Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Непристойность ради восстановления самосознания женщины





«Хорошая женщина - мертвая женщина»

Спасение утопающих - дело рук са­мих утопающих.

Илья Ильф, Евгений Петров

В психотерапии женщин одна из главных причин, по которой «показано» обращаться к словарю нецензурных слов, - это отсутствие энергии.

Однако традиционные системы психотерапии стра­дают недостатками, которые происходят из традицион­ного отношения к женщинам. Главный из них - ориента­ция женщины на адаптацию к доминирующим в обществе культурным ценностям, а именно - к неравноправию муж­чин и женщин. Поэтому успешным можно назвать тот под­ход, который позволит женщине почувствовать удовлет­воренность собой и своим местом в обществе. В женской терапии (как и в терапии этнических меньшинств) для восстановления роста самосознания разработана пятисту­пенчатая модель идентификации, отражающая последо­вательность паттернов и стадий развития самосознания: 1) конформизм, 2) диссонанс, 3) сопротивление и погруже­ние в проблему, 4) углубление взглядов, 5) четкое выражение своей позиции и осознания себя в мире[52]. Повышение уровня индивидуального сознания приводит к изменению способа отношения личности к миру.

 

Пока феминистская психотерапия будет относиться к новейшим направлениям в области психической помощи, каждый шаг в ней будет спорным. Между тем подавляю­щее большинство клиентов составляют женщины, и они хотят изменений сегодня. Чего же хотят сами женщины? И чего хочет от женщин социум?

Работая с женщинами как психотерапевт в течение более чем десяти лет, я бы обобщила социальные ожи­дания девизом: «Хорошая женщина - мертвая женщина» по аналогии с поговоркой «хороший индеец - мертвый индеец», возникшей в те времена, когда переселенцы ос­ваивали территорию Америки, изгоняя ее коренное насе­ление - индейцев - с их родных мест и поселяя их в ре­зервации. При этом индейцам оставляют их физическую жизнь, однако они уже не могут, как прежде, отправлять свои религиозные культы, поддерживать свою культуру. А что еще можно назвать смертью, если не уничтожение духа нации?

Похожая вещь в ходе истории человечества произош­ла с женщиной. Обладая природной способностью воспро­изводить жизнь, женщина не только была лишена других прав, но и это ее природное право было объявлено грехом. Таким образом, в социальных ожиданиях по отношению к женщине кроется противоречие: она должна быть про­дуктивной и при этом стерильной.

 

 

 

Говоря «продуктивной», мы подразумеваем акт тво­рения, продуктивность в самом широком смысле - будь то творение детей, стихов, самой себя. К. П. Эстес называет эту способность женщины «священным жаром», «подзем­ным пожаром», «который то разгорается, то затухает, сле­дуя циклам. Получая высвобождающуюся при этом энер­гию, женщина действует, как считает нужным. Женский жар - не чувство сексуального возбуждения, а ощущение напряженной чувственной восприимчивости; оно включа­ет в себя и сексуальность, но не ограничивается ею. В сов­ременном мире такому проявлению женской чувственно­сти выносится суровый приговор, а во многих местах и во многие времена на него накладывается полный запрет»*.

Снять этот запрет и разрешить это противоречие можно только признав, что женщина обладает всеми пра­вами человека. Как это сделать?

«Грязные богини»

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда...

Анна Ахматова

Кларисса Пинкола Эстес более двадцати лет практикует и преподает психоанализ К. Г. Юнга и исследует мифы разных культур. Ее книгу о женских архетипах в мифах и сказаниях «Бегущая с волками» женщины называют «женской библи­ей». Секрет ее успеха в том, что автор не страшится ника­ких, даже самых запретных тем, она, подобно героине сказки «Синяя борода», открывшей запретную дверь, заглядывает в самые потаенные дверцы женской души. Так вот, К. П. Эстес считает, что богохульства и непристойности оказывают те­рапевтическое воздействие на женщин в большей степени по сравнению с мужчинами, потому что к женщинам общество предъявляет более строгие требования, в их речи не должно быть нецензурной брани.

* Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. К.: София, 2000. С. 328.

Поэтому, чтобы получить доступ к священному жару энергии, без которого творить невозмож­но, а можно быть только хорошей девочкой, женщине необ­ходима встряска, в том числе вербальная.

Раньше для этой цели в древних женских обществах существовали богини бесстыдства, которых называли так за их невинную и одновременно лукавую похотливость. Они рассказывали бесстыдные истории, остатки которых сохранились по сей день, несмотря на поношения и мно­гочисленные чистки. «Долгое время они блуждали под землей. В хорошем смысле, они сродни плодородной зем­ле, грязи, навозу души - той творческой среде, из кото­рой вырастает все искусство. В сущности, грязная богиня олицетворяет тот аспект Дикой Женщины, который одно­временно сексуален и свят»[53]. Согласитесь, что эти слова напрямую перекликаются со знаменитыми поэтически­ми строчками Анны Ахматовой, взятыми нами в качестве эпиграфа. Похожи не только слова, но и женщины, авторы этих слов, - обе настоящие богини, колдуньи, чародейки.

«Бесстыдное - это вовсе не низменное, - поясняет К. П. Эстес. - Оно скорее похоже на некое фантастическое порождение природы, которое вы бы всей душой желали видеть рядом с собой, в числе своих ближайших друзей»[54].

Современной женщине, в отличие от ее прародитель­ниц, такие вещи нужно заново объяснять. Вместо ощу­щения себя могущественной хозяйкой своей жизни, у большинства наших современниц наблюдается дисбаланс между персоной и тенью, дозволенным и осуждаемым.

 

 

 

Рассказывая о своей психотерапевтической практике, К. П. Эстес делится наблюдениями о том, как работа с не­пристойной лексикой помогает женщинам восстановить этот баланс.

Слова-обереги

Хорошие девочки отправляются на небеса,

а плохие - куда захотят.

Пословица

«Камзол отпущения» - это название артметодики, на­званной так по аналогии с «козел отпущения». Эта методи­ка, описанная К. П. Эстес в ее книге «Бегущая с волками», также напрямую затрагивает тему обращения к бранным словам в психотерапии.

«Иногда, работая с женщинами, я учу их мастерить Из ткани или других материалов камзол отпущения

- длинный, до самого пола. Камзол отпущения - это наряд, на котором в виде рисунков, надписей, всевоз­можных нашивок и наклеек подробно изображены все бранные слова, которые женщине доводилось выслу­шать, все оскорбления, все обвинения, все травмы, все раны, все шрамы. В нем находит выражение ее опыт пребывания в роли козла отпущения... Он очень помо­гает подробно вспомнить все обиды, удары и раны, ко­торые выпадают на нашу женскую долю»*.

Сначала психотерапевт сделала камзол отпущения для себя. Она собиралась сжечь его и тем самым избавиться от старых ран.

«Но, вы знаете, я подвесила его к потолку в кори­доре, да так и оставила; и каждый раз, проходя мимо, я чувствовала себя не хуже, а лучше. Я обнаружила, что восхищаюсь ovarios тех женщин, которые нося на себе такие камзолы, способны ступать гордо, петь, творить и помахивать хвостом... Иногда мы также называем их боевыми камзолами, ибо они являют собой свидетель­ства выносливости, неудач и побед каждой женщины в отдельности и всех женщин в целом»**.

* Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. К.: София, 2000. С. 374.

** там же, С. 375

 

Комментарий

Я как психотерапевт, ведущий группы женской психо­логической инициации, также не раз проводила эту мето­дику на своих тренингах. Первый раз, соорудив свой собс­твенный костюм, я также принесла его домой, повесила на вешалку и оставила. Надписи, покрывающие костюм, распределились неравномерно. Больше всего их было в об­ласти головы. Видимо, на развитие моего разума обращали внимания гораздо больше, чем на все остальное, поэтому, чтобы уместить все припомнившиеся мне ругательства, пришлось писать мелкими буквами.

Вообще же на камзоле практически не осталось сво­бодного места, так что я с удовлетворением отметила, что вниманием родителей не был обделен ни один участок мо­его тела, а следовательно - ни один аспект моей жизни.

Моя дочь, увидев мой камзол отпущения, сначала от­шатнулась, потом проявила любопытство и с моего поз­воления подробнейшим образом изучила все надписи. Уверенным голосом она сказала: «Ты забыла написать еще два ругательства!» - и напомнила мне эти ругательства, которые, безусловно, были мне знакомы. Как так? Ведь это были те слова, которые говорили мои мать и отец мне, от этих слов хотелось плакать, и я клялась себе, что когда ста­ну матерью, то в жизни не скажу детям подобных слов! И вот выясняется, что моя дочь прекрасно знает все эти сло­ва, от кого бы это? Отгадайте с трех раз.

 

 

Я поняла, что все эти бранные выражения имели двойной смысл - помимо оценочного, предназначенно­го для привлечения внимания ребенка, все они являлись, кроме того, и своеобразными оберегами. Что, любя своего ребенка, родители, тем не менее, заботятся и о том, чтобы он прошел социализацию, и зачастую этот процесс болез­ненный, где-то даже насильственный, но за ним все-таки скрыта любовь...

Заключение

Завершая эту главу, я отдаю себе отчет, что тема, под­нятая в ней, не раскрыта полностью, а только едва затро­нута. Но для меня главным было, что называется, создать прецедент. Исследуя, каким образом слово воздействует на эмоции людей в современной психотерапии, поневоле выходишь далеко за ее рамки. Если обратиться к языковой практике воздействия на бессознательное людей, то мы обнаружим, что словами лечили, убивали, присушивали, очаровывали, убеждали во все времена и во всех общест­венных системах. И формулы внушений и самовнушений приобретали самые разные текстовые воплощения: от за­говоров, молитв, заклинаний и мантр до поэтических ху­дожественных произведений. Сила слова коренится не в чем ином, как в действительных человеческих отношени­ях, которые мы самыми разными способами стремимся улучшать на протяжении всей истории человечества. Как мы увидели из этой главы, ненормативная лексика, сколь ни парадоксально, служит в психотерапии этой же благой цели.

 

206-207

 

 

Глава 5.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.