянский быт. Появились главные критерии в оценке картин этого жанра: категории национального, почвенного. В послевоенные, тяжелые для крестьян годы – это ведущий жанр, на втором плане – героический подвиг на производстве. Но тема труда и производства остается главной, создавая впечатление, что вся жизнь советского человека состоит из «героики труда», хотя на самом деле это было не совсем так.

Наконец, на последнем месте по значению находились пейзаж, натюрморт,к которым относились настороженно, ибо они могли увести от идеологической нагрузки «большого стиля». Художники этого жанра чаще других становились объектом критики.

В результате сталинское искусство представляло собой смесь традиций передвижничества и академического классицизма. Но в то же время это было строго иерархизированное искусство. Цели его определялись практикой социалистического строительства.

Спецификой советской культуры стала ее глубокая идеологизация, директивное утверждение единого художественного метода – социалистического реализма (унификация культуры), ограничение свободы творчества, утрата значительной части культурного наследия, аннигиляция (уничтожение культурных традиций, возведение массовой культуры в ранг официальной, утилитарное отношение к ней, изоляция (автаркия), оторванность от мировой культуры.

В конце 1940-х годов, когда наступил расцвет тоталитаризма, борьба за воплощение принципов социалистического реализма достигла наивысшего накала. Но именно в это время обесцениваются творческие силы тоталитарного искусства, истощаются его силы.

 

Рекомендуемые источники и литература

1. «Счастье литературы». Государство и писатели. 1925 – 1938: документы / сост. Д. Л. Бабиченко. – М.: Росспэн, 1997. – 318 с.

2. Бабиченко, Д. Л. Писатели и цензоры: Советская литература 1940-х годов под политическим контролем ЦК / Д. Л. Бабиченко. – М.: Россия молодая, 1994. – 179 с.

3. Березовая, Л. Г. История русской культуры: учеб. для вузов / Л. Г. Березовая, Н. П. Берлякова. – М., 2002. – Ч.2. – 400 с.

4. Бригадина, О. В. История культуры России новейшего времени: комплекс учеб.-информ. материалов / О. В. Бригадина. – Минск: Юнипресс, 2003. – 607 с.

5. Геллер, М. Машина и винтики: История формирования советского человека / М. Геллер. – М.: МИК, 1994. – 336 с.

6. Голомшток, И. Тоталитарное искусство / И. Голомшток. – М.: Галарт, 1994. – 296с.

7. Громов, Е. Сталин: власть и искусство / Е. Громов. – М.:Республика, 1998. – 494 с.

8. Зубкова, Е. Ю. Послевоенное общество: политика и повседневность. 1945-1953 / Е. Ю. Зубкова. - М. Российская политическая энциклопедия, 1999. – 230 с.

9. История страны / история кино // Отечественная история. – 2003. – № 6.

10. Костырченко, Г. Сталин против «космополитов». Власть и еврейская интеллигенция в СССР / Г. Костырченко. – М.: Российская политическая энциклопедия, Фонд Первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2010. – 378 с.

11. Куликова, Г.Б. Под контролем государства: пребывание в СССР иностранных писателей в 1920-1930-х гг./ Г. Б. Куликова // Отечественная история. – 2003. – № 4. – С.43–59.

12. Марьямов, Г. К. Кремлевский цензор: Сталин смотрит кино / Г. К. Марьямов. – М.: Киноцентр, 1992. – 127 с.

13. Рябцев, Ю. С. Хрестоматия по истории русской культуры: первая половина XX в. / Ю. С. Рябцев. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.

14. Симонов, К. Глазами человека моего поколения. Размышления о И. В. Сталине / К. Симонов. – М.: Изд-во АПН, 1988. – 480 с.

15. Степанян, Н. Искусство России ХХ века / Н. Степанян. – М., ЭКСМО-Пресс, 1999. – 316 с.

16. Суровая драма народа: Ученые и публицисты о природе сталинизма. – М.: Политиздат, 1989. – 512 с.

17. Тоталитаризм и культура: материалы круглого стола // Вопросы литературы. – Вып. I. – 1992.

18. Янковская, Г. А. Искусство, деньги и политика: художник в годы позднего сталинизма / Г. А. Янковская. – Пермь, ПГУ, 2007. – 311 с.

Творческие задания - презентации (по выбору)

1. М. Шолохов как зеркало русской коллективизации.

2. М. Цветаева: «Моя специальность – жизнь».

3. Художники и мыслители на службе тоталитарного режима (по выбору).

4. Художники и мыслители в противостоянии тоталитарному режиму (по выбору).

 

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите черты советской тоталитарной культуры.

2. Охарактеризуйте сталинскую культурную политику. В чем различие ленинской и сталинской культурной политики?

3. Какие партийно-правительственные акты повлияли на создание творческих союзов в 1930-е годы? Как повлияли постановления ЦК ВКП (б) 1946–1948 годов по идеологическим вопросам на судьбы советской интеллигенции?

4.Чем можно объяснить феномен «двоемыслия», «двоедушия», «двойной жизни» среди деятелей советской культуры?

5. Назовите основные, на ваш взгляд, черты личности советского человека.

6. Почему кино было признано «важнейшим из искусств»?

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.