Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Заочная экскурсия в мастерскую.





- Прочитайте эпиграф к уроку («Чтобы понять что-нибудь, надо это сделать» (Софокл). Как вы понимаете смысл высказывания?(ответы)

- Для того, чтобы познакомиться с технологией изготовления гжели мы совершим заочную экскурсию в мастерскую по изготовлению гжели.

Цель экскурсии: узнать, как рождаются изделия.

 

 

(Работа с материалом сайта http://www.ruspromysel.ru/gzhel/technogzhel.html

ФОРМОВОЧНЫЙ ЦЕХ
1) По эскизам художников опытные мастера-модельщики на специальных станках вытачивают гипсовые модели будущих изделий
2) Станок представляет собой гончарный круг с двумя стойками и деревянной рейкой для упора рук. С помощью клюшек-резцов обрабатывается поверхность гипсовой заготовки с которой изготавливается рабочая форма для отливки изделий.
ЛИТЕЙНЫЙ ЦЕХ
3) Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Шликер (жидкую фарфоровую массу) литейщик заливает в формы.
4) Пористый гипс впитывает влагу, шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.
ЦЕХ ОБЖИГА
5) Фарфоровые изделия, прошедшие сушку, ручной осмотр на наличие трещин- обжигают.
ЖИВОПИСНЫЙ ЦЕХ
6)Живописец расписывает окисью кобальта.

Закрепление

Задание: повторить последовательность изготовления изделий

Работа со слайдом (10)

Учитель: В начале века на гончарном производстве были нужны жернова для размола глины, конная тяга, глиномялка, гончарные ножные круги. Работали точильщики, литейщики, глазуровщики и писарихи.

Работа с интерактивной доской


Сейчас же технологическая цепочка строится так

1) Живописный цех- Роспись. 5)Формовка (литье в гипсовых формах) –– 4) Ручной осмотр –3) Обжиг (электропечь) – 2) Сушка

Ответ:5,2,4,3,1

Работа с текстом № 2 (маршрутный лист)

Задание: прочитать текст, озаглавить, выписать глаголы, пересказать текст, опираясь на глаголы.

• В формовочном цехе по эскизам художников опытные мастера вытачивают гипсовые модели будущих изделий.

• Затем заготовки поступают в литейный цех. Там литейщик заливает шликер (жидкую фарфоровую массу) в гипсовые формы. Шликер постепенно затвердевает и приобретает очертания формы.

• Неокрашенные изделия (их называют «бельём») после сушки поступают в цех обжига, где их обжигают. А уже оттуда- в живописный цех, где изделие расписывают кобальтом. После нанесения рисунка изделие окунают в глазурь, а затем снова обжигают.

• Глазурь делается прозрачной, как стекло, кобальт меняет цвет, а поделки начинают играть волшебными синими да голубыми красками.

В формовочном цехе- __________________________.

В литейном цехе-______________________________.

В цехе обжига-_________________________________.

В живописном цехе- _______________________________.

Вопросы по тексту:

-Сколько раз обжигают изделие? (два)

-Почему роспись считается «подглазурной» (наносят глазурь).

-Какой краской наносятся узоры (кобальт)

- Почему изделия получили название «бельё»

(это фарфоровая форма без росписи- белая).

- Как бы вы озаглавили текст?

Работа над росписью

Учитель: Посмотрите на изделия. Есть ли похожие работы?

Учитель: «Стал каждый мастер свое умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, ручку – в виде хвостика. Другой мастер посмотрел, подивился, но чайничек лепить не стал, а слепил часы. Форма у них непростая, причудливая. Третий мастер посмотрел, подивился такой красоте, а сам еще лучше придумал. Вылепил он скульптуру “Чаепитие”. Уютно устроились вокруг самовара две барыни. К ногам хозяйки прижалась кошка и словно прислушивается к беседе.

Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал, своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами были. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, но и расписывали посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры в виде сеточек, полосок, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась роспись. Полюбилась людям красивая посуда, и стали называть ее “нежно–голубое чудо”.

- Посмотрите на слайд. Какие краски преобладают?

Учитель:

Вечер зимний

Синий- синий

На дорожке- синий иней.

Звезды синие с небес

Смотрят вниз, на синий лес.

Рядом с лесом, у опушки,

Темно-синяя избушка.

А в избушке- чудеса:

На посуде- небеса,

Незабудки, завитушки.

Глянь: веселые зверушки,

Травка, листики, цветы –

Необычной красоты!

Все на фоне снежном, белом

Мастер написал умелый. (А. Зимина)

-По материалу, тематике росписей определим, в какой стороне родились изделия?

(Основными мотивами росписи стали травы, злаки, птицы, полевые цветы, формы которых и становились довольно условной, но живописной и декоративной. ВЫВОД: его родина- центральная часть России).

Гжельская роспись делится на три вида. Посмотрите на изделия. Какие элементы видите?

Работа с таблицей (13 слайд)

Растительная роспись Орнаментальная роспись Сюжеты.
Травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов Шашечки, сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». Природа, времена года, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок.

Учитель: Из-под кончика кисти появляются дивные узоры: цветы, гибкие стебельки и веточки, сказочные птицы. В чем секрет мастерства? В мазках и правильном соотношении синего и белого или сочетании «белизны заснеженных полей Подмосковья и прозрачной синевы ясного неба». Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива фарфорового изделия.

У каждого художника есть свой узор любимый.
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Ее трава шелковая, ее цветы весенние
И мастерство волшебное достойно восхищения.

Самый излюбленный узор - гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны повсей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки.

Минутка здоровья

Учитель: Представим, что мы гжельские художники. Для розы нужна среднеширокая кисточка. Поворачиваем её вокруг черенка, потом от середины цветка накладываем широкие мазки синей и голубой краски, т.е. как бы наращиваем лепестки широкими мазками.

 

Давайте нарисуем розу (1 ученик идет к доске, рисует на заранее приготовленной чаше гжельскую розу.. Все остальные отложили ручки в стороны и нарисовали чашу в воздухе, а затем повторили все элементы, которые нарисует ученик у доски).

- Получилось?

Творческий практикум

Учитель: Попробуем нарисовать узоры. Только будем делать это не кистью по бумаге, а ручкой в тетради.

-Мастера, скорей за дело,
Украшай посуду смело!
Составляй такой узор,
Чтобы радовал он взор.

Задание: описать узоры на представленных изделиях (письменно).

1) Вот квасник. Снаружи и внутри он расписан узорами веточек и цветов. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а узор оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому.

2) На солонке мастер использовал точки, линии разной толщины, сеточки, капельки.

3) На конфетнице крупными мазками написан темно-синий цветок. На белом фоне свободно раскинулись его листья. Узорная листва украшена мягкими завитками травы.

4) На дне блюда художник написал гжельскую розу с линиями и завитками, которые расходятся от центра подобно солнечным лучикам.

5) В центре вазочки- удивительной красоты цветок. Стебли и листья изображены склоненными от порыва ветра. Тонкие и частые мазки делают эту роспись живой и изящной.

6) Декоративная роспись на посуде отличается тонким растительным узором, выполненным синим и голубым тонами.

Задание: Составим план сочинения

Учащиеся составляют план (можно использовать заготовки):

  1. Синяя сказка. История промысла. Народный промысел.
  2. В мастерской. Волшебная кисточка.
  3. Удивительные изделия.
  4. Открываем выставку! Эта удивительная гжель!

 

 

Вопрос: С чего начнем сочинение?

1) За что гжель нравится всем? Да, прежде всего, своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.
Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись!

2) Синее чудо… Именно так называют в народе гжель. Вот и я залюбовался и решил попробовать…

3) Вот уже более 200 лет завораживает своей красотой необыкновенная бело-голубая керамика, которую делают в селе Гжель под Москвой. Мастера Гжели изобретательны и искусны. Взял мастер кисть, и расцвели на обожженной глине цветы, запели удивительные птицы…

Вопрос: Чем закончим сочинение?

1)Искусство Гжели завоевало признание во всем мире…

2)Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычные – веселые, красивые. Но искусству росписи нужно учиться…

Подведение итогов

Учитель:

- Понравилась ли вам экскурсия?

-Что же такое гжель?

Работа с ментальной картой

Ментальные карты

*Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) является эффективной техникой визуализации мышления. Ее используют в процессе выработки новых идей и их фиксации, анализа и упорядочения информации.

В центре карты (лист ватмана) записывается ключевое понятие (Гжель), ученики записывают в процессе урока возникающие у них мысли и чувства.

 

9.Домашнее задание: Творческая работа по выбору:

Сочинение-описание действий «Незабудковая гжель»

Сочинение-описание действий «В мастерской по изготовлению гжели»

Сочинение-описание действий «Как добиваются получение синего цвета при изготовлении гжели?»

Учитель:

-Народное искусство живёт веками. Навыки технического мастерства и найденные образы произведений переходят из поколения в поколение, сохраняясь в руках и памяти народных художников.

Льется узор под рукой мастерицы,

Чтобы нигде он не мог повториться.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра свежей.

Расцветает гжель васильковая,

Незабудковая гжель.

 

Звучит отрывок песни

«Незабудковая гжель».

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.