Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СТИЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ





Одним из факторов, влияющих на развитие личности ребенка, является стиль общения, присущий воспитателю. Стиль педаго­гического руководства можно определить как приемы воспита­тельного воздействия, проявляющиеся в типичном наборе требо­ваний и ожиданий соответствующего поведения воспитанников. Он воплощается в характерных формах организации деятельнос­ти и общения детей и имеет соответствующие способы реализа­ции отношения педагога к личности ребенка, связанные с достиг­нутым уровнем профессионально-педагогической деятельности.

Традиционно выделяют демократический, авторитарный и либеральный стили.

Наиболее эффективным и оптимальным считается демократи­ческий стиль взаимодействия. Для него характерны широкий кон­такт с воспитанниками, проявление доверия и уважения к ним, воспитатель стремится наладить эмоциональный контакт с ребен­ком, не подавляет строгостью и наказанием; в общении с детьми преобладают положительные оценки. Демократический педагог

испытывает потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности; умеет признавать допущенные ошибки. В своей работе такой пе­дагог стимулирует умственную активность и мотивацию достиже­ния в познавательной деятельности. В группах воспитателей, для общения которых свойственны демократические тенденции, создаются оптимальные условия для формирования детских взаи­моотношений, положительного эмоционального климата группы. Демократический стиль обеспечивает дружественное взаимопо­нимание между педагогом и воспитанником, вызывает у детей по­ложительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценно­сти сотрудничества в совместной деятельности.

Педагоги с авторитарным стилем общения, напротив, прояв­ляют ярко выраженные установки, избирательность по отноше­нию к детям, они значительно чаще используют запреты и огра­ничения в отношении детей, злоупотребляют отрицательными оценками; строгость и наказание — основные педагогические средства. Авторитарный воспитатель ожидает только послуша­ния; его отличает большое количество воспитательных воздей­ствий при их однообразии. Общение педагога с авторитарными тенденциями ведет к конфликтности, недоброжелательности в отношениях детей, создавая тем самым неблагоприятные ус­ловия для воспитания дошкольников. Авторитарность педагога часто является следствием недостаточного уровня психологиче­ской культуры, с одной стороны, и стремлением ускорить темп развития детей вопреки их индивидуальным особенностям — с другой. Причем, педагоги прибегают к авторитарным приемам из самых благих побуждений: они убеждены в том, что, ломая детей и добиваясь от них максимальных результатов здесь и сей­час, скорее можно достигнуть желаемых целей. Ярко выражен­ный авторитарный стиль ставит педагога в позицию отчуждения от воспитанников, каждый ребенок испытывает состояние не защищенности и тревоги, напряжение и неуверенность в себе. Это происходит потому, что такие педагоги, недооценивая раз­витие у детей таких качеств, как инициативность и самостоя­тельность, преувеличивают такие их качества, как недисципли­нированность, лень и безответственность.

Для либерального воспитателя характерны безынициативность, безответственность, непоследовательность в принимаемых реше­ниях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях. Такой педагог «забывает» о своих прежних требованиях и через опреде­ленное время способен предъявить полностью противоположные, им же самим ранее данным требованиям'. Склонен пускать дело на самотек, переоценивать возможности детей. Не проверяет вы­полнение своих требований. Оценка детей либеральным воспита­телем зависит от настроения: в хорошем настроении преобладают положительные оценки, в плохом — негативные. Все это может привести к падению авторитета педагога в глазах детей. Однако такой воспитатель стремится ни с кем не портить отношений, в поведении ласков и доброжелателен со всеми. Воспринимает своих воспитанников как инициативных, самостоятельных, об­щительных, правдивых.

Стиль педагогического общения как одна из характеристик
человека не является врожденным (предопределенным биоло­
гически) качеством, а формируется и воспитывается в процессе
практики на основе глубокого осознания педагогом основных
законов развития и формирования системы человеческих отно­
шений. Однако к формированию того или иного стиля общения
предрасполагают определенные личностные характеристи­
ки. Так, например, люди самоуверенные, самолюбивые, неурав­
новешенные и агрессивные склонны к авторитарному стилю.
К демократическому стилю предрасполагают такие черты лич­
ности, как адекватная самооценка, уравновешенность, добро­
желательность, чуткость и внимательность к людям. Исследования показали, что после ушедшего педагога-«ав-тократа» в группу не рекомендуется назначать «либерала», а после «либерала» — «автократа» — возможно. «Демократа» можно назначить после любого предшественника.

В жизни каждый из названных стилей педагогического об­щения в «чистом» виде встречается редко. На практике часто встречается, что отдельный педагог проявляет так называемый «смешанный стиль» взаимодействия с детьми. Смешанный стиль характерезуется преобладанием двух каких-либо стилей: авторитарного и демократического или демократического сти­ля с непоследовательным (либеральным). Редко сочетаются друг с другом черты авторитарного и либерального стиля.

Приведенный ниже опросник позволяет определить, како­му из трех основных стилей взаимодействия отдается предпо­чтение при общении педагога с детьми.

Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса*

Инструкция. В каждом блоке утверждений, объединенных под одной цифрой, выберите и укажите только одно, являю­щееся наиболее значимым и существенным для вас. Свой вы­бор занесите в лист ответов.

1.

а) Я всегда в хороших отношениях со всеми, даже с теми,
чьи поступки не одобряю.

б) Мне нравятся компании, где люди подшучивают друг
над другом.

в) Я всегда следую чувству долга и четко выполняю все
правила.

* Тест приводится по кн.: Симонов В. П. Диагностика личности и профессио­нального мастерства преподавателя. М., 1995. Модифицировано Р. Р. Калининой.

2.

а) Мне трудно бороться с самим собой.

б) Я не люблю, когда другие командуют мной.

в) Кое-кто имеет что-то против меня.

3.

а) Уверен, что многие люди лгут, так как это им выгодно.

б) Иногда я делаю такое, о чем впоследствии сожалею.

в) Я всегда принимаю участие в собраниях на производстве.

4.

а) Я могу так настаивать на чем-нибудь, что люди теряют
терпение.

б) У меня отсутствует уверенность в себе.

в) Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сде­
лать сегодня.

5.

а) Я могу быть снисходительным, когда надо мной под­
смеиваются.

б) Люди часто разочаровывают меня.

в) Критика или порицание всегда сильно задевают меня.

6.

а) Работа для меня почти всегда связана с большим напря­
жением.

б) Я принимаю участие в играх всегда с целью выиграть.

в) Я любил (а) школу.

7.

а) Я очень люблю туризм.

б) Я многое теряю из-за своей нерешительности.

в) Я раздражаюсь, когда меня отвлекают от выполнения
важного дела.

8.

а) Я против подачи милостыни.

б) Я привык обращаться к людям за советом.

в) Меня часто пытаются обмануть.

9.

а) Ко мне часто придирается начальник.

б) Я стесняюсь дурачиться в компании.

в) Меня трудно рассердить.

10.

а) Считаю, что ряд моих поступков нельзя простить.

б) У меня часто наступает безразличие, и все кажется оди­
наковым.

в) Я отношусь спокойно к виду страдающих животных.

П-

а) Жизнь мало меня щадит.

б) Меня легко охватывает гнев, но я все же успокаиваюсь.

в) Я верю в конечное торжество справедливости.

12.

а) Уверен, что любые поступки рано или поздно обнару­
живаются.

б) Согласен с теми, кто пытается взять от жизни все, что
можно.

в) Большинству людей безразлично, что может случиться
с другими.

13.

а) Самое трудное для меня в любом деле — это начало.

б) Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами.

в) Мне часто говорят, что я вспыльчивый.

14.

а) Мне кажется, что передо мной специально создают
трудности.

б) Меня очень привлекает в газетах и журналах раздел юмора.

в) Я твердо рассчитываю на успех в своих делах.

15.

а) Я умею заставлять людей бояться меня.

б) Есть тот, кто управляет моими мыслями.

в) Мое здоровье требует постоянного внимания.


16.

а) Иногда меня так забавляет ловкость плута, что я начи­
наю ему сочувствовать.

б) Иногда я чувствую, что окружающие смотрят на меня
осуждающе.

в) Люди часто придираются ко мне.

17.

а) Человек, оставляющий вещи без присмотра и тем са­
мым вводящий в искушение, почти так же виноват в их
краже, как и вор.

б) Иногда я думаю о вещах слишком плохих, чтобы гово­
рить о них.

в) Многие меня не понимают.

18.

а) Я — общительный человек.

б) Вопросы религии мне безразличны.

в) Я люблю работать не торопясь.

19.

а) Я избегаю оставаться один в темноте.

б) Я люблю путешествовать.

в) Лошадей, которые плохо тянут, следует бить.

20.

а) Я склонен иметь несколько разных увлечений.

б) Я уверен в том, что существует единственно правильное
понимание жизни.

в) Я редко чувствую себя счастливым и энергичным.

21.

а) Окружающие меня товарищи по работе — люди честные.

б) На вечеринках я предпочитаю сидеть в стороне.

в) Мне не нравится, когда женщины курят.

22.

а) Меня очень раздражает человек, пытающийся пролезть
впереди меня без очереди.

б) Порой мне кажется, что я мало на что годен.

в) Я нередко встречаю начальников, которые знают не больше меня. 23.

а) Я готов на многое, чтобы победить в споре.

б) Я настораживаюсь, когда кто-нибудь смотрит на меня
в упор.

в) Я очень люблю быть с людьми.

24.

а) Я прекращаю работу, которая «не клеится».

б) Я хочу, чтобы судьба была более благосклонна ко мне.

в) Люблю беседовать на темы нравственности и морали.

25.

а) Считаю, что человек не имеет права игнорировать правила.

б) Меня мало кто понимает.

в) У меня есть дурные привычки, и бесполезно с ними бо­
роться.

26.

а) Если это возможно, я избегаю конфликтов.

б) Я всегда избегаю конфликтов.

в) Я не могу отказаться от своих намерений.

27.

а) Имеются люди, которые используют мои идеи и мысли.

б) Я хотел бы избавиться от своей застенчивости.

в) Я придерживаюсь принципов нравственности и морали
более строго, чем большинство людей.

28.

а) Я полностью уверен в себе.

б) Следует больше доверять людям.

в) Я часто мучаюсь выбором темы для разговора.

29.

а) Я не люблю обсуждать проблемы моей работы.

б) Мне всегда легко выступать перед аудиторией.

в) Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому что не
терплю проигрывать.

30..

а) Я бываю просто счастлив, когда остаюсь один.

б) Я предпочитаю заговаривать с людьми первым.

в) Я часто испытываю чувство вины перед подчиненными
мне людьми.

31.

а) Мне трудно удержать внимание на чем-нибудь одном.

б) Я часто становлюсь нетерпеливым при общении с непо­
нятливыми людьми.

в) Я редко испытываю чувство тревоги.

32.

а) Мне легко удается сосредоточиться на любой работе.

б) Поменьше препятствий, и я достиг бы гораздо больших
успехов.

в) Знаю, что лучше промолчать, когда я взволнован(а).

33.

а) Большинство людей вступают в дружбу потому, что дру­
зья будут им полезны.

б) Уверен, что в мое отсутствие обо мне говорят плохо.

в) Бывает, что нескромные шутки или остроты вызывают
у меня смех.

34.

а) Мне приходится часто ругать детей за лень.

б) Меня часто несправедливо обижает начальник.

в) Всякая грязь пугает меня и вызывает отвращение.

35.

а) Лучше, если бы многие законы были отменены.

б) Меня очень просто увлечь новой идеей.

в) Я разбираюсь в работе сам и не люблю, чтобы мне объ­
ясняли.

36.

а) Я очень серьезно отношусь к работе.

б) Я понимаю, что работа и дом — это важные, но разные вещи.

в) Я не люблю быть на виду на своей работе.

37.

а) Уверен, что большинство начальников — просто придиры.

б) Меня раздражает и сердит, когда меня торопят.

в) Иногда я чувствую себя излишне строгим.

38.

а) Как правило, я упорно отстаиваю свое мнение.

б) Считаю, что в опозданиях на работу нет ничего страшного.

в) Если мое мнение уже сложилось, люди могут все-таки
изменить его.

39.

а) Предпочитаю, чтобы люди всегда знали мою точку зрения.

б) Я всегда говорю правду человеку в глаза — пусть он зна­
ет об этом.

в) Я — человек нервный и легко ранимый.

40.

а) Я не испытываю смущения, входя впервые в коллектив.

б) Я часто сомневаюсь в своих способностях.

в) Плохие слова иногда приходят мне в голову, и мне труд­
но от них избавиться.

41.

а) Я постоянно озабочен своими личными заботами.

б) Иногда я не в силах сдерживать свои эмоции.

в) Я всегда озабочен своими служебными делами.

42.

а) Я легко плачу.

б) Сейчас — самое счастливое время моей жизни.

в) Я практически никогда не признаю свое поражение.

43.

а) Я всегда читаю о том, чем в данное время занимаюсь.

б) Мне бы хотелось познакомиться с известным лицом.

в) Без боязни имею дело с новым коллективом.

44.

а) Мое поведение зависит от общественного мнения.

б) Я всегда чувствую себя полезным.

в) Я не мог бы служить в армии.

45.

а) Я легко забываю то, о чем мне говорят.

б) У меня бывает ощущение, что окружающие стараются
мне досадить.

в) Вряд ли я имею много врагов.

46.

а) Большинство людей опасаются за свой престиж.

б) Мои манеры дома менее хороши, чем в гостях.

в) Может быть, против меня что-то готовится.

47.

а) Мне не нравятся драматические спектакли.

б) К виду крови отношусь спокойно.;

в) Я лишен боязни чем-нибудь заразиться.

48.

а) Всегда отстаиваю то, что считаю справедливым.

б) Соблюдение законов является безусловно обязательным.

в) Чувствую, что окружающие слишком требовательны
ко мне.

49.

а) В трудных ситуациях я всегда советуюсь.

б) Полагаю, что у меня приличная память.

в) Мне трудно поддерживать разговор с незнакомыми
людьми.

50.

а) Я часто первым заговариваю с незнакомыми людьми.

б) Обычно я работаю с большим напряжением.

в) Временами я изматываюсь, т. к. беру на себя слишком
много.

Обработка результатов. Пользуясь приведенной ниже таб­лицей, сосчитайте отдельно количество ваших выборов, соот­ветствующих демократическому стилю общения, количество выборов — авторитарному и либеральному стилям общения. В таблице использованы следующие обозначения:

А — авторитарный стиль общения,

Д — демократический стиль общения,

Л — либеральный стиль общения.


Например:

А=22 22x2=44 (44% авторитарности)

Д= 16 16x2=32 (32% демократизма)

Л=12 12x2=24 (24% либерализма)

Очевидно, что результирующая находится в зоне авторитар­ного стиля. Это означает, что при наличии 24% проявлений ли­берализма в общении с детьми, 32% демократизма и 44% авто­ритарности данный педагог в целом воспринимается в большей степени, как авторитарный человек.


 


 

 

 

          б                      
а) Л Д Л А Д Л Д А Л Д Л Д Л Л А Д А
6) д А Д Л А А Л Д А л А Л Д Д Д А Д
в) А Л А Д Л Д А л Д А Д А А А Л Л Л
                                 
а) Д Л Д Д А А Д А Д Д А Л Л Л А А А
6) А Д А Л Д Л Л Л Л Л Д д А А Л Л Л
в) Л А Л А Л д А Д А А Л А Д Д Д Д Д
                                 
а) Л А Л А Д А Л Л Д Д Л А Л Д Д Д
6) Д Д А Л А Л Д Д Л А А Д А А А л
в) А Л Д Д Л Д А А А Л Д Л Д Л Л А

Каждую из полученных трех цифр, умножьте на 2. Полу­ченные результаты будут соответствовать степени выраженно­сти того или иного стиля общения в %. При этом, учитывая влияние фактора социальной желательности, стиль взаимо­действия будет восприниматься как авторитарный или либе­ральный при их степени выраженности более 30%, как демо­кратический — более 60%







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.