Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семинар 1 Предмет истории: цель и задачи ее изучения





История

 

Планы семинарских занятий, темы рефератов, контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов)

 

Комсомольск-на-Амуре 2011

История: планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов) / Сост. И.Л. Кузина. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУВПО «КнАГТУ», 2011.

 

Методические рекомендации содержат тематику семинарских занятий и проблемные вопросы по курсу истории. Дается библиографический перечень основной литературы, а к каждой теме занятия - дополнительной литературы, рекомендованной для студентов. Приведены темы рефератов и контрольные вопросы.

 

 

Рецензент Л.Н. Долгов

 

 

________________________________________________________

Подписано в печать

 

Редакционно-издательский отдел Комсомольского-на-Амуре

Государственного технического университета

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 

Полиграфическая лаборатория Комсомольского-на-Амуре

Государственного технического университета

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 


ВВЕДЕНИЕ

 

История является важнейшей дисциплиной в общегуманитарной подготовке специалиста. Курс «История» является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин для всех вузов Российской Федерации. Цель курса дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого во имя будущего, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.

Исходя из этой цели, были сформулированы задачи курса:

o сформировать представление об истории как науке, о ее месте в системе научного знания и целях ее изучения;

o дать научное представление об основных этапах в истории России с древнейших времен и до наших дней;

o развить способность анализировать основные проблемы российской истории;

o научить осознавать и определять место российской истории во всемирном историческом процессе;

o научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

o научить осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

o научить организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их.

Курс предполагает рассмотрение основных периодов отечественной истории, рассматриваемые в неразрывном контексте с всемирной историей. Название тем определяет основное содержание данного периода. Каждый из выделенных периодов имеет внутреннюю целостность, является логически завершенным историческим этапом. В основе программы лежит проблемно-хронологический принцип построения изучения учебного материала, который предполагает выведение на первый план спорных, дискуссионных вопросов, от решения которых во многом зависит и понимание исторического процесса в целом.

Библиографический список рекомендуемой литературы делит литературу на основную и дополнительную. Под основной понимаются учебники и учебные пособия, включающие рассмотрение длительных периодов истории. Дополнительная литература помещена в разделах, которые соответствуют темам практических занятий и включает в себя литературу, рекомендуемую для написании реферата, тема которого относится к соответствующему периоду.

 

Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям

 

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях ученых - историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.

Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию.

При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.

В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

5. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Природно-климатические и географические факторы и их влияние на характер исторического развития России.

2. Древняя Русь и кочевники: история взаимоотношений.

3. Внешняя политика Киевской Руси.

4. Дальний Восток в древности.

5. Дальний Восток в эпоху средневековья.

6. Основные политические центры раздробленной Руси и особенности их развития.

7. Центры объединения Руси в XIV-XV вв.: проблема лидерства.

8. Церковный раскол: социально-политическая сущность и последствия.

9. Оценка петровских преобразований в современной отечественной историографии.

10. Внешняя политика России в период дворцовых переворотов.

11. Изменения в международном положении Российской империи в правление Екатерины II.

12. Русская культура XVIII в.: от петровских инициатив к «веку просвещения».

13. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.

14. Западники и славянофилы: дискуссии о путях развития страны.

15. Русская культура первой половины XIX века и ее вклад в мировую культуру.

16. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII в.

17. Освоение и вхождение дальневосточных земель в состав российского государства в XIX- начале XX вв.

18. Развитие российской науки и техники в первой половине XIX века.

19. Объективная потребность и ход индустриальной модернизации России на рубеже XIX–XX вв.

20. Опыт думского «парламентаризма» в России в начале ХХ века.

21. Формирование и деятельность социал-революционной партии.

22. Образование и деятельность конституционно-демократической партии.

23. Монархические и черносотенные организации в России.

24. Образование и наука России в конце XIX – начале XX в.

25. Кризис власти в годы первой мировой войны и его истоки.

26. «Распутинщина»: понятие, содержание, последствия.

27. Геополитические цели и интересы России в первой мировой войне.

28. Социально-экономическая политика Временного правительства.

29. Большевистская стратегия в 1917 -1920 гг.: причины победы.

30. Политика «военного коммунизма»: идеология и практика.

31. Интервенция в Гражданской войне: причины, формы, масштабы.

32. Русская эмиграция: центры, идеология, особенности ассимиляции.

33. Концепция и практика культурной революции.

34. «Большой террор»: причины и сущность.

35. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

36. СССР в международных отношениях накануне Второй мировой войны.

37. Идеологическое обеспечение советского политического режима и личной власти Сталина.

38. Становление диктатуры личной власти И.В. Сталина

39. «Русская освободительная армия» А.А. Власова.

40. Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития Послевоенное общество: повседневная жизнь и общественные настроения.

41. Реформаторство Н.С. Хрущева: достижения, просчеты, итоги.

42. Общество и власть в период «оттепели».

43. Диссидентское движение: предпосылки, сущность, основные этапы развития.

44. Тенденции экономического развития СССР в 60-80-е гг.

45. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР.

46. Перестройка: разработка концепции и практика.

47. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал.

48. Становление многопартийности в России в конце ХХ века.

49. Распад СССР и образование СНГ.

50. Президентство В.В. Путина: новые стратегии развития России.

51. Становление и деятельность партии «Единая Россия».

52. Президентство Д.А. Медведева: основные векторы развития Российской Федерации.

4 Контрольные вопросы

1. Восточные славяне в древности.

2. Предпосылки и особенности образования древнерусского государства.

3. Киевская Русь: основные периоды истории.

4. Политическая раздробленность древнерусского государства: причины, основные центры.

5. Монголо-татарское нашествие и его последствия для развития Руси.

6. Вторжение на Русь с Запада и победы Александра Невского.

7. Этапы развития Московского княжества

8. Завершение формирования единого российского централизованного государства во второй половине XVI в. Иван III и Василий III.

9. Реформы Избранной Рады 50-х годов XVI в..

10. Опричнина Ивана Грозного: сущность и последствия.

11. Смутное время: причины, основные события, последствия.

12. Воцарение династии Романовых и преодоление последствий Смуты.

13. Становление российского абсолютизма при Алексее I Михайловиче и Федоре I Алексеевиче.

14. Российская империя при Петре I: политические, социально-экономические и культурные преобразования.

15. Внешняя политика России в конце XVII – первой четверти XVIII в.

16. Феномен дворцовых переворотов XVIII века: причины, основные события и итоги.

17. Эпоха Екатерины II - время просвещенного абсолютизма в России.

18. Внешняя политика России во второй половине XVIII века.

19. Российская империя при Павле I.

20. Александр I: поиски путей реформирования русского общества.

21. Отечественная война 1812 г.

22. Тайные общества и движение декабристов.

23. Консервативно-охранительная политика Николая I.

24. Крымская война и кризис крепостничества.

25. Отмена крепостного права: подготовка и основные положения.

26. Великие реформы 60 - 70-х годов ХIХ в.

27. Контрреформы 80-х - начала 90-х годов.

28. Особенности экономического и социально-политического развития России в начале XX века.

29. Русско-японская война 1904-1905 гг.

30. Первая российская революция 1905 - 1907 годов

31. Формирование системы политических партий России в начале ХХ в.

32. Третьиюньская политическая система. Реформы П.А. Столыпина.

33. Участие России в Первой мировой войне в 1914-1916 гг.

34. Причины Февральской революции. Февральская революция и установление двоевластия в стране.

35. Временное правительство: от Февраля к Октябрю.

36. Октябрьский переворот большевиков и II Съезд Советов.

37. Гражданская война и иностранная интервенция: этапы и итоги.

38. Военный коммунизм: политика, практика, идеология.

39. Советская модернизация 30-х годов: коллективизация и индустриализация.

40. Формирование советского политического режима в 30-е гг.

41. СССР во Второй мировой войне

42. Коренные изменения на международной арене после окончания второй мировой войны.

43. Восстановление и развитие народного хозяйства после окончания войны.

44. Смерть Сталина и борьба в руководстве страны за власть.

45. «Холодная война»: ее причины, сущность и последствия.

46. Социально-экономическое развитие СССР в период «хрущевского» десятилетия (1953-1964).

47. Тенденции экономического развития СССР (1964-1985 гг.). Экономические реформы 1965 г.: цели, причины свертывания.

48. Политическая система СССР и механизмы власти. «Диссидентское» движение.

49. Этапы и итоги перестройки.

50. «Новое политическое мышление»: новые ориентиры внешней политики СССР.

51. Формирование новой российской государственности (1992-2000 гг.).

52. Президентство В.В. Путина: реформы, систематизация или установление контроля?

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Верт, Н. История советского государства / Н. Верт. – М.: Весь мир, 2006. – 560с.

2. Деревянко, А.П. История России: Учеб.пособие для вузов / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. - М.: Проспект, 2006. - 557с.

3. Зуев, М.Н. История России: Учеб. пособие для вузов / М. Н. Зуев. - М.: Высшее образование, 2007. - 635с.

4. История России IX-XVIII вв. – М.: Слово, Эксмо, 2004. – 448 с.

5. История России XIX - нач. XX вв. / Под ред. В.А. Федорова. – М.: Зерцало, 1998. – 743 с.

6. История России XX вв. / Отв. Ред. В.П. Дмитриенко. – М.: АСТ, 2001.- 601 с.

7. История России в.п. XIX - XX вв. Курс лекций. / Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург: Изд-во Уральского государственного техн. ун-та, 1995. – 352 с.

8. История России с древнейших времен до конца ХVII века: Учеб. пособ. для студ. вузов / Отв. ред. А.Н.Сахаров, А.П.Новосельцев. - М.: АСТ, 1998. - 576с.

9. История России с начала XVIII в. до конца XIX в. / А.Н. Сахаров, Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.И. Боханов. – М.: АСТ, 1996. – 543 с.

10. История России. / под ред. Семенниковой. - М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 400 с.

11. Мухамедина, Ш. Отечественная история новейшего времени / Ш. Мухамедина. - М.: КДУ, 2004. – 240 с.

12. Отечественная история. ХХ век. Учебное пособие / Под ред. А.В.Ушакова. - М.: Высшая школа, 1996. – 432 с.

13. Платонов, С.Ф. Полный курс лекций по русской истории / С.Ф. Платонов. - СПб.: Литера, 2002. - 800с.

14. Пушкарев, С. Г. Обзор русской истории / С. Г. Пушкарев. - СПб.: Изд-во «Лань», 2002. – 432 с.

15. Соколов, А.К. Курс советской истории. 1917 – 1940 / А.К. Соколов. – М.: Высшая школа, 1999. – 272 с.

16. Соколов, А.К. Курс советской истории. 1941 – 1991 / А.К. Соколов, В.С. Тяжельникова. – М.: Высшая школа, 1999. – 415 с.

 

 

История

 

Планы семинарских занятий, темы рефератов, контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов)

 

Комсомольск-на-Амуре 2011

История: планы семинарских занятий, темы рефератов и контрольные вопросы для студентов 1-го курса направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения (108 часов) / Сост. И.Л. Кузина. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУВПО «КнАГТУ», 2011.

 

Методические рекомендации содержат тематику семинарских занятий и проблемные вопросы по курсу истории. Дается библиографический перечень основной литературы, а к каждой теме занятия - дополнительной литературы, рекомендованной для студентов. Приведены темы рефератов и контрольные вопросы.

 

 

Рецензент Л.Н. Долгов

 

 

________________________________________________________

Подписано в печать

 

Редакционно-издательский отдел Комсомольского-на-Амуре

Государственного технического университета

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 

Полиграфическая лаборатория Комсомольского-на-Амуре

Государственного технического университета

681013, Комсомольск-на-Амуре, пр. Ленина, 27

 


ВВЕДЕНИЕ

 

История является важнейшей дисциплиной в общегуманитарной подготовке специалиста. Курс «История» является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин для всех вузов Российской Федерации. Цель курса дать студенту достоверное представление о роли исторической науки в познании прошлого во имя будущего, раскрыть основные этапы и содержание истории Отечества с древнейших времен и до наших дней, показать органическую взаимосвязь российской и мировой истории и научить его использовать опыт, накопленный человечеством.

Исходя из этой цели, были сформулированы задачи курса:

o сформировать представление об истории как науке, о ее месте в системе научного знания и целях ее изучения;

o дать научное представление об основных этапах в истории России с древнейших времен и до наших дней;

o развить способность анализировать основные проблемы российской истории;

o научить осознавать и определять место российской истории во всемирном историческом процессе;

o научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому;

o научить осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий;

o научить организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их.

Курс предполагает рассмотрение основных периодов отечественной истории, рассматриваемые в неразрывном контексте с всемирной историей. Название тем определяет основное содержание данного периода. Каждый из выделенных периодов имеет внутреннюю целостность, является логически завершенным историческим этапом. В основе программы лежит проблемно-хронологический принцип построения изучения учебного материала, который предполагает выведение на первый план спорных, дискуссионных вопросов, от решения которых во многом зависит и понимание исторического процесса в целом.

Библиографический список рекомендуемой литературы делит литературу на основную и дополнительную. Под основной понимаются учебники и учебные пособия, включающие рассмотрение длительных периодов истории. Дополнительная литература помещена в разделах, которые соответствуют темам практических занятий и включает в себя литературу, рекомендуемую для написании реферата, тема которого относится к соответствующему периоду.

 

Рекомендации студенту по подготовке к семинарским занятиям

 

Семинарские занятия – одна из важнейших форм учебного процесса по курсу Отечественной истории. На семинары выносятся узловые, наиболее важные и сложные вопросы, без знания которых ориентироваться в истории невозможно. Поэтому главным условием усвоения курса является тщательная подготовка студента к каждому семинару.

Подготовку к семинарскому занятию следует вести в следующем порядке:

1. Внимательно ознакомиться с планом семинара, списком рекомендованной литературы, темами докладов и рефератов, вопросами, предложенными для дискуссий.

2. Прочитать конспект лекции по теме семинарского занятия, отмечая карандашом материал, необходимый для освоения поставленных вопросов.

3. Важнейшим этапом работы при подготовке к семинарскому занятию является изучение рекомендованной к каждой теме литературы. Исторические источники и литература – это надежная основа достоверных исторических знаний. Анализ и оценка событий и процессов прошлого, данная в произведениях ученых - историков помогают выработать собственное понимание сущности и значения исторических явлений.

Большую помощь студентам при подготовке к занятиям окажет учебная литература по истории, рекомендуемая к каждому занятию.

При работе над рекомендованными источниками и литературой необходимо помнить, что здесь недостаточно ограничиваться лишь беглым ознакомлением или просмотром текста. Вот несколько конкретных рекомендаций, касающихся организации работы студента с текстом:

а) сформулируйте общее представление о произведении (ознакомьтесь с заголовком, оглавлением, если оно имеется, просмотрите текст) и целях его создания (обратите внимание на дату написания, реконструируйте, опираясь на уже имеющиеся сведения и привлекая дополнительные, историческую ситуацию, определите причины, побудившие автора написать работу);

б) внимательно прочтите текст, возвращаясь к отдельным положениям, выделяя непонятное. Снимите неясности, используя словари, справочную литературу;

в) разделите текст на законченные в смысловом отношении части. Анализируя каждую из них, попытайтесь выделить основные положения, идеи автора, а также его аргументацию. Раскройте связи теоретических положений и конкретных фактов, определяя ту их совокупность, которая послужила основой для сделанного вывода;

г) еще раз просмотрите весь текст, установите логические связи между выделенными частями, составьте структурный план.

4. На основе изученных источников и литературы необходимо подготовить тезисы или конспект, оформив соответствующие записи в тетради.

В тезисной форме может быть подготовлено устное выступление на семинаре. Основой тезисов является план выступления, но в отличие от него в тезисах фиксируется не просто последовательность рассматриваемых вопросов, но и в краткой форме раскрывается их основное содержание.

Наиболее трудоемкой, но совершенно необходимой, частью подготовки к семинару является конспектирование. Конспективная форма записи требует не только фиксации наиболее важных положений источника, но и приведения необходимых рассуждений, доказательств. Нередко в конспект включают и собственные замечания, размышления, оставляемые, как правило, на полях.

Конспект составляется в следующей последовательности:

а) после ознакомления с произведением составляется его план, записывается название источника, указывается автор, место и год издания работы;

б) конспективная запись разделяется на части в соответствии с пунктами плана. Каждая часть должна содержать изложение какого-либо положения, а также его аргументацию. В ходе работы подчеркивается наиболее существенное, делаются пометки на полях.

5. На семинарских занятиях студент должен:

а) принимать активное участие в обсуждении вопросов семинара;

б) внимательно следить за выступлениями;

в) уметь вести полемику с оппонентами.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1 Предмет истории: цель и задачи ее изучения

 

1. Место истории в системе наук. Предмет исторической науки.

2. История развития исторического знания.

3. Методы и источники изучения истории. Историография, методология и теория исторической науки.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

5. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.

 

Литература:

1. Егоров, В.К. История в нашей жизни / В.К. Егоров. - М.: Наука, 1990. -192 с.

2. Историческая наука и историческое сознание / Б.Г. Могильницкий, И.Ю. Николаева, С.Г. Ким, В.М. Мучник, Н.В. Карначук. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. – 234 с.

3. Румянцева, М.Ф. Теория истории / М.Ф. Румянцева. - М.: Наука, 2002. - 319 с.

4. Семенникова, Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций / Л.И. Семенникова. - М.: Книжный дом «Университет», 2009. – 782 с.

 

Проблемные вопросы

 

1. Существуют ли объективные законы истории? Познаваемы ли они?

2. История и историк. Как влияет личность историка, его взгляды на трактовку исторических фактов?

3. Может ли человек влиять на ход истории? Какие он имеет для этого возможности?

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.