|
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИСтр 1 из 5Следующая ⇒ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ПРАКТИКУМ
Калининград
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ Кафедра криминалистики
ПРАКТИКУМ ПО КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ
Выполнил: курсант__________ группы_______ курса _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ _____________________________________________ Вариант № ______
Калининград КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.
Задания практикума составлены в соответствии с Программой и тематическим планом курса криминалистики. При выполнении заданий практикума следует предварительно изучить соответствующие разделы учебной литературы по криминалистике. Список таковой представлен в приложениях к практикуму. Все задания практикума выполняются от руки шариковой ручкой красителем синего цвета. В процессе изучения, рассматриваемого в данном практикуме раздела криминалистики, курсант должен обратить особое внимание на современное состояние технических средств, приемов и методов собирания и исследования доказательств, на изучение криминалистической техники, тактики назначения и проведения судебных экспертиз. По всем направлениям судебных экспертиз и исследований курсант обязан не только знать виды вопросов, на которые может ответить эксперт, но и уметь их правильно формулировать. Фрагменты протоколов проведения следственных действий должны оформляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению таких документов. При описании объектов следует применять криминалистическую терминологию, владеть понятийным аппаратом. В протоколах следственных действий нельзя излагать выводы и предположительные суждения лиц, составляющих их. Предназначаемые для помещения в практикум фотоснимки обрезают не оставляя белых полей. Клей наносят только на края оборотной стороны фотоснимков. Размещают фотоснимки в соответствии с последовательностью изложения материала в процессуальных документах по принципу «от общего к частному». Изображения объектов и их признаки, имеющие значение для дела, на снимках показывают стрелками или отмечают линиями, проведенными шариковой ручкой с красным красителем. Отмеченные участки обозначают цифрами или буквами. В начале каждой фототаблицы указывают, приложением к какому процессуальному документу она является (наименование документа и дата его составления). Под фотоснимками указывают следующие сведения: что сфотографировано (наименования объекта или совершаемого действия); что показано стрелками или отмечено линиями. В конце документа указывают: кто произвёл съемку и оформил фототаблицу. Задания, выполнение которых зависит от варианта, выбираются следующим образом:
1 вариант – первая буква фамилии курсанта А – Г. 2 вариант – Д –И. 3 вариант – К-Л. 4 вариант – М-О. 5 вариант – П-С. 6 вариант – Т-Х. 7 вариант – Ц-Я. Курсант обязан в назначенный преподавателем срок отчитаться по всем заданиям, предъявляя практикум для проверки.
При подготовке практикума использовалась следующая литература:
1. Осмотр места происшествия: Справочник следователя. - М.: Юрид. лит., 1982. 2. Аленин А.П., Лукин В.Д. Образцы описания отдельных объектов в процессуальных документах. - Омск: Высшая школа милиции МВД СССР, 1990. 3. Экспертизы в судебной практике. - Киев: Выща школа, 1987; 4. Аленин А.П., Волосов В.А., Баженов С.М., Приходько А.Ю., Шойко И.А., Виноградов А.В. Лабораторный практикум по криминалистической технике. - Омск: Изд-во Омского юридического института МВД России, 1997. 5. Агафонов В.В., Газизов В.А., Овсянникова М.Н., Плескачевский В.М., Проткин А.А., Юхин С.Н. Лабораторный практикум по криминалистической технике (Часть 1). - М.: Изд-во Московской юридической академии МВД России, 2000. 6. Практикум по криминалистике. Часть 1. Введение в криминалистику. Криминалистическая техника / Сост.: А.И. Натура, П.А. Степанян / Под общей ред. проф. Г.М. Меретукова. -3-е изд. - Краснодар: Краснодарский юридический институт МВД России, 1998. 7. Кузнецов П.С., Макушкин И.О. Практикум по криминалистической технике. - Екатеринбург: Изд-во Уральского юридического института МВД России, 1998. 8. Порубов Н.И. Практикум по криминалистике: Метод. пособие. -2-е изд., доп. и перераб. - Минск.: Выш. Шк., 1988. 9. Макушкина Г.Е., Ищенко Е.П., Крючков В.П., Онучин А.П., Сухов С.П., Шмидт А.А., Шарунов В.В., Синюкова Н.Н. Практикум по криминалистической технике. - Свердловск: Изд-во Свердловского юридического института, 1986. 10. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. /Под общ. Ред. В.В. Мозякова. -М.: Изд-во «Экзамен ХХ1», 2002. 11. Иванов К.Г., Брусницын В.И., Игнатьев В.М. Практикум: Общие положения криминалистики; Криминалистическая техника //Под общ. ред. В.Т. Кондрашова. – Тюмень: Изд-во Тюменский юридический институт МВД России, 2002.
ТЕМА № 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ.
Задание №1. Укажите сведения, которые отражаются в протоколе следственного действия по факту применения криминалистической техники: ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание№2. Перечислите содержимое оперативного унифицированного чемодана, применяемого в ходе осмотра места происшествия, с указанием целевого назначения каждого объекта: а) набор технических средств для работы со следами: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) набор материалов и приспособлений для дактилоскопирования: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) набор инструментов, используемых для осмотра, измерения отдельных следов и предметов, для изъятия отдельных частей предметов и их упаковки: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) набор принадлежностей для составления протоколов, вычерчивания планов, а также для упаковки изъятых объектов – вещественных доказательств: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание № 3. Перечислите известные Вам криминалистические технические средства, используемые в ходе лабораторных исследований доказательств. Укажите их назначение и виды вещественных доказательств, исследуемых с их помощью: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛЕДЫ НОГ ЧЕЛОВЕКА.
Задание №1. Дайте наименование частей следа босой ноги человека.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №2. Дайте наименование частей следа подошвенной части обуви.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №3. Назовите общие признаки, отобразившиеся в следе подошвенной части обуви:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №4. а) Сделайте схематическую зарисовку «дорожки следов» ног человека, указав на схеме ее элементы и запишите результаты измерений. Задание выполняется повариантно: 1 Вариант – следы от зимней обуви (сапоги, полусапожки и т.п.). 2 Вариант – следы от кроссовок (спортивной обуви). 3 Вариант – следы от туфель (женская обувь). 4 Вариант – следы от ботинок (мужская обувь). 5 Вариант – следы от босых ног ребенка (подростка). 6 Вариант – следы от резиновых сапог. 7 Вариант – следы от домашней обуви (тапочки, сланцы).
Условные обозначения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Результаты измерений: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б) Сделайте схематическую зарисовку одного элемента из «дорожки следов» ног человека, укажите на схеме результаты измерений выбранного вами следа.
Условные обозначения: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты измерений: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №5. Опишите «дорожку следов» ног человека и наиболее чётко отобразившийся один из следов этой «дорожки» в виде фрагмента протокола осмотра места происшествия с учетом ранее проделанной работы, указав при этом результаты всех измерений, способа изъятия следа и применяемые вами приборы и инструменты (Приложение №1).
ПРОТОКОЛ ПРОТОКОЛ ПРОТОКОЛ ПРОТОКОЛ Осмотр объекта
Осмотром установлено:____________________________________________ что именно ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 9. Сформулируйте вопросы эксперту для производства им криминалистической экспертизы холодного оружия, исходя из условия, что ваш объект был обнаружен на месте происшествия. 1.__________________________________________________________________________________________________________________________ 2.__________________________________________________________________________________________________________________________ 3.__________________________________________________________________________________________________________________________ 4. _________________________________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Укажите, какие материалы необходимо предоставить в распоряжение эксперта для разрешения поставленных вами вопросов: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №10. Заполните памятку действий работника полиции при обнаружении подозрительного предмета, угрозе взрыва и осмотре места взрыва.
ПАМЯТКА ДОКУМЕНТОВ. Задание №1. Выделите правильные ответы: А) На какие виды делят криминалистическое исследование документов - вещественных доказательств? 1) Исследование поврежденных документов. 2) Криминалистическое исследование письма. 3) Криминалистическое исследование подчисток. 4) Технико-криминалистическое исследование документов.
Б) В процессуальном отношении документы подразделяют на письменные и вещественные доказательства. Найдите среди перечисленных документов вещественные доказательства: 1) Акт ревизии магазина №3. 2) Доверенность с поддельным оттиском печати. 3) Накладная с исправлением цифры 8 на 9. 4) Авансовый отчет о командировке в г. Советск.
В) На месте происшествия обнаружен сгоревший документ, еще сохранивший форму. Какие действия должен произвести следователь? 1) Сфотографировать документ. 2) Вложить документ в конверт, подшить в дело. 3) Закрепить документ. 4) Упаковать документ в ящик с ватой. 5) Поместить между листами толстой книги.
Задание №2. Подберите недействительный документ. Задание выполняется повариантно: 1 вариант – старый заграничный паспорт. 2 вариант – трудовая книжка со следами травления в тексте. 3 вариант – страховое свидетельство (типа ОСАГО и т.п.) со следами дописки. 4 вариант – служебное удостоверение со следами переклейки фотографии. 5 вариант – военный билет со следами подчистки. 6 вариант – пропуск со следами исправления даты и дорисовки оттиска печати. 7 вариант – водительское удостоверение со следами переклейки фотографии. Осмотрите ваш объект исходя из условия, что он изъят по делу как предмет, имеющий значение вещественного доказательства. Составьте фрагмент протокола осмотра документа и сформулируйте вопросы эксперту, которые могут быть в данном случае поставлены на его разрешение. Документ упакуйте с соблюдением соответствующих правил и приобщите к практикуму (Приложение № 8). ПРОТОКОЛ Осмотра объекта (фрагмент) Осмотр вашего документа ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание №3. Вопросы эксперту для производства им экспертизы ТИД, исходя из условий составленного вами фрагмента протокола осмотра документа. 1._______________________________________________________________________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________________________________________________________________ 3._______________________________________________________________________________________________________________________________ 4.______________________________________________________________________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________________________________________________________________ Укажите, какие материалы необходимо предоставить в распоряжение эксперта для разрешения поставленных вами вопросов: ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Место для конверта (пакета) с документом
Задание № 4. Подберите собственный рукописный текст, желательно на 1-2 страницах, и составьте розыскную таблицу, включая в нее результаты изучения и анализа общих признаков письменной речи, общих и частных признаков вашего почерка.
РОЗЫСКНАЯ ТАБЛИЦА по делу о ___________________________________________________ для установления исполнителя рукописного текста по признакам письменной речи и почерка. Исследуемый текст начинается словами: «___________________________ ________________________________________________________________ и заканчивается словами: «_________________________________________ ________________________________________________________________ Выполнен на ____ листе бумаги _________________цвета размером _____ мм, красителем__________________ цвета. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Характерные признаки письменной речи: стилистические___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ лексические______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ грамматические___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ особые привычки письма__________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Общие признаки почерка: размер текста_______________________________________________ степень выработанности почерка____________________________________ ________________________________________________________________ форма и направление движений_____________________________________ ________________________________________________________________ наклон__________________________________________________________ размер__________________________________________________________ разгон___________________________________________________________ связанность______________________________________________________ нажим___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЯ К ЗАДАНИЯМ ПРАКТИКУМА. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Места происшествия.
1. Место, время обнаружения следов. На какой поверхности они находятся (песок, глина, снег, асфальт, деревянный или цементный пол и т.д.). 2. Данные измерения элементов походки (длина и ширина шага, угол разворота стопы правой и левой ноги, иные особенности походки) и их ориентация относительно площади места происшествия в целом. 3. Вид следа (объемный, поверхностный, латентный, видимый, окрашенный, наслоения, отслоения, локальный, периферический и т.д.). 4. Форма и тип следа (овальная, прямоугольная и т.п., след ботинок, туфель, тапочек и т.д.). 5. Размеры отдельного следа ноги. 6. Индивидуальные особенности подошвенной части обуви (набойки, подковки, трещины, потертость и т.д.) или папиллярного узора босой стопы(потоки папиллярных линий, их количество, часть стопы, фрагмент стопы, пальцев и т.п.). 7. Способ выявления и фиксация дорожки и отдельного следа обуви или босой ноги (обработка поверхности порошком, перенос на липкую ленту «Скотч», фотографирование и т.д.). 8. Способ изъятия следов ног и правила их упаковки.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Места происшествия.
1. Место обнаружения пули с привязкой к двум неподвижным ориентирам. 2. Вид пули (пистолетная, револьверная, винтовочная, к охотничьему ружью) и образец патрона (обр. 1930 г. и т.п.), если эти данные очевидны для всех участников осмотра. 3. Конструкция пули (оболочечная, полуоболочечная, безоболочечная), цвет оболочки и сердечника (донышка или головной части). 4. Размеры пули (длина, диаметр ведущей части, диаметр хвостовой части). 5. Конструктивные особенности частей пули - форма головной части (остроконечная, закругленная, полусферическая, тупоконечная) и донышка пули (плоское, вогнутое, выпуклое). 6. Следы крепления пули к гильзе. 7. Маркировочные обозначения на пуле (переписываются и перерисовываются в протокол). 8. Наличие, расположение и характер следов канала ствола на ведущей части пули. 9. Наличие, расположения и характер повреждений и иных следов на пуле. 10. Способ фиксации, изъятия и упаковки пули.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 А.
Осмотра места происшествия. 1. Наличие основных частей ножа - клинка, рукоятки, ограничителя. Длина ножа общая. 2. Металл клинка (цвет) ножа, размеры клинка. 3. Количество лезвий, характер их заточки - односторонняя или двухсторонняя. 4. Форма острия клинка ножа. 5. Наличие и размеры дол, ширина полос заточки лезвия клинка ножа. 6. Наличие и характер маркировок на клинке ножа. 7. Следы обработки клинка ножа. 8. Конструкция и размеры ограничителя. 9. Способ крепления рукоятки на хвостовике клинка ножа. 10. Формы, конструкция и размеры рукоятки ножа. 11. Следы обработки рукоятки ножа. 12. Способ изготовления конструкции в целом. 13. Способ фиксации, изъятия и упаковки ножа.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Б.
Осмотра места происшествия. 1. Форма пластины, материал из которого она изготовлена, ее размеры, наличие конструктивных частей. 2. Форма остова, его размеры. Характер ударной части остова - наличие, число, форма и размеры выступов или шипов. Наличие, число, форма и размеры отверстий для пальцев. 3. Наличие, форма и размеры стойки. 4. Наличие, форма и размеры упора. 5. Способ фиксации, изъятия и упаковки кастета.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7В.
Словесного портрета. I. Пол: мужской, женский. II. Возраст: определяется по документам или примерно "на вид", указание возраста "на вид" при наличии документальных данных необходимо в случаях, когда человек кажется значительно моложе или старше своих лет. III. Национальность (тип лица): Определяется при отсутствии документов, подтверждающих национальную принадлежность человека, допускается сравнительное определение типа лица (при условии, что он четко выражен). Различают европейский, кавказский, среднеазиатский, монгольский тип лица. IV. Анатомические признаки: 1. Фигура в целом: рост определяется по трехчленной градации для мужчин: низкий (до 165 см), средний (до 175 см), высокий (175-190 см) Для женщин эти размеры соответственно уменьшаются на 5-10 см. При наличии антропологических средств указываются абсолютные данные в сантиметрах. Особенности: очень низкий (до 155 см), очень высокий (свыше 190 см) Телосложение определяется развитием костно-мышечной системы и степенью жировых отложений. Различают людей со слабым, средним, коренастым и атлетическим телосложением. По упитанности человек характеризуется как худощавый, нормального телосложения, полный и тучный. 2. Голова в целом: а) размер - малая, средняя, большая; б) положение - вертикальное, склоненное вперед, к правому или левому плечу, запрокинута. 3.Череп: - низкий, средний, высокий, круглый, грушевидный, куполообразный. 4.Затылок: - скошенный, выступающий, вертикальный. 5. Волосы: а) по густоте - густые, средние, редкие; б) по длине - короткие, средние, длинные; в) форма - прямые, волнистые, кудрявые, курчавые; г) цвет - светло-белокурые, белокурые русые, темно-русые, рыжие, седые, с проседью, черные; д) линия роста волос - дугообразная, прямая, угловатая, М-образная, извилистая, с височными залысинами; е) характер прически - стрижка низкая, высокая, зачес назад, налево, направо, на лоб, пробор, посередине, слева, справа, заплетены в косы, пучок; ж) лысины: лобная, теменная, макушечная, продольная, общее облысение, височные залысины, плешины. 6. Лицо в целом: а) пропорции - узкое, среднее, широкое; б) по форме - овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, трапециевидное; в) контур в профиль - прямое, выпуклое, вогнутое; г) по полноте - худое, худощавое, ср. полноты, полное; д) кожа лица - гладкая, пористая, дряблая, морщинистая, чистая, угреватая, прыщеватая, с оспинами, с веснушками, с прожилками, сухая, жирная белая, смуглая, красная, розовая, желтая, бледная, синеватая, кровянистая, сосудистая; е) морщины - лобные, межбровные, щечные, носогубные, ротовые, козелковые и др. (называются по месту их расположения). 7. Лоб: а) размер по ширине - узкий, средний, широкий; б) по высоте - низкий, средний, высокий; в) контур лба - прямой, выпуклый, волнистый. 8. Брови: а) по размеру - короткие, средние, длинные, узкие, средние, широкие; б) по густоте - густые, редкие; в) по форме - прямые, дугообразные, извилистые; г) по положению - низкие, высокие, горизонтальные, скошенные внутрь, скошенные наружу, сближенные, раздвинутые. 9. Глаза: а) по размеру - малые, средние, большие; б) по форме - щелевидные, овальные, круглые, треугольные; в) по цвету - темно-карие, светло-карие, зеленоватые, голубые, светло-голубые, темно-голубые, серые, желтые, черные; г) по положению - горизонтальные, косовнутренние, косонаружные; д) взаиморасположение - сближенные, раздвинутые. 10. Нос: а) по размеру - высокий, средний, низкий, узкий, широкий; б) степень выступания - малая, средняя, большая; г) размер спинки носа - узкая, средняя, широкая; д) контур спинки - прямая, вогнутая, выпуклая, прямоволнистая, вогнутоволнистая, выпукловолнистая; е) ширина кончика - узкий, средний, широкий; ж) кончик носа по форме - острый, закругленный, тупой; з) основание носа по положению - приподнятое, горизонтальное, опущенное. 11.Рот: а) по размеру - малый, средний, большой; б) контур линии смыкания губ - прямая, волнистая, ломаная; в) положения углов рта - опущенные, горизонтальные, приподнятые.
12. Губы: а) по толщине - тонкие, средние, толстые; б) по выступанию - верхнее, нижнее, общее и вытянутость; в) цвет (тон) - яркие, бледные. 13. Зубы: а) по размеру - мелкие, средние, крупные; б) по положению - редкие, частые (расстояние между зубами); в) по форме наружной поверхности - плоские, выпуклые. 14. Подбородок: а) по высоте - низкий, средний, высокий; б) по ширине - узкий, средний, широкий; в) по форме - прямоугольный, треугольный, закругленный; г) по положению - скошенный, выступающий, вертикальный. 15. Ухо: а) по размеру - малое, среднее, большое; б) по форме - круглое, овальное, прямоугольное, треугольное; в) по положению - вертикальное, скошенное; г) оттопыренность - общая, нижняя, верхняя, общее прилегание; д) размер завитка - короткий, средний, длинный, узкий, средний, широкий; е) противозавиток по форме - плоский, выпуклый; ж) козелок по размеру - малый, средний, большой, по контуру - прямой, выпуклый, вогнутый. 16.Шея: короткая, средняя, длинная, толстая, тонкая. 17.Плечи: -узкие, средние, широкие, горизонтальные, приподнятые, опущенные. 18. Спина: узкая, средняя, широкая, вогнутая, прямая, выпуклая. 19. Грудь: узкая, средняя, впалая, выступающая. 20. Руки: короткие, средние, тонкие, средние, толстые. 21.Ноги: а) по размеру - короткие, средние, длинные, тонкие, толстые; б) по форме - прямые, О-образные, Х-образные. V. Функциональные признаки 1. Осанка, то есть привычка человека держать свое тело. А поэтому осанка бывает: прямая, сгорбленная, свободная, гордая, понурая. 2. Походка: быстрая, медленная, легкая, тяжелая, подпрыгивающая, шаркающая, морская (вразвалочку). 3. Жестикуляция: движение рук для усиления выразительности речи. Она бывает энергичная, вялая, одной или двумя руками. 4. Мимика и взгляд - это характерные движения мышц лица. При разговоре у одних лицо может быть неподвижно, другие же, разговаривая, морщат лоб, хмурятся, сдвигают или приподнимают брови, прищуривают глаза, подмигивают, закусывают губы, кривят рот и т.д. Взгляд: может быть прямой, открытый, спокойный, насмешливый, унылый, угрюмый, усталый, строгий, веселый, удивленный, презрительный, внимательный, подозрительный, бегающий, искоса, исподлобья, в сторону. 5. Голос по тембру: высокий, средний, низкий, громкий, тихий, чистый, звонкий, глухой, хриплый. 6. Речь: медленная, плавная, тягучая, спокойная, возбужденная, отрывистая, отчетливая, настойчивая, культурная, малограмотная. Некоторые при разговоре применяют профессиональные слова, жаргоны, привычные обороты, пословицы. Отмечается наличие местного говора, акцента, недостатки речи (шепелявость, гнусавость, картавость, заикание). 7. Манеры и привычки у людей очень разнообразные. Ими могут быть потирание рук, похрустывание суставами пальцев, поглаживание усов, бороды, волос на голове, переступание с ноги на ногу и т.д. Характерной привычкой является держать руки по швам, в карманах или за бортом пиджака, курить определенный сорт табака и т.п. К группе привычек необходимо отнести и различные навыки - умение играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 А.
НАПРИМЕР
Словесный портрет
Рекомендуемая для изучения литература.
1. Криминалистика: Учебник /Отв. ред. Н.П. Яблоков. – 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Изд-во Юрист, 2007. – 781 с. 2. Криминалистика: Учебник /Под ред. А.Г. Филиппова. – М.: Высшее образование, 2007. – 441 с. – (Основы наук). 3. Ищенко Е.П., Образцов В.А. Криминалистика: Учебное пособие. – М.: ООО Изд-во Элит, 2007. – 536 с. 4. Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. - М.: Норма, 2006. – 656 с. 5. Яблоков Н.П. Криминалистика. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЛексЭст, 2006. – 384 с. 6. Настольная книга следователя. Тактически приёмы проведения осмотра места происшествия и допросов при расследовани Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|