Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные принципы системно-деятельностного подхода в психологии.





 

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории.

Различные направления (школы) психологической науки в качестве методологии рассматривают соответствующие философские воззрения (психология и философия тесно связаны между собой), а именно в качестве общенаучной методологии выступает диалектический подход, а в качестве конкретно-научной – системно-деятельностный подход.

Схема основных методологических принципов (рис.5):

 
 
Принцип детерминизма


Принцип активности
указывает причины психических явлений, например,

факторы внешней действительности

 
 


речь идет об активности самой психики.

Психика – свойство высокоорганизованной материи отражать объективную

реальность и на основе формируемого при этом образа регулировать поведение.

       
   
 
 
Единство сознания и поведения


Это означает, что, с одной стороны, поведение субъекта определяется тем, как он

воспринимает данную конкретную ситуацию, а, с другой стороны, сам характер

отношений к ситуации зависит от того, как субъект с этой ситуацией взаимодействует.

 
 


Принцип системности
Состоит в том, что человек постоянно находится в самых разнообразных связях и

отношениях с окружающей действительностью: окружающей средой, обществом,

отдельными людьми и т.д. Человек вынужден приспосабливаться. Для того чтобы

регулировать свои действия, поведение, деятельность ему необходимо обладать

Принцип развития
множеством психических свойств, но при этом он живет и действует как единое целое

 

это закономерное, направленное необратимое изменение во времени.

филогенез- становление структур психики в ходе биологической эволюции вида

онтогенез-формирование психики в течение жизни отдельного индивида

социогенез- развитие процессов познания, отношений, поведения, обусловленных

Принцип историзма
различиями в культурах.

 

Заключается в том, что психология, как и любая другая наука, имеет свою

Личностный подход
историю развития.

 
 

 

 


Заключается в том, что деятельность человека необходимо рассматривать исходящей

из определенных потребностей и мотивов, которые направлены на решение задач,

которые имеют для человека определенное значение.

 

Понятие о сознании.

Сознание - высший уровень психики, свойственный человеку. (вообще высший уровень отражения действительности).

Эмпирически сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте» и предвосхищающих его практическую деятельность.

 

 

 
 

 


Рассмотрим некоторые составляющие из представленных на схеме:

Чувственное познание обеспечивает создание в сознании чувственной картины мира в данный момент. Это происходит за счет воздействия на мозг раздражителей через систему анализаторов: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Работа анализаторов вызывает соответствующие ощущения и за счет совокупности ощущений, действующих одновременно, создается целостное восприятие объектов реального мира.

Познавательные процессы, включающие память, внимание, воображение и мышление, обеспечивают совокупность знаний об окружающем мире, еще одну составляющую сознания.

Внимание - позволяет человеку выделять главное в этой картине мира.

Память – позволяет возобновит в сознании образы прошлого.

Воображение – помогает строить модели будущего.

Мышление – обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний.

Речь – является обязательным условием формирования сознания, именно речь помогает обобщать знания.

Целеполагание – это формирование целей, без чего невозможна осознанная деятельность. При этом взвешиваются мотивы, принимаются волевые решения, разрабатывается программа действий с учетом ситуации, вносятся коррективы.

Самосознание - Различение субъекта и объекта – то есть различение того, что принадлежит «Я» человека и что относится к «не –Я». Этот путь человек проходит в раннем детстве, осуществляется в процессе самоосознания и самоиндентификации личности.

Мир чувств - отражает отношения, которые складываются у человека с окружающим миром.

Творчество – высшая степень реализации сознания в его взаимодействии с окружающим миром, способность воздействовать на мир, созидать, со-творить вместе с Создателем. Это акт свободной воли и высшего уровня отношения к окружающему миру – любви.

 

Психология и возраст.

Психика человека находится в состоянии постоянного развития, которое связано как с наследственными факторами, так и социальными. Кроме того, во многом развитие зависит от активности самой личности. Регулируется оно через социальные и личностные факторы, особенно через учение.

Онтогенетическая динамика творческой активности ученых

Старт 1-й оптимум 1-й спад 2-й оптимум 2-спад 3-й оптимум 3-й спад
Математики 29-39 39-45 45-54 54-48 58-67 С 67
Физики 27-41 41-45 45-55 55-60 60-70 С 70
Биологи 31-40 40-47 47-55 55-60 60-75 С 75
Психологи 30-40 40-45 45-59 59-65 65-70 с 70
физиологи 28-42 42-46 46-55 55-60 60-70 С 70

 

Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и определяется многими условиями:

1. системой требований, которые предъявляются к человеку на этом этапе;

2. отношениями с окружающими;

3. знаниями и умениями, которыми овладел человек;

4. метрическим возрастом и др.

Внешние условия, определяющие особенности возраста, воздействуют на человека не непосредственно и по-разному, в зависимости от его психологических накоплений, то есть его внутренних условий. Таким образом, условия, определяющие специфику возраста можно подразделить на три группы:

- физиологические условия,

- социальные,

- психологические.

Переход от одной возрастной ступени к другой происходит при изменении условий, определяющих специфику возраста, через разрешение противоречий, возникающих между внешними и внутренними условиями. Причем, движущей силой психического развития является активность личности, благодаря которой человек сам может влиять на свое развитие.

Традиционная возрастная периодизация:

Детство: - младенчество (от рождения до 1года)

- раннее детство (1-3 года)

- младший и средний дошкольный возраст (3-4 года)

- старший дошкольный возраст (от 4-5 лет до 6-7 лет)

- младший школьный возраст (от 10-11 лет до 13-14 лет)

- подростковый возраст (от10-11 до 13-14 лет)

- ранний юношеский возраст (от 13-14 лет до 16-17 лет)

юность (17-21 год)

зрелость: - ранняя – 21 – 25 лет

- средняя -25-40 лет

- поздняя 41-45 лет

старость (от 55 лет, а по международной классификации после 75 лет)

Глава 1.3. Личность







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.