|
Виды и этапы самоопределения человека, по А.К.Марковой.
Способности, виды и их влияние на выбор профессии. o «Краткий психологический словарь» (1998) дает следующее определение понятия «способности» - индивидуально-психологические особенности личности,, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности тесно связаны со склонностью человека к той или иной деятельности. o Склонность – это такая черта направленности человека, которая обнаруживается в желании человека заниматься интересующим объектом или деятельностью. o Способности разными авторами рассматриваются в связи: - деятельностью: способность как свойство, влияющее на эффективность деятельности (Б.М.Теплов), как способ действия; - с психическими процессами (С.Л.Рубинштейн) и уровнем их функциональных систем (В.Д.Шадриков) o В литературе отмечается, что личность осуществляет выбор профессиональной деятельности, соответствующей её способностям, сложившимся в предыдущем опыте деятельности и личности. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Деятельность в ходе своего осуществления вызывает появление психических новообразований в личности и её способностях, стимулируя их дальнейшее развитие. o Успешное выполнение деятельности чаще может быть обеспечено не отдельной способностью, а их своеобразным сочетанием, характеризующим данную личность (Б.М.Теплов). o Целесообразно выделить виды способностей, которые являются фоном для выполнения любого вида деятельности. Общечеловеческие способности – это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность. К ним относятся: 1) способность к жизни (жизнеспособность) 2) способность к труду (трудоспособность) 3) способность к активности и саморегуляция, включающая прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата; 4) способность к общению, к сотрудничеству с другим человеком и сопереживанию, способность к духовному обогащению других средствами своей профессии; 5) нравственные способности, способность к профессиональной этике, к ответственности за социальные результаты своего труда; 6) способность к преодолению трудностей и препятствий, к помехоустойчивости идр. o На фоне общечеловеческих способностей возникают специальные и профессиональные способности. Профессиональные способности формируются позже и на основе общечеловеческих и специальных способностей, если специальные способности возникли раньше или одновременно с ними. Специальные способности – (технические, гуманитарные, художественные, музыкальные и другие) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности. Профессиональные способности _ индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием её успешного выполнения. Профессиональные способности не сводимы к конкретным знаниям, умениям, навыкам и приемам. Они формируются у человека на основе его анатомо-физологических особенностей и задатков, но в большинстве профессий жестко не определяются ими. o Внутри профессиональных способностей ряд авторов различает общие и специальные профессиональные способности, например, способность быть учителем (общие профессиональные педагогические способности) и способность быть учителем биологии(специальные профессиональные педагогические способности). Или общая способность быть медиком и специальная – осуществлять сестринский уход. Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа, знак, художественный образ) Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Эти способности определяются более конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки и тд.), и возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей. o Профессиональные способности могут быть актуальными (это те способности, которые уже сегодня реализуются в деятельности) и потенциальными (способности, которые проявляются при возникновении перед человеком новых проблем, требующих новых решений, а также поддержка окружающих людей стимулирует актуализацию этих способностей). o В заключение подчеркнем, что способности – как умственные, так и физические, как общие, так и специальные – развиваются в деятельности. Нельзя, ничего не делая, развить свои способности. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|