|
Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушениемСхема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стертая дизартрия). Логопедическое обследование.
Контактность___________________________________________________________________ Особенности поведения__________________________________________________________
Слуховое внимание______________________________________________________________ Восприятие речи_________________________________________________________________
- Общая моторика: Естественные движения__________________________________________________________ Выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Ручная моторика: Кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)_________________________________________________________________________ Кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Артикуляционная моторика: Движения нижней челюсти_______________________________________________________ Движения губ___________________________________________________________________ Движения языка_________________________________________________________________ Движения мягкого неба___________________________________________________________ Работа мышц лицевой мускулатуры________________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания___________________________________________________ Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха_______________________________ Характеристика голоса___________________________________________________________ Направление голосовыдыхательной струи при речи__________________________________
Темп__________________________________________________________________________ Ритм__________________________________________________________________________ Паузация______________________________________________________________________ Интонация_____________________________________________________________________
а) Способность к фонематическому анализу: выделение ударного гласного в начале слова________________________________________ выделение звука из слова_________________________________________________________ определение первого, последнего звука в слове______________________________________ способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез:_________________________________________________________________________ определение последовательности и количества звуков в слове__________________________________________________________________________ составление слова из последовательно названных звуков______________________________ б) Дифференциация звуков: слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении__________________________________________________________________ слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении__________________________________________________________________ слухо-произносительная дифференциация звуков_____________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи: Словообразование_______________________________________________________________ Связная речь____________________________________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
Методика обследования ребенка с ОНР, НВОНР (от 4 до 7 лет).
Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________ Дата рождения, возраст______________________________________________________________ Национальность (отметить, если есть документ)_________________________________________ Домашний адрес____________________________________________________________________ Из какого д/с поступил______________________________________________________________ Дата поступления в речевую группу___________________________________________________ Решение медико-педагогической комиссии от__________________________________________ Протокол№_____________________Принят на срок______________________________________ Заключение медико-педагогической комиссии______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата заполнения речевой карты__________________Логопед_____________________________ Решением РМПК от ________________________________________________________________ выпускается с ________________________________________________________речью в_________________________________________________________(вид школы, д/сада) Ответственный за выпуск_______________________________________________________ Члены РМПК_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анамнез. Мать _____________________________________________________________________________ (возраст при рождении ребенка) Отец_____________________________________________________________________________ (возраст при рождении ребенка) Наследственные заболевания_________________________________________________________ Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболевании до рождения ребенка_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_____________________________________________________________________ От которой по счету беременности ребенок_____________________________________________ Протекание беременности (токсикоз – 1- я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)____________________________________________________________________ Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_____________________________________________________________________ Стимуляция(механическая, химическая, электростимуляция)________________________________________________________________ Когда закричал ребенок_____________________________________________________________ Наблюдалась ли асфиксия(белая, синяя)_______________________________________________ Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)____________________________ Вес и рост при рождении____________________________________________________________ Вскармливание: Когда принесли кормить__________________________________________________________ Как взял грудь_______________________________________________________________ Как сосал___________________________________________________________________ Наблюдались ли срыгивания, поперхивания_____________________________________ Грудное вскармливание до____________________________________________________ Когда выписались из роддома_________________________________________________ Если задержались, то почему__________________________________________________
Раннее развитие. Когда стал держать голову____________________________________(в норме с 1,5 мес) Когда стал сидеть____________________________________________(в норме с 6 мес) Когда стал ходить ___________________________________________(в норме с 11-12 мес) Когда появились первые зубы _________________________________(в норме с 6-8 мес)
Перенесенные заболевания. (тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре) До года__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ После года: До 3-х лет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ После 3-х лет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты).
Раннее речевое развитие. Гуление__________________________________________________________________________ Лепет_________________________________________________________(в норме 4-8 мес) Характер лепета___________________________________________________________________ Первые слова______________________________________________(в норме около 1 года) Первые фразы____________________________________________(в норме от 1,5 до 2 лет) Отмечались ли: - грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3-х лет______________________________________________________________________________ - грубые аграмматизмы после 3-х лет______________________________________________________________________________ Какие звуки долго произносились неправильно________________________________________ Использование жестов_____________________________________________________________ Занимались ли с логопедом, с какого возраста_________________________________________ Результаты логопедической работы__________________________________________________
Исследование неречевых психических функций.
а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)_______________________________________________________________ б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)________________________________________________________________ 2. Восприятие и воспроизведение ритма*: От 4 до 5 лет(из 4 элементов): - -.., -..-,..- -, -…, …-____________________________ От 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..- -, --…, …- - ____________________________
а) подбор картинок к данному цветовому фону: от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий__________________ от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый______________________________________________________________ б) показ основных цветов__________________________________________________ 4. Зрительно- пространственный гнозис и праксис: а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу_______________________________________________________________________ 5- 7 лет- показать правый и левый глаз, правое и левое ухо_______________________________________________________________________ 6-7 лет- правой и левой рукой показать левый глаз, левой рукой- правое ухо_______________________________________________________________________ б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади_____________________________________________________________________ в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет)___________________________________________________________________ г) складывание фигур из палочек______________________________________________ 5. Состояние общей моторики: - сила движений____________________________________________________________ - точность движений________________________________________________________ -темп движений____________________________________________________________ -координация движений_____________________________________________________ -переключение от одного движения к другому__________________________________ 6. Состояние ручной моторики: - точность движений________________________________________________________ -темп движений____________________________________________________________ -синхронность движений левой и правой руки__________________________________ -переключение от одного движения к другому__________________________________ З а д а н и я. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой и только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание. От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1); -кулак- ладонь- ребро (правой, затем левой рукой); -чередование движений: правая рука- ладонь, левая рука – кулак, далее- наоборот.
Состояние звукопроизношения.
Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з- межзубное, ув.- увулярное и т.д.)
Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Отметить наличие и характер аномалий в строении: а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы); б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов); в) челюсти; г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус); д) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель); е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка); ж) язык (массивный, «географической», маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Речевая моторика.
З а д а н и я. - поднять брови вверх («удивляться»)__________________________________________ - нахмурить брови («рассердиться»)___________________________________________ - прищурить глаза___________________________________________________________ - надуть щеки («толстячок»)__________________________________________________ - втянуть щеки («худышка»)___________________________________________________ (Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок).
З а д а н и я. Губы. «Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет). а) наличие или отсутствие движений__________________________________________ б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)__________________________ в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)___________________________ г) переключение от одного движения к другому_________________________________ д) объем движений(полный, неполный)________________________________________ е) точность выполнения______________________________________________________ ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)________________________________________________________________ з) замены движения_________________________________________________________ и) добавочные и мелкие движения(синкинезия)_________________________________ Язык. Широкий- узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), (5 раз- с 5 лет)_____________________________________________________________________ Кончик языка поднять_____________________________________________________ Опустить____________________________________________________ «Маятник»_______________________________________________________________ «Качели» (широкий язык на верхнюю губу- на нижнюю губу)____________________________________________________________________ «Цоканье»_______________________________________________________________ а) наличие или отсутствие движений_________________________________________ б) тонус__________________________________________________________________ в) темп__________________________________________________________________ г) переключение от одного движения к другому________________________________ д) объем движения_________________________________________________________ е) точность выполнения____________________________________________________ ж) замены движения_______________________________________________________ з) длительность удержания заданного положения_______________________________ и) добавочные и лишние движения(синкенезия)________________________________ к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка____________________________________________________________________ Мягкое небо. З а д а н и е. Произнести звук [а ] при широко открытом рте. (Отметить те же параметры движений).___________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние связной речи. Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).
Логопедическое заключение. Дата____________________________Логопед___________________________________ Консультации врачей-специалистов: ЛОР Невропатолог Психоневролог
Речевая карта.
Первые слова_________________ Фразы_______________________ Лепет________________________
а) восприятия, представления пространства цвета формы величины и количества времени б) память зрительная слуховая ассоциативная словесно-логическая в) мышление: конструктивная деятельность прямой, обратный счет счетные операции и простейшие задачи в пределах 5 обобщения исключения причинно-следственные связи понимание подтекста г) внимание, работоспособность
Свистящие С, З, Ц, Сь, Зь Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ Соноры Р, Рь Сонор Л
а) выделение на слух заданного звука из звукового ряда (П-Т-К-Х) слогового ряда (ПА-ТА-КА-ХА) ряда слов (ПОРТ, ТОРТ, КОРТ,ХОР) б) различение на слух сходных звуков в парах звуков (П- Б) парах слогов (ПА-БА) парах слов, картинок (ПОЧКА, ТОЧКА) в) воспроизведение звукового ряда (Б-П-Б) слогового ряда (БА-БА-ПА) ряда слов (ПОЧКА-БОЧКА-ТОЧКА)
а) выделение первого ударного гласного б) выделение последнего глухого согласного в) выделение первого согласного
(Клубника, сковорода, лекарство, строительство, фотографироваться, велосипед и т. д)
а) предложения по картинке с данным словом по опорным словам деформированная фраза б) падежные формы существительных именительный падеж мн.ч. родительный падеж мн.ч. в) словообразование г) предлоги простые сложные д) связь слов в словосочетаниях
Заключение о состоянии речевого развития ______________________________________________________________________
Общий анамнез.
1 года____________________________________________________________________ Психомоторное развитие.
излишне заторможен. Развитие речи.
- в семье_________________________________________________________________ - со сверстниками_________________________________________________________ - в д /саду________________________________________________________________
Симптоматика заикания.
Чтение стихов____________________________________________________________ Воспроизведение рассказа__________________________________________________
- дыхательные____________________________________________________________ -голосовые_______________________________________________________________ -смешанные______________________________________________________________ 11. Наличие непроизвольных движений лица, шеи. Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стертая дизартрия). Логопедическое обследование.
Контактность___________________________________________________________________ Особенности поведения__________________________________________________________
Слуховое внимание______________________________________________________________ Восприятие речи_________________________________________________________________
- Общая моторика: Естественные движения__________________________________________________________ Выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Ручная моторика: Кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)_________________________________________________________________________ Кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ - Артикуляционная моторика: Движения нижней челюсти_______________________________________________________ Движения губ___________________________________________________________________ Движения языка_________________________________________________________________ Движения мягкого неба___________________________________________________________ Работа мышц лицевой мускулатуры________________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тип физиологического дыхания___________________________________________________ Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха_______________________________ Характеристика голоса___________________________________________________________ Направление голосовыдыхательной струи при речи__________________________________
Темп__________________________________________________________________________ Ритм__________________________________________________________________________ Паузация______________________________________________________________________ Интонация_____________________________________________________________________
а) Способность к фонематическому анализу: выделение ударного гласного в начале слова________________________________________ выделение звука из слова_________________________________________________________ определение первого, последнего звука в слове______________________________________ способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез:_________________________________________________________________________ определение последовательности и количества звуков в слове__________________________________________________________________________ составление слова из последовательно названных звуков______________________________ б) Дифференциация звуков: слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении__________________________________________________________________ слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении__________________________________________________________________ слухо-произносительная дифференциация звуков_____________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи: Словообразование_______________________________________________________________ Связная речь____________________________________________________________________ Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|