|
Драма А.Н.Островского «Гроза»Стр 1 из 3Следующая ⇒ Драма А.Н.Островского «Гроза» (2 часа) 1. История возникновения замысла пьесы. Время и место действия. 2. Основной конфликт пьесы и его развитие. Роль 1-2 явлений 1 акта в его раскрытии. 3.Система образов пьесы. «Темное царство» и его жертвы. Катерина как решительный русский характер. Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев о пьесе и характере главной 4. Художественное своеобразие пьесы (композиция, смысл заглавия, язык действующих лиц и пр.) 5. Н.А. Добролюбов и Д.И.Писарев о пьесе и характере главной героини. 6. «Гроза» на сцене отечественного театра и в кинематографе. Литература Добролюбов Н.А. Луч света в теменном царстве. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы. Овчинина И.А. «Гроза» // А.Н. Островский Энциклопедия. Кострома, Шуя, 2012. С. 124‑129. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982. Лакшин В.Я. Театр А.Н.Островского. М., 1986. Лотман Л.М. А.Н.Островский и драматургия его времени. М.; Л., 1961. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1967. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М., 1973. Попов И.В. Д.И.Писарев об Островском // Юбилеи русских классиков: Г.Р.Державин, И.А.Крылов, А.Н.Островский: Статьи и исследования. Самара, 1997.С. 59‑74. Социальный конфликт в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» (2 часа) 1. Смысл названия произведения. Основной конфликт романа как отражение общественной борьбы 60-х гг. 19 века. Антидворянская направленность романа. Противоречивость мировоззрения Тургенева. 2. «Отцы и дети» как «роман-спор». 3. Базаров и П.П.Кирсанов – основные оппоненты: а) происхождение героев, их воспитание; б) портреты героев, их одежда; в) окружающая их обстановка (кабинет П.П. Кирсанова, комната Базарова); г) занятия героев; д) их воззрения (политические, философские, эстетические и этические). Анализ глав 4 (знакомство Базарова с П.П.Кирсановым), 6 (схватка за вечерним чаем), 10 (новая схватка), 23, 24 (дуэль). 3. Любовь Базарова к Одинцовой как опровержение базаровского нигилизма (гл. 14,15,19,20,21,27). 4. Художественное мастерство Тургенева: своеобразие композиции (роль главного героя в композиции, прием противопоставления, значение диалога, пейзажа). Мастерство портрета. Язык и стиль. 5. Споры вокруг романа. Статьи М.А.Антоновича («Асмодей нашего времени») и Д.И.Писарева («Базаров»). Базаров и «новые люди» Чернышевского и современность.
Литература Писарев Д.И. Базаров // Писарев Д.И. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1956. Т. 2. Писарев Д.И. Реалисты // Там же. Т. 3. Писарев Д.И. Мыслящий пролетариат // Там же. Т. 4. Антонович М.А. Асмодей нашего времени // Антонович М.А. Избранные статьи. Л., 1938. Тургенев И.С. По поводу «Отцов и детей».
Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Комментарий. М., 1964. Пустовойт П.Г. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» и идейная борьба 60-х годов ХIХ века. М., 1965. Пустовойт П.Г. Диспут поколений // Вершины. М., 1980. С. 193-210. Маркович В.М. Кто такой Базаров? // Лит. в шк. 1981. № 4. Лебедев Ю.В. Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». М., 1982. Троицкий В.Ю. Книга поколений: О романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». М., 1979. Батюто А. Тургенев-романист. Л., 1972.
Роман И.А.Гончарова «Обломов» в оценке критики (А.В.Дружинин, Н.А.Добролюбов) (2 часа)
1. Творческая история романа И.А.Гончарова «Обломов». Его проблематика и основные образы. Художественное своеобразии произведения. 2. Эстетические воззрения 60-х гг. Н.А.Добролюбова и А.В.Дружинина. 3. Полемическая направленность статьи Дружинина против выступления Дружинина. Черты сходства и различия в подходе к роману. Общая оценка критиками романа, своеобразие манеры писателя. Место романа в творческой биографии Гончарова. 4. Оценка критиками образов Обломова, Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны, «обломовщины». Роль «Сна Обломова» в концепции романа. 5. Критическое мастерство Добролюбова и Дружинина. Особенности построения статей, смысл заглавия, использование цитат, «лирических отступлений» и сопоставлений, роль эпиграфа, своеобразие синтаксиса и лексики.
Литература Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А.Гончарова // Дружинин А.В. Прекрасное и вечное. М., 1988. Или: Дружинин А.В. Литературная критика. М., 1983. Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? // Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: В 3 т. М., 1952. Т. 2. С. 107-141. Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. ст. Л., 1999. Бройде А.М. Гончаров //Бройде А.М. А.В.Дружинин. Жизнь и творчество. Copenhagen, 1986. С. 401-410. Краснов Г.В. Диагноз и история болезни («Обломовщина» в романе И.А.Гончарова и в критике) // Русская критика ХIХ века и проблема национального самосознания Самара, 1997. С. 125-133. Отрадин М.В. «Обломов» в зеркале критики // Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике: Сб. ст. Л., 1999. С. 3-19. Поляков М.Я. И.А.Гончаров в оценке русской критики // И.А.Гончаров в русской критике: Сб. статей. М., 1958. С. 3-26. Самойлова Г.М. Споры о творчестве И.А.Гончарова в русской дореволюционной критике / Курский гос. пед. институт. Курск, 1990. – 24 с. Библиогр.: с. 23-24. Рук. деп. в ИНИОН АН СССР. № 42309 от 5.07.90. Сердюкова О.И. Н.А.Добролюбов, А.В.Дружинин, Д.И.Писарев и другие критики о романе «Обломов» // Гончаров-романист. Самара, 1994.С. 12-26. Ф атеева И.А. Произведения И.А.Гончарова в критических статьях А.В.Дружинина // Вестн. Челябинского ун-та. Сер. 2. Филология.1997. № 1. С.77-83. Фатеева Ирина. Угадчики поэзии. А.В.Дружинин и И.А.Гончаров // Литература. Прилож. к газ. «Первое сентября». 1996..№ 26. Июль. С. 6-7. Щеблыкина Л.И. Дружинин о романе И.А.Гончарова «Обломов» (методологический аспект) // И.А.Гончаров: Материалы междунар. конф., посвящ. 85-летию со дня рожд. И.А.Гончарова. Ульяновск, 1988. С. 180-186. Щеблыкина Л.И. «Не три романа, а один (о типологической общности романов И.А.Гончарова). Пенза, 1997. Шеблыкина Л.И. Эстетическая теория А.В.Дружинина и русская литература 40–50-х годов Х1Х века. Пенза, 1998. Шевцова Л.И. А.В.Дружинин-критик: Автореф. дис. …д-ра филол. наук. М., 2001. Шевцова Л.И. Литературно-критическая деятельность А.В.Дружинина в 40-50 гг. ХIХ века. М., 2001. Елизаветина Г.Г. Н.А.Добролюбов и литературный процесс его времени. М., 1989. С. 132-140. Демченко А.А. Критик и исследователь в литературном процессе Н.А.Добролюбов и А.В.Дружинин об И.А.Гончарове// Критика и ее исследователь Сб., посвящ. памяти проф. В.Н.Коновалова (1938-1998). Казань, 2003. С. 45-51. (Казан. гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина).
Изображение природы в лирике Н.А.Некрасова (2 часа)
1. Своеобразие подхода Н.А.Некрасова к изображению природы: отказ от чисто пейзажных стихотворений, тяготение к воспроизведению больших пространств, отказ от тематической, жанровой и стилевой однозначности, реализм в изображении русской природы. Некрасов и пейзаж других стран («Размышления у парадного подъезда», 1858). 2. Функции пейзажа в лирике Н.А.Некрасова: а) соотнесенность природы с человеком, социально определенным: «Перед дождем» (1846), «Несжатая полоса» (1854), «В полном разгаре страда деревенская» (1862). Н.А.Некрасов и Ф.И.Тютчев. б) раскрытие богатства внутреннего мира героев («Родина», 1846) или его отсутствия («Псовая охота», 1846); в) психологический параллелизм («Давно – отвергнутый тобою», 1855). г) восприятие природы с позиции человека-труженика («Железная дорога», 1863); д) врачующее действие природы на человека («Надрывается сердце от муки», 1863), 3. Образ Волги в лирике Н.А.Некрасова («Размышления у парадного подъезда», 1858) 4. Философский характер изображения природы Некрасовым: «Зеленый шум» (1862), «Памяти Добролюбова» (1864). Литература Комментарии к стихотворениям // Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений: В 15 т.Л. (СПб.), 1981–2001. Тт. 1, 2, 3. Бойко М. Лирика Некрасова. М., 1977. Розанова Л.А. О творчестве Н.А. Некрасова. М., 1988. Порошенков Е. Природа и человек в творчестве Н.А. Некрасова-поэта // VI Некрасовские чтения: Тез. докладов. Ярославль, 1991. С. 5-7. Скатов Н. Некрасов. М., 1994. Скатов Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему». М., 1985. Пигарев К. Жизнь и творчество Тютчева. М., 1962. Скатов Н.Н. Некрасов и Тютчев // Н.А. Некрасов и русская литература. 1821–1971. М., 1971. С. 224-265. Драма А.Н.Островского «Гроза» (2 часа) 1. История возникновения замысла пьесы. Время и место действия. 2. Основной конфликт пьесы и его развитие. Роль 1-2 явлений 1 акта в его раскрытии. 3.Система образов пьесы. «Темное царство» и его жертвы. Катерина как решительный русский характер. Н.А.Добролюбов и Д.И.Писарев о пьесе и характере главной 4. Художественное своеобразие пьесы (композиция, смысл заглавия, язык действующих лиц и пр.) 5. Н.А. Добролюбов и Д.И.Писарев о пьесе и характере главной героини. 6. «Гроза» на сцене отечественного театра и в кинематографе. Литература Добролюбов Н.А. Луч света в теменном царстве. Писарев Д.И. Мотивы русской драмы. Овчинина И.А. «Гроза» // А.Н. Островский Энциклопедия. Кострома, Шуя, 2012. С. 124‑129. Лакшин В.Я. Александр Николаевич Островский. М., 1982. Лакшин В.Я. Театр А.Н.Островского. М., 1986. Лотман Л.М. А.Н.Островский и драматургия его времени. М.; Л., 1961. Ревякин А.И. Искусство драматургии А.Н.Островского. М., 1974. Холодов Е.Г. Мастерство Островского. М., 1967. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. М., 1973. Попов И.В. Д.И.Писарев об Островском // Юбилеи русских классиков: Г.Р.Державин, И.А.Крылов, А.Н.Островский: Статьи и исследования. Самара, 1997.С. 59‑74. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|