Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фазы развития профессионала.





Е.А.Климов (1998) выделяет основные фазы, стадии жизненного пути профессионала. Выделенные фазы связаны с календарным возрастом человека не жестко. Они представлены на схеме:

 
 


1. Фаза оптанта или оптации (осознанная подготовка к труду, планирование профессионального жизненного пути). Этот период примерно соответствует подростковому возрасту и ранней юности (от 11-12 до 14-18 лет). Если в роли оптанта оказывается профессионал (частично утративший работоспособность или оказавшийся без работы и вынужденный переменить профессию), то календарный возраст здесь может быть любым в интервале трудоспособности.

В данный период происходит овладение системой социально значимых (для «мира взрослых») ценностных представлений, идеалов(мысленных образов построения жизни, деятельности, профессионального пути), соотнесение своей личности с миром взрослых; попытки самосовершенствования: самовоспитание, самообразование, самоорганизация.

2. Фаза адепта. (обучение профессии) Возрастные рамки от 15-18 до 16-23 лет.

Человек выбрал учебное заведение или форму обучения и психологически стал приверженцем некоторой профессиональной общности. В зависимости от профессии фаза может иметь промежуток как многолетний, так и кратковременный (например, инструктаж).

В это время происходит овладение специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми и важными для будущей профессиональной деятельности, для успешного «профессионального старта», развиваются профессионально-важные личные качества, формируется профессиональная пригодность.

3. Фаза адаптанта (привыкание молодого специалиста к работе).

Как бы ни был хорошо налажен процесс подготовки молодого специалиста в учебном заведении, человек на рабочем месте нуждается в определенном периоде привыкания к новым условиям. Дело в том, что социальные, деятельностные нормы учебного заведения отличаются от норм производственного коллектива. Молодой специалист должен найти в себе возможности саморегуляции, чтобы понять, почувствовать новые нормы, регулирующие поведение, образ жизни, манеры, внешний облик профессионала, а также узнать технологические тонкости дела.

4. Фаза интернала. Перед нами уже опытный, что называется, «наторевший» в своем деле работник, который устойчиво любит свое дело и может вполне самостоятельно, все более надежно и успешно справляться с основными профессиональными функциями на данном трудовом посту. И это признают товарищи по работе, коллеги.

5. Фаза мастера или мастерства. (Она будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к её характеристикам). Работник может решать и простые и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он выделяется или какими-то специальными качествами, умениями, или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, или тем и другим. Он обрел свой индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основание считать себя в чем-то незаменимым работником (во всяком случае, не воспроизводимым). Обычно он уже имеет некоторые формальные показатели квалификации (разряд, категорию, звание).

6. Фаза авторитета (Она, как и фаза мастерства, суммируется с последующей). Это мастер своего дела, хорошо известный, как минимум в профессиональном кругу или даже за его пределами (в отрасли, на межотраслевом уровне, в стране). В зависимости от принятых в данной профессии форм аттестации работников он имеет те или иные высокие формальные показатели квалификации (разряд, категорию, «чин», звание, ученую степень и пр.) О его успехах могли уже сообщать на собраниях, в прессе; возможно, он уже имеет награды, знаки отличия. С мнением его уже заметно считаются коллеги и руководители. Возможно, сил и энергии у него сейчас стало меньше, чем когда он был моложе (биологический возраст и потери здоровья дают себя знать), но профессионально –производственные задачи он решает успешно за счет большого опыта, умелости, умения организовать свою работу, окружить себя помощниками.

7. Фаза наставника или наставничества в широком смысле

Перед нами человек, у которого и коллеги готовы поучится, перенять опыт Авторитетный мастер своего дела в любой профессии обрастает единомышленниками, подражателями в самом хорошем смысле этого слова, перенимателями опыта, учениками, последователями (независимо от того имеют ли они статус учеников). И это одно из обстоятельств, которое делает его жизнь наполненной, осмысленной перспективой.

Несмотря на приближающийся «срок дожития», обусловленный биологическими обстоятельствами, жизнь, связанная с передачей опыта молодым, с отслеживанием их успехов, а также посильным включением в их дела, может быть полной смысла.

Путь к профессионализму.

Человек становится профессионалом не сразу, проходит на этом пути много больших и малых этапов. В профессиональной жизни каждого отдельного человека возможны повторы и возвращения на предыдущие уровни, а также зигзаги и кризисы. Профессиональный путь у каждого человека свой, и он может отличаться от пути других людей. Процесс вхождения молодого человека в избранную им профессию – не только приобретение соответствующих трудовых навыков и умений, но и активное личностное становление, принятие профессии, вживание в неё. При изучении отношения «Человек-профессия» приходится принимать во внимание целый комплекс переменных, от которых в большей или меньшей степени зависит конечный результат: успех или неуспех в профессиональной деятельности.

· Профессионализм – это не только характеристики производительности труда, но и особенности профессиональной мотивации человека, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

· Профессиональная мотивация – это то, ради чего человек вкладывает свои профессиональные способности, осуществляет профессиональное мышление. Мотивация к труду не исчерпывает всей мотивации личности (личностное пространство шире профессионального), но вместе с тем человек в труде не только реализует свои профессиональные мотивы, но и удовлетворяет свои профессиональные побуждения и цели – психическое самосохранение и саморазвитие, отдых и развлечения, общественное положение.

· Мотивация к профессиональной деятельности начинается с профессионального призвания – влечения к какой-либо профессии, опирающегося на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей овладения ею и оценки своих потенциально профессиональных способностей.

· С призванием связано профессиональное намерение – это осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование.

· Важным для содержания труда являются ценностные ориентации в профессиональной деятельности – выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правила профессиональной этики.

· Потребность и ценностные ориентации ложатся в основу мотивов профессиональной деятельности – это внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональном поведении в целом и ориентации человека на разные стороны самой профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат и др.) или на факторы, лежащие вне профессиональной деятельности (заработок, льготы и пр.)

· Профессиональные притязания – это стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности, это тот уровень профессиональной деятельности, который выбирает человек, зная свои предыдущие результаты. Уровень притязаний определяется самооценкой себя как профессионала в прошлом (ретроспективная профессиональная самооценка), в настоящем (актуальная профессиональная самооценка). Уровень профессиональных притязаний динамичен, меняется от чередования успеха или неуспеха в профессиональной деятельности.

· Профессиональные притязания бывают связаны с профессиональными ожиданиями человека- мысленными представлениями о своих возможных успехах, об отношениях с коллегами и др.

· Готовность к профессиональной деятельности определяют как психическое состояние, предстартовую активизацию человека, включающую осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия; прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижимость целей.

· Одной из характеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности является адаптация. Профессиональная адаптация -это приспособление человека к новым для него условиям труда. От профессиональной адаптации надо отличать социально-психологическую адаптацию как приспособление личности к условиям социальной сферы.

· В литературе описаны следующие виды адаптации человека как целостной структуры:

- физическая адаптация (как организм),

- психологическая адаптация (как индивид),

- социальная адаптация (как личность),

- профессиональная адаптация (как субъект труда).

· Профессиональная адаптация предполагает овладение человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, осознание мотивов и целей в ней, сближение ориентиров человека и профессиональной группы, вхождение в профессиональную группу, а также приспособление, принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: её задач, предмета, способов, средств, результатов, условий в рамках данной профессии. На легкость профессиональной адаптации, кроме мотивации, влияют подготовленность к профессии и профессиональные способности. Возможны нарушения адаптации или трудности в ней, и это явление называют дезадаптацией. Она выражается в уходе из профессии, в производственном браке, в конфликтах, в текучести кадров. Важно найти причину дезадаптации и попытаться решить её. В разных условиях труда целесообразно искать оптимальные условия организации адаптационного процесса.

 







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.