Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Драма А.Н.Островского «Гроза»





Драма А.Н.Островского «Гроза»

(2 часа)

1. История возникновения замысла пьесы. Время и место действия.

2. Основной конфликт пьесы и его развитие. Роль 1-2 явлений 1 акта в его раскрытии.

3.Система образов пьесы. «Темное царство» и его жертвы. Катерина как решительный русский характер. Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев о пьесе и характере главной

4. Художественное своеобразие пьесы (композиция, смысл заглавия, язык действующих лиц и пр.)

5. Н.А. Добролюбов и Д.И.Писарев о пьесе и характере главной героини.

6. «Гроза» на сцене отечественного театра и в кинематографе.

Литература

Добролюбов Н.А. Луч света в теменном царстве.

Писарев Д.И. Мотивы русской драмы.

Овчинина И.А. «Гроза» // А.Н. Островский Энциклопедия. Кострома, Шуя, 2012. С. 124‑129.

Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982.

Лакшин В.Я. Театр А.Н.Островского. М., 1986.

Лотман Л.М. А.Н.Островский и драматургия его времени. М.; Л., 1961.

Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974.

Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1967.

Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М., 1973.

Попов И.В. Д.И.Писарев об Островском // Юбилеи русских классиков: Г.Р.Державин, И.А.Крылов, А.Н.Островский: Статьи и исследования. Самара, 1997.С. 59‑74.

Социальный конфликт в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

(2 часа)

1. Смысл названия произведения. Основной конфликт романа как отражение общественной борьбы 60-х гг. 19 века. Антидворянская направленность романа. Противоречивость мировоззрения Тургенева.

2. «Отцы и дети» как «роман-спор». 3. Базаров и П.П.Кирсанов – основные оппоненты:

а) происхождение героев, их воспитание;

б) портреты героев, их одежда;

в) окружающая их обстановка (кабинет П.П. Кирсанова, комната Базарова);

г) занятия героев;

д) их воззрения (политические, философские, эстетические и этические). Анализ глав 4 (знакомство Базарова с П.П.Кирсановым), 6 (схватка за вечерним чаем), 10 (новая схватка), 23, 24 (дуэль).

3. Любовь Базарова к Одинцовой как опровержение базаровского нигилизма (гл. 14,15,19,20,21,27).

4. Художественное мастерство Тургенева: своеобразие композиции (роль главного героя в композиции, прием противопоставления, значение диалога, пейзажа). Мастерство портрета. Язык и стиль.

5. Споры вокруг романа. Статьи М.А.Антоновича («Асмодей нашего времени») и Д.И.Писарева («Базаров»). Базаров и «новые люди» Чернышевского и современность.

 

Литература

Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1956. Т. 2.

Писарев Д.И. Реалисты // Там же. Т. 3.

Писарев Д.И. Мыслящий пролетариат // Там же. Т. 4.

Антонович М.А. Асмодей нашего времени // Антонович М.А. Избранные статьи. Л., 1938.

Тургенев И.С. По поводу «Отцов и детей».

 

Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. М., 1964.

Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов ХIХ века. М., 1965.

Пустовойт П.Г. Диспут поколений // Вершины. М., 1980. С. 193-210.

Маркович В.М. Кто такой Базаров? // Лит. в шк. 1981. № 4.

Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». М., 1982.

Троицкий В.Ю. Книга поколений: О романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». М., 1979.

Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972.

 

Роман И.А.Гончарова «Обломов» в оценке критики

(А.В.Дружинин, Н.А.Добролюбов)

(2 часа)

 

1. Творческая история романа И.А.Гончарова «Обломов». Его проблематика и основные образы. Художественное своеобразии произведения.

2. Эстетические воззрения 60-х гг. Н.А.Добролюбова и А.В.Дружинина.

3. Полемическая направленность статьи Дружинина против выступления Дружинина. Черты сходства и различия в подходе к роману. Общая оценка критиками романа, своеобразие манеры писателя. Место романа в творческой биографии Гончарова.

4. Оценка критиками образов Обломова, Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны, «обломовщины». Роль «Сна Обломова» в концепции романа.

5. Критическое мастерство Добролюбова и Дружинина. Особенности построения статей, смысл заглавия, использование цитат, «лирических отступлений» и сопоставлений, роль эпиграфа, своеобразие синтаксиса и лексики.

 

Литература

Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А.Гончарова // Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988. Или: Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983.

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1952. Т. 2. С. 107-141.

Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. ст. Л., 1999.

Бройде А.М. Гончаров //Бройде А.М. А.В.Дружинин. Жизнь и творчество. Copenhagen, 1986. С. 401-410.

Краснов Г.В. Диагноз и история болезни («Обломовщина» в романе И.А.Гончарова и в критике) // Русская критика ХIХ века и проблема национального самосознания Самара, 1997. С. 125-133.

Отрадин М.В. «Обломов» в зеркале критики // Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. ст. Л., 1999. С. 3-19.

Поляков М.Я. И.А.Гончаров в оценке русской критики // И.А.Гончаров в русской критике: Сб. статей. М., 1958. С. 3-26.

Самойлова Г.М. Споры о творчестве И.А.Гончарова в русской дореволюционной критике / Курский гос. пед. институт. Курск, 1990. – 24 с. Библиогр.: с. 23-24. Рук. деп. в ИНИОН АН СССР. № 42309 от 5.07.90.

Сердюкова О.И. Н.А.Добролюбов, А.В.Дружинин, Д.И.Писарев и другие критики о романе «Обломов» // Гончаров-романист. Самара, 1994.С. 12-26.

Ф атеева И.А. Произведения И.А.Гончарова в критических статьях А.В.Дружинина // Вестн. Челябинского ун-та. Сер. 2. Филология.1997. № 1. С.77-83.

Фатеева Ирина. Угадчики поэзии. А.В.Дружинин и И.А.Гончаров // Литература. Прилож. к газ. «Первое сентября». 1996..№ 26. Июль. С. 6-7.

Щеблыкина Л.И. Дружинин о романе И.А.Гончарова «Обломов» (методологический аспект) // И.А.Гончаров: Материалы междунар. конф., посвящ. 85-летию со дня рожд. И.А.Гончарова. Ульяновск, 1988. С. 180-186.

Щеблыкина Л.И. «Не три романа, а один (о типологической общности романов И.А.Гончарова). Пенза, 1997.

Шеблыкина Л.И. Эстетическая теория А.В.Дружинина и русская литература 40–50-х годов Х1Х века. Пенза, 1998.

Шевцова Л.И. А.В.Дружинин-критик: Автореф. дис. …д-ра филол. наук. М., 2001.

Шевцова Л.И. Литературно-критическая деятельность А.В.Дружинина в 40-50 гг. ХIХ века. М., 2001.

Елизаветина Г.Г. Н.А.Добролюбов и литературный процесс его времени. М., 1989. С. 132-140.

Демченко А.А. Критик и исследователь в литературном процессе Н.А.Добролюбов и А.В.Дружинин об И.А.Гончарове// Критика и ее исследователь Сб., посвящ. памяти проф. В.Н.Коновалова (1938-1998). Казань, 2003. С. 45-51. (Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина).

 

Изображение природы в лирике Н.А.Некрасова

(2 часа)

 

1. Своеобразие подхода Н.А.Некрасова к изображению природы: отказ от чисто пейзажных стихотворений, тяготение к воспроизведению больших пространств, отказ от тематической, жанровой и стилевой однозначности, реализм в изображении русской природы. Некрасов и пейзаж других стран («Размышления у парадного подъезда», 1858).

2. Функции пейзажа в лирике Н.А.Некрасова:

а) соотнесенность природы с человеком, социально определенным: «Перед дождем» (1846), «Несжатая полоса» (1854), «В полном разгаре страда деревенская» (1862). Н.А.Некрасов и Ф.И.Тютчев.

б) раскрытие богатства внутреннего мира героев («Родина», 1846) или его отсутствия («Псовая охота», 1846);

в) психологический параллелизм («Давно – отвергнутый тобою», 1855).

г) восприятие природы с позиции человека-труженика («Железная дорога», 1863);

д) врачующее действие природы на человека («Надрывается сердце от муки», 1863),

3. Образ Волги в лирике Н.А.Некрасова («Размышления у парадного подъезда», 1858)

4. Философский характер изображения природы Некрасовым: «Зеленый шум» (1862), «Памяти Добролюбова» (1864).

Литература

Комментарии к стихотворениям // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений: В 15 т.Л. (СПб.), 1981–2001. Тт. 1, 2, 3.

Бойко М. Лирика Некрасова. М., 1977.

Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. М., 1988.

Порошенков Е. Природа и человек в творчестве Н.А. Некрасова-поэта // VI Некрасовские чтения: Тез. докладов. Ярославль, 1991. С. 5-7.

Скатов Н. Некрасов. М., 1994.

Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985.

Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962.

Скатов Н.Н. Некрасов и Тютчев // Н.А. Некрасов и русская литература. 1821–1971. М., 1971. С. 224-265.

Драма А.Н.Островского «Гроза»

(2 часа)

1. История возникновения замысла пьесы. Время и место действия.

2. Основной конфликт пьесы и его развитие. Роль 1-2 явлений 1 акта в его раскрытии.

3.Система образов пьесы. «Темное царство» и его жертвы. Катерина как решительный русский характер. Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев о пьесе и характере главной

4. Художественное своеобразие пьесы (композиция, смысл заглавия, язык действующих лиц и пр.)

5. Н.А. Добролюбов и Д.И.Писарев о пьесе и характере главной героини.

6. «Гроза» на сцене отечественного театра и в кинематографе.

Литература

Добролюбов Н.А. Луч света в теменном царстве.

Писарев Д.И. Мотивы русской драмы.

Овчинина И.А. «Гроза» // А.Н. Островский Энциклопедия. Кострома, Шуя, 2012. С. 124‑129.

Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982.

Лакшин В.Я. Театр А.Н.Островского. М., 1986.

Лотман Л.М. А.Н.Островский и драматургия его времени. М.; Л., 1961.

Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974.

Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1967.

Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М., 1973.

Попов И.В. Д.И.Писарев об Островском // Юбилеи русских классиков: Г.Р.Державин, И.А.Крылов, А.Н.Островский: Статьи и исследования. Самара, 1997.С. 59‑74.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.