Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением





Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением

(дислалия, стертая дизартрия).

Логопедическое обследование.

  1. Психологические особенности ребенка:

Контактность___________________________________________________________________

Особенности поведения__________________________________________________________

  1. Состояние слуховой функции:

Слуховое внимание______________________________________________________________

Восприятие речи_________________________________________________________________

  1. Состояние зрительного восприятия, пространственного раксиса______________________________________________________________________
  2. Состояние моторной сферы

- Общая моторика:

Естественные движения__________________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Ручная моторика:

Кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)_________________________________________________________________________

Кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Артикуляционная моторика:

Движения нижней челюсти_______________________________________________________

Движения губ___________________________________________________________________

Движения языка_________________________________________________________________

Движения мягкого неба___________________________________________________________

Работа мышц лицевой мускулатуры________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата_____________________________________________________________________
  2. Состояние звукопроизношения_________________________________________________
  3. Состояние дыхательной и голосовой функции:

Тип физиологического дыхания___________________________________________________

Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха_______________________________

Характеристика голоса___________________________________________________________

Направление голосовыдыхательной струи при речи__________________________________

  1. Состояние просодических компонентов речи:

Темп__________________________________________________________________________

Ритм__________________________________________________________________________

Паузация______________________________________________________________________

Интонация_____________________________________________________________________

  1. Состояние фонематических функций:

а) Способность к фонематическому анализу:

выделение ударного гласного в начале слова________________________________________

выделение звука из слова_________________________________________________________

определение первого, последнего звука в слове______________________________________

способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез:_________________________________________________________________________

определение последовательности и количества звуков в слове__________________________________________________________________________

составление слова из последовательно названных звуков______________________________

б) Дифференциация звуков:

слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении__________________________________________________________________

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении__________________________________________________________________

слухо-произносительная дифференциация звуков_____________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Состояние лексики____________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:

Словообразование_______________________________________________________________

Связная речь____________________________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Логопедическое заключение

  1. Группа нарушения речи по симптомологической (психологическо-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).
  2. вид нарушения речи по клинико- педагогической классификации (механическая или функциональная (моторная, сенсорная, смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.

 

 

Методика обследования ребенка с ОНР, НВОНР (от 4 до 7 лет).

 

Фамилия, имя ребенка_______________________________________________________________

Дата рождения, возраст______________________________________________________________

Национальность (отметить, если есть документ)_________________________________________

Домашний адрес____________________________________________________________________

Из какого д/с поступил______________________________________________________________

Дата поступления в речевую группу___________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от__________________________________________

Протокол№_____________________Принят на срок______________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты__________________Логопед_____________________________

Решением РМПК от ________________________________________________________________

выпускается с ________________________________________________________речью

в_________________________________________________________(вид школы, д/сада)

Ответственный за выпуск_______________________________________________________

Члены РМПК_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Анамнез.

Мать _____________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Отец_____________________________________________________________________________

(возраст при рождении ребенка)

Наследственные заболевания_________________________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболевании до рождения ребенка_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_____________________________________________________________________

От которой по счету беременности ребенок_____________________________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1- я половина, 2-я половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)____________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)_____________________________________________________________________

Стимуляция(механическая, химическая, электростимуляция)________________________________________________________________

Когда закричал ребенок_____________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия(белая, синяя)_______________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый)____________________________

Вес и рост при рождении____________________________________________________________

Вскармливание:

Когда принесли кормить__________________________________________________________

Как взял грудь_______________________________________________________________

Как сосал___________________________________________________________________

Наблюдались ли срыгивания, поперхивания_____________________________________

Грудное вскармливание до____________________________________________________

Когда выписались из роддома_________________________________________________

Если задержались, то почему__________________________________________________

 

Раннее развитие.

Когда стал держать голову____________________________________(в норме с 1,5 мес)

Когда стал сидеть____________________________________________(в норме с 6 мес)

Когда стал ходить ___________________________________________(в норме с 11-12 мес)

Когда появились первые зубы _________________________________(в норме с 6-8 мес)

 

Перенесенные заболевания.

(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре)

До года__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После года:

До 3-х лет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

После 3-х лет_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребенка в настоящее время (в соответствии с данными медицинской карты).

 

Раннее речевое развитие.

Гуление__________________________________________________________________________

Лепет_________________________________________________________(в норме 4-8 мес)

Характер лепета___________________________________________________________________

Первые слова______________________________________________(в норме около 1 года)

Первые фразы____________________________________________(в норме от 1,5 до 2 лет)

Отмечались ли:

- грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3-х лет______________________________________________________________________________

- грубые аграмматизмы после 3-х лет______________________________________________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно________________________________________

Использование жестов_____________________________________________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста_________________________________________

Результаты логопедической работы__________________________________________________

 

Исследование неречевых психических функций.

  1. Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)_______________________________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки)________________________________________________________________

2. Восприятие и воспроизведение ритма*:

От 4 до 5 лет(из 4 элементов): - -.., -..-,..- -, -…, …-____________________________

От 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..- -, --…, …- - ____________________________

  1. Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий__________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый______________________________________________________________

б) показ основных цветов__________________________________________________

4. Зрительно- пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу_______________________________________________________________________

5- 7 лет- показать правый и левый глаз, правое и левое ухо_______________________________________________________________________

6-7 лет- правой и левой рукой показать левый глаз, левой рукой- правое ухо_______________________________________________________________________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади_____________________________________________________________________

в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет)___________________________________________________________________

г) складывание фигур из палочек______________________________________________

5. Состояние общей моторики:

- сила движений____________________________________________________________

- точность движений________________________________________________________

-темп движений____________________________________________________________

-координация движений_____________________________________________________

-переключение от одного движения к другому__________________________________

6. Состояние ручной моторики:

- точность движений________________________________________________________

-темп движений____________________________________________________________

-синхронность движений левой и правой руки__________________________________

-переключение от одного движения к другому__________________________________

З а д а н и я. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой и только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезание.

От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

-кулак- ладонь- ребро (правой, затем левой рукой);

-чередование движений: правая рука- ладонь, левая рука – кулак, далее- наоборот.

 

Состояние звукопроизношения.

Звуки Характер произношения звуков.
изолировано в словах во фразах
[б]-[п]-[м]      
[в]-[ф]      
[д]-[г]-[н]      
[г]-[к]-[н]      
[й]      
[с]      
[сь]      
[з]      
[зь]      
[ц]      
[ш]      
[ж]      
[щ]      
[ч]      
[ль]      
[л]      
[рь]      
[р]      

 

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з- межзубное, ув.- увулярное и т.д.)

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);

д) твердое небо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, «географической», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

 

Речевая моторика.

  1. Состояние мимической мускулатуры.

З а д а н и я.

- поднять брови вверх («удивляться»)__________________________________________

- нахмурить брови («рассердиться»)___________________________________________

- прищурить глаза___________________________________________________________

- надуть щеки («толстячок»)__________________________________________________

- втянуть щеки («худышка»)___________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок).

  1. Состояние артикуляционной моторики.

З а д а н и я.

Губы.

«Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет).

а) наличие или отсутствие движений__________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный)__________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный)___________________________

г) переключение от одного движения к другому_________________________________

д) объем движений(полный, неполный)________________________________________

е) точность выполнения______________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении)________________________________________________________________

з) замены движения_________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения(синкинезия)_________________________________

Язык.

Широкий- узкий (под счет: 3 раза – до 5 лет), (5 раз- с 5 лет)_____________________________________________________________________

Кончик языка поднять_____________________________________________________

Опустить____________________________________________________

«Маятник»_______________________________________________________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу- на нижнюю губу)____________________________________________________________________

«Цоканье»_______________________________________________________________

а) наличие или отсутствие движений_________________________________________

б) тонус__________________________________________________________________

в) темп__________________________________________________________________

г) переключение от одного движения к другому________________________________

д) объем движения_________________________________________________________

е) точность выполнения____________________________________________________

ж) замены движения_______________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения_______________________________

и) добавочные и лишние движения(синкенезия)________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка____________________________________________________________________

Мягкое небо.

З а д а н и е. Произнести звук [а ] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений).___________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Состояние связной речи.

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

 

Логопедическое заключение.

Дата____________________________Логопед___________________________________

Консультации врачей-специалистов:

ЛОР

Невропатолог

Психоневролог

 

Речевая карта.

 

  1. Дата поступления в группу ___________________________________________________
  2. Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________
  3. Возраст ___________________
  4. Домашний адрес _____________________________________________________________
  5. Жалобы родителей ___________________________________________________________
  6. Из какого детского сада поступил _____________________________________________
  7. Данные о ходе речевого развития ______________________________________________

Первые слова_________________

Фразы_______________________

Лепет________________________

  1. Состояние общей и мелкой моторики __________________________________________

 

 

  1. Слух _________________________
  2. Общее развитие ребенка _____________________________________________________

а) восприятия, представления

пространства

цвета

формы

величины и количества

времени

б) память

зрительная

слуховая

ассоциативная

словесно-логическая

в) мышление:

конструктивная деятельность

прямой, обратный счет

счетные операции и простейшие задачи в пределах 5

обобщения

исключения

причинно-следственные связи

понимание подтекста

г) внимание, работоспособность

 

  1. Общее звучание речи ______________________________________________________
  2. Состояние артикуляционного аппарата ______________________________________
  3. Звукопроизношение ________________________________________________________

Свистящие С, З, Ц, Сь, Зь

Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

Соноры Р, Рь

Сонор Л

 

  1. Фонематический слух ______________________________________________________

а) выделение на слух заданного звука из

звукового ряда (П-Т-К-Х)

слогового ряда (ПА-ТА-КА-ХА)

ряда слов (ПОРТ, ТОРТ, КОРТ,ХОР)

б) различение на слух сходных звуков

в парах звуков (П- Б)

парах слогов (ПА-БА)

парах слов, картинок (ПОЧКА, ТОЧКА)

в) воспроизведение

звукового ряда (Б-П-Б)

слогового ряда (БА-БА-ПА)

ряда слов (ПОЧКА-БОЧКА-ТОЧКА)

 

  1. Звуковой анализ _______________________________________________________

а) выделение первого ударного гласного

б) выделение последнего глухого согласного

в) выделение первого согласного

 

  1. Произношение слов сложной звукослоговой структуры ___________________________________________________________

(Клубника, сковорода, лекарство, строительство, фотографироваться, велосипед и т. д)

 

  1. Лексика_ ______________________________________________________________
  2. Грамматический строй __________________________________________________

а) предложения по картинке

с данным словом

по опорным словам

деформированная фраза

б) падежные формы существительных

именительный падеж мн.ч.

родительный падеж мн.ч.

в) словообразование

г) предлоги простые

сложные

д) связь слов в словосочетаниях

 

  1. Связная речь ___________________________________________________________

Заключение о состоянии речевого развития ______________________________________________________________________

 

 

Общий анамнез.

  1. Какая по счету беременность______________________________________________
  2. Особенности протекания беременности_____________________________________
  3. Особенности течения родов_______________________________________________
  4. Вес и рост ребенка при рождении, выписке__________________________________
  5. Особенности сна________________________________________________________
  6. Особенности грудного вскармливания______________________________________
  7. Перенесенные заболевания, травмы________________________________________
  8. Случаи пребывания в больнице до 1 года, после

1 года____________________________________________________________________

Психомоторное развитие.

  1. Стал держать голову_____________________________________________________
  2. Сидеть________________________________________________________________
  3. Ходить________________________________________________________________
  4. С какого времени стал раздеваться ________________________________________
  5. Одеваться______________________________________________________________
  6. Шнуровать ботинки_____________________________________________________
  7. Застегивать пуговицы___________________________________________________
  8. Особенности моторики: излишне подвижен,

излишне заторможен.

Развитие речи.

  1. Время появления гуления________________________________________________
  2. Лепета________________________________________________________________
  3. Первых слов___________________________________________________________
  4. Фразы________________________________________________________________
  5. Нарушения звукопроизношения__________________________________________
  6. Слоговая структура слова________________________________________________
  7. Течения заикания (постоянное, прогрессирующее, волнообразное)________________________________________________________
  8. Меняется ли речь в зависимости от времени суток, года______________________
  9. Причины ухудшения, улучшения речи_____________________________________
  10. Бывают ли периоды плавной речи_________________________________________
  11. Ситуации, когда заикание наиболее выражено______________________________
  12. Как ребенок говорит:

- в семье_________________________________________________________________

- со сверстниками_________________________________________________________

- в д /саду________________________________________________________________

 

  1. Отношение ребенка к заиканию__________________________________________
  2. Есть ли страх речи _____________________________________________________
  3. Отношение в семье, д/саду к заиканию ребенка_____________________________
  4. Занятия с логопедом где и когда__________________________________________
  5. Как долго занимается ___________________________________________________
  6. Результаты____________________________________________________________
  7. Причина рецидива_____________________________________________________
  8. Особенности характера, эмоционально-волевой сферы, поведение с другими детьми_______________________________________________________________

Симптоматика заикания.

  1. Проявление заикания в различных формах речи:

Чтение стихов____________________________________________________________

Воспроизведение рассказа__________________________________________________

  1. Шепотная речь_________________________________________________________
  2. Сопряженная__________________________________________________________
  3. Отраженная___________________________________________________________
  4. Вопросно-ответная_____________________________________________________
  5. Пересказ прослушанного текста__________________________________________
  6. Рассказ по серии картинок_______________________________________________
  7. Самостоятельный рассказ________________________________________________
  8. Форма судорог (тонические, клонические,смешанные)
  9. Локализация судорог ___________________________________________________

- дыхательные____________________________________________________________

-голосовые_______________________________________________________________

-смешанные______________________________________________________________

11. Наличие непроизвольных движений лица, шеи.

Схема обследования ребенка с фонетико-фонематическим нарушением

(дислалия, стертая дизартрия).

Логопедическое обследование.

  1. Психологические особенности ребенка:

Контактность___________________________________________________________________

Особенности поведения__________________________________________________________

  1. Состояние слуховой функции:

Слуховое внимание______________________________________________________________

Восприятие речи_________________________________________________________________

  1. Состояние зрительного восприятия, пространственного раксиса______________________________________________________________________
  2. Состояние моторной сферы

- Общая моторика:

Естественные движения__________________________________________________________

Выполнение заданий (прыжки, манипуляции с мячом)________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Ручная моторика:

Кинестетическая основа движений пальцев (пальцевые пробы)_________________________________________________________________________

Кинетическая основа движений пальцев_____________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Артикуляционная моторика:

Движения нижней челюсти_______________________________________________________

Движения губ___________________________________________________________________

Движения языка_________________________________________________________________

Движения мягкого неба___________________________________________________________

Работа мышц лицевой мускулатуры________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Анатомическое строение периферического отдела артикуляционного аппарата_____________________________________________________________________
  2. Состояние звукопроизношения_________________________________________________
  3. Состояние дыхательной и голосовой функции:

Тип физиологического дыхания___________________________________________________

Объем, продолжительность, плавность речевого выдоха_______________________________

Характеристика голоса___________________________________________________________

Направление голосовыдыхательной струи при речи__________________________________

  1. Состояние просодических компонентов речи:

Темп__________________________________________________________________________

Ритм__________________________________________________________________________

Паузация______________________________________________________________________

Интонация_____________________________________________________________________

  1. Состояние фонематических функций:

а) Способность к фонематическому анализу:

выделение ударного гласного в начале слова________________________________________

выделение звука из слова_________________________________________________________

определение первого, последнего звука в слове______________________________________

способность осуществлять сложные формы фонематического анализа и фонематический синтез:_________________________________________________________________________

определение последовательности и количества звуков в слове__________________________________________________________________________

составление слова из последовательно названных звуков______________________________

б) Дифференциация звуков:

слуховая дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении__________________________________________________________________

слуховая дифференциация звуков, смешиваемых в произношении__________________________________________________________________

слухо-произносительная дифференциация звуков_____________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Состояние лексики____________________________________________________________

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. Состояние грамматического строя речи. Особенности связной речи:

Словообразование_______________________________________________________________

Связная речь____________________________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Логопедическое заключение

  1. Группа нарушения речи по симптомологической (психологическо-педагогической) классификации (ФНР, НПОЗ, ФФНР).
  2. вид нарушения речи по клинико- педагогической классификации (механическая или функциональная (моторная, сенсорная, смешанная) дислалия; стертая дизартрия; органическая или функциональная, открытая или закрытая ринолалия.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.