Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Когда путают мысли с чувствами («В» и «С»)





В нашей культуре люди часто путают мысли с чувствами. Иногда вы просите пациента описать свои чувства, а он или она говорит о своих мыслях. Например, пациент может сказать: «Когда она это сказала, я чувствовал себя дураком». Или вы интересуетесь мыслями пациента, а он отвечает о чувствах. Вы спрашиваете: «О чем Вы тогда подумали?», и пациент может ответить: «Я подумал, что я волнуюсь».

Начинающим психотерапевтам и пациентам часто трудно разграничить мысли и чувства, эта проблема отчасти связана с неоднозначностью выражений в нашем языке. Например, слово «чувствовать» в повседневной жизни имеет много различных значений:

1. Оно может означать физические ощущения («Я чувствую озноб»).

2. Оно может выражать точку зрения («Я чувствую, что налоги следует снизить»).

3. Оно может описывать эмоциональное состояние («Я чувствую себя счастливым»).

4. Оно может означать оценку события («Я чувствую, что это ужасно»).

Психотерапевт внимательно слушает и определяет значение слова «чувствовать» в рассказе пациента и побуждает использовать это слово для описания эмоций, а не мнений и оценок. Это поможет пациенту проводить различие между мыслями и эмоциями, что особенно важно на этапе критического анализа иррациональных верований. Итак, когда пациент ошибочно определяет С как чувства, часто полезно его остановить и поправить. Например, если психотерапевт спрашивает Тома: «Как Вы себя чувствовали?» и пациент отвечает: «Я чувствовал себя дураком», врач распознаёт у Тома (1) депрессивную реакцию или чувство вины и (2) самоосуждение. После выявления этих двух симптомов врач попытается объяснить пациенту, что «чувствовать себя дураком» является не эмоцией, а мыслью «Я считаю себя дураком». Фактически высказывание Тома «Я чувствовал себя дураком» обычно является сокращенной формой верования «Я считаю себя дураком и страдаю от этого». Это уточнение важно, поскольку пациент может ошибочно пытаться отстаивать свое «чувствовать дураком». Он может также обосновывать свое мнение, что он «дурак» тем, что он это чувствовал. Наши чувства недоступны для обсуждения; они являются тем субъективным опытом, которым располагает только сам индивид. Нельзя спорить по поводу такого субъективного состояния, в то же время наши мысли, верования, мнения можно обсуждать. Итак, в вышеприведенном примере, врач объяснит Тому, что он не чувствует себя дураком, а чувствует себя подавленным из-за того, что считает себя дураком, кем быть никак не должен. После этого разъяснения создаются условия для работы над этим ошибочным суждением.

Затруднения описания

Когда Майру просят описать свои чувства, она может ответить или ее поведение может говорить, что она в затруднении. Это затруднение может быть связано с тем, что она ощущает смешанные эмоции или просто ей не хватает подходящих терминов для описания своего эмоционального состояния. В целом, чем больше психотерапевт может помочь ей упростить оценку эмоционального состояния, тем легче ей будет с этим справиться. Если Ларри может сказать о себе только, что он чувствует «уныние», врач выясняет, как он понимает слово «депрессия». Другими словами, психотерапевт пытается расширить активный словарь своего пациента. Дополнительная польза от этого заключается в том, что пациенту будет легче заняться библиотерапией, поскольку в большинстве книг по РЭПТ используются такие термины, как «депрессия», «тревога» и т.д.

Психотерапевт может помочь пациентам оценивать свои эмоции, если даст четкие инструкции и примеры. Для начала можно предложить разграничивать положительные и отрицательные эмоции (например, «Вы чувствовали себя хорошо или плохо?»), после чего можно обсудить более описательные термины. Следующие упражнения полезно выполнять как во время сеансов, так и самостоятельно дома:

1. Вот названия некоторых эмоций и чувств: счастливый, злой гордый, смущенный, испуганный, нервозный, расслабленный, грустный, разочарованный, обиженный, заинтересованный, недовольный, виноватый, обеспокоенный Произнесите каждое слово громко вслух.

Знаете ли Вы, что каждое из этих слов означает? Выразите с помощью пантомимы (без слов) каждое слово, которое вы знаете. (Разные люди одни и те же чувства выражают по-разному, поэтому не существует правильных или неправильных способов их выражения.) Существуют ли какие-то еще чувства, которые Вы знаете? Если да, напишите их здесь:

1. Устно или письменно закончите предложение «Я чувствую…» Чем больше дадите вариантов ответа, тем лучше.

2. Начните записывать в дневник предложения, начинающиеся с фразы «Я чувствую».. или «Я чувствовал»… Сначала просто записывайте эти предложения. Затем начинайте добавлять: «Когда случилось то-то и то-то, я чувствовал…» Например, «Я чувствовал тревогу, когда начал вести эти записи».

Дихотомическое мышление

Многие пациенты склонны к дихотомической оценке эмоциональных реакций; например, они считают, что могут либо слишком близко принять ситуацию к сердцу, либо могут не реагировать никак, как будто ничего не случилось. В действительности же эмоции можно выстроить в непрерывный ряд по интенсивности и пациенту важно осознать, что существует большое разнообразие эмоций и способов их выражения. Например, если у Джона семейные неурядицы и он способен испытывать только гнев, при этом он пользуется только одним способом выражения гнева бьет жену, то, возможно, у него просто нет представления о чувстве досады и способах его выражения. С помощью приемов развития воображения, моделирования конкретных ситуаций и прямых наставлений можно помочь Джону расширить свои представления об эмоциях с тем, чтобы научиться различать чувства гнева и досады.

Если пациент может представить и оценить степень выраженности эмоций, то тогда ему легче понять, каким образом можно изменить эмоциональное состояние в желаемом направлении. Например, психотерапевт может помочь пациенту разобраться с такими степенями эмоций, как слабые, умеренные и сильные. Затем подчеркивается, что рациональное мышление обычно сопровождается слабыми/умеренными эмоциями или адекватными сильными (например, сильное сожаление или горе), в то время как иррациональное мышление ведет к сильным и истощающим организм эмоциям.

Дихотомическое мышление может распространяться не только на такой параметр, как интенсивность эмоций. Например, Джон может считать, что раз он научился преодолевать реакции гнева по отношению к жене, он больше никогда не должен кричать на нее. Джону было бы полезно научиться проводить различие между естественным раздражением или досадой и неадекватным гневом. Эти различия заключаются в:

(1) его требовании, что жена не должна его нервировать и раздражать;

(2) продолжительности его реакций гнева;

(3) влиянии этого гнева на него самого;

(4) влиянии его гнева по отношению к жене на других людей.

Другими словами, пациенту было бы неразумно считать, что у него никогда не должно быть гнева, депрессии, тревоги и т.д. Всё это нормальные и привычные реакции. Сильные неадекватные эмоции создают особенно серьезные проблемы, когда они носят стойкий длительный характер и поэтому затрудняют поведение, направленное на достижение цели.

Ошибочная самооценка эмоций

Пациенты часто путаются в названиях эмоций, поэтому желательно уточнять, что они имеют в виду. Целесообразно просить дать пояснения к тому термину, который пациент выбрал для описания своего эмоционального состояния (например, «Что Вы имеете в виду под словом виноватый, тревожный, обеспокоенный и т.д.?») и если пациент ошибается, скажите ему об этом (например, «Сэм, по Вашему описанию у Вас скорее гнев, чем тревога».).

Интересную разновидность такой ошибки можно наблюдать у пациентов, ошибочно считающих своей проблемой тревогу «Я», в то время как в действительности это может быть низкая фрустрационная толерантность или тревога дискомфорта (Ellis, 1978a, 1979с). Например, Гарри может заявить, что он не в состоянии ходить на работу из-за слишком сильной тревоги. Это заявление сводится к тому, что он не желает испытывать неудобства от хождения на работу и, вероятно, узаконил собственное избегание дискомфорта таким термином как «серьезная эмоциональная проблема». Само собой разумеется, мы посоветовали бы психотерапевту разобраться в тех материальных и социальных выгодах, которые побуждают Гарри сохранять ошибочное мнение о себе.

Непонятное описание эмоций

Пациенты могут использовать термины, понятные им самим, но не вполне понятные врачу. Например, Мэй говорит: «Я была в таком негодовании!». Вы поняли точно, что она имела в виду? Это легкий, умеренный или сильный аффект? Чтобы ответить на эти вопросы лучше всего задать ей уточняющие вопросы: «Что Вы имеете в виду когда говорите «была в негодовании»? или «Вы выглядите рассерженной; если оценивать по десятибалльной шкале, насколько Вы рассержены?»







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.