|
Идеалы. Модели для подражания.· Подростковый возраст – время интенсивного формирования мировоззрения, системы оценочных суждений, нравственной сферы личности растущего человека, его убеждений и идеалов. · В младшем подростковом возрасте (10-11 лет) идеал ребенка воплощается в конкретном человеке (учителе, родителе, товарище). 14-15 летние хотят быть похожими на известных литературных героев, героев наших дней – космонавтов, ученых, путешественников, бизнесменов и др. · Для старшего подросткового возраста характерен сознательный поиск идеального образа, укладывающегося в нравственные требования развивающейся личности. · Для профессионального самоопределения немаловажное значение имеет знакомство с жизнью и деятельностью наиболее известных в этой области деятелей, именно эти люди формируют модель для подражания. Например, в сестринском деле такие модели формируются на обобщении образов известных сестер милосердия Е.М.Бакуниной, Е.Ф.Романовой, Флоренс Найтингейл, Вирджинии Хендерсон и других. Выбор жизненного пути o Старшеклассники все чаще задумываются о своих жизненных и профессиональных планах. Оценка ими учебного процесса производится с точки зрения того, что он дает для их будущего. Юноши и девушки исходят из следующих соображений - мировоззренческое значение предмета (насколько он помогает понять законы развития природы и общества, разобраться в общественных явлениях); - общественное значение предмета, его роль в научной, общественной, культурной и хозяйственной жизни страны; - познавательное значение предмета (насколько он расширяет кругозор, дает интересные, нужные знания, раскрывает неизвестное); - практическое значение предмета для данного учащегося (связь с выбранной профессией, возможность овладеть полезными умениями и навыками); - легкость усвоения предмета, к которому учащийся чувствует себя наиболее способным; - преподавание данного предмета. В этом возрасте обычно определяется устойчивый интерес к той или иной науке, отрасли знания, области деятельности. Интеллектуальная деятельность старшеклассников и студентов приобретает особую эмоциональную окраску, связанную с самоопределением и стремлением к выработке своего мировоззрения, что приводит к формированию познавательно-профессиональной направленности личности, определяет выбор профессии, жизненный путь юноши и девушки после окончания школы. Возможность для развития своих способностей старшеклассникам предоставляют кружки, специальные классы и школы, научные секции, факультативные курсы, олимпиады. o Смысл жизни конкретизируется в жизненных планах, которые охватывают всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний, род занятий и так далее. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для молодого человека выбор профессии. Профессий много, но только выбранная по душе, когда сочетаются индивидуальные склонности к данному виду труда, способности к нему и высокая оценка его общественного значения, приносят удовлетворение человеку и максимальную пользу обществу. o Выбрать профессию – это не только облюбовать себе будущую работу, но и влиться в определенную общность людей с их специфической субкультурой, принять и соответствующий образ мыслей, и образ жизни. o Е.А.Климов (1996) выделяет восемь основных обстоятельств, которые влияют на выбор профессии старшеклассниками: 1) позиция старших членов семьи (или лиц их заменяющих); 2) позиция сверстников (подруг, товарищей), «значимых других» из круга внесемейного общения; 3) позиция (в отношении данного учащегося) учителей, воспитателей, классного руководителя, школьного психолога; 4) личные профессиональные планы учащегося (включая и случай полной неопределенности или «отсутствия»); 5) способности, умения, уровень развития учащегося как субъекта деятельности. Это основа формирования будущей профпригодности. 6) Уровень притязаний учащегося на общественное признание. Недооценка, переоценка своих возможностей, заниженные или завышенные притязания – важные условия реалистичности выбора профессии, удовлетворенности и успеха на будущем профессиональном пути; 7) Информированность. Важна доброкачественность (правдивость, полнота, ясность) той информации, которая оказывается основанием для принятия учащимися решений, касающихся его профессионального будущего; 8) Склонность к тем или иным видам деятельности. o Профессиональные наклонности молодого человека зачастую развиваются в результате случайных воздействий: влияния или даже давления родителей, совета учителей, знакомства с той или иной профессией, о которой они слышат от своих уже работающих друзей, а также определенную роль в этом играет и то, к каким слоям населения принадлежат учащиеся. Отношение родителей к труду вообще, их высказывания о различных профессиях, рассказы о собственной работе, сквозящее в этих разговорах отношение к работе исподволь, с раннего детства накапливается в сознании и подсознании детей, и влияют на определение уже выросшими сыновьями и дочерьми своего будущего. И родительское влияние исподволь, и прямые советы отца или матери исходят из самых благих побуждений. Молодые люди склонны преувеличивать возможности, открываемые перед ними профессией, выдвигая здесь на первый план шансы для самовыражения и удовольствие, которое доставляет работа (увлекательная, разнообразная деятельность). Для юношеского возраста типично стремление к самовыражению. Случайный выбор профессии без достаточного учета своих индивидуальных психофизиологических особенностей может привести к комплексу неблагоприятных социально-биологических последствий: ухудшению состояния здоровья, повышению текучести кадров среди молодых работников, неудовлетворенности профессией, а также низкой производительности труда. o Выбрать профессию действительно трудно. Чтобы выбор был удачен, важно осознавать свои потребности, интересы, способности, свои ресурсы, знать мир профессий, требования и возможности той или иной профессии, уметь осознанно управлять своим поведением, планировать свою жизнь, иметь направленность на успех. o Может ли старшеклассник реально оценить свою пригодность для того или иного рода занятий? В общем-то, может. Например, более серьезно и тщательно изучая самого себя, систематизируя и обобщая советы учителей и специалистов по профессиональной ориентации, мнение друзей и приятелей, одноклассников. Кстати, и в нашей стране и за рубежом исследования показали, что совокупное мнение сверстников о том, как сложится дальнейшая жизнь молодого человека, оказывается более верным по сравнению с мнением родителей и преподавателей. Это не означает, однако, что к мнению старших не следует прислушиваться. Именно родители зачастую стремятся сделать профессиональный выбор своих детей более рациональным, осознанным, реальным. o Переход от школы к профессиональной деятельности означает заметное изменение в жизненной ситуации как для молодых людей, так и для их семей, а также появление многочисленных новых забот и требований. o Выбор профессии и профессиональную деятельность также следует рассматривать с точки зрения решения возрастных задач развития. Сюда относятся овладение профессией, выработка стратегий преодоления трудностей, включение профессионального труда в сложившийся ход жизни. Чем больше места в ней занимает работа, тем больше идентичность человека определяется его профессией. o Чтобы научиться делу, освоить одну профессию, надо обычно потратить годы. Даже после окончания училища или вуза выпускник еще год, два или три считается молодым специалистом. Как же быть старшекласснику в этой ситуации с выбором? o Необходимо выбирать профессию на основе предварительной обзорной ориентировки во всем многообразии профессий. Для обзорного знания о мире профессий нужна своего рода карта мира профессий, а точнее укрупненная классификация по их главным признакам. Что же самое главное в характеристике любого труда, любой профессии? Е.А.Климов (1975) предложил следующие признаки для классификации: 1) основной предмет труда (на что направлены внимание, усилия работника); 2) основные операции (что нужно сделать с предметом труда – распознать, обработать, придумать новые варианты и т.п.) 3) основные орудия труда, средства _ ручные инструменты (как у слесаря, хирурга, скрипача), машины, аппараты, приборы или качества собственной личности (как у воспитателя, психотерапевта); 4) условия труда (окружающая производственная обстановка и люди, с которыми работа связывает незримыми нитями). · Важно, чтобы каждый имел некоторый минимум общепрофессиоведческой ориентировки – знал, понимал, чем заняты другие и очень разные сограждане. Ориентировка в мире профессий нужна, чтобы разумно обдумывать и строить свой жизненный путь (а если нужно, то и перестраивать). Ориентированность профессий – показатель личностной зрелости. · Чтобы ориентироваться в пространстве выбора, надо, чтобы кто-то строил представление о нем, все время отслеживал изменения, и, главное, мог дать по соответствующему запросу потребную информацию. Этим занимается научное психологическое профессиоведение и проводится профессиональная ориентация. · Профессиональная ориентация имеет огромное значение не только в общегосударственном, но и в личном плане. Она выполняет как экономические, так и социальные функции. Правильно выбранная профессия обеспечивает работнику удовлетворенность своим трудом, положением в коллективе и обществе, осознанием своей общественной значимости, и, кроме того, сохраняет и укрепляет здоровье. · Профессиональная ориентация (профориентация) молодежи – это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии. С учетом его желания, состояния здоровья и индивидуально-типологических особенностей личности, а также с учетом потребностей общества. Она включает в себя целый спектр социальных проблем, среди которых наиболее важными являются: 1) изучение потребности общества в специалистах различного профиля и квалификации; 2) изучение особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении профессии; 3) изучение психофизиологических и других качеств личности и отыскание соответствия их требованиям профессий, то есть выявление наилучшего соответствия индивидуально-типологических особенностей людей определенным видам труда; 4) изучение состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью его сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности · Профессиональная судьба у человека, как жизнь, одна. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время и силы на заблаговременное и основательное её планирование, обдумывание. Лучший путь обзорного ознакомления с профессиями – изучение их специальных описаний – профессиограмм. · Возможны разные подходы к содержанию и структуре профессиограммы. Распространенной является комплексная профессиограмма (К.К.Платонов, Ю.В.Котелова и другие), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технологических, экономических, медико-гигиенических) труда в целом. В последнее время предлагается аналитическая профессиограмма (Е.М.Иванов), в которой раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии и профессионально важные качества человека, а обобщенные показатели структуры профессии и психологической структуры профессиональной деятельности. В данной профессиограмме подчеркивается необходимость разделения двух блоков: описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека, и описание психологической деятельности человека и его качеств. Иными словами, в аналитической профессиограмме различаются нормативная внешне заданная структура профессиональной деятельности, а также психологические качества работника. · Профессиограмма - это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, сводка знаний (технических, санитарно-гигиенических, технологических, психологических и психофизиологических) о конкретном процессе труда и его организации, а также психограмма профессии. · Психограмма является составной частью профессиограммы и представляет собой портрет профессии, составленный на основе выделения и описания качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально –важными качествами (сокращенно ПВК) · Профессиограмма составляется в результате профессиографии – описательно-технической и психофизилогической характеристики различных видов профессиональной деятельности. · В зависимости от того, какие конкретные задачи решаются, профессиография бывает нескольких типов: 1) информационная – предназначенная для профориентационной работы со школьниками, имеет общеознакомительный характер; 2) ориентировочно-диагностическая – производится для выяснения производственных проблем типа низкой производительности труда или текучести кадров; 3) конструктивная – для рекомендаций в плане совершенствования профессиональной подготовки специалистов и преодоления проблем различного характера(травматизм, текучесть кадров, конфликтность в коллективе и др.); 4) методическая - для разработки методов для субъекта и объекта труда; 5) диагностическая – для решения задач профессиональной консультации, профотбора, аттестации кадров и их расстановки. · Профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Она не должна сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры общих требований профессии к человеку; она может меняться по мере изменения профессии. · Приведем пример профессиограммы для общего профессионального просвещения.
Оператор по ветеринарным обработкам. (по О.Г. Носковой и О.Н. Чернышевой)
Одна из перспектив развития животноводства как отрасли сельского хозяйства – перевод его на промышленную основу. Создание индустриальных комплексов по производству молока и мяса требует надежной службы охраны здоровья животных. В крупных комплексах особенно опасны инфекционные заболевания. Главная обязанность ветсанитара – помощь ветеринарному врачу или фельдшеру при всех обработках животных: осмотре, проведении прививок, операций, при переливании крови и т.д. Очень важно умело обращаться с животными. Существуют специальные станки, в которых животных фиксируют для обработок (устанавливают, привязывают и проч.) Нужно знать видовые и индивидуальные особенности поведения, повадки животных (приходится иметь дело с животными весом до полу тонны и более). В работе могут быть неожиданные случаи, требующие от работника смелости, находчивости, сообразительности и расторопности. Так, ветсанитар должен уметь оказать животному первую помощь при травмах, а в случаях, когда его невозможно вернуть к жизни, правильно забить его (мясо павшего животного непригодно к использованию). Ветсанитар должен знать назначение инструмента, готовить его к работе (например, стерилизовать шприцы), обрабатывать раны животных, готовить их к операциям (убирать загрязнения, удалять в необходимых местах волосяной покров, дезинфицировать поверхность раны для последующей врачебной обработки). Имеется ряд обязанностей, требующих повышенной аккуратности, точности в работе (например, взвешивание и раздача микроэлементных добавок к корму). Ветсанитар должен быть способен ответственно ориентироваться на неявные реальности (такие, как активность вредных микроорганизмов, возможные отдаленные последствия нарушения правил в работе и т.п.) Кроме того, ему должно быть обязательно свойственно ровное и положительное отношение к животным. Ибо они своеобразно чувствуют, например, злобность, неприязненное отношение людей к ним, и это отражается на их поведении, физиологических и хозяйственных показателях – снижается аппетит, а значит, прирост, привес, дойные коровы дают меньше молока. Ветсанитар должен уметь преодолевать брезгливость и не бояться грязной работы, воспитывать в себе привычку работать при неприятных запахах. Не бояться грязи – это не значит привыкнуть к ней и быть неряшливым, а толково с ней бороться. К заботам ветсанитара относится создание и поддержание дезинфекционного барьера на входе на ферму и её блоки (он наливает соответствующие растворы на специальные коврики, поддерживает чистоту в производственных блоках, пользуясь в частности средствами механизации труда, требует соблюдения чистоты от персонала фермы). От усилий ветсанитара, тщательности в работе зависят не только производственные показатели хозяйства, но и здоровье персонала. Работать ветсанитаром могут юноши и девушки. Получить подготовку для работы ветсанитаром можно непосредственно на производстве или в некоторых сельских учебных заведениях типа профтехучилищ. Продолжить образование можно в средних и высших учебных заведениях зоотехнического, зооветеринарного, зооинженерного профиля. (в связи с изменением в системе профессионального образования целесообразно обращаться к периодически переиздаваемым справочникам).
Понятие ответственности · Ответственность – это специфическая для зрелой личности форма саморегуляции и самодетерминации, выражающаяся в осознании себя как причины совершаемых поступков и их последствий, и в осознании и контроле своей способности выступать причиной изменений в окружающем мире и собственной жизни. · С уществует несколько форм ответственности: - социальная – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей; - профессиональная – поведение личности в профессиональной деятельности и др. Локус контроль (локализация контроля) относится к одной из сторон ответственности – качество, характеризующее склонность человека приписывать результаты своей деятельности внешним силам (внешний локус контроль)или собственным способностям и усилиям (внутренний локус контроль). Понятие локус контроль предложено американским психологом Д.Роттером. · Группой исследователей был проведен экспериментальный анализ содержания психологических качеств человека, в результате которого представилась возможность объединить их в группы: 1. Черты характера – отношение: - к труду (трудолюбие, добросовстность, активность и др.); - к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, тактичность, принципиальность, обязательность и др.); - к самому себе (уверенность, самокритичность, самоконтроль, самоуважение и др.) 2. Черты характера – поведение: - моральные (честность, порядочность, справедливость и др.); - волевые (настойчивость, решительность, смелость, находчивость и др.); - эмоциональные (спокойствие, тревожность, эмоциональная устойчивость и др.) 3. Профессиональные качества (знания, навыки, опыт, умения, эрудиция) 4. Интегративные свойства личности и индивида (здоровье, трудоспособность, интеллект и др.) Из приведенного перечня видно, что профессиональная ответственность определяется совокупностью черт личности, характеризующих её отношение к трудовому процессу, к профессиональному коллективу и его отдельным специалистам, к самому себе как субъекту деятельности. Стремление к успеху o Абрахам Маслоу (1954) разработал иерархическую классификацию потребностей, согласно которой высшие потребности как ситуативно, так и генетически, возникают только после удовлетворения потребностей предшествующих уровней. Эта иерархия выглядит следующим образом: самоактуализация уважение Относительная любовь важность безопасность и привязанность потребностей
физиологические
Психологическое развитие Рис. 1 Модель иерархии потребностей Маслоу o Данная модель позволяет классифицировать потребности, характерные для периода взросления. Западными психологами в рамках данной концепции была описана потребностная сфера подростков: 1. Физиологические потребности. Среди них особенно выделяются стремление к физической и сексуальной активности, а также к высокой оценке своего физического развития. 2. Потребность в безопасности. Её подростки ищут не в семье, а в группе ровесников, влияние которых порой сильнее, чем у группы взрослых в семье и за её пределами. 3. Потребность в независимости. Наступление физической зрелости и требования со стороны общества вызывают у молодых людей сильное стремление к независимости. Оно усиливается благодаря росту когнитивных способностей и приходит в столкновение с родительскими ограничениями и ожиданиями., внешне проявляется в противодействии навязываемым мнениям, отрицании авторитетов, сомнении в общественных нормах, правилах и обычаях. 4. Потребность в привязанности (любви). Отдаление от родительского дома, стремление к независимости, чувство непонятости, новые когнитивнные способности часто приводят к изоляции молодых людей и, в связи с эти, обострению потребности в любви и привязанности. 5. Потребность в успехе (мотивация достижения) У стремления к успеху могут быть разные истоки: желание проверить новые когнитивные способности, добиться уважения и высокой социальной оценки, попытка произвести впечатление на лиц другого пола и т.д. 6. Потребность в самореализации и развитии собственного «Я». Часто связана с мотивацией достижения и перекликается с потребностью в признании и принятии как члена общества. Самореализация означает проявление своих способностей и их дальнейшее совершенствование o Значение упомянутых потребностей и мотивов неодинаково в разные периоды взросления. У подростков сильная ориентация на сверстников, которая ослабевает в юности, сменяясь повышенным стремлением к самореализации и индивидуальности. Проявление потребностей также зависит от пола. Так, у девушек больше выражена потребность в безопасности, проявляющаяся уже в детском возрасте; у них слебее, чем у юношей групповая ориентациия, сильнее боязливость. Юноши меньше стремятся к безопасности, больше нацелены на успех и склонны подчинятьсся правилам жестко организованной группы. Впрочем, эти различия связаны и полоролевыми различиями и стереотипами, поэтому подвержены социкультурным влияниям и меняются в зависимости от эпохи.
Развитие личности. · Развитие личности -процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. · Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, а складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. · Три фазы становления личности, которые проходит индивид при вхождении в социальную общность: 1. Первая фаза или фаза адаптации – предполагает усвоение действующих норм и ценностей и овладение соответствующими средствами и формами деятельности 2. Вторая фаза или фаза индивидуализации- порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью быть «таким как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации (поиск средств и способов обозначения своей индивидуальности). 3. Третья фаза или фаза интеграции - противоречие между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные особенности, которые способствуют её развитию и тем самым развитию индивида как личности. Если противоречия фазы интеграции не будут разрешены, то наступает фаза дезинтеграции: изоляция личности, вытеснение личности из общности или её деградация. · Согласно Х.Ремшмидту (1994), можно выделить факторы, влияющие на развитие личности: 1. Генетическая и конституциональная основы. 2. Процессы биологической перестройки в период взросления. 3. Отношения между родителями как модель для научения и стимул выработки собственных взглядов. 4. Наличие и влияние референтной группы (значимой для личности) для формирования стабильной и эмоциональной общности. 5. социальное положение – для определения интересов и жизненных ценностей. · Бесспорно, что развитию личности способствует и активность самой личности, её участие в различного вида деятельности, в частности, в профессиональной деятельности. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|