|
Общение в диаде и внутригрупповое общение.Общение с одним партнером или групповое общение протекают по-разному. Бывает так, что с подругой устанавливаются теплые, открытые отношения, а с учебной группой не складываются, доверия не возникает. Другие, наоборот, могут дружить сразу со всеми, но ни с кем в отдельности. Межличностное общение между двумя людьми зависит от их мотивации, целей, средств. (умений) Общение в группе должно учитывать, кроме индивидуальных особенностей общающихся и их формальный (должность) и неформальный (положение) статус в группе, общегрупповые нормы поведения, социальные роли общающихся, принадлежность к той или иной группировке. Уровни общения в группе представлены на следующем рисунке.
УРОВНИ ОБЩЕНИЯ В ГРУППЕ (исследования А.У.Хараша) Третий (высший)
Второй
Глава 1.5. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ Из предыдущей темы «Личность» Вы уже знаете, что эмоции наряду с познавательными процессами входят в подструктуру психологических форм отражения и на своем языке «метят» различные жизненные ситуации, в которых оказывается человек. Таким образом, эмоции характеризуют отношение человека к окружающему миру, к себе и к другим людям. Эмоции проявляются: o во внутренних переживаниях; o в поведении; o на физиологическом уровне. Психология изучает главным образом эмоциональные переживания и то, как эмоции проявляются в поведении. Эмоции, чувства, формы переживания понятия не тождественные. Рассмотрим классификацию и остановимся подробно на каждой из форм.
Классификация эмоциональных процессов
Эмоции. Эмоции – ( в узком понимании ) это переживание отношений, возникающих в данный момент. Эмоции обычно носят ситуативный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связаннойс удовлетворением (неудовлетворением) потребностей человека в данный момент. · У человека эмоции проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе общения или деятельности, могут повышать или понижать жизнедеятельность человека. Первые – стенические (от греческого «стенос» - сила), вторые – астенические. Бывают случаи, когда и астенические эмоции не лишены целесообразности. · Эмоции могут быть вызваны также отдельными свойствами предметов. Одни цвета, запахи – приятны, другие – не приятны. В этом случае говорят об эмоциональном тоне ощущений., который носит безусловнорефлекторный характер. · Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызвать самые непохожие реакции у разных людей. Эти реакции будут иметь определенные функции. На сегодняшний день принято различать следующие функции эмоций: - -приспособительную, - сигнальную, - оценочную, - регуляторную, - коммуникабельную Без эмоциональных проявлений трудно представить какое–либо взаимодействие людей. Коммуникативная функция эмоций одна из важнейших, так как позволяет передавать свои переживания другим людям с помощью мимических и пантомимических выразительных движений. Перечислить все эмоции человека практически невозможно, но их можно классифицировать по частоте, интенсивности и глубине. Фундаментальные эмоции В психологии выделяют десять эмоций, которые называют фундаментальными. Эти эмоции выделены на основании комплексного критерия, охватывающего нервный субстрат эмоций, экспрессию и их субъективное качество (переживание). Владимир Даль, врач по образованию, составитель знаменитого «Толкового словаря русского языка» каждую из этих эмоций характеризует: o Радость- «внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая.» o Страдание- «скорбеть, тосковать, болеть душою нравственно» o Горе- «беда, бедствие, несчастье, злополучие, напасть; тоска, скорбь, кручина» o Удивление- «являться или казаться странным, чудным, необычайным, нежданным» o Страх- «тревожное состояние души от испуга, от грозящего или воображаемого бедствия» o Стыд- «внутреннее сознание предосудительного, уничижение, самоосуждение, раскаяние и смирение, нутреная исповедь перед совестью» o Презрение – «пренебрегать, считать ничтожным, подлым, недостойным внимания, ниже всякого уважения» o Отвращение – «омерзение, ненависть, нелюбовь, антипатия» o Интерес- «сочувствие в ком или в чем, участие, забота, важность дела» o Волнение- «возмущать, смущать, приводить в беспокойство, тревожить» o Гнев- «сильное чувство негодования, страстная порывистая досада; запальчивый порыв, вспышка, озлобление» Мы уже говорили, что одна из важнейших функций эмоций – коммуникативная. Мимика, жесты, позы являются «языком» сообщения не только мыслей, сколько эмоций. Эмоции проявляются в поведении. Неслучайно поэтому многие эмоции «читаются» на лице. Об этом говорит и Владимир Даль: «Радость ширит лицо, удивление пялит вдоль», «Я со стыда сгорел…», «У страха глаза велики», «Барин презрительно улыбнулся…, прищурясь и отдув нижнюю губу», «Радость красна, горе серо» Чувства. Чувство – отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении преимущественно высших потребностей. Возникают в результате обобщения эмоций. · По своему происхождению чувства являются продуктом общественной жизни, т.е. носят социальный характер. Имеют отчетливо выраженный предметный характер, так как связаны с некоторым конкретным или обобщенным объектом. · В обыденной жизни часто разделение на чувства и эмоции условно и их считают синонимами, но в психологическом смысле это не одно и то же. Чтобы их различить, надо посмотреть, с какими потребностями связано данное переживание. · Виды чувств представлены на следующей схеме: · Интеллектуальными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности. Открытие новых факторов или явлений действительности, нахождение новых способов решений задачи и т.д. вызывает у человека целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, догадку, любознательность, радость и т.д. Интеллектуальные чувства делают приятной деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. · Праксические или практические («праксис», с древнегреческого, - деяние, деятельность) – это чувства отклика на все богатство и многообразие человеческой деятельности. · Моральные или нравственные – чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности в сравнении её с нормами и категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются институты и учреждения, государство, коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, в том числе сам человек, как объект своих чувств. К нравственным чувствам относят: чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружбу, сочувствие, милосердие и т.д. · Эстетические – чувства, испытываемые человеком по отношению к прекрасному или безобразному (в окружающих явлениях, предметах, природе, искусстве, жизни людей). Они также характеризуются большим многообразием, сложностью переживаний, многосторонностью и глубиной воздействия на личность человека. Они оказывают огромное положительное влияние на психику (стеническое), активизируют функции организма. Эстетические чувства непосредственно связаны с моральными и способствуют их воспитанию и формированию. Настроение Настроение – это более или менее длительное общее эмоциональное состояние, придающее окраску всем другим переживаниям человека, отражающееся в поведении и деятельности человека. Факторы, влияющие на настроение: - особенности внешней среды (природа, погода, интерьер и т.д.) - физическое состояние организма (здоровье, нездоровье) - особенности взаимоотношений с окружающими людьми (дружеские, отстраненные…) - эмоциональная окрашенность мыслей (добрые мысли, дурные мысли…) «Человек – творец своего настроения»
Аффект. Аффект (ярость, ужас, отчаяние ) – переживание, быстро овладевающее человеком, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания и нарушением волевого контроля. Аффект относительно кратковременное эмоциональное переживание, безотчетное, имеющее большую интенсивность и диффузный характер. Для аффективного состояния характерно то, что оно переживается человеком как происходящее помимо воли, как бы навязанное извне. Аффект вызывает стереотипные действия: агрессию, бегство, оцепенение.
Страсть. Страсть – это сильное и глубокое переживание, захватывающее всего человека, подчиняющее себе основную направленность его мыслей и действий. По силе страсть приближается к аффекту, а по длительности к чувствам. Страсть – это сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). Общественная ценность страсти определяется общественной ценностью того, на что она направлена. Виды страстей: - предпочтение определенного вида деятельности (страстный ученый, музыкант, актер, хирург…) - предпочтение зрелищ (страстный болельщик футбола, хоккея, …) - коллекционирование (марок, монет, вещей и др.) - предпочтение человека (страстная любовь, фанаты певцов, актеров …)
Стресс. Стресс – неспецифическая реакция организма на любые требования извне, субъективно выражающаяся в состоянии напряжения. Стрессоры – источники стресса:реально действующие и воображаемые физические и психические раздражители. o Психическими стрессорами являются необходимость принятия особо важных и ответственных решений, необходимость быстрой перестройки при резкой перемене стратегии поведения, не удовлетворяющие темпы продвижения по службе, конфликты и т.д. o Стресс – процесс комплексный и включает ряд компонент: физиологические, поведенческие, психологические. o Стресс бывает позитивным (вызывает мобилизацию организма, ресурсов личности) и называется эустресс или эвстресс o Стресс бывает негативным (приводит к распаду деятельности, отрицательным эмоциональным переживаниям) – называется дистресс. o Благодаря стрессу, человек мобилизует себя, свой организм на самозащиту, на приспособление к новой ситуации. В кровь начинают выделяться определенные гормоны, в результате чего изменяется режим работы многих органов и систем организма. Например, учащается сердечный ритм, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства, меняются самочувствие, настроение, самооценка. Это все неспецифические (независимые от особенностей стрессора) изменения. Таким образом, организм приспосабливается к борьбе или к тому, чтобы убежать от опасности – в этом заключается биологическое значение стресса. o Патологический стресс возникает тогда, когда возможности организма исчерпаны. В этом случае в организме начинают происходить процессы, которые способствуют (при слишком интенсивном или длительном стрессе) возникновению тех или иных соматических заболеваний. Субъективное восприятие патологического стресса – чувство тревоги, психической напряженности. o Индивидуальная выраженность стресса определяется не только характером и интенсивностью стрессора, но и осознанием человека своей ответственности за себя, за окружающих, его установкой на сою роль в создавшейся ситуации, от его отношения к миру, к тому, что в нем происходит. o Индивидуальные различия в реакции на ситуацию зависят от: а) особенностей эндокринной системы; б) типа нервной системы; в) особенностей темперамента (возбудимость, импульсивность) г) особенностей личности (потребностно-мотивационной сферы, перцептивных процессов, интеллектуальной оценки, опыта)
Фрустрация. Фрустрация – это разновидность негативного стресса; состояние, сопровождающееся стойким отрицательным эмоциональным переживанием, дезорганизацией сознания и деятельности из-за блокады стремлений человека непреодолимыми внешними или внутренними препятствиями. o Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. o Состояние фрустрации может меняться в зависимости от того, преодолено ли препятствие, найден ли его обход или замещающая цель. o В фрустрированном состоянии у человека могут наблюдаться различные формы поведения: двигательное возбуждение, апатия, агрессия. o Для двигательного возбуждения характерна излишняя двигательная активность, беспокойство, суетливость, На общем фоне двигательного возбуждения могут наблюдаться такие действия как вздохи, хныканье, жалобы. o Для апатии характерна вялость, безразличие, безынициативность, которые нередко приводят к последующему уходу из ситуации вместо поисков путей для её решения. o Под агрессией понимается такое действие или система действий человека, которые исходят из осознаваемого мотива нанесения вреда кому-либо или чему –либо. o Фрустрация создает внутренний мотив и побуждает человека к агрессии. Агрессия может непосредственно направляться на источник фрустрации, на замещающий объект, если предпринять агрессивные действия на сам фрустратор невозможно, или на собственную персону. o Возникновение фрустрации во многом определяется смыслом фрустратора для личности, а индивидуальное осмысление фрустраторов зависит от иерархии мотивов и уровня притязаний личности. o Таким образом, структура характера, тип личности во многом детерминирует как то, что фрустрирует человека, так и то, какие способы разрешения ситуации у неё мобилизуются.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|