|
КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ
(РПА МИНЮСТА РОССИИ)
|
| Утверждаю
Заместитель директора по
учебной работе, председатель
методического совета
__________ О. М. Коблова
|
кафедра гОСУДАРСТВЕННО-правовых дисциплин
ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ
Рабочая программа учебной дисциплины
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 40.05.01
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)
КВАЛИФИКАЦИЯ – ЮРИСТ
Калуга 2017
Автор: И.В.Четвертакова – к.ю.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)
Рецензенты:
внутренний В.В.Виноградов – к.ю.н., доцент, заведующий кафедрой государственно-правовых дисциплин Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России)
внешний Н.Н.Никитина – к.и.н., доцент кафедры отечественной истории Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского
Рабочая программа (РП) по учебной дисциплины «История государства и права России» подготовлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета).
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры государственно-правовых дисциплин «23» января 2017 г., протокол № 5
Рабочая программа одобрена на заседании методического совета Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) «23» января 2017 г., протокол № 1.
Раздел 1. Общая характеристика и место дисциплины в структуре образовательной программы
1.1. Цель преподавания дисциплины состоит в содействии формированию у студентов юридического мировоззрения, подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем теоретических и практических знаний в области истории государства и права России, необходимых для углубленного изучения других юридических дисциплин и успешного применения этих знаний в нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической практике.
1.2. Задачами преподавания дисциплины являются:
- обеспечение формирования у студентов юридического мировоззрения, системы историко-правовых знаний в сфере истории государства и права России, способствующих пониманию особенностей функционирования современных российских государственно-правовых институтов;
- обучение студентов аргументированному и методологически грамотному обоснованию позиции по проблемным и недостаточно исследованным вопросам истории государства и права России;
- приобретение студентами знаний и опыта, способствующих установлению причинно-следственных связей между различными явлениями, изучаемых историко-правовых процессов;
- формирование на основе анализа Конституции РФ, важнейших законодательных актов навыков усвоения студентами понимания места и роли российской государственно-правовой системы, а также их восприятия в общественном мнении и современном мировом сообществе;
- выработка у студентов способности применять отечественный исторический опыт в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов.
1.3. Место дисциплины в структуре ОП
«История государства и права России» входит в профессиональный цикл базовой части учебного процесса. Данная учебная дисциплина логически, содержательно и методически взаимосвязана с такими дисциплинами как теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений.
«История государства и права России» изучается студентами всех форм обучения в первом семестре. Дисциплина подразделяется на одиннадцать модулей.
1. Первый модуль «Становление и развитие Древнерусского государства и права (IX – конец XV в.)» включает 3 темы и охватывает период с момента возникновения Древнерусского государства и до образования Московского царства. 2. Второй модуль «Государство и право периода феодальной раздробленности» содержит 2 темы, посвященные проблемам государства периода феодальной раздробленности XIII-XV вв. и права периода феодальной раздробленности.
3. Третий модуль «Государство и право периода создания единого московского государства» включает 2 темы.
4. Четвертый модуль «Государство и право периода сословно-представительной монархии» содержит 2 темы.
5. Пятый модуль «Государство и право абсолютной монархии» охватывает 3 темы.
6. Шестой модуль «Государство и право России XIX века» содержит 5 тем.
7. Седьмой модуль «Государство и право в России в начале XX века» включает 2 темы.
8. Восьмой модуль «Государство и право России в период революций» включает 3 темы.
9. Девятый модуль «Государство и право в первые годы советской власти» содержит 7 тем.
10. Десятый модуль «Государство и право периода правления И.В. Сталина» охватывает 3 темы.
11. Одиннадцатый модуль «Государство и право периода «Развитого социализма» включает 5 тем.
В целом учебная дисциплина включает 37 тем, охватывающих более чем тысячелетнюю историю развития государства и права России. Такое деление соответствует современной структуре и проблематике отечественной историко-правовой науки.
Такое деление соответствует современной структуре и проблематике отечественной историко-правовой науки.
Главными формами изучения дисциплины «История государства и права России» являются: а) лекции, б) семинарские занятия, в) самостоятельная работа.
Раздел 2. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины «История государства и права России» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, самостоятельно совершенствовать профессиональные качества.
Результаты обучения по дисциплине «История государства и права России» по специальности 40.05.01 – «Правовое обеспечение национальной безопасности» (уровень специалитета) определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Дисциплина формирует указанные компетенции на начальном этапе освоения образовательной программы.
№
| Компетенции
| Содержание компетенций
|
| способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1)
| Знать. Мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
| Уметь. Анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
| Владеть. Навыками анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем.
|
| способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2)
| Знать. Основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире, историческое наследие и культурные традиции.
| Уметь. Действовать в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.
| Владеть. Навыками действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия.
|
| способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4)
| Знать. Цель и содержание профессиональных задач, нормы морали, профессиональной этики и служебного этикета, позволяющие выполнять служебный и профессиональный долг, осознавать социальную значимость своей будущей профессии.
| Уметь. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
| Владеть. Навыками выполнения профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
|
| способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8)
| Знать. Методы и способы выполнения профессиональных задач, нормы права, регламентирующие особенности решения профессиональных задач.
| Уметь. Творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
| Владеть. Навыками применения оптимальных организационно-управленческих решений в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях; основными методами творческого решения профессиональных задач.
|
| способность использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК-1)
| Знать. Основные понятия, категории, институты, правовые статусы субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки.
| Уметь. Применять основные понятия, категории, институты, правовые статусы субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки.
| Владеть. Навыкамиприменения основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридической науки.
|
| способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22)
| Знать. Способы представления выводов по теме исследования, подготовки отчетов, публикаций по результатам выполненных исследований.
| Уметь. Обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований.
| Владеть. Навыками обобщения и формулирования выводов по теме исследования, подготовки отчетов, публикаций по результатам выполненных исследований.
|
| способность преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23)
| Знать. Методику преподавания юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
| Уметь. Преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
| Владеть. Навыками преподавания юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
|
| способность осуществлять правовое воспитание (ПK-24)
| Знать. Требования к осуществлению правового воспитания.
| Уметь. Осуществлять правовое воспитание.
| Владеть. Навыками осуществления правового воспитания.
| Выпускник должен:
а) быть ознакомлен:
- с основнымиобщеизвестными историко-правовыми концепциями;
- с важнейшими нормативными правовыми актами, действовавшими в России в IX – начале XXI в.;
- с содержанием основных реформ системы государственной власти и управления в России;
б) знать:
- систему понятий и категорий, применяемых в историко-правовой науке;
- состав, структуру и компетенцию центральных и местных органов государственной власти управления России;
- структуру и содержание основных нормативных правовых актов;
в) уметь:
- осуществлять анализ основных историко-правовых концепций, давать им научно-обоснованную оценку;
- анализировать содержание нормативных правовых актов на каждом историческом этапе развития Российского государства, выявляя новые нормы по сравнению с предшествующим законодательством;
- давать характеристику важнейшим государственным реформам, определяя их роль для дальнейшего развития российской государственности, а также отмечая их международное значение;
г) иметь навыки:
- самостоятельной работы с учебной и научной литературой, свободного владения историко-правовыми понятиями и категориями;
- участия в дискуссиях по спорным вопросам развития государственной и правовой систем России;
- комментировать отдельные статьи нормативных правовых актов, неоднозначно применявшихся в судебной практике.
Раздел 3. Содержание и объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах, структурированные по темам (разделам) с указанием видов учебных занятий
3.1. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов
Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для очной формы обучения
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| зач.
ед.
| час.
| по
семестрам
|
|
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
| |
|
| | Аудиторные занятия
| | | | | Лекции (Л)
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
| Самостоятельная работа(СРС)
| |
|
| | в том числе:
|
|
|
|
| курсовая работа (по учебному плану)
|
|
|
|
| Экзамен
| |
|
|
| Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием академических часов по семестрам для заочной формы обучения
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| зач.
ед.
| час.
| по
семестрам
|
|
| Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
| |
|
| | Аудиторные занятия
| | | | | Лекции (Л)
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
|
| Самостоятельная работа(СРС)
| |
|
| | в том числе:
|
|
|
|
| курсовая работа (по учебному плану)
|
|
|
|
| Экзамен
| |
|
|
| Тематический план для студентов очной формы обучения
№
п/п
| Раздел (тема) учебной дисциплины
| Всего
| Виды учебной деятельности
(в часах)
| Образовательные технологии
| формы текущего контроля
| Лекции
| Практические занятия
| СРС
|
|
|
| Модуль I. «Становление и развитие Древнерусского государства и права (IX – конец XV в.)»
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Предмет и задачи курса «История отечественного государства и права»
|
|
| -
|
| Информация о роли истории отечественного государства и права в системе юридических наук
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 2. Государство и право Древней Руси (IX – XII вв.)
|
|
| -
|
| Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 3. Развитие древнерусского права. «Русская правда»
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Модуль II. Государство и право периода феодальной раздробленности.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII – XV вв.)
|
|
| -
|
| Работа по подготовке докладов и презентаций
| Тестовые задания
|
| Тема 2. Право периода феодальной раздробленности. Псковская ссудная грамота.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Модуль III. Государство и право периода создания единого московского государства.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Образование русского централизованного государств XIV-XVI вв.
|
|
| -
|
| Работа по подготовке докладов и презентаций
| Тематическое тестирование
|
| Тема 2. Развитие права в период образования московского централизованного государства. Судебник 1497 г.
|
| -
|
|
| Работа по подготовке докладов и презентаций
| Ответы на вопросы по теме
|
| Модуль IV Государство и право периода сословно-представительной монархии.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Сословно-представительная монархия в России (вторая половина XVI - первая половина XVII вв.)
|
|
| -
|
| Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 2. Соборное Уложение 1649 года.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Модуль V. «Государство и право России в период развития абсолютной монархии.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Государство и право России в период становления и развития абсолютной монархии (конец XVII –XVIII в.)
|
|
| -
|
| Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля
| Ответы на вопросы по теме, презентация
|
| Тема 2. Артикул воинский и
краткое изображение процессов 1715 года.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 32. Екатерина II – Уложенная комиссия, грамота городам 1785, жалованная грамота дворянству.
|
| -
|
|
| Работа по подготовке докладов и презентаций
| Контрольная работа
|
| Модуль VI. Государство и право России XIX века.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Государство и право Российской империи в первой половине XIX в.
|
|
| -
|
| Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля
| Ответы на вопросы по теме, презентация
|
| Тема 2. Бюрократическая система в России при Николае I. Кодификация законов.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев
| Тематическое тестирование
|
| Тема 3. Государство и право России в период буржуазных реформ и контрреформ (вторая половина XIX в.)
|
|
| -
|
| Обсуждение презентаций по материалам модуля
| Ответы на вопросы по теме, презентация
|
| Тема 4. Крестьянская реформа Александра II
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 5. Реформы при Александре II. Земская, судебная, военные и д.р.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Модуль VII. Государство и право в России в начале XX века.
| | | |
|
|
|
| Тема 1. Государство и право России в начале ХХ в. Системный кризис империи.
|
|
| -
|
| Работа по подготовке докладов и презентаций
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 2. Основные государственные законы 1906 г.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев
| Ответы на вопросы по теме, презентация
|
| Модуль VIII. Государство и право России в период революций.
| | | |
|
|
|
| Тема. 1. Государство и право России в период демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).
|
|
| -
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев
| Тематическое тестирование
|
| Тема. 2. Октябрьская революция 1917 г. в России. Создание основ Советского государства и права (1918-1920 г.г.).
|
|
| -
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев
| Ответы на вопросы по теме, презентация
|
| Тема. 3. Первые правовые акты советского государства.
|
| -
|
|
| Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля
| Ответы на вопросы по теме, презентация
|
| Модуль IX. Государство и право в первые годы советской власти.
| | | |
|
|
|
| Тема 1. Советского государство и право в годы гражданской войны и условиях НЭПа (1918-1929 г.г.).
|
|
| -
|
| Просмотр и обсуждение видео фрагментов лекционного раздела модуля
| Контрольная работа
|
| Тема 2.Конституция РСФСР 1918 г.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев
| Ответы на вопросы по теме, презентация
|
| Тема 8. Кодекс актов гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев
| Ответы на вопросы по теме, презентация
|
| Тема 3. Кодекс законов о труде 1918г.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 4. Уголовный кодекс РСФСР 1922 г.
|
| -
|
|
| Обсуждение докладов и презентаций по материалам модуля
| Тематическое тестирование
|
| Тема 5. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 6. Конституция СССР 1924 г.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Модуль X. Государство и право периода правления И.В. Сталина.
| | | | |
|
|
| Тема 1. Государство и право в период строительства сталинской системы социализма (1929-1939 г.г.).
|
|
| -
|
| Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема. 2. Конституция СССР 1936 г.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 3. Советское государство и право в период второй мировой и Великой Отечественной войн (1939-1945 г.г.). государство и право в послевоенное время.
|
|
| -
|
| Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права
| Ответы на вопросы по теме
|
| Модуль XI. Государство и право периода «Развитого социализма».
| | | | |
|
|
| Тема 1. Государство и право СССР в 1953-1970-е годы. Хрущевские реформы и их судьба. Вторая кодификация права.
|
|
| -
|
| Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 2. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 3. Государство «развитого социализма». Нарастание кризиса социалистической государственности и права (середина 70-х – август 1991 г.г.).
|
|
| -
|
| Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 4. Конституция СССР 1977 г.
|
| -
|
|
| Изучение источников, примечаний и комментариев»
| Ответы на вопросы по теме
|
| Тема 5. Российская Федерация в 1990 г.г. Эволюция государственно-политической и правовой системы.
|
|
| -
|
| Информация о взаимосвязи фактов и событий с уровнем развития государства и права
| Ответы на вопросы по теме
|
| Экзамен
|
|
|
|
|
|
|
| Итого по дисциплине
|
|
|
|
|
|
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|