Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Управление и самоуправление на лагерном сборе





Совет комиссаров (СК)

Во многом успех работы лагерного сбора зависит от совета комиссаров. Комиссары считают себя членами единого лагерного коллектива, строят свои взаимоотношения с ребятами так, чтобы стимулировать их активность, самостоятельность. Основной принцип в работе совета комиссаров - убеждать, но не приказывать, советовать, а не диктовать; высказывать свои суждения, лишь внимательно выслушав "искренка".

Сила комиссарского отряда в его сплоченности, преемственности,

высоком уровне подготовки и эмоциональном настрое.

 

Функции СК на лагерном сборе

Начальник лагеря координирует и контролирует работу всех служб сбора.

Методист лагерного сбора обеспечивает методическую грамотность

всех проходящих на сборе мероприятий, контролирует выполнение учебной программы лагеря и отрядов, составляет расписание клубов.

Отрядный комиссар выполняет функции вожатого, воспитателя и преподавателя. Комиссар ведет всю работу в отряде: быт ребят, соблюдение ими моментов режима и т.д.; помощь отряду в подготовке к конкурсам, соревнованиям, фестивалям и другим общелагерным мероприятиям. На всех участках жизни лагеря и отряда комиссар всегда со своими ребятами - он их старший товарищ и помощник. Это самый близкий человек каждому члену отряда. Тонус жизни отряда, стиль взаимоотношений между ребятами, отношение их к учебным и творческим делам сбора, дисциплина - все это зависит от его работы, его деловых и личностных качеств. По существу комиссар отряда является одной из главных фигур на лагерном сборе.

На СК также возлагается обеспечение хозяйственных функций. Завхоз лагеря отвечает за приобретение и распределение продуктов питания, а также всего необходимого инвентаря.

В составе педотряда также необходимы специалисты по радиоаппаратуре, художники, физруки, которые выполняют специфическую работу по обслуживанию сбора.

 

Каждый вечер (после заседания Совета командиров) комиссарский

состав лагерного сбора собирается на планерку для подведения итогов минувшего дня и планирования работы на завтра.

При подведении итогов минувшего дня представители (комиссары) от каждого отряда говорят о проблемах в работе, дают оценку обучающей и творческой программе дня и пр. Последним выступает дежурный комиссар лагерного сбора, который докладывает о работе всех служб лагеря, делится опытом решения возникших в этот день проблем. Об этом обязательно следует говорить, чтобы облегчить работу следующему дежурному и постоянно совершенствовать организацию жизни лагеря. На планерке также выступают врач лагеря, физрук и другие работники.

Затем сообщается план работы на следующий день. Если предстоящие дела несут в себе что-нибудь новое, то этот момент подробно обсуждается. Здесь комиссар (или методист), ответственный за проведение данного дела (всего дня), сообщает о правилах, требованиях, которые предъявляются к его участникам, на что надо обратить особое внимание.

 

Совет командиров

Самоуправление в лагере осуществляется по схеме: совет командиров

- командир отряда - отряд. Совет командиров является высшим органом

управления на сборе. Курирует совет командиров дежурный комиссар или методист лагеря.

Ежедневно после отрядного вечернего огонька командиры собираются на свой совет. Дежурный комиссар сбора получает информацию о состоянии дел в отрядах. Здесь же подводятся итоги дня и командиры получают информацию о делах на следующий день. Командиры на своих встречах оперативно решают проблемы, возникающие в отрядах.

Работе с командирами отрядов уделяется большое внимание, так как

в системе управления лагеря командиры являются важным звеном. Командир отряда непосредственно связан с ребятами и во время всей лагерной жизни обеспечивает вместе с комиссаром работоспособность и организованность отряда.

 

Учебная программа сбора

 

Обучение практическим навыкам мы ведем в клубах по интересам:

"Соловушка" - в этом клубе ребята знакомятся с авторской песней, с методикой разучивания песни. Песне на сборе уделяется большое внимание. Ведь это прекрасное средство объединения: дети поют одну песню, стоят в орлятском кругу, сопереживают... Песня объединяет, роднит ребят.

"Затейник" - здесь ребята учат игры подвижные, шуточные, народные, психологические и др. Клуб пропагандирует игры, учит навыкам их

разучивания - в итоге ребята привозят в школы до 20-30 различных игр.

"Грация" - знакомит "искрят" с новыми современными и бальными

танцами. По окончании лагерного сбора ребята имеют возможность научить сверстников нескольким танцам, знают, как провести конкурс бальных танцев (КБТ), танцевальный вечер, дискотеку.

"Олимпия" - клуб проводит спортивные мероприятия в лагере: от за-

рядки до вечеров; организует различные соревнования, в том числе МОИ -

Малые Олимпийские игры. На клубе ребята придумывают и проводят разные спортивные конкурсы, играют в новые спортивные игры.

"Собеседник" - проводит встречи с интересными людьми: художниками, спортсменами, политиками, учителями, способствует расширению кругозора участников сбора.

"Солнышко" - здесь ребята учатся фантазировать, сочинять, конструировать, видеть прекрасное. А научиться на разных сборах можно многому: бисероплетению, макраме, вязанию, работе по дереву (выжигание, резьба, мозаика).

Еще на сборах работают клубы "Оформитель", "Актер", "Турист", "Медицина" и др. Набор клубов на сборе часто зависит от тематики сбора.

 

Если клубы включены в обязательную программу обучения, где ребятам дается определенный минимум знаний, то мастерские - это серьезная работа по одному из направлений (программ): "Школа выживания", "Грамматика фантазии", "Игра - дело серьезное, "Лидер", "Школа демократической культуры". Здесь ребята прослушивают теоретический курс и пытаются воплотить свои знания на практике, т.е. они выбирают мастерскую и участвуют в ее работе.


Атмосфера сбора

Л. Гончарова

Ни для кого не секрет, что ситуация сбора отличается от обычных жизненных ситуаций, в которых оказывается ребенок. Она складывается и

развивается по особым законам и зачастую требует от участников выхода

за рамки привычных стереотипов общения. Этот выход осуществляется в трех уровнях:

1. Изменение аудиовизуальной среды.

Девиз этого уровня: "Мы вам рады!"

С первых минут погружения в ситуацию сбора ребенок должен почувствовать необходимость своего присутствия здесь; он еще не знает, нужно ли ему то, что будет здесь происходить, но ему необходима уверенность в том, что он - ожидаем и желанен.

Необходимыми атрибутами здесь будут улыбающиеся лица вожатых, внимательное отношение к ребенку с момента регистрации ("Привет! Здорово, что ты пришел! Ты, наверное, не любишь скучать?"); приятная слуху речь без высоких нот и резких выкриков.

Большую роль играет и обстановка помещения, куда попадает ребе-

нок; она также должна подчеркивать ожидание встречи и отличаться от

привычной. Здесь пригодятся плакаты: "Здравствуйте!", "Мы вам рады!",

надувные шары, веселые картинки. Хорошо, если еще до начала сбора на

дверях комнат будут висеть забавные таблички с надписями: "Здесь обитает 1 отряд", на отрядном месте уже расставят стулья, а в холле будет организован "уголок сбора", из которого можно будет почерпнуть необходимую информацию о количестве отрядов, именах вожатых, клубах и плане дня.

Народная мудрость уровня: "Встречают по одежке." Первое впечатление всегда важно, из него вырастает общее представление о том новом,

что ребенку придется испытать.

 

2. Изменение двигательно-пространственных и вокальных стереотипов.

Девиз уровня: "Возьмемся за руки, друзья!"

В стандартных ситуациях люди очень четко определяют "свое пространство", кусочек мира вокруг себя (его радиус у разных людей составляет до 45 см), позволяя нарушать его только самым близким. На этом уровне рекомендуется провести ряд игр и упражнений на касание и вступление в диалог, которые помогут ребенку сузить "свое пространство" (например, "Путаница", "Почтальон", "Моргалочки", "Третий лишний" и

т.д.).

В начале сбора также проводится встреча в Орлятском кругу, где происходит первое большое знакомство участников сбора. Оно основано на осуществлении совместной вокальной деятельности, постоянном визуальном и тактильном контакте с кем-либо из круга. Помимо этого, создается и необходимый эмоциональный настрой.

 

3. Изменение шаблонов поведения группы.

Девиз уровня: "Ты да я, да мы с тобой"

Это, пожалуй, самый высокий уровень, поскольку он предполагает

изменение не только личностного отношения, но и группового, являясь

еще и важной ступенью развития коллектива.

Существует немало приемов, позволяющих изменить привычные стереотипы поведения на данном уровне. Среди них - игры, направленные на совместное выполнение каких-либо действий, ("Сантики-фантики", "Угадай по хлопкам", "Песня хором" и т.д.).

Объединяющим группу и определяющим ее поведение фактором служит не только действие, но и идея, в данном случае это название отряда (его придумывают все вместе) и девиз - обоснование нашего присутствия здесь (он может служить речевкой при перемещении отряда по территории). Внесение в передвижение "изюминки" - особой походки, приветствия всех встречных - не только поможет создать имидж отряда как отличающейся от других группы, но и доставит удовольствие ребятам, откроет возможность творческого подхода к обычному эпизоду дня.

До сих пор речь шла о работе внутри отряда. Что же можно ввести на данном уровне в масштабах всего сбора? Игры - "кричалки", касающиеся ситуации "здесь и сегодня, завтра..."; пример - "кричалка" лагерного сбора в г. Нововоронеже (автор Н.Шилина):

Но! (Но!) Во! (Во!)

Нововоронеж! (Нововоронеж!)

Хэй, Но-Но-Нововоронеж! (Хэй, Но-Но-Нововоронеж!)

Новый, новый, очень новый Нововоронеж!

(Новый, новый, очень новый Нововоронеж!)

Но и во и ро и неж! Не Москва, не Георгиу-Деж!

(Но и во и ро и неж! Не Москва, не Георгиу-Деж!)

Сбор, "Искра", школа, мы - далеко ли до зимы?

(Сбор, "Искра", школа, мы - далеко ли до зимы?)

 

(В скобках указано повторяемое залом, группой за ведущим.)

 

Из одного сбора в другой кочуют также и "приколы": "Бомба!" (при этом выкрике каждый, кто его слышит, должен упасть или присесть), гимн "Небо пахнет керосином":

Небо пахнет керосином (2 раза)

По полям и по долинам (2 раза),

Самолеты, самолеты без конца

И нету на них кладенца.

Гимн - дело святое,

Его поют стоя!

(услышав его, нужно, наоборот, встать, что бы ты не делал), и др.

 

Говоря об атмосфере сбора, нельзя не упомянуть традиции и законы сбора, в которых четко прописан принятый уклад сборовской жизни, отношение к людям и делу (например, закон "00", закон поднятой руки и пр.). Они как нельзя лучше характеризуют атмосферу сбора как творческую, дружескую, деловую.

Понятие "атмосфера сбора" очень широко. Оно охватывает все сферы

деятельности и проявления личности ребенка и взрослого на сборе. Невозможно в одной статье рассмотреть все элементы, составляющие атмосферу сбора. Мы коснулись вопроса о ее формировании, создании. Поддержание же атмосферы - дело каждого человека, каждой минуты. Прочитав внимательно сборник, вы найдете рекомендации, которых необходимо придерживаться не только относительно организации того или иного дела, но и для создания духа творчества, взаимопонимания, деловых отношений, свойственного лагерному сбору.

 

Литература:

Добрович А.Д. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М., 1987.

 


Ваш отряд. Каким ему быть?

Л. Гончарова, Е. Картавцева

В зависимости от общей легенды сбора отряд может быть отсеком космического корабля, экипажем флотилии, лесным племенем и т.п., но в

любом случае сначала вам необходимо определить, какова будет структура вашего отряда, по каким законам вы будете жить, выбрать название отряда и его командира.

Командир отряда может быть постоянным (на весь срок сбора) или дежурным (на определенный период, например, сутки). Командир отсека

(экипажа) выбирается на общем собрании отсека (экипажа), вождь племени - на Совете племени и т.д. В системе отрядного самоуправления основные функции командира - управление отрядом и руководство Советом отряда (в него могут войти лидеры групп ЧТП, творческих секторов, действующих в отряде). Кроме того, командир участвует в работе общелагерного органа самоуправления (Совета командиров, Совета старейшин и т.д.).

Структура отряда обычно определяется обязанностями, которые необходимо выполнять в течение всего сбора, или общей легендой. Например, в отсеке звездолета необходимы командир отсека, руководящий работой остальных членов экипажа; врач, который следит за санитарным состоянием помещений и за здоровьем членов экипажа; штурман, в обязанности которого входит следить за тем, чтобы экипаж был в нужное время в нужном месте; заведующие различными лабораториями и специалисты, входящие в эти лаборатории (лаборатории игры, песни, сюрпризов и др.).

Работа в отряде хорошо идет по группам. Это могут быть кафедры по изучению каких-то вопросов, министерства, союзы, звенья и т.п. Формирование групп может осуществляться по желанию, интересам, умениям ребят. Например, одна группа специализируется на оформлении, в другой ребята любят петь и придумывать новые песни, третья группа развлекает всех новыми стихами и историями.

Хорошо зарекомендовала себя система ЧТП - система чередования традиционных (творческих) поручений. Эта форма работы пришла из Всероссийского лагеря ЦК ВЛКСМ "Орленок" и Ленинградской Коммуны юных фрунзенцев. Идея этой системы в том, что традиционные поручения (выпуск газеты, подготовка вечера, организация спортивных соревнований и т.д.) выполняются не постоянными исполнителями, а разными людьми. Чередование творческих поручений можно осуществлять по группам, каждая из которых по очереди, в течение определенного срока, организует и осуществляет один из видов заботы о коллективе и окружающей жизни. Например, одна группа может заниматься оформлением, т.е. выпускать газеты, украшать помещение; другая группа - дежурная; третья будет готовить поздравления с днем рождения и другими знаменательными событиями, различные сюрпризы для всех и т.д. Затем поручения меняются, что позволяет ребятам познакомиться с различными видами деятельности, приобрести практические навыки, способствует сплочению группы и коллектива в целом.

Главное, о чем нельзя забывать при введении в коллективе системы ЧТП,- это подведение итогов работы групп при смене ЧТП, обсуждение того, что получилось, что - нет, какая группа как работала, внесение пожеланий на будущий срок.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.