|
Требования профессии к личности медицинской сестры.o Начиная работу по уходу за больными медицинская сестра обязательно удостоверится в том, что есть все необходимые условия для этого: имеется нужный инструментарий, есть требуемые лекарственные препараты, соблюдены требования гигиены, стерильности и т.п. Однако, готова ли сама сестра к работе? Подготовлена ли её личность к предстоящему рабочему дню? Психологическая помощь – это процесс лечения личности общением, то есть помощь личности со стороны другой личности. o В течение рабочего дня медицинская сестра не только не осуществляет уход за больными. Уход за больными, обучение пациентов и персонала, управление персоналом, выполнение распоряжений врача, администрации – вот лишь некоторые из основных составляющих профессиональной деятельности медицинской сестры. В отношении каждой из этих составляющих профессиональной деятельности имеются требования к личности работника, эту деятельность осуществляющего. o Рассмотрим описанные в научной психологической литературе требования к личности медицинского работника, педагога, управленца. Современная медицинская сестра едина в этих трех лицах и потому должна удовлетворять требованиям всех трех профессиограмм одновременно.
Требования к личности медицинской сестры: Нередко при описании требований к медицинской сестре перечисляются её умения и навыки, в том числе и коммуникативные, не указываются черты личности. Однако, если учесть, что черты личности определяют характерное для неё поведение и мышление, то можно утверждать, что личность медицинской сестры и особенности её профессиональных поведенческих реакций тесно взаимосвязаны, ведь черты личности – это устойчивые повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения индивида. Как личностные особенности медицинского работника влияют на индивидуальный стиль его профессиональной деятельности, так и любая работа формирует не только профессиональные знания, умения, но и личность в целом. Иногда говорят даже о профессиональной деформации личности. Личность медицинской сестры, стиль её общения с больными, владение техникой психологической работы сами по себе могут оказывать исцеляющее воздействие. Хотя возможны и побочные действия такого «лекарства». Поэтому так важны научные исследования влияния личности медицинской сестры на процесс лечения, изучение позитивных и негативных (в контексте лечебно-профилактической работы) сторон разных типов личности медицинского работника.
Требования к личности педагога (медсестра как педагог в работе с пациентами и младшим медперсоналом): - нравственная ориентация на высшие человеческие ценности; - широкая эрудиция, высокий уровень культуры, интеллектуального развития; - личностная зрелость (внутренний локус контроль); - целеустремленность и настойчивость; - общительность, доброжелательность, чуткость, любовь к людям; - педагогическая одаренность; - наличие специальных знаний в той области, в которой педагог ведет обучение; - профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания; - ненавязчивость, умение воздерживаться от искушения жестко руководить подопечными при выборе своего пути, способность чувствовать их интересы и потребности; - умение оказывать помощь воспитаннику, не подменяя его усилий; - гибкость, готовность пересмотра своих позиций и стремление самосовершенствоваться; - желание и умение заботиться своем здоровье и жизнестойкости; - позитивная Я-концепция, напрямую связанная с доброжелательным отношением к окружающим; - эмоциональная стабильность. Требование к личности менеджера (медсестра как организатор сестринского дела): - стремление к лидерству; - четкие личностные ценности и цели; - коммуникативные способности, умение работать с людьми; - гибкость, открытость, любознательность; - готовность рисковать и брать на себя ответственность, принимать решения; - компетентность, понимание особенностей управленческого труда, навыки руководства и подчинения; - умение управлять собой. Менеджер- это профессиональный управляющий, перед которым стоит задача справиться с большим объемом работы, организовав для этого других людей. o Анализируя требования к личности медика, педагога, менеджера можно увидеть в них общие составляющие: ориентация на высшие человеческие ценности, четкие личные цели, личностная зрелость, умение управлять собой, своим развитием, гибкость, коммуникативность, желание и умение помогать другим, профессиональная компетентность. o Человеческая психика гибка, способна компенсировать одни черты личности другими - при необходимости; личность способна осуществлять те или иные составляющие профессиональной деятельности разными способами. Тема 2.2. Психологические особенности Овладения профессией. « Чтобы дойти до цели, надо, прежде всего идти» О.Бальзак «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества» М.Горький «Дело не в том, какую работу человек выполняет, важно другое: как он её выполняет» Д.И.Иловайский
Информационный материал. Стр. 2.2.1. Труд. Профессия………………………………………………………43 2.2.2. Классификация профессий……………………………………………44 2.2.3. Личные качества человека как субъекта труда в профессиях типа «Человек – человек»………………………………………………………………47 2.2.4. Понятие профессиональной пригодности, её виды и значение……48 2.2.5. Внутренние психологические условия профессиональной деятельности………………………………………………………………………52 2.2.6. Фазы развития профессионала…………………………………………………………………….52 2.2.7. Путь к профессионализму…………………………………………….53 2.2.8. Индивидуальный стиль деятельности……………………………….54 2.2.9. Образ мира в сознании разнотипных профессионалов…………….54 2.2.10. Нарушения профессионального развития…………………………56 2.2.11. Профессиональные кризисы. Смена профессии…………………..57
Список использованной и рекомендуемой литературы по теме «Психологические особенности овладения профессией» ……………………61
2.2.1. Труд. Профессия. · Труд -это процесс преобразования человеком окружающей действительности (и изменение в ходе этого самого себя) с целью удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей. · Специфически человеческими особенностями труда считаются: 1) осознание цели до начала труда; 2) осознанное использование средств и «орудий»; 3) замена орудиями функций другого участника труда и др. · Труд -разновидность деятельности человека. Как и во всякой другой деятельности, человек в труде взаимодействует с окружающей действительностью, в ходе чего у него складывается образ, ориентирующий его в предметном и социальном мире, ставится и достигается сознательно поставленная цель, реализуются мотивы и отношения к окружающему миру. · В чем же отличие труда от других видов деятельности? Трудовая деятельность всегда имеет направленность на создание продукта (материального или идеального), нужного людям, тем самым на достижение социально значимого результата. В словаре русского языка С.И.Ожегова (1990) слово «Труд» трактуется как 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. 2. Работа, занятие. 3. Усилие, направленное к достижению чего-нибудь. 4. Результат деятельности, работы, произведение. 5. Привитие умения и навыков в какой-нибудь профессиональной, хозяйственной деятельности как предмет школьного преподавания. Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда – от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творчества. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечеловеческий опыт, причем разные виды труда в различной степени развивают самого работника. Труд может стать для человека или только средством поддержания существования, или, кроме того, еще и средством самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни. · Е.А.Климов, О.Г.Носкова (1988), рассматривая историю психологии труда в России, связывают многие пословицы и поговорки с теми или иными составляющими трудовой деятельности: «Не трудно сделать, а трудно задумать» (планирование труда), «Не от росы урожай, а от поту»(трудовая мотивация). Писатели, поэты, ученые, общественные деятели говорят о труде: «Ничто, так как труд не облагораживает человека. Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство» (Л.Н.Толстой», «Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды» (Вольтер), «Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, то ничего не делай» (А.П.Чехов), «Свободный труд нужен человеку не сам по себе, а для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства» (К.Д.Ушинский). · В ходе развития общества и разделения труда возникли профессии. Профессия – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально –важные качества. · Термин «профессия» восходит к корневым значениям слов (латинского и французского языков) с примерно таким переводом: говорить публично, объявлять, заявлять. Так, если в средневековом городе человек, имея точило и навыки его использования, переходит от дома к дому и кричит: «ножи-ножницы точи-и-м!», и если это ему не запрещено и услуги его принимаются, то это уже факт социальной фиксации трудового поста точильщика. · Термин «профессия» в специальной литературе в наши дни применяется, по крайней мере, в четырех разных значениях, и поэтому приходится каждый раз определять, о чем идет речь. Рассмотрим различные высказывания: «Эта профессия требует от человека усидчивости…», «Представители данной профессии должны быть общительными», «У него есть профессия», «Чтобы описать профессию, надо наблюдать профессионала на рабочем месте». В приведенных утверждениях слово «профессия» употреблено соответственно в следующих значениях. 1. Область приложения сил человека или, чтобы избежать слова «силы», область, область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции. 2. Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями. 3. Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущие человеку, благодаря которой, он оказывается в состоянии выполнять определенные трудовые функции. 4. Деятельность, работа профессионала, т.е. сам «живой» распределенный во времени процесс реализации трудовых функций. Все эти варианты понимания термина правомерны в том смысле, что каждому из них соответствует вполне определенная реальность. · Н.С.Пряжников (1997) выделяет следующие основные характеристики профессии: 1. ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие разделения труда); 2. общественно-полезный характер деятельности; 3. профессиональная деятельность предполагает специальную подготовку; 4. деятельность предполагает вознаграждение (материальное в виде зарплаты или прибыли или моральное); 5. деятельность дает человеку социальный статус (его визитная карточка). В условиях современной России имеются реальные трудности и проблемы при изучении целого ряда профессий. Это особо относится к «новым» для нашей страны видам деятельности, а также к целому ряду профессий, которые в силу различных причин претерпели значительные изменения. Среди таких проблем и трудностей выделяют следующие: 1. недоступность некоторых новых профессий, связанная с «закрытостью» некоторых фирм и организаций; 2. динамика изменений многих профессий. · При психологическом рассмотрении труда важно определить, в чем заключается особенность понятий: профессия, специальность, квалификация, должность, карьера. · Профессия с точки зрения общества – это система профессиональных задач, форм и видов профессиональной деятельности, профессиональных особенностей личности, могущих обеспечить удовлетворение потребностей общества в достижении нужного обществу значимого результата, продукта. С точки зрения конкретного человека профессия – это основной род деятельности, занятий, посредством которого данное лицо участвует в жизни общества. · Профессия существует в форме множества трудовых постов, распределенных в обществе. · Под «Трудовым постом» понимают ограниченную, вследствие разделения труда», и зафиксированную (юридически или традицией) область приложения сил человека, которая характеризуется такими признаками как: материальные вещи, информация, система служебных обязанностей, система прав, общественное настроение (Е.А. Климов, 1997). · Специальность – отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства (С.И.Ожегов, 1990) Специальность – это вид занятий в рамках одной профессии. · Квалификациия - 1. Степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности. 2. Профессия, специальность (С.И.Ожегов, 1990) Квалификация – это уровень профессионального мастерства. Выделяют формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях, и т.п., а также реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить (Н.С.Пряжников, 1997) · Должность является более сложным понятием, и определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы (фраза: «Меня на должность поставили», переводится как «из меня начальника сделали»). Иногда должность совпадает с пониманием квалификации (старший, младший сотрудник). Более распространенное понимание должности – это любая фиксированная работа и профессия (нередко в анкетах можно увидеть графу: «Место работы и должность») · Должностные обязанности – это отображение трудовых функций в нормативных актах (технических, технологических документах, инструкциях), устных предписаниях, адресованных исполнителю той или иной работы, «неписаных правилах», которые считаются в данной группе чем-то само собой разумеющимся и характеризуют общественное мнение и т.п. · Карьера – 1. Род занятий, деятельности. 2. Путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения (С.И.Ожегов, 19990) · Приведем пример для понятий: профессия, специальность, должность. Профессия – учитель, специальность – математик, должность – завуч школы. Классификация профессий. · Мир профессий достаточно изменчив. Ни одна профессия не остается неизменной в течение длительного периода времени. Старение знаний, смена технологий и средства труда, изменение потребностей общества в кадрах определенного профиля и квалификации, возрастание требований к интеллектуальным умениям и навыкам в труде приводит к тому, что возникают и рождаются новые профессии, другие профессии преобразуются, третьи упраздняются, четвертые – объединяются с другими. Даже если сохраняется название профессии, её фактическое содержание может меняться. · А.К.Маркова (1996) выделяет группы оснований для классификации профессий: 1. Характер требований к психофизиологическим особенностям человека, т.е. характеристика субъекта труда – пример классификации профессий по К.М.Гуревичу (1970) 2. Содержание труда в этих профессиях (по предмету, целям, средствам, способам, условиям), т.е. характеристика объекта труда (на что направлен труд) – пример классификации профессий по Е.А.Климову (1993). 3. Тип личности – пример классификации профессий по Дж.Голланду (1993) · К.М.Гуревич (1970) предложил классифицировать профессии на две группы по признаку их требований к абсолютной или относительной профпригодности работника: 1. первая группа или группа с абсолютной профпригодностью – профессия предъявляет жесткие требования к особенностям нервной системы человека и требует отбора. Примером данной группы является профессия водителя и оператора. 2. вторая группа или группа с относительной профпригодностью- данной профессией может овладеть практически каждый человек. В настоящее время наиболее известна типология профессий, предложенная Климовым Е.А. (1998). Это четырехъярусная обзорная классификация профессий по признакам предмета, целей, средств и условий труда. Данная классификация состоит из четырех последовательных ярусов, с помощью которых можно описать любую профессию. (см. схему) ПЕРВЫЙ ЯРУС (типы профессий – П Т Ч З Х) В соответствии с традиционно различаемыми разновидностями объективных систем, выделяются пять типов профессий: 1. Человек – живая природа (П) – Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами и условиями их существования. Примеры: агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог… 2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания. 3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец, парикмахер, учитель, врач, медицинская сестра, фельдшер и т.д. 4. Человек – знаковая система (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного аппарата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор, бухгалтер, языковед… 5. Человек – художественный образ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник, декоратор, реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер…
ВТОРОЙ ЯРУС (классы профессий – ГПИ). В пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей (определяемых операционально), т.е. в ответ на вопрос: «Что делать?» - распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать новое). Вот три класса: 1. Гностические профессии (Г) (от греческого «гнозис» - знание). Примеры из разных типов профессий «Человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая.. «Человек – техника»: мастер-диагност сельскохозяйственной техники, контролер продукции на заводе.. «Человек – человек»: суд-мед. эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог… «Человек – знак»: корректор типографии, бухгалтер-ревизор… «Человек – художественный образ»: искусствовед, музыковед, театровед… 2. Преобразующие профессии (П) «Человек – природа»: мастер – животновод, плодоовощевод,, зооинженер, агроном по защите растений… «Человек – техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор, оператор прокатного стана,… «Человек – человек»: учитель, мастер производственного обучения, тренер, экскурсовод, «Человек – знак»: бухгалтер, машинистка-стенографистка, чертежник – картограф… «Человек – художественный образ»: цветовод – декоратор, живописец по фарфору… 3. Изыскательские профессии (И) «Человек – природа»: летчик – наблюдатель рыбного хозяйства, биолог-исследователь… «Человек – техника»: раскройщик обуви, инженер-конструктор… «Человек – человек»: организатор производства, организатор торговли… «Человек – знак»: математик, программист… «Человек – художественный образ»: дизайнер по ландшафту, художник по проектированию интерьера, композитор… ТРЕТИЙ ЯРУС (Отделы профессий – Р М А Ф) По признаку основных орудий, средства труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела: 1. Профессии ручного труда (Р) Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант.. Примеры в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец… Примеры в классе изыскательских профессий: ручные средства здесь могут быть, по-видимому, только как вспомогательные- карандаш и бумага в руках конструктора. 2. Профессии машинно-ручного труда (М) Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования и перемещения предметов труда, поэтому типичные профессии – машинист экскаватора, токарь, водитель… 3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А) Примеры профессий: оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи… 4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф) Необходимо признать наличие внутренних, психологических средств труда (мысленных схем решения задач, разного рода мысленных эталонов- образцов результатов деятельности). Эти средства есть у представителей каждой профессии, но в некоторых случаях они являются главными и основными Для обзора системы средств труда обратимся к таблицам 2.и 3. Функциональные средства Таблица 2
Вещественные средства Таблица 3
Очень часто секрет профессионального успеха или неуспеха коренится в недооценке или в недостаточном владении именно внутренними функциональными средствами деятельности, которые есть в каждом виде профессионального труда – даже подметая улицу, важно иметь не только метлу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер; мысленная схема ориентировки в обстановке – одно из важных средств любого труда. ЧЕТВЕРТЫЙ ЯРУС (Группы профессий – б о н м) По условиям труда профессии можно разделить на четыре группы: 1. Работа в условиях микроклимата, близкого к бытовым, «комнатным» (б): лаборанты, бухгалтеры, преподаватели, менеджеры… 2. Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду (о): агроном, монтажник, инспектор ГИБДД… 3. Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных или пониженных температурах и т.п.) (н): водолаз, машинист горного комбайна, пожарный… 4. Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь, врач, медсестра… Ясно, что выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими – они приведены как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. «МОЯ ПРОФЕССИЯ» Формула «Моей профессии» или «профессии – мечты «может состоять в простейшем варианте из четырех позиций, на которых расположены литеры, обозначающие соответственно 1)тип,2)класс,3)отдел и 4)группу профессий (важно не путать порядок позиций: так литера П в первой позиции означает тип «Человек-природа», а во второй позиции П – класс преобразующих профессий. Данная схема позволяет кодировать различные профессии. Например, далекая от медицины профессия «инспектор ГИБДД» могла бы кодироваться так - (Ч и Т, Г и П, Ф и М, н и о),что означает: 1. тип профессии по предмету труда: «человек – человек» и «человек – техника» 2. класс профессии по цели труда: гностический (оценка ситуации на дороге) и частично – преобразовательный (профилактика и предупреждение нарушений) 3. отдел профессии по средствам труда: функциональные и механические (машина или мотоцикл) 4. группа по условиям труда: необычные, экстремальные т и на открытом воздухе. · За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология профессий Дж. Голланда (1993), описанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды. Выделяются следующие основные типы личности: 1. Реалистический (практический)- любит заниматься конкретными вещами, отдает предпочтение ручным умениям, ориентирован на быстрый результат, выбирает профессии практические – связиста, водителя, лесника, слесаря. Коммуникативные навыки требуются в минимальной мере. 2. Интеллектуальный – развиты умственные способности, оригинален, обладает творческим подходом. Предпочитает научные профессии: эколога, философа, физика и т.п. межличностные отношения в деятельности играют минимальную роль. 3. Социальный- активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает словесными способностями, умеет налаживать связи с людьми. Предпочитает профессии: обучение, обслуживание, информирование 4. Стандартный (конвенциальный)- усидчивый, исполнительный, аккуратный, дисциплинированный. Любит решать типичные задачи, предпочитает четко сформулированные предписания. Профессии: бухгалтер, экономист, секретарь, нотариус…) 5. Предприимчивый- находчивый, практичный, подвижный, энергичный, инициативный, азартный, рискованный, лидер. Любит быть на виду, быстро принимает решения, имеет словесные способности, предпочитает контакт с людьми (следователь, журналист, политик, предприниматель…) 6. Артистический- эмоционально чувствительный, с богатым воображением и творческой фантазией. Пластичен, гибок, проницателен, в отношениях с людьми опирается на интуицию. Развито восприятие, ручные навыки, словесные способности. Предпочитает творческие виды занятий: художник, музыкант, актер, переводчик, актер, дизайнер…)
2.2.3. Личные качества человека как субъекта труда в профессиях типа «Человек – Человек». · Е.А.Климов (1993) предложил описание профессий типа «Человек-человек», построенное на экспертном мнении и умонастроении специалистов данных профессий · Представители этих профессий умеют руководить группами, коллективами, сообществами людей (придавать некоторую упорядоченность общественным процессам, сообразно поставленным целям), учить и воспитывать людей того или иного возраста, лечить, осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей (материальных, духовных, социальных). · Исполнительно- двигательная сторона труда имеет в профессиях этого типа следующие особенности: это прежде всего речевые действия (говорение тоже не обходится без речедвигательных навыков: говорить профессионально надо учиться). Далее это выразительные движения (мимика, пантомимика) и выразительные свойства внешности и одежды. В некоторых профессиях рассматриваемого типа (медицинских) предъявляются особые и высокие требования к точности и координации собственно рабочих движений. · Особенности познавательной деятельности представителей профессий этого типа во многом определяется сложностью и текучестью, нестандартностью предметов рассмотрения, воздействия, поиска, принципиальной нечеткостью границ, разделяющих социальные явления. · Очень важным является умение слушать (не перебивая) и слышать, понимать другого человека, понимать именно его внутренний мир, а не приписывать ему то, что нам самими бы пришло в голову в его положении. · Профессионал – будь то учитель, медицинская сестра, хирург или инспектор милиции по делам несовершеннолетних – должен иметь немалый кругозор в области гуманитарных знаний. Очень кстати оказывается здесь и жизненный опыт и основанное на нем понимание внутреннего мира тех людей, с которыми приходится иметь дело. Поскольку социальные ситуации изменчивы и неповторимы, работнику нужно отчетливо выделять, наряду с более или менее «вечными» знаниями (как общекультурными, так и по узкой специальности), знания оперативные, относящиеся к конкретной обстановке «здесь и сейчас». Так, учитель должен хорошо и разносторонне знать не вообще психологию подростка, юноши, а именно каждого из своих учеников со всеми особенностями их семейной обстановки. · Среди требований к качеству исполнительно- двигательных проявлений на первом месте стоят требования не только к письменной, но и устной речи – её четкости, раздельности, удобному для слушателя темпу, связности и, конечно, ясности, понятности содержания высказываний. реплик. · Самое главное в области познавательных процессов представителей этого типа профессий – конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, ума и характера человека, к его поведению, умение или способность мысленно представить, смоделировать именно его внутренний мир. · И еще важен оптимистический проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше. Технический стереотип приписывания качества, «сорта» раз и навсегда здесь обычно неуместен. · Требуется и очень важна способность сопереживания другому человеку (сострадать и сорадоваться). Важная особенность эмоционального склада личности сводится к способности заново, вновь и вновь переживать те события, о которых не в первый раз уже ведется речь, и передавать слушателям свое отношение к ним; без этого немыслима работа педагога, экскурсовода. Педагогические функции приходится выполнять практически любому хорошему, опытному специалисту – от инспектора уголовного розыска до медицинской сестры. · Важны наблюдательность именно по отношению к поведению, проявлениям душевной деятельности человека, отзывчивость, доброжелательность, готовность прийти на помощь другому существу, искренняя и деятельная обеспокоенность судьбами людей (учеников, пациентов, подопечных разного рода), терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, внешнего облика, образа мыслей. · Гражданские качества, определенные (ориентированные на интересы людей) убеждения – это то, без чего человек должен считаться непригодным для работы в профессиях данного типа. · Нестандартные ситуации – это нормальная стихия социума. Поэтому профессии данного типа неизбежно требуют: творческого склада ума; способности ясно представлять, моделировать варианты возможных последствий действия людей, возможных исходов их конфликтов, противостояний или наоборот, объединений; особенности саморегуляции (требуется постоянное совершенствование своих знаний и навыков, стремления «идти в ногу» с быстротекущими процессами социальных явлений, развития, заставлять себя быть в курсе текущих общественных событий). Необходимы огромная выдержка, способность «не выходить из себя». Требуется умение строго сообразовывать свое поведение, обращенное к другим людям, с моральными юридическими нормами. · Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, выраженные физические недостатки (как это ни печально), нерасторопность, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|