Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды и этапы самоопределения человека, по А.К.Марковой.





Этапы самоопределения Виды самоопределения Возраст их появления Сферы жизнедеятельности Качества и способности, которые человек в себе оценивает (какой я есть) Нормы, критерии, с которыми человек себя сопоставляет, относительно кото-рых он самоопре-деляется (что нужно для социума)
Жизненное самоопределение Начинается с пер-вых дней жизни и постепенно вклю-чает все новые линии. Вся жизнедеятельность человека. Я как человек Способность к жизнедеятельности, жизнеспособности.  
Личностное самоопределение Возможно со стар-шего дошкольного возраста, особенно на рубеже подро-сткового и старшего школьного возраста Сфера развития личности. Я как личность. Основные черты личности. Готовность к саморазвитию. И др. Принятые в среде человека требования к личности.
Социальное самоопределение С подросткового возраста Разные сферы социальной деятель-ности, взаимодей-ствие с другими людьми. Я как человек определен-ного социального круга. Способность вписываться в определенный социальный контекст, социальная ответственность. Нормы определенного социального круга.
Профессиональное самоопределение С дошкольного возраста, особенно в старшем школьном возрасте, далее в течение профессиональной жизни. Профессиональный труд. Я как профессионал. Пригодность к профессии, способ-ность развиваться средствами профес-сии, развивать саму профессию, работоспособность. Требования профессии.
Индивидуальное самоопределение С дошкольного возраста, далее в течение всей жизни. Сфера развития индивидуальности. Я как осознанная индивидуальность. Основные черты индивидуальности – цельность, уникаль-ность, относитель-ная автономность и др. Основные выработанные самими человеком требования к индивидуальности.
Семейное самоопределение С юношеского возраста Семья. Я как член семьи. Способность строить семью, вписаться в контекст семьи. Нормы семейной жизни.

Способности, виды и их влияние на выбор профессии.

o «Краткий психологический словарь» (1998) дает следующее определение понятия «способности» - индивидуально-психологические особенности личности,, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности. Способности тесно связаны со склонностью человека к той или иной деятельности.

o Склонность – это такая черта направленности человека, которая обнаруживается в желании человека заниматься интересующим объектом или деятельностью.

o Способности разными авторами рассматриваются в связи:

- деятельностью: способность как свойство, влияющее на эффективность деятельности (Б.М.Теплов), как способ действия;

- с психическими процессами (С.Л.Рубинштейн) и уровнем их функциональных систем (В.Д.Шадриков)

o В литературе отмечается, что личность осуществляет выбор профессиональной деятельности, соответствующей её способностям, сложившимся в предыдущем опыте деятельности и личности. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Деятельность в ходе своего осуществления вызывает появление психических новообразований в личности и её способностях, стимулируя их дальнейшее развитие.

o Успешное выполнение деятельности чаще может быть обеспечено не отдельной способностью, а их своеобразным сочетанием, характеризующим данную личность (Б.М.Теплов).

o Целесообразно выделить виды способностей, которые являются фоном для выполнения любого вида деятельности.

Общечеловеческие способности – это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность. К ним относятся:

1) способность к жизни (жизнеспособность)

2) способность к труду (трудоспособность)

3) способность к активности и саморегуляция, включающая прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата;

4) способность к общению, к сотрудничеству с другим человеком и сопереживанию, способность к духовному обогащению других средствами своей профессии;

5) нравственные способности, способность к профессиональной этике, к ответственности за социальные результаты своего труда;

6) способность к преодолению трудностей и препятствий, к помехоустойчивости идр.

o На фоне общечеловеческих способностей возникают специальные и профессиональные способности. Профессиональные способности формируются позже и на основе общечеловеческих и специальных способностей, если специальные способности возникли раньше или одновременно с ними.

Специальные способности – (технические, гуманитарные, художественные, музыкальные и другие) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности.

Профессиональные способности _ индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием её успешного выполнения. Профессиональные способности не сводимы к конкретным знаниям, умениям, навыкам и приемам. Они формируются у человека на основе его анатомо-физологических особенностей и задатков, но в большинстве профессий жестко не определяются ими.

o Внутри профессиональных способностей ряд авторов различает общие и специальные профессиональные способности, например, способность быть учителем (общие профессиональные педагогические способности) и способность быть учителем биологии(специальные профессиональные педагогические способности). Или общая способность быть медиком и специальная – осуществлять сестринский уход.

Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа, знак, художественный образ)

Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Эти способности определяются более конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки и тд.), и возникают при наличии повышенных требований к специальным качествам человека, которые для других профессий не являются важными. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.

o Профессиональные способности могут быть актуальными (это те способности, которые уже сегодня реализуются в деятельности) и потенциальными (способности, которые проявляются при возникновении перед человеком новых проблем, требующих новых решений, а также поддержка окружающих людей стимулирует актуализацию этих способностей).

o В заключение подчеркнем, что способности – как умственные, так и физические, как общие, так и специальные – развиваются в деятельности. Нельзя, ничего не делая, развить свои способности.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.