Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВИДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА





Различные схемы логопедического массажа предлагают специалисты, работающие с детьми, страдающими детским церебральным параличом (ДЦП).

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание нервной системы, при котором особенно страдают моз­говые структуры, ответственные за произвольные дви­жения.

При ДЦП возникает тяжелое нарушение речи, назы­ваемое дизартрией, краткая характеристика которого да­валась выше.

В настоящее время распространены стертые формы ди­зартрии. При исправлении этого нарушения педагоги встре­чаются с большими трудностями. Вот здесь-то на помощь и приходит опыт логопедов, работающих с детьми, страда­ющими ДЦП. Ведь природа происхождения дизартрии и ее стертых форм одинакова.

Известны работы, освещающие приемы логопедическо­го массажа, специалистов Е. Ф. Архиповой*, Г. В. Дедю-хиной, Т. А. Яньшиной и Л. Д. Могучей и др.

Например, в книге Елены Филипповны Архиповой ос­вещаются методы логопедического массажа, применяе­мые к детям с ДЦП в доречевом периоде и к более стар­шим детям.

К основным видам логопедического массажа относятся:

■ классический ручной;

■ точечный;

■ аппаратный.


Основные приемы ручного классического массажа это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. В спра­вочниках по массажу можно найти описание этих приемов. При поглаживании кисть массажиста без напряжения, сом­кнутыми пальцами, находящимися в одной плоскости, про­изводит движения в различных направлениях (продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно). Поглаживанием начинают и заканчивают любой сеанс массажа. Поглажи­вание проводят медленно, плавно.

Вспомогательный тип поглаживания — щипцеобразный. Выполняется щипцеобразно сложенными пальцами, чаще 1—2—3-м или 1-2-м пальцами. Применяется при массаже органов с небольшими мышечными группами (в логопе­дии — на органах артикуляции: языке, губах и т. д.).

Растирание — прием, при котором применяется несколь­ко большая сила давления, чем при поглаживании. Рука не скользит по коже, а сдвигает ее. Выполняется растира­ние концевыми фалангами пальцев или тыльной стороной полусогнутых пальцев.

Этот прием выполняется в различных направлениях. От­сюда и названия основных типов растирания: прямолиней­ное, круговое, спиралевидное.

При массаже органов артикуляционного аппарата при­меняется щипцеобразное растирание, которое выполняется концевыми фалангами 1—2-го пальцев.

Разминание — прием, при котором массирующая рука выполняет 2—3 фазы: фиксация, захват массируемой облас­ти; сдавление, сжимание; раскатывание, раздавливание.

Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1—2-м или 1—3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Растягивание — разновидность разминания. Выполня­ется двумя руками. Зафиксировав массируемую поверх­ность, несколькими пальцами производят короткие ритмич­ные движения, сдвигая ткани друг от друга.


Логопедический массаж 12

Логопедический массаж 13


При вибрации массирующая рука (или вибрационный ап­парат) передает телу массируемого колебательные движе­ния. Для выполнения вибрирующих движений на лице ис­пользуется прием пунктирование. Выполняется пунктиро-вание концевыми фалангами указательного и среднего пальцев или всеми пальцами кроме большого. Движения подобны выбиванию дроби на барабане.

Точечный массаж — разновидность лечебного массажа, когда локально воздействуют на биологически активные точ­ки (зоны) соответственно показаниям расслабляющим или стимулирующим способом. Приемы точечного массажа под­бираются очень строго индивидуально, так как неправиль­ное применение этого вида массажа может усложнить кар­тину заболевания.

Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

Особый вид логопедического массажа — зондовый*.

Цель зондового массажа — нормализация речевой мото­рики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки ар­тикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.

Результативность метода подтверждается данными, по­лученными специалистами, которые работают с детьми, страдающими различными речевыми расстройствами: дис-лалия исправляется полностью; стертая дизартрия и после­операционная ринолалия — на 95 %; моторная алалия (при умственной полноценности) — полностью. Исправление звукопроизношения у детей с церебральным параличом за-

* Первые зонды были созданы, но не описаны М. Е. Хватцевым.

Е. В. Новикова создала свой комплект зондов и разработала особый массаж языка, губ, шек, скул, мягкого нёба с их помощью. Благодаря своим достоинствам методика получила патент и была внесена в между­народный реестр комплиментарной медицины.


висит от степени поражения двигательной сферы, сохран­ности интеллекта и соответствует приблизительно 40—80%. Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важное значение имеют такие фак­торы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Массаж артикуляционных органов укладывается в опре­деленную схему и строится с учетом постепенного увеличе­ния нагрузки (от более простого задания к более сложному).

Для массажа созданы 9 специальных зондов (10-й в ста­дии разработки), каждый из которых воздействует на опре­деленную зону: мышцы языка, скул, щек, губ, мягкого нёба.

Итак, нами рассмотрены существующие на сегодняш­ний день основные виды логопедического массажа. Одна­ко автору данной книги хотелось создать свою компактную схему массажа, доступную для выполнения и специалиста­ми, и родителями.


14 Логопедический массаж


Логопедический массаж 15








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.