Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1.1 Предмет психологии.





 

1.1.1.Классификация наук.

· Наука – сфера человеческой деятельности, основная функция которой – построение научной картины мира и способов взаимодействия с миром.

· Наряду с научным познанием существует еще и обыденное, художественное, религиозное познание.

· Объект науки – это та сторона реальности, на изучение которой данная наука направлена. Объект может фиксироваться в самом названии науки.

· Предмет науки отличается от её объекта.

· Предмет науки - это то, какими сторонами представлен в науке её объект.

Выделяют два основных научных объекта: природа (органическая и неорганическая) и человек.

Соответственно науки разделяются на естественные и гуманитарные..

Гуманитарные науки подразделяются на социальные и философские, причем грань между науками условна.

· Выделенные науки можно представить в виде «треугольника наук».

 
 

 


естественные философские

 

 

рис.1

социальные

· Наряду с классификацией наук по объекту принято подразделять их на фундаментальные и прикладные.

· Фундаментальными считаются науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний.

· Прикладные науки ориентированы на практику и служат непосредственно нуждам общества.

· Психология – самостоятельная наука, характеризующаяся своим объектом, предметом и методами исследования.

 

1.1.2. Психология в системе наук.

 

Психологическая наука – множество научных и практических дисциплин, предметной областью которых является психика человека и животных.

· Психика – от греческого psyche – душа. Общеславянский термин «душа» уступил в науке место более современному термину – Психика.

· В психологической науке психика рассматривается как:

a. свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в

b. активном отражении субъектом объективного мира и построения картины этого мира,

c. саморегуляции на этой основе своего поведения.

· Выделяют три основных подхода к изучению психики:

- органический (попытка объяснить психику с помощью физических терминов или исключительно телесными причинами);

- магический (средства описания психики выходят за рамки природной причинности);

- психологический (психика анализируется изнутри с помощью специфического инструментария, создаваемого психологической наукой)

Психика не поддается описанию в терминах физики или химии, физиологии или анатомии. Она изучается комплексом наук, среди которых центральное место занимает психология.

· Психология в настоящее время рассматривается как научное исследование поведения и умственной деятельности, а также практическое применение приобретенных знаний.

Психология:

- относится к наукам, изучающим поведение (наряду с физиологией, антропологией и др.)

- изучает факты, закономерности и механизмы психики;

- ориентирована на практику (например, на психотерапию, профотбор, технологию обучения и воспитания и др.)

К каким наукам (гуманитарным или естественным) относится психология?

· Историческая справка: В 1879 году Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую экспериментальную психологическую лабораторию, в которой была сделана попытка субъективное (психику) изучать объективно (с помощью научных методов). Этот год считается годом становления психологии как самостоятельной науки. До этого психология развивалась в рамках философского знания.

· Для того чтобы ответить на поставленный вопрос (к каким наука относится психология), рассмотрим связь психологии с естественными и гуманитарными науками (рис.2) На схеме связь психологии с некоторыми естественными науками пока обозначена условно (пунктирной линией).

 

Психология в системе наук. Рис.2

 

       
   
 
 

 

 


Рис. 3.

 

 

· Психология и общая биология. Заимствованы некоторые общебиологические теоретические положения для обоснования закономерностей развития психики. Развитие психики в филогенезе обсуждается, например, с апелляцией к Ч.Дарвину. Эта проблема разрабатывается в рамках эволюционной биопсихологии.

· Психология и генетика. Одна из центральных проблем психологии – соотношение врожденного и приобретенного. Генетика дает информацию о механизмах наследования некоторых задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. так появилась психогенетика, выявляющая роль генотипа в формировании индивидуальных особенностей.

· Психология и физиология. Особенно сильна связь с физиологией высшей нервной деятельности с исследованиями И.П.Павлова об условно-рефлекторной деятельности П.К.Анохина об «опережающем отражении действительности «и о том, что в основе поведения лежат специфические системные явления _ функциональные системы. Так появилась психофизиология, изучающая психику в единстве с её материальным субстратом – мозгом..

· Психология и медицина. На стыке психологии и медицины возникла медицинская психология, которая разрабатывает психологические проблемы диагностики, профилактики и реабилитации больных.

· Психология и физика. Ряд физических понятий, таких, как «энергия», «поле» на правах основных вошли в психологию. Это связи вполне явные, но существуют и опосредованные, так как через физические принципы объясняются физиологические явления.

· Психология и химия. Существуют явления психики, для объяснения которых выдвигаются теории и физиологические, и физические, и психологические и химические. Например, механизмы памяти. Так возникла психофармакология, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных веществ.

· Психология и история. Эти две науки сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различных исторических эпохах и культурах. Так появилась историческая психология.

· Психология и социология. С социологией психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и её социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Так появилась социальная психология.

· Психология и философия. Психология не может развиваться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это всё – проблемы философского плана.

· Психология и педагогика. Невозможно эффективно работать ни с ребенком, ни со взрослым без знания механизмов развития психики и общения. Психология изучает закономерности педагогического процесса и условия его оптимальной организации. Так появилась педагогическая психология.

Из схемы на рис.3 видно, что на стыке психологии с гуманитарными науками появились отдельные отрасли психологии.

· Означает ли это, что психология – гуманитарная наука?

· Если вновь обратиться к треугольнику наук, то становится очевидным, что психология находится в его центре, так как связана со всеми основными областями знания.

· Можно вести речь о все возрастающей роли гуманитарного подхода в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность с её системой ценностей, смыслов, переживаний и т.д. Подход к человеку только как к «явлению природы», недостаточен.

 

1.1.3. Основные отрасли психологии.

· При рассмотрении вопроса о связи психологии с естественными и гуманитарными науками установлено, что некоторые отрасли психологии возникли именно на стыке психологии с этими науками.

· Традиционно выделяют следующие отрасли психологии:

 

o Общая психология – изучает основные закономерности существования и развития психической реальности

o Психология труда – закономерности трудовой деятельности

o Возрастная психология- закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом.

o Педагогическая психология- психологические закономерности обучения, воспитания и развития личности.

o Социальная психология- этнопсихология, психология религии, экономическая, политическая и управление

o Медицинская – патофизиология, нейропсихология, психофармакология, психологическое консультирование, психология труда и личности медработника.

o Юридическая- судебная психология, исправительно- трудовая, психология труда юриста.

o Сравнительная - зоопсихология, генетика

o Психофизиология - изучающая психику в единстве с её материальным субстратом – мозгом..

o Дифференциальная психология- изучающая индивидуальные различия.

o Методология психологии

o История психологии

Предмет психологии

· Вы уже знаете, что в системе наук психологии отводится одно из центральных мест. В этой науке существуют различные отрасли, каждая из которых изучает свои специфические явления.

· Что же изучает психология как наука в целом?

· Мы уже отмечали, что объект науки, а косвенно и её предмет, могут фиксироваться в её названии. Давайте с этих позиций рассмотрим название науки.

· В переводе на русский язык «психология» означает «наука о душе» (psyche – душа + logos – понятие, изучение). Впоследствии «душа» была заменена на понятие «психика». Материальным субстратом психики является мозг, но сколько бы мы его не препарировали самой психики мы не увидим.

??? Как же тогда изучать явление, которое нельзя ни увидеть, ни пощупать, которое не поддается практическим замерам? В науке, помимо изучения явлений напрямую, существует косвенный путь – изучение явления через то, в чем оно проявляется. Следовательно, изучение психики мы можем начать через изучение психических явлений, в которых она проявляется.

· Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъектного опыта. Загляните внутрь себя, и вы обнаружите свои мысли, идеи, желания, чувства, отношение к себе и другим людям. Вы видите и слышите окружающий мир, у вас может быть хорошее настроение или плохое. Все это и есть ваш внутренний субъективный опыт или психические явления.

· Факты внутреннего субъективного опыта не только присутствуют у вас, но вы знаете об их существовании. Вы знаете о своих желаниях, чувствах. Стремлениях и т.д. Следовательно, факты внутреннего, субъективного опыта Вам открываются, и изучать Вы их можете с помощью самонаблюдения.

· Помимо психических явлений, существует целый ряд других форм проявлений психики, которые изучает психология. К ним можно отнести – факты психической саморегуляции поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, продукты духовной и материальной культуры. В них психика обнаруживает свои свойства и поэтому через них может изучаться. Однако для выявления данного спектра проблем потребовался длительный этап в становлении и развитии психологии. Развивались и научные методы изучения психики.

 

Основные формы проявления психики.

Психические процессы, состояния, свойства психики.

В настоящее время основные психические явления описываются с помощью понятий, представленных на схеме (рис. 4):

       
   

 


 

 

 


Рис 4.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.