Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общение в диаде и внутригрупповое общение.





Общение с одним партнером или групповое общение протекают по-разному. Бывает так, что с подругой устанавливаются теплые, открытые отношения, а с учебной группой не складываются, доверия не возникает. Другие, наоборот, могут дружить сразу со всеми, но ни с кем в отдельности.

Межличностное общение между двумя людьми зависит от их мотивации, целей, средств. (умений)

Общение в группе должно учитывать, кроме индивидуальных особенностей общающихся и их формальный (должность) и неформальный (положение) статус в группе, общегрупповые нормы поведения, социальные роли общающихся, принадлежность к той или иной группировке. Уровни общения в группе представлены на следующем рисунке.

 

УРОВНИ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ (исследования А.У.Хараша)

Третий (высший)

 
 
Характерно: 1.Учитываются личностные особенности каждого. 2.Учитываются отношения друг к другу. 3.Учитываются общие нормы и способы реализации общих целей


Второй

 
 
Характерно: 1. Кристаллизуется общая цель деятельности. 2. Вырабатываются групповые нормы поведения, способствующие достижению цели. 3. Формируются стереотипы общения. 4. Личностные особенности друг друга не учитываются.  


Характерно: 1. Общение на уровне совместного пребывания. 2. Отсутствует общий предмет деятельности. 3. Объединяют только одинаковые цели. 4. Личностные особенности друг друга не учитываются.
Первый (низший)

Глава 1.5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ

Из предыдущей темы «Личность» Вы уже знаете, что эмоции наряду с познавательными процессами входят в подструктуру психологических форм отражения и на своем языке «метят» различные жизненные ситуации, в которых оказывается человек. Таким образом, эмоции характеризуют отношение человека к окружающему миру, к себе и к другим людям.

Эмоции проявляются:

o во внутренних переживаниях;

o в поведении;

o на физиологическом уровне.

Психология изучает главным образом эмоциональные переживания и то, как эмоции проявляются в поведении.

Эмоции, чувства, формы переживания понятия не тождественные. Рассмотрим классификацию и остановимся подробно на каждой из форм.

 

Классификация эмоциональных процессов

           
   
 
 
 
   


Эмоции.

Эмоции – ( в узком понимании ) это переживание отношений, возникающих в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связаннойс удовлетворением (неудовлетворением) потребностей человека в данный момент.

· У человека эмоции проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе общения или деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые – стенические (от греческого «стенос» - сила), вторые – астенические. Бывают случаи, когда и астенические эмоции не лишены целесообразности.

· Эмоции могут быть вызваны также отдельными свойствами предметов. Одни цвета, запахи – приятны, другие – не приятны. В этом случае говорят об эмоциональном тоне ощущений., который носит безусловнорефлекторный характер.

· Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызвать самые непохожие реакции у разных людей. Эти реакции будут иметь определенные функции. На сегодняшний день принято различать следующие функции эмоций:

- -приспособительную,

- сигнальную,

- оценочную,

- регуляторную,

- коммуникабельную

Без эмоциональных проявлений трудно представить какое–либо взаимодействие людей. Коммуникативная функция эмоций одна из важнейших, так как позволяет передавать свои переживания другим людям с помощью мимических и пантомимических выразительных движений.

Перечислить все эмоции человека практически невозможно, но их можно классифицировать по частоте, интенсивности и глубине.

Фундаментальные эмоции

В психологии выделяют десять эмоций, которые называют фундаментальными. Эти эмоции выделены на основании комплексного критерия, охватывающего нервный субстрат эмоций, экспрессию и их субъективное качество (переживание).

Владимир Даль, врач по образованию, составитель знаменитого «Толкового словаря русского языка» каждую из этих эмоций характеризует:

o Радость- «внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая.»

o Страдание- «скорбеть, тосковать, болеть душою нравственно»

o Горе- «беда, бедствие, несчастье, злополучие, напасть; тоска, скорбь, кручина»

o Удивление- «являться или казаться странным, чудным, необычайным, нежданным»

o Страх- «тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия»

o Стыд- «внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосуждение, раскаяние и смирение, нутреная исповедь перед совестью»

o Презрение – «пренебрегать, считать ничтожным, подлым, недостойным внимания, ниже всякого уважения»

o Отвращение – «омерзение, ненависть, нелюбовь, антипатия»

o Интерес- «сочувствие в ком или в чем, участие, забота, важность дела»

o Волнение- «возмущать, смущать, приводить в беспокойство, тревожить»

o Гнев- «сильное чувство негодования, страстная порывистая досада; запальчивый порыв, вспышка, озлобление»

Мы уже говорили, что одна из важнейших функций эмоций – коммуникативная. Мимика, жесты, позы являются «языком» сообщения не только мыслей, сколько эмоций. Эмоции проявляются в поведении.

Неслучайно поэтому многие эмоции «читаются» на лице. Об этом говорит и Владимир Даль:

«Радость ширит лицо, удивление пялит вдоль», «Я со стыда сгорел…», «У страха глаза велики»,

«Барин презрительно улыбнулся…, прищурясь и отдув нижнюю губу», «Радость красна, горе серо»

Чувства.

Чувство – отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении преимущественно высших потребностей. Возникают в результате обобщения эмоций.

· По своему происхождению чувства являются продуктом общественной жизни, т.е. носят социальный характер. Имеют отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с некоторым конкретным или обобщенным объектом.

· В обыденной жизни часто разделение на чувства и эмоции условно и их считают синонимами, но в психологическом смысле это не одно и то же. Чтобы их различить, надо посмотреть, с какими потребностями связано данное переживание.

· Виды чувств представлены на следующей схеме:

 
 


· Интеллектуальными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности.

Открытие новых факторов или явлений действительности, нахождение новых способов решений задачи и т.д. вызывает у человека целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, догадку, любознательность, радость и т.д. Интеллектуальные чувства делают приятной деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели.

· Праксические или практические («праксис», с древнегреческого, - деяние, деятельность) – это чувства отклика на все богатство и многообразие человеческой деятельности.

· Моральные или нравственные – чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности в сравнении её с нормами и категориями морали, выработанными обществом.

Объектом моральных чувств являются институты и учреждения, государство, коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, в том числе сам человек, как объект своих чувств.

К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие, милосердие и т.д.

· Эстетические – чувства, испытываемые человеком по отношению к прекрасному или безобразному (в окружающих явлениях, предметах, природе, искусстве, жизни людей).

Они также характеризуются большим многообразием, сложностью переживаний, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека. Они оказывают огромное положительное влияние на психику (стеническое), активизируют функции организма. Эстетические чувства непосредственно связаны с моральными и способствуют их воспитанию и формированию.

Настроение

Настроение – это более или менее длительное общее эмоциональное состояние, придающее окраску всем другим переживаниям человека, отражающееся в поведении и деятельности человека.

Факторы, влияющие на настроение:

- особенности внешней среды (природа, погода, интерьер и т.д.)

- физическое состояние организма (здоровье, нездоровье)

- особенности взаимоотношений с окружающими людьми (дружеские, отстраненные…)

- эмоциональная окрашенность мыслей (добрые мысли, дурные мысли…)

«Человек – творец своего настроения»

 

Аффект.

Аффект (ярость, ужас, отчаяние )переживание, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля.

Аффект относительно кратковременное эмоциональное переживание, безотчетное, имеющее большую интенсивность и диффузный характер.

Для аффективного состояния характерно то, что оно переживается человеком как происходящее помимо воли, как бы навязанное извне. Аффект вызывает стереотипные действия: агрессию, бегство, оцепенение.

 

Страсть.

Страсть – это сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его мыслей и действий.

По силе страсть приближается к аффекту, а по длительности к чувствам. Страсть – это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Общественная ценность страсти определяется общественной ценностью того, на что она направлена.

Виды страстей:

- предпочтение определенного вида деятельности (страстный ученый, музыкант, актер, хирург…)

- предпочтение зрелищ (страстный болельщик футбола, хоккея, …)

- коллекционирование (марок, монет, вещей и др.)

- предпочтение человека (страстная любовь, фанаты певцов, актеров …)

 

Стресс.

Стресс – неспецифическая реакция организма на любые требования извне, субъективно выражающаяся в состоянии напряжения.

Стрессоры – источники стресса:реально действующие и воображаемые физические и психические раздражители.

o Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо важных и ответственных решений, необходимость быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, не удовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты и т.д.

o Стресс – процесс комплексный и включает ряд компонент: физиологические, поведенческие, психологические.

o Стресс бывает позитивным (вызывает мобилизацию организма, ресурсов личности) и называется эустресс или эвстресс

o Стресс бывает негативным (приводит к распаду деятельности, отрицательным эмоциональным переживаниям) – называется дистресс.

o Благодаря стрессу, человек мобилизует себя, свой организм на самозащиту, на приспособление к новой ситуации. В кровь начинают выделяться определенные гормоны, в результате чего изменяется режим работы многих органов и систем организма. Например, учащается сердечный ритм, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства, меняются самочувствие, настроение, самооценка. Это все неспецифические (независимые от особенностей стрессора) изменения. Таким образом, организм приспосабливается к борьбе или к тому, чтобы убежать от опасности – в этом заключается биологическое значение стресса.

o Патологический стресс возникает тогда, когда возможности организма исчерпаны. В этом случае в организме начинают происходить процессы, которые способствуют (при слишком интенсивном или длительном стрессе) возникновению тех или иных соматических заболеваний. Субъективное восприятие патологического стресса – чувство тревоги, психической напряженности.

o Индивидуальная выраженность стресса определяется не только характером и интенсивностью стрессора, но и осознанием человека своей ответственности за себя, за окружающих, его установкой на сою роль в создавшейся ситуации, от его отношения к миру, к тому, что в нем происходит.

o Индивидуальные различия в реакции на ситуацию зависят от:

а) особенностей эндокринной системы;

б) типа нервной системы;

в) особенностей темперамента (возбудимость, импульсивность)

г) особенностей личности (потребностно-мотивационной сферы, перцептивных процессов, интеллектуальной оценки, опыта)

 

Фрустрация.

Фрустрация – это разновидность негативного стресса; состояние, сопровождающееся стойким отрицательным эмоциональным переживанием, дезорганизацией сознания и деятельности из-за блокады стремлений человека непреодолимыми внешними или внутренними препятствиями.

o Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др.

o Состояние фрустрации может меняться в зависимости от того, преодолено ли препятствие, найден ли его обход или замещающая цель.

o В фрустрированном состоянии у человека могут наблюдаться различные формы поведения: двигательное возбуждение, апатия, агрессия.

o Для двигательного возбуждения характерна излишняя двигательная активность, беспокойство, суетливость, На общем фоне двигательного возбуждения могут наблюдаться такие действия как вздохи, хныканье, жалобы.

o Для апатии характерна вялость, безразличие, безынициативность, которые нередко приводят к последующему уходу из ситуации вместо поисков путей для её решения.

o Под агрессией понимается такое действие или система действий человека, которые исходят из осознаваемого мотива нанесения вреда кому-либо или чему –либо.

o Фрустрация создает внутренний мотив и побуждает человека к агрессии. Агрессия может непосредственно направляться на источник фрустрации, на замещающий объект, если предпринять агрессивные действия на сам фрустратор невозможно, или на собственную персону.

o Возникновение фрустрации во многом определяется смыслом фрустратора для личности, а индивидуальное осмысление фрустраторов зависит от иерархии мотивов и уровня притязаний личности.

o Таким образом, структура характера, тип личности во многом детерминирует как то, что фрустрирует человека, так и то, какие способы разрешения ситуации у неё мобилизуются.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.