|
Тема 2.1. Психология жизненного пути.« Где нет увлечения, вдохновения, стремления к идеалу, там нет и веры в возможности дости– жения идеала, там не может быть любви к науке и знаниям, к книге и школе, к учителю и труду» В. Сухомлинский «Лучшим каждому кажется то, к чему он имеет охоту» Козьма Прутков
Информационный материал. Стр. 2.1.1. Этапы развития человека……………………………………………33 2.1.2. Самоопределение…………………………………………………….33 2.1.3. Способности, виды и их влияние на выбор профессии……………35 2.1.4. Идеалы. Модели для подражания……………………………………36 2.1.5. Выбор жизненного пути……………………………………………..36 2.1.6. Понятие ответственности……………………………………………39 2.1.7. Стремление к успеху…………………………………………………39 2.1.8. Развитие личности……………………………………………………40 2.1.9. Требования профессии к личности медицинской сестры…………40
Список литературы …………………………………………………………61
Этапы развития человека. o Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий, связанных с периодизацией жизни человека. Анализ публикаций европейских, американских (Ст. Холл, Э.Шпрангер, Ш. Бюлер, В. Штерн, Э. Эриксон, Ж.Пиаже и другие) и отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец и другие), посвященных психологии развития человека, позволяет увидеть различные классификации возрастных этапов развития человека. Многообразие периодизаций связано с критерием, который положен в её основу. o Наиболее известна в России периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А.Климовым (1983) в терминах, имеющих отношение к видам деятельности. Употребляя слово «Субъект» автор подчеркивает роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношении к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Периодизация состоит из 10 стадий, которые объединены в группы: допрофессиональное развитие (I-III стадии), развитие в период выбора профессии (IV стадия), развитие в период профессиональной подготовки и дальнейшего становления профессионала (V – X стадии). o Х.Ремшмидт (1994) определил понятие «взросление» как фазу жизни, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту. Он уточнил и дифференцировал данный термин следующим образом: (1) С биологической точки зрения взросление – это совокупность соматических изменений, которые наиболее очевидно выражаются в физическом развитии и половом созревании. (2) С психологической точки зрения – это совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, овладением ими, а также с социальными реакциями на них. (3) С социологической точки зрения взросление можно определить как промежуточную стадию, на протяжении которой молодые люди, достигнув биологической половой зрелости, не могут, вступая в брак и приобретая профессию, приобрести также и всеобщие права и обязанности, дающие возможность и вынуждающие принимать ответственное участие в важнейших общественных процессах. (4) По времени взросление длится от 12-14 до 20-24 лет. (5) В правовом отношении период взросления означает рост ответственности перед законом. o В период взросления представления о собственном теле значительно изменяются, вследствие осознания и психической переработки различных соматических преобразований. Одновременно формируется новое отношение окружающих, их социальная реакция на изменение подростком своего физического облика (одобрение, восхищение, или отвращение, насмешка или презрение) и включение этой реакции в представление о себе. o В России за короткий период произошли глубокие изменения в разных сферах жизни, которые оказали влияние на развивающуюся личность. Это было показано в работах Л.И.Божович, Н.И.Крылова и Н.Н. Толстых. В исследованиях Л.И.Божович, которые проводились еще в середине 50-х годов, переломный момент в представлении о будущем наблюдался у учащихся 8-9 классов, то есть в 15 лет. Десятилетие спустя исследования Н.И.Крылова показали, что профессиональная направленность школьников, выбор будущей профессии становится актуальным для юношей и девушек только в 16-17 лет. В начале 80-х Н.Н.Толстых отмечает время яркого перелома в отношении к будущему на рубеже 6-8-го классов, что примерно соответствует возрасту 13 лет. Такое расхождение результатов можно объяснить изменением в социальной ситуации развития поколений. Самоопределение. · Характерным для подросткового возраста личностным новообразованием, возникающим в конце переходного периода (16-17 лет), является самоопределение. Понятие «Самоопределение» было введено в психологию Л.И.Божович. (1978). · С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции. Самоопределение возникает в конце учебы в школе, когда человек стоит перед необходимостью решать свое будущее. Самоопределение отличается от простого прогнозирования своей будущей жизни, от мечтаний, связанных с будущим, тем, что оно основывается на уже сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств, опирается на формирующееся мировоззрения подростка, и связано с выбором профессии. · Самоопределение – это сложный многоступенчатый процесс развития человека, его структурными элементами являются разные виды самоопределения: личностное, социальное, профессиональное и другие. Эти виды самоопределения постоянно взаимодействуют. В одних случаях они предшествуют одно другому, например, личностное самоопределение может предшествовать и способствовать профессиональному, чаще всего они происходят одновременно. · По сути, процесс самоопределения длится у человека всю жизнь: человек ищет ответы на вопросы – Кто я есть? Зачем я живу? Чего могу добиться? Чем я могу помочь своим близким? И другие. Самоопределение нельзя сводить к самосознанию, ибо можно осознавать себя, но не подняться до уровня соотнесения того, что я могу, и что от меня требуется. Потребность в самоопределении, её уровень, зависит от среды, системы отношений, в которой находится человек, и от зрелости личности, готовности, мотивации человека. · Рассмотрим отдельные виды самоопределения, предложенные А.К.Марковой (1996) 1) Жизненное самоопределение – это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализации себя на основе этого определения; 2) Личностное самоопределение- это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев становления личности и дальнейшая, действенная реализация себя на основе этих критериев; 3) Социальное самоопределение- это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному кругу, ограничение себя некоторым кругом профессий; 4) Профессиональное самоопределение - это определение человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев профессионализма. Одни считают критерием профессионализма просто принадлежность к профессии или получение специального образования, соответственно и себя оценивают с этих позиций, другие полагают, что критерием является индивидуальный творческий вклад в свою профессию, обогащение своей личности средствами своей профессии, соответственно они иначе, с более высокой «планки», себя самоопределяют и далее самореализуют. Таблица №1 Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|