|
По непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованиюУТВЕРЖДАЮ Руководитель Департамента Образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Н.Н.Володин. 1999 г.
КУРС ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
для учащихся медучилищ
Выпуск 1 «Введение в психологию
Выпуск 2 «Психология развития профессионала»
Рабочая тетрадь
Москва 1999, 2000г. Авторы: заведующая кафедрой педагогики и медицинской психологии Московской медицинской академии, профессор Творогова Н.Д., доцент кафедры педагогики и медицинской психологии Московской медицинской академии Ханина И.Б.
Психология. – Выпуск 1 и 2. Рабочая тетрадь. – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, 1999, 2000.
Рабочая тетрадь по психологии для учащихся медицинских училищ предназначена для аудиторных и внеаудиторных занятий. Тетрадь снабжена информационным материалом, большим количеством тестов и упражнений, помогающих усвоить основные понятия курса и выработать умения, предусмотренные соответству -ющей программой по психологии для средних специальных учебных заведений по специальностям: «Лечебное дело», «Сестринское дело».
ДОРОГОЙ ДРУГ! Ты приступаешь к изучению новой для тебя научной дисциплины – ПСИХОЛОГИИ. Это очень увлекательная и полезная наука о фактах, закономерностях и механизмах функционирования психики. Психика возникла в природе и развивается в ней как средство ориентировки в среде и как система регулирования поведения организма. Наука психология поможет тебе сориентироваться в своем личном внутреннем мире, поможет более эффективно использовать в жизни свои возможности. Душевный мир человека сложен, динамичен и изменчив. У каждого человека есть свой индивидуальный опыт самопознания, познания других. Однако без опоры на научные данные многое в этом опыте мифологизировано, основано на привычках, а иногда даже на предрассудках. Трудно отказаться от привычных стереотипов мышления, но осознание своей свободы в мышлении, в контроле своих потребностей, что ты хозяин своих поступков, дает возможность человеку стать психологически зрелой личностью, свободной и ответственной за свою жизнь. Изучение психологии поможет тебе решать практические задачи взаимодействия с другими людьми, позволит не только помогать другим людям, но и устанавливать контакты с самим собой, осознавать, что ты хочешь в этой жизни и, что именно от тебя зависит в ней, чтобы успешно действовать в соответствии с твоими жизненными устремлениями. Авторы учебно-методического комплекса надеются, что тебе будет интересно вместе с учителями изучать этот курс. Желаем успеха и надеемся, что психология станет для тебя одной из любимейших наук, которая будет помогать тебе в течение всей жизни, чем бы ты профессионально не занимался.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр. Введение 4 Глава 1.1. Предмет психологии…………………………………………………….5 1.1.1. Классификация наук………………………………………………………….5 1.1.2. Психология в системе наук…………………………………………………. 5 1.1.3. Основные отрасли психологии………………………………………………7 1.1.4. Предмет психологии…………………………………………………………8 Глава 1.2. Методические принципы современной психологии………………….9 1.2.1. Системный подход в изучении человека……………………………………9 1.2.2. Поведенческий подход в психологии……………………………………….9 1.2.3. Психология деятельности……………………………………………………10 1.2.4. Основные принципы системно- деятельностного подхода в психологии..11 1.2.5. Понятие сознания…………………………………………………………… 11 1.2.6. Психология и возраст………………………………………………………..12 Глава 1.3. Личность…………………………………………………………………13 1.3.1. Понятия: субъект – личность – индивидуальность……………………….13 1.3.2. Структура личности(направленность, отражение, темперамент, характер)…….13 1.3.3.Самооценка и уровень притязаний………………………………………….19 1.3.4. Подходы к изучению развития личности…………………………………..20 1.3.5 Понятие о воле………………………………………………………………..20 Глава 1.4. Общение…………………………………………………………………23 1.4.1. Личность и общение…………………………………………………………23 1..4.2. Речевое общение…………………………………………………………….23 1.4.3. Невербальное общение……………………………………………………..24 1..4.4. Уровни общения…………………………………………………………….24 1.4.5. Развитие общения……………………………………………………………26 1.4.6. Общение в диаде и внутригрупповое общение……………………………26 Глава 1.5. Эмоциональные процессы и состояния……………………………….27 1.5.1. Эмоции………………………………………………………………………..27 1.5.2. Чувства………………………………………………………………………..28 1.5.3. Настроение……………………………………………………………………29 1.5.4. Аффект………………………………………………………………………..29 1.5.5. Страсть………………………………………………………………………..29 1.5.6. Стресс…………………………………………………………………………29 1.5.7. Фрустрация……………………………………………………………………30 1.5.8. Влияние эмоций на поведение………………………………………………30 1.5.9. Проявление эмоций на физиологическом уровне………………………….31 Список рекомендуемой литературы……………………………………………….62 ВВЕДЕНИЕ Предполагаемое учебно-методическое пособие разработано с учетом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медучилища с учетом целей и задач системы непрерывной психологической подготовки медиков на всех этапах обучения (среднее образование, высшее, постдипломное повышение квалификации). В задачи курса входит: - формирование способности к самопознанию и саморегуляции; - профессиональное самоопределение; - формирование профессионально –значимых коммуникативных умений; - формирование умений работать в команде; - освоение первоначальных умений психологического ухода за больными; - пробуждение интереса к психологическим феноменам и знаниям о них Содержание курса составляют основные положения психологической науки, объединенные в четыре модуля: «Введение в психологию», «Психология развития профессионала» «Профессиональное общение» «Медицинская психология» В структуру каждой темы модуля входят информационный материал, задания для индивидуальной групповой работы, тесты учебных достижений для проверки усвоения учебного материала, список рекомендованной литературы. Основные формы об учения: лекции, семинары, и практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, психологическая практика, подготовка рефератов. Практические и семинарские занятия, так же как и внеаудиторная работа, предполагают использование рабочих тетрадей по психологии (модулей). Правила работы на занятии: - говорить только тогда, когда Вам предоставили слово (в комнате должна быть тишина, так как каждый имеет право быть выслушанным); - не высказываться спонтанно друг о друге в пренебрежительном тоне, не навешивать «ярлыков». Делать высказывания безоценочные; - не обсуждать вне занятий с другими людьми, кто конкретно и что говорил на занятии по психологии (соблюдение конфиденциальности групповых дискуссий); - каждый учащийся на занятия приносит свою рабочую тетрадь по психологии (модуль). Вы можете в своей учебной группе ввести еще и другие правила, значимые для Вас. Санкции за нарушение правил должны быть справедливы, соразмерны нарушению и созидательны. Они вводятся для того, чтобы компенсировать окружающим те неудобства, которые им причиняются при нарушении правил. В своей учебной группе Вы сами можете совместно выработать санкции для каждого правила в отдельности или для всех правил вместе. В группе полезно также обсудить: «Кто будет отслеживать выполнение правил?» «Кто имеет право указать на нарушение правил и в какой форме этот сделать?» «Кто будет осуществлять санкции?
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|