Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обзор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир» за январь 1980 года.





Обзор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир» за январь 1980 года.

Выполнила: студентка гр. ФР-501 Кошкова Анастасия

Проверил: преподаватель Харитонов Д.В.

 


Журнал «Новый мир» выходит в Москве с 1925 года. Годы существования журнала были прожиты им не в безвоздушном пространстве – вместе со страной и эпохой. История русской словесности ХХ века и начало XXI века – со всеми ее сложностями и противоречиями, со всей ее славой и позором – так или иначе запечатлена на страницах «Нового мира». Если воспользоваться избитым выражением «столбовая дорога литературы», то дорога эта всегда проходила через «Новый мир». "Войска в Афганистан Советский Союз вводить не будет. Появление наших солдат в вашей стране, товарищ президент, наверняка восстановит большую часть афганского народа против революции..." Это ответ Л.И.Брежнева Мухаммеду Тарраки на его просьбу в сентябре 1979 года ввести советские войска в Афганистан. А в декабре 1979 года началась война. Безусловно, «Новый мир» не мог не отреагировать на это событие.

Первая рубрика – Проза и поэзия.

Номер открывает начало романа Даниила Гранина «Картина».

Даниил Гранин, лауреат Госпремии России и дважды лауреат Госпремии СССР, в романе "Картина" вновь обращается к проблемам большого общественного звучания.

Действие книги разворачивается в России конца XX века. Ответственность перед "малой родиной", памятными с детства местам заставляет героя романа Сергея Лосева совершать неординарные поступки, идти наперекор устоявшемуся мнению большинства.

Стихотворения, напечатанные в этом номере, объединены темой – темой войны, темой памяти. Здесь и стихотворения Виктора Смирнова «Три стихотворения», и стихотворение Давида Самойлова «Память», и «Новые стихи» Николая Глазкова, и «Истоки» Вениамина Колыхалова, и «Все становится на места» Юрия Каменецкого.

1. Виктор Смирнов с 1972 года пишет стихи, в том числе на английском языке. Их палитра, лирическая, "камерная", разнообразна по тематике и жанру. В них - раздумья о жизни, о Вечности, попытки осмыслить "свое" место в судьбе страны как гражданина и поэта, - отсюда его обращение к творчеству Пушкина и Шекспира.

Написанные, в основном, простым и "доходчивым" языком, стихи Виктора Смирнова часто приобретают символическую "окраску" - здесь чувствуется влияние таких его любимых поэтов, как Блок, Северянин, Бальмонт, Хлебников - и тогда его стихи становятся образными, метафоричными, а по жанру - духовными, "космическими". Большая же часть поэзии Виктора Смирнова - о дружбе и любви; встречаются военная и спортивная темы. В данном номере напечатаны «На земле – Чечня! Три стихотворения» Смирнова из сборника «Попробуй этот бунт останови!». Тема – война: «Солдатик в смертных муках корчится,

Где вы: память, правда, правота?

Говорят, что скоро время кончится,

И придет к нам с неба пустота.

Человеки, мертвое не сейте!

Ежели не станете людьми,

То настанет в мире эра смерти

Вместо жизни, песни и любви.

Рухнет в бездну солнце, что крылато,

Восходило над цветеньем груш.

Даже дьявол улетит куда-то

Без людских, таких наивных, душ…»

2. В стихах Самойлова «за простотой семантики и синтаксиса, за ориентацией на русскую классику, кроется трагическое мироощущение поэта, его стремление к справедливости и человеческой свободе». И стихотворение «Память» не исключение.

3. Виктор Кузнецов говорил о Глазкове: «Многие, кто отродясь не слыхивал о Николае Глазкове, знают стихи этого поэта, ставшие народной мудростью. «Я на мир взираю из-под столика, век двадцатый – век необычайный: чем столетье интересней для историка, тем для современника печальнее». «Пусть заходит ум за разум в море неизвестности, но не сдамся двум заразам – тусклости и трезвости!». «Ты сказала мне: – Нельзя же сразу! – Я сказал: – Нельзя же никогда!».

А сочиненное им еще до войны самое короткое в русской поэзии четверостишие: «Мы – умы, а вы – увы!»?»

4. Сергей Наровчатов вошел в литературу как талантливый поэт фронтового поколения. Говорит о необходимости дружбы как основе послевоенных человеческих отношений. Публицистичность и полемическая направленность многих стихов Наровчатова не заглушали в них романтизма и задушевности. Интимная лирика Наровчатова, стихи, посвященные 12-летней дочери, «Разговор с дочкой» и «Скучное лето», вызвали живой интерес у А.Фадеева, поддержавшего молодого поэта. В стихах Наровчатова звучал не только «металл» публицистичности, но и высокий пафос глубоких человеческих отношений. Однако Наровчатов не замыкался на теме фронтовой и интимной лирики, страсть к путешествиям и любовь к истории также нашли немалое место в его поэзии. Тяготение к эпосу, историческому объему постоянно присутствует в лирике Наровчатова. И поэтому не случайно в конце 1950-х он обращается к жанру поэмы. Тема истории России раскрывается Наровчатов не только в вышеназванных поэмах, но и в его рассказах «Абсолют» (1979), «Диспут» (1980), «Ведьмы» (1980). В янв. 1959 Наровчатов создает одно из лучших своих стихотворений «Пес, девчонка и поэт». Материал пригрезившегося поэту сюжета — спасение замерзшей собачки и бросившейся с моста девицы, рождение сказочного Гвидона — оказался поэтическим розыгрышем, за которым никаких добрых дел не стояло, ибо все это поэту только пригрезилось. Мораль — человек ни на минуту не должен быть в жизни равнодушным и бездейственным: «И в этот вечер я не встал со стула, / История мне не простит вовек, / Что пес замерз, девчонка утонула, / Великий не родился человек!» В последней, итоговой своей поэме «Фронтовая радуга» (1978-79) писатель вновь обращается к своей молодости, к началу пути своего поколения, к тем погибшим товарищам, которые не вернулись с войны — Н.Майорову, М.Кульчицкому, Г.Суворову, П.Когану и др. В этой поэме тесно переплелись исторические, философские и психологические мотивы лирики Наровчатова. Ее сюжет — рассказ о недолгой любви двух молодых людей, геройски погибших на войне. В данном номере – рассказ Наровчатова «Абсолют».

5. «Муром целомудренный над Окой хрустальной…». Эти строчки из новой исторической поэмы А. Вознесенского «Андрей Полисадов» муромским читателям посчастливилось услышать раньше, чем ее прочтут досужие критики и составят о ней свое мнение. В основу ее сюжета вошли события из жизни прапрапрадеда поэта, личности прогрессивно мыслящей, одного из видных людей Мурома XIX века Андрея Полисадова. Немало места отводится в поэме личным впечатлениям поэта о муромской земле, её древнем городе, его мастерах-созидателях…

Третья рубрика – В мире искусства.

В этом разделе рассказывается о народном художнике СССР, о профессоре, о члене Академии художеств СССР, о Евгении Адольфовиче Кибрике. Вступительная часть статьи В. Кеменовой.

Седьмая рубрика – Из редакционной почты.

Краткая история журнала.

"Новый мир" ведет свою историю с 1925 г., когда в маевышел первый номер. Это издание всегда считалось лидером среди "толстых" журналов. Здесь печатались лучшие произведения литературы, выступали самые авторитетные критики, литературоведы. Первыми редакторами журнала были А.В. Луначарский, Ю.М. Стеклов, которого вскоре сменил И.И. Скворцов-Степанов.В 1926 г. ответственным редактором становится В.П. Полонский (до 1931 г.). В числе последующих редакторов - Н.М. Гронский (1932-37), В.П. Ставский (1937-41), В.Р. Щербина (1941-46), К.М. Симонов (1946-50; 1954-58), А.Т. Твардовский (1950-54; 58-). В "Новом мире" печатались многие молодые поэты - Свеклов, Голодный, Васильев, Уткин, Кирсанов и др. Из прозаиков стоит назвать Ю. Домбровского, Ю. Трифонова, Ф. Абрамова, М. Пришвина, М. Шолохова, В. Иванова и др. За прозой росла критика и публицистика тогдашнего журнала. И можно сказать, что в то время "Новый мир" не знал конкурентов среди периодической печати. Действительно, для поколения "шестидесятников" журнал Твардовского был в какой-то мере точкой опоры. Он стремился поднять уровень человеческих и общественных отношений, литературно-эстетический уровень. Сегодня тираж журнала резко снизился в сравнении с 1980-ми годами. Это связано с рядом объективных причин. Среди которых и удорожание производства, почтовых пересылок и т.д. Но журнал также востребован, его читают. На страницах издания встречаются интересные исследования в области литературоведения, серьезные теоретические работы. Стоит отметить, что "Новый мир" - журнал традиционного направления. Если другие журналы охотно печатают вещи модернистские, сенсационные, не всегда качественные, то "Новый мир" старается этого избегать. Этот журнал соблюдает верность реалистической литературе классического направления. Чтобы молодому начинающему писателю, поэту быть напечатанным в "Новом мире" нужно иметь одно - достаточно высокий художественный уровень произведений. В настоящее время главный редактор журнала - А.В. Василевский В 2000 г. журнал отметил свой юбилей (75-ый). И надо сказать, что настроение у ответственных за выпуск "Нового мира" оптимистичное. Например, член редколлегии писатель Д.А. Гранин с гордостью заявляет: "Новый мир" - как "толстый" литературный журнал - не только советская традиция, продолжение традиции русской литературы, но явление всемирное. "Новый мир" - не альманах, не сборник произведений, а литературный процесс, определяющий идейную ориентацию журнала, его лицо".Постоянные рубрики журнала: С позиции художественной литературы издание раскрывают разделы "Романы. Повести. Рассказы." и "Стихи и поэмы". Но гораздо ревностнее журнал относится к публицистике, поскольку она более открыто определяет направление журнала. "Дневник писателя". В этой рубрике писатели делятся своими мнениями, оценивают творчество коллег. Материал изложен в художественном стиле. "Далекое близкое". Рубрика, содержащая интересные, информативные публикации на историческую тему. Это воспоминания, мемуары, записки, переписка, архивные материалы. "Времена и нравы". Статьи о литературе вообще, о русском языке, об отношении современного читателя к русской классике. "Философия. История. Политика." Журнал откликается на важнейшие события политической и социальной жизни.

"По ходу дела". Рубрика также носит общественно-политический характер. Обсуждаются наиболее волнующие, интересные события, происходящие в стране и за ее пределами. Даются субъективные оценки. Рубрики "Мир науки" и "Мир искусства" для читателей, интересующихся новейшими достижениями науки, а также музыкой, архитектурой, живописью, театром и т.д. "Очерки наших дней". Содержит материалы о жизни русской провинции. "Литературная критика". Помещаются статьи проблемного характера по вопросам русской и зарубежной литературы. "Рецензии. Обзоры". Содержит развернутые критические статьи на произведения, отдельно изданные и статьи в журналах. Раздел "Библиография" помогает читателю ориентироваться в растущем документальном потоке по различным отраслям. Включает библиографическое описание издания плюс краткая аннотация.

 


 

Обзор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Новый мир» за январь 1980 года.

Выполнила: студентка гр. ФР-501 Кошкова Анастасия

Проверил: преподаватель Харитонов Д.В.

 


Журнал «Новый мир» выходит в Москве с 1925 года. Годы существования журнала были прожиты им не в безвоздушном пространстве – вместе со страной и эпохой. История русской словесности ХХ века и начало XXI века – со всеми ее сложностями и противоречиями, со всей ее славой и позором – так или иначе запечатлена на страницах «Нового мира». Если воспользоваться избитым выражением «столбовая дорога литературы», то дорога эта всегда проходила через «Новый мир». "Войска в Афганистан Советский Союз вводить не будет. Появление наших солдат в вашей стране, товарищ президент, наверняка восстановит большую часть афганского народа против революции..." Это ответ Л.И.Брежнева Мухаммеду Тарраки на его просьбу в сентябре 1979 года ввести советские войска в Афганистан. А в декабре 1979 года началась война. Безусловно, «Новый мир» не мог не отреагировать на это событие.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.