Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как придумать название отряда?





Этому вопросу при подготовке к сбору не всегда уделяют достаточное внимание, а он тем не менее важен. Помните, капитан Врунгель говаривал: "Как вы яхту назовете, так она и поплывет!" Вот и к названию отряда можно предъявить некоторые требования:

- название отряда должно укладываться в общую идею сбора (экипаж "Черная каракатица", племя Оленей, НИИ игр и забав и т.д.);

- название отряда должно отражать характер отряда ("Спартанец", "Лидер");

- название отряда должно быть принято всеми членами отряда.

Если в положении сбора оговорен пункт о девизе отряда, то он должен соответствовать названию и специфике коллектива.

При выборе названия и девиза целесообразно использовать метод

"Мозгового штурма", позволяющий из множества вариантов выбрать один понравившийся. В основе "штурма" может быть:

- поиск ассоциаций с легендой сбора;

- поиск общего интереса членов отряда;

- поиск любимого... (явления природы, блюда, занятия и т.д.);

- поиск главного качества характера и т.д.

Можно использовать также прием "бином фантазии": две группы задумывают ряд существительных (1-я группа) и прилагательных (2-я группа). Затем из них путем поочередного называния составляют словосочетания: оранжевый будильник, беспокойный катамаран, чудесный дирижабль и т.д. Из полученных словосочетаний или слов практически всегда можно выбрать подходящее для названия отряда.

Наряду с названием и девизом в качестве отличительных черт отряда

можно использовать разного рода "кричалки" и "ходилки" (способы перемещения по территории лагеря).

"Кричалкой" может служить девиз отряда, общеизвестные стишки типа "Мишка очень любит мед" из м/ф про Винни-Пуха, специально придуманная ребятами речевка, "строевая" песня отряда (любая или любимая из сборовских песен).

"Ходилки" могут зависеть от названия отряда: можно маршировать

или перемещаться часть пути задом наперед, прыжками и т.п. "Ходилки"

могут быть постоянными или меняться каждый день, отражая при этом выбранный отрядом на этот день имидж; могут быть стихийными - сюрпризная группа придумала что-то новенькое.

 

Законы и традиции в отряде

Прежде всего в отряде действуют законы и традиции, принятые на сборе в целом. Это:

- закон "00" (закон точного времени: "уважаешь людей - уважай их время");

- закон доброго отношения к людям;

- закон поднятой руки;

- традиция Орлятского круга и законы Орлятского круга и др.

Помимо этого, в отряде могут укрепиться и внутриотрядные законы и

традиции. Это может быть:

- закон передачи слова на отрядном огоньке подведения итогов (по кругу передают какой-либо ценный для отряда предмет, талисман; говорит

тот, у кого он находится в руках);

- традиция прощания (окончания дня) и приветствия (начала дня) - песня, особый ритуал, игра;

- традиционная смена имиджа отряда с поднятием флага дня (сегодня мы - веселые, завтра - голодные, потом - влюбленные и т.д.);

- традиционные награждения отличившихся:

а) в течение дня или другого срока;

б) в том или ином виде деятельности;

в) по итогам какого-либо отрядного дела (ЧТП, отрядные игры и пр.);

г) из других отрядов, членов педотряда и т.д.

 

Отличительные знаки отряда

Отличительные знаки отряда вводятся для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность детского коллектива и принадлежность к нему входящих в состав отряда ребят. Они могут представлять собой эмблемы, значки, нашивки, выполненные в любой доступной для условий сбора форме и манере. Кроме того, в качестве отличительных знаков могут быть использованы детали одежды (общие или одинаковые для всех членов отряда: галстуки, шарфы, головные уборы и др.).

 

Литература:

Папка из метод. уголка "Комиссару для работы на сборе".

 


Погружение в игру

Е. Картавцева

Если сбор игровой, то первая встреча с ребятами тоже должна как-то обыгрываться. Допустим, они приехали в палаточный лагерь на автобусе, выходят из него и сразу же попадают на необитаемый остров или в затерянный уголок в джунглях. Вокруг они видят деревья, лианы, кто-то бьет в барабан, сообщая местным жителям - дикарям - о внезапном вторжении. Как объяснить такой поворот событий? Где-нибудь на видном месте может лежать необычный предмет или письмо, в котором содержится объяснение по поводу странных событий; или еще по дороге ребятам может повстречаться какой-нибудь герой - плохой или хороший, и от его неумелых или заведомо вредоносных действий все попадают неизвестно куда и т.д.

Что же происходит дальше? Что сделано, то сделано, надо жить дальше, как-то налаживать свой быт и постараться выжить в этих новых условиях. А в это время шум в деревне дикарей (центральном лагере) нарастает, и пришельцы видят, что в их направлении выдвигается вооруженный отряд местных жителей. Прибыв на место в сопровождении свиты,

вождь племени заявляет о своих правах на пришельцев, поскольку это его

земля, и все, что тут появляется и растет, тоже его. Недовольство пришельцев быстро подавляется вооруженной стражей, местные жители набирают себе понравившихся им пришельцев. (Принцип разделения ребят заранее оговаривается.)

Местные жители (отрядные вожатые) ведут выбранных пришельцев к своим жилищам. На месте они помогают им разместиться и рассказывают о своем укладе жизни, обычаях и традициях. Можно специально вставить какие-то ужасные подробности и обычаи, например, при встрече друг с другом они "мило покусывают носики", а спят они только сидя или после колыбельной песни жены вождя и пр. Конечно, "местным жителям" вначале надо создавать видимость соблюдения этих традиций, позже можно объяснить, что обычаи пришельцев им больше нравятся. У пришельцев, если им не нравятся принятые обычаи (а они им не должны понравиться), есть возможность выбрать свои, но они не должны противоречить основным непреложным законам племени, таким как:... (обязательные законы зачитываются).

Знакомство с традициями и территорией лагеря может происходить не только во время отрядного времени, но и на "общей экскурсии по деревне" (ЗМП). Разумеется, лучше сразу ознакомить пришельцев с законами и табу племени, чтобы исключить различного рода недоразумения. Какие у племени могут быть законы? Некоторые из них могут быть связаны с защитой мира, в котором они живут, - не оставлять за собой мусор, не ломать ветки; другие - морального плана: не оставляй сородича в опасности, помогай ему и пр. Это можно объяснить "пришельцам" на одной из станций. Другая станция может быть посвящена тому, чтобы ребята выработали свои (отрядные) законы. Отрядному комиссару лучше присутствовать во время этого разговора. Знакомство с территорией на ЗМП может происходить следующим образом: старейший житель деревни может рассказывать во время переходов легенды и предания о том, что одно место считается запретным, другое - чудодейственным, в третьем можно появляться только с предметом, который найдешь в четвертом месте, в котором нельзя появляться одному и т.д.

Если выработка правил происходит в отряде, то лучше предложить

ребятам поиграть сначала в "игры пришельцев", которые являются традиционными в этих случаях. Это должны быть стандартные игры на знакомство, раскрепощение, выявление лидера и т.д. Далее пришельцам дается

задание: через час они должны представить свод правил, по которым они

будут тут жить, и программу действий на ближайшее будущее. Вряд ли

"пришельцы" в первый же день самостоятельно справятся с этим заданием, поэтому "местный житель" может (и должен) присутствовать на этом собрании. В самом начале разговора он может в нем не участвовать, а посмотреть, кто возьмет на себя роль лидера, кто как себя ведет, т.е. сделать для себя кое-какие наблюдения. Вожатому при подготовке к этому разговору можно посоветовать почитать игры "Катастрофа на воздушном шаре" и "Необитаемый остров" из книги Н.И.Козлова "Лучшие психологические игры и упражнения". Можно использовать игру "Нетрадиционное приветствие" для выработки своего ритуала встречи.

Конечно же, каждая группа людей должна как-то называться, т.е. необходимо придумать название, воинственный клич и прочие отличительные знаки.

В какой же форме проводить огонек знакомств? Если вместе собираются люди с разными характерами, со специфичными традициями и обычаями, с индивидуальным житейским опытом, то их совместное времяпрепровождение и деятельность могут сопровождаться разногласиями, конфликтами и непониманием. В такой ситуации важно узнать и понять другого, постараться принять его таким, какой он есть. Может быть, это будет вечер воспоминаний, где пришельцы расскажут о своем мире, который они оставили дома, но частицу которого всегда несут в себе, или экзамен на зрелость, который традиционен в племени и на котором задают различные вопросы, чтобы понять, на какой ступени культуры стоит человек; а может, что-то другое.

Здесь рассмотрена одна из возможных легенд и первый день сбора. Если идея вашего сбора совсем другая, то, возможно, приемы вхождения в

игру тоже будут специфичны. Как и на обычном сборе, существует определенная схема работы, просто необходимо помнить, что все, что делается с отрядом, должно быть объяснено легендой и соответствующими местными условиями.

 

Литература:

Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД. 1997. 144 с.


Давайте познакомимся!

Н. Максимова

Итак, первый день сбора. С чего все начинается? Какие основные задачи этого дня? Что необходимо сделать, чтобы ребятам захотелось творить, играть, чтобы они почувствовали себя свободными и уверенными, не боялись экспериментировать и делать все самостоятельно?

 

Основные задачи первого отрядного времени (ОВ):

- познакомить ребят друг с другом;

- помочь ребятам привыкнуть к новой, незнакомой обстановке сбора, почувствовать себя более свободно и раскованно;

- познакомить ребят с планом сбора (основной идеей - что здесь будет происходить);

- выявление лидеров и потенциальных возможностей ребят.

 

Знакомство

Как правило, все и везде начинается с знакомства. Даже если все ребята знакомы друг с другом, не следует пренебрегать этим правилом. Помните, чем больше упражнений на "прикосновение", эмоциональность, подвижность (динамичность), тем больше уверенности, раскрепощенности, желания работать и т.д.

1. Итак, первый блок игр - игры, направленные на интенсивное запоминание имен друг друга, т.е. игры, в процессе которых участники должны называть свои имена (10-15 минут). Предлагается несколько видов упражнений на знакомство.

А. "по методу "Клубка"

Упражнение иногда называют "снежный ком". Применяют его, как правило, в группе, где не все знакомы друг с другом.

Ведущий начинает, т.е. говорит свое имя. Следующий (по часовой или против часовой стрелки - как вам удобно) участник называет имя ведущего, затем - свое. Следующий - два предыдущих имени и свое и т.д.

В больших группах круг можно поделить на 2-3 части (по 6-8 человек), чтобы упростить задачу последних. При этом необходимо отметить,

на ком заканчивается счет и кто начинает сначала. Например, 7-ой участник тренинга называет семь имен, 8-ой - только свое имя, 9-ый - имя восьмого и свое и т.д., пока все не назовут свои имена.

Б. "Хоровое знакомство"

Вначале каждый называет свое имя по кругу. Затем ведущий указывает на кого-либо, и все (в том числе и тот, на кого указывают) хором произносят это имя. Так повторяется несколько раз с разными участниками.

В. "Знакомство на время"

За определенное время (например, за 5 или 10 секунд - зависит от количества человек в группе) необходимо познакомиться (узнать имена, пожав при этом руки) как можно с большим количеством участников тренинга. По сигналу ведущего "СТОП" все прекращают знакомство и рассаживаются на свои места. Затем каждый по порядку должен назвать количество вновь приобретенных знакомых, назвать каждого по имени, указав при этом на того, кого называешь.

Это упражнение проходит, как правило, очень эмоционально, одно и

то же имя называется по несколько раз, что повышает шансы быстро за-

помнить имена.

Г. "Игра с мячом"

Участники становятся в круг. Мяч первоначально находится у вожатого. Он называет свое имя и кидает мяч любому из ребят. Тот тоже представляется и бросает мяч дальше и т.д. до тех пор, пока все ребята не представятся.

На следующем этапе игру можно усложнить (или играть сначала по этому варианту, если ребята уже знают имена друг друга). Играющий бросает мяч какому-то другому участнику и при этом называет его имя. Тот, кто ошибается, выполняет какое-либо задание, придуманное ребятами (рассказать анекдот, изобразить пантомимой какой-то предмет и т.д.).

Д. "Знакомство в центре круга"

Все участники стоят в кругу. По часовой стрелке ребята выходят в центр круга и представляются так, как бы они хотели, чтобы их называли. Например, Аленка, Светик, Дмитрий Сергеевич и т.д. Это представление можно сопровождать какими-то движениями, а к имени добавлять прилагательное, характеризующее характер участника.

Е. "Имя и характер"

Ведущий называет наугад какое-нибудь имя. Если среди присутствующих нашелся человек с таким именем, то ему дается задание назвать как можно больше своих хороших качеств на букву, с которой начинается его имя, или их определенное количество (3-5).

Ж. "Имя и комплименты"

Ведущий наугад произносит какое-то имя. Если находится несколько

человек с таким именем, то этот факт отмечается. Например: "Отлично, у нас целых три Оли". Если же имя встречается только один раз, то на первую букву этого имени его обладателю все участники игры говорят комплименты. Например, имя "Света". Комплименты могут быть разнообразные: "симпатичная", "солнечная", "светлая", "самая-самая" и т.д.

Игру хорошо проводить перед началом дела, когда еще не все собрались, и надо чем-то занять ребят.

 

Итак, мы познакомились. Естественно, можно применять и другие виды знакомства, наиболее известные вам и наиболее отработанные. Можно группировать предложенные виды знакомств, но при этом следует помнить, что: 1) нельзя затягивать знакомство; 2) не стоит думать, что сразу все всех запомнят по именам. С целью повторения имен можно провести (на следующий день) следующие упражнения:

 

Упражнения на повторение имен:

1. "Паутинка"

Для этой игры необходимо иметь большой клубок ниток (пряжи). Ведущий наматывает себе на палец конец нитки и бросает клубок кому-нибудь из участников игры (не рядом стоящему), называя при этом его имя, тот - следующему и т.д. В конце игры все оказываются "связанными", на что можно обратить внимание играющих. Последний участник может "полежать" на этой "паутинке".

Игра помогает участникам почувствовать друг друга; может также

проводиться на экологических занятиях, чтобы показать взаимосвязь явлений и событий в природе.

2. "Моргалочки наоборот"

Участники игры разбиваются по парам и становятся в круг лицом к центру. Один из участников пары не имеет. Участникам (в паре) предлагается "поменяться" именами. Например, если в паре стоят Света и Лена, то на время игры Света становится Леной, а Лена становится Светой. Водящий выбирает кого-нибудь из участников и называет его новым именем. Этот участник, услышав свое новое имя, должен перебежать к водящему, а другой участник должен его удержать. Если попытка побега удалась, то игрок, оставшийся один, должен переманить к себе другого игрока и т.д. Если же попытка была неудачной, то водящий выбирает себе другую "жертву".

3. "Цып-цып"

Все участники становятся (садятся) по кругу, водящий находится внутри круга. Если водящий говорит кому-то "цап", то этот человек должен быстро назвать имя своего соседа слева, "цып" - имя соседа справа, "цып-цып" - все участники меняются местами. Если кто-то из участников не смог быстро ответить на вопрос ведущего (ответил не сразу или неправильно), то он становится водящим, и игра продолжается.

Игра проходит очень эмоционально, требует от участников знания

имен товарищей, внимания, умения ориентироваться при изменении ситуации.

4. "Построения" (подробнее см. блок игр на раскрепощение).

Ребятам за определенное время (1-2 минуты) необходимо построиться

в шеренгу в алфавитном порядке их имен. Например, первым будет стоять

Алексей, вторым - Борис, третьей - Виктория и т.д. Ведущий, конечно же, проверит правильность их построения, в результате чего ребята еще раз представятся. Те, кто ошибся, могут выполнить какие-либо задания.

 

* Как говорит Д.Карнеги, для любого человека самый приятный звук - звук его имени. Обращение по имени - это первый шаг к взаимопониманию и дружбе. Вожатому необходимо постараться в первый же день запомнить имена детей, чтобы не испытывать постоянного чувства неловкости в тот момент, когда нужно обратиться к кому-то из ребят.

* Кроме того, можно использовать импровизированные визитки. Их заготовки можно сделать дома или вместе с ребятами (это могут быть кружочки, прямоугольники из бумаги с рисунками, аппликациями и т.п.). После игр их можно раздать ребятам, чтобы они написали на них свои имена.

* А еще детям часто нравится писать у себя на щеке краской или карандашом первую букву своего имени: это и своеобразный вариант "визитки", и отличительный знак отряда.

 

2. Следующий блок игр направлен на раскрепощение ребят, снятие психологического зажима в связи с новой для них обстановкой. Это, в основном, подвижные, веселые игры, в процессе которых ребята много двигаются, часто дотрагиваются друг до друга, что способствует созданию более доверительных отношений между участниками. (15-30 минут).

1. «Если весело живется...»

Игра проводится с группой детей любого возраста и количества, на воздухе, в помещении, сидя, стоя или даже лежа.

Игру ведет ведущий (вожатый). Ребята повторяют за ним слова и сопровождающие их движения:

- Если весело живется, делай так... (2 хлопка в ладоши)

- Если весело живется, делай так... (2 хлопка в ладоши)

- Если весело живется, мы друг другу улыбнемся (поворачиваются друг к другу и улыбаются),

- Если весело живется, делай так... (2 хлопка в ладоши).

Далее, при повторе текста, ребята по кругу добавляют свои движения. Например, прыжок, поворот головы, топанье ногами, щелчок пальца-

ми, различные звуки и т.д.

Последние слова в игре (после того как последний участник показал свое движение): "Если весело живется, делай все!". Играющие повторяют по очереди все запомнившиеся движения.

Не стоит играть в эту игру, если участников больше 15 человек. В этом случае ее можно изменить, если ведущий передаст право показывать

движение кому-нибудь из ребят, или движение предлагают пары играющих по очереди.

Творческий круг»

Игра с группой детей на снятие зажима, на организацию коллектива.

Ребята становятся в круг. Каждый придумывает какое-то движение и звук, который он будет издавать в движении. Затем первый участник движется через центр круга и передает эстафету тому, кто ему понравился. Второй повторяет движение и звук первого и, показав свои, выбирает третьего. Третий повторяет движения и звук второго, показывает свои и выбирает четвертого и т.д.

3. "Дракон кусает свой хвост"

Участвовать в игре могут от 15 до 30 человек. Для игры выбирают ровную площадку или полянку. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый участник - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего - дракон ловит свой хвост. Остальные играющие цепко держатся друг за друга.

Кто окажется проворней - голова или хвост?

Капканы»

Шесть играющих встают парами, взявшись за обе руки и подняв их вверх. Это капканы, и располагаются они на незначительном расстоянии друг от друга. Все остальные ребята берутся за руки, образуя цепочку. Они должны двигаться через капканы. По хлопку ведущего капканы "захлопываются", т.е. ребята опускают руки. Те, кто попадаются, сами образуют капканы. Побеждает тот, кто сумел до конца игры не угодить ни в один капкан.

5. "Аленушка и Иванушка"

Среди играющих выбирают Аленушку и Иванушку и завязывают им глаза. Остальные игроки становятся в круг и берутся за руки. Участникам

игры ведущий объясняет, что Иванушка должен поймать Аленушку. При этом Иванушка имеет право громко спрашивать: "Аленушка, ты где?", а Аленушка обязательно отвечает на этот вопрос: "Я здесь, Иванушка!". Таким образом, участники должны ориентироваться по голосу. После окончания игры выбирается другая пара и т.д.

6. "Кошки-мышки"

Игра проводится аналогично предыдущей, т.е. кошка должна поймать мышку, но ориентироваться играющие могут только на хлопки товарищей. В этом случае остальные участники при приближении кошки к мышке начинают хлопать громче, а при удалении - тише.

Моргалочки

Девочка Надя

Динозаврик

Шел козел по лесу

Путаница

Плетень

13. Ой-ой-ой и др.

 

Еще раз напомним, что знакомство не стоит затягивать (всего 20-30 минут), иначе ребятам надоест играть и станет скучно. Нет смысла использовать все перечисленные здесь игры, выбирайте те, что вам понравились или используйте другие. При подборе игр следует также учитывать количество, возраст ребят, знакомы они друг с другом или нет, в каком помещении вы работаете и т.д.

 

3. Некоторые из упражнений позволяют ведущему наблюдать и анализировать отношения в группе (деление на подгруппы, выявление лидеров этих подгрупп), а также определять некоторые индивидуальные качества участников. Конечно, вожатому необходимо внимательно наблюдать за происходящим. Так, наиболее активные ребята всегда первыми реагируют на просьбы вожатого быть ведущим, ответить на вопрос и т.д. Например, в игре "Знакомство в центре круга" не все ребята становятся в центр, многие делают небольшой шаг со своего места. Это, в основном, ребята с заниженной самооценкой, скованные, не желающие привлекать к себе лишнего внимания или чем-то обеспокоенные и т.п. И наоборот, некоторые с легкостью становятся в центр. Это уверенные ребята, знающие себе цену. Ниже приведены некоторые из этих игр (5-10 минут).

1. "Построения"

Для проведения этого упражнения всем встать, освободить от стульев площадку (или перейти на любое свободное место, где можно поиграть) и разбиться на две равные команды, которые должны образовать шеренги друг напротив друга. После этого дается задание, при выполнении которого команды поднимают руки, что определяет выигрыш на данном этапе (кто первый - тот и выиграл).

Сразу хочется ПРЕДУПРЕДИТЬ, что выигрыш должен стать чисто символическим для команд, т.е. не надо заострять на этом внимание.

Счет выигрыша нужен для обострения игрового момента, четкого проведения игры, приобретения положительного эмоционального заряда.

Также хочется обратить внимание, что проводя "Построения" (да и не только это), вы можете определить неформального лидера (или лидеров) и отметить их для себя; определить примерно характер и темперамент участников.

Итак, построения.

А/ - по росту. При построении возникает естественный вопрос: "Откуда строиться?" Желательно не давать ответа - промолчать, сделать

вид, что не слышите вопроса. Здесь (и в последующих построениях) вы как раз и сможете отметить лидера, того, кто возьмет на себя инициативу в построении, т.е. начнет расставлять "как надо", собственно, это, возможно, и есть те люди, которые в сложной ситуации могут взять на себя инициативу. Таким образом, в игре можно проверить - совпадают ли потенциальные лидеры с формальными.

Б/ - по росту строятся "слепые" (все закрывают глаза) или "немые" (все молчат).

В/ - по цвету волос.

Г/ - по жесткости волос (упражнение связано с прикосновением; это раскрепощает участников, делает их более открытыми, доступными).

Д/ - по длине прически (используется в том случае, если большинство участников женского пола).

Е/ - в алфавитном порядке имен (в очередной раз произносятся имена, что увеличивает шанс их скорого запоминания).

Ж/ - по цвету костюма.

З/ - по цвету обуви.

И/ - по цвету глаз (не каждый может расставить людей по этому принципу. Как правило, за это дело берутся отчаянные, смелые, энергичные, решительные люди).

К/ - по степени общительности (опыт показывает, что данное упражнение можно проводить как с знакомыми, так и не знакомыми друг с другом участниками. В любом случае информация для ведущего может быть очень интересной).

Л/ - по порядку возрастания номерных знаков (1-ый вариант: номера прицепляются к спине; 2-ой вариант: рука с номером прижата вдоль туловища ладонью назад).

Для данного упражнения необходимо приготовить карточки с цифрами от 0 до 40. Их прицепляют к спине (1-й вариант) или вкладывают в ладонь (2-й вариант), т.е. участники не видят своего номера.

Задание: Кто быстрее из команд построится по возрастанию номеров. При этом отмечается находчивость и смекалка.

Примечание: После каждого номера команды могут оценить друг друга. При оценке команды имеют право подходить к "соперникам", переставлять их, называя при этом имена. При перестановке ведущий должен обратить внимание на то, чтобы команда, которую оценивают, не спорила, а подчинялась требованиям, которые им предъявляют. Почему?

Во-первых, это исключает лишние споры; во-вторых, можно спокойно понаблюдать за участниками: кто и как оценивает себя и других.

Построения эти не случайны. Когда строимся и оцениваем, мы непроизвольно фиксируем свое внимание на чем-то конкретном (волосы, глаза, цвет и фасон одежды, обуви и т.д.). Таким образом, появляется возможность узнать о человеке не только как его зовут, но и что он из себя представляет.

М/ - построение геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, ромб, эллипс, треугольники различного вида, трапеция). Участникам

предлагают взяться за руки, закрыть глаза и построить названную фигуру.

В ходе выполнения этого упражнения тоже возможны интересные наблюдения: каким образом будет организовано построение, кто возьмет на себя роль руководителя, как будет решена проблема построения фигуры вслепую?

Найти человека»

Игра проводится в коллективе для более близкого знакомства и познания друг друга. Для этой игры организаторам необходимо подготовить карточки - задания по числу участников. Карточка состоит из 5-7 заданий, задания в карточках разные.

Ребятам раздаются записки с заданиями: "Найти человека, который

рисует", "... который поет", "... который играет на гитаре", "... танцует" и т.д. На выполнение задания дается 5 минут. По сигналу ведущего "СТОП" все прекращают расспросы и рассаживаются на свои места. Затем каждый по порядку должен назвать количество открытых им "талантов", назвать каждого по имени и рассказать всем о его способностях.

Возможны другие варианты задания - "Найти всех, кто умеет рисовать, петь и т.д."; можно разбить ребят на команды и предложить каждой команде общую карточку. В этом случае количество заданий увеличивается.

Направленность вопросов может быть различной: кто из ребят ни разу не получал двойки, кто любит запускать воздушного змея, кто смог бы

подобрать музыку для дискотеки, кто умеет делать массаж и т.д.

Пальчики»

Играющие сидят на стульях. Ведущий показывает несколько пальцев на руке, и ровно столько человек должны подняться со своих мест. Ведущий проигрывает несколько комбинаций (2,6,1), наблюдая при этом, кто чаще всех встает. Это так называемая "совесть группы".

Стульчики»

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подаст команду.

5. "Фотография на память"

Группе предлагается "сфотографироваться на память" и встать перед камерой. Для наблюдений ценно, что обычно в центре встают люди с завышенной самооценкой.

 

Итак, в заключение можно сказать, что главной задачей вожатого в

первое отрядное время является создание настроения ребят, т.е. необходимо вывести их из состояния дискомфорта, зажечь их, увлечь, завести. Во многом это зависит от самого вожатого. Можно даже вывести следующий закон: "Настроение отряда прямо пропорционально настроению вожатого." Так что, товарищи вожатые, не спите, а то ваш отряд замерзнет!

 

Литература:

1. Лето в лагере. Методические разработки педотряда "Тревожный" Череповецкого дворца творчества детей и юношества.

2. Играй с нами. Методическое пособие ОДЮО «Искра».

 


«Огонек» знакомств

Н. Максимова, Е. Картавцева

Много интересного произошло за этот день, но он еще не закончился. Солнце играет в верхушках деревьев, посылая на землю последние лучи этого дня, а на полянке, уютно потрескивая, бросает на ветер искры костер, вокруг которого расположились кругом ребята. Или за окном идет мелкий, моросящий дождь, а в уютной комнате, вокруг свечки, сидят ребята и, передавая из рук в руки какую-либо вещицу, что-то рассказывают друг другу. Это идет огонек знакомств, который традиционно называется

"Расскажи мне о себе".

Это первый огонек в отряде, первый сбор всего отряда на отрядном месте. Значение его в оргпериод чрезвычайно велико: он определяет эмоциональный настрой и содержание взаимоотношений в первые дни существования отряда.

Цель "огонька знакомств" - сформировать у каждого ребенка представление об отряде и о себе в этом отряде, а также более глубокое знакомство друг с другом. Самое главное здесь - создать такую атмосферу, когда хочется рассказать о себе и узнать немного о других, - немного таинственную, романтическую, обязательно очень доброжелательную и до-

верительную. В этом вам помогут песни и легенды.

При подготовке определите для себя свою цель, чего вы хотите от этого огонька. Тогда вам будет легче выбрать форму проведения. Он может быть какой угодно, - все зависит от вашего творчества. Выбирая форму и методы проведения "огонька знакомств", необходимо ориентироваться на возраст ребят. Так, для ребят подросткового возраста он может быть

очень лиричным и задушевным. Для ребят 5-7 классов на "огоньке" должен присутствовать элемент игры.

Существует несколько вариантов огонька знакомств, рассчитанных на

старшие и младшие отряды. Начать "огонек знакомств" можно с рассказа о

том, что такое "огонек", как он появился, о традициях (см. приложение). Продолжить можно одним из следующих способов:

 

I. Через рассказ-эстафету "Расскажи мне о себе". Каждый по очереди, по кругу, рассказывает о себе. Очень важно с самого начала задать нужную тональность и темп разговора. Достигается это следующим способом:

1) сам вожатый, первым рассказывая о себе, показывает сам ребятам, как это надо делать;

2) вожатый, немного уже зная о ребятах, просит сесть рядом с собой слева наиболее бойких, "разговорчивых" ребят, которые сумеют поддержать темп и тон, заданный вожатыми.

Эта форма "огонька", наиболее простая с виду, является одной из самых сложных. К тому же эффективна она лишь в старшем отряде. Как

правило, младшие ребята не умеют еще рассказывать о себе. Особой сложностью отличается здесь позиция вожатого (комиссара). Достаточно утомительно слушать более 10 человек, говорящих примерно одно и то же (рассказывают по единой схеме; лучше дать ее сразу - имя, чем увлекаешься, кем хочешь стать, чему хочешь научиться). Вот почему вожатый должен постоянно реагировать на рассказ, комментировать его, задавать вопросы, просить спеть песню, прочитать стихотворение, продемонстрировать другое умение (в зависимости от интереса или увлечения ребенка).

Лучше, если у вожатого будут заранее заготовлено несколько вопросов (см. список вопросов в приложении).

У этой формы очень много вариантов. Например,

Горящая спичка»

1) Все сидят в кругу. Зажигаются две спички от свечи, стоящей в его центре. Горящие спички идут по кругу навстречу. Их передают, беря за целую основу спички или сгоревшую головку. Тот, в чьих руках спичка гаснет, должен ответить на любой вопрос, который зададут ему участники

игры, исполнить номер художественной самодеятельности, рассказать веселую историю, анекдот.

2) Каждый по очереди зажигает спичку и, пока она горит, рассказывает о себе то, что он считает самым важным.

Представление себя»

Каждому дается время для рассказа о себе (творческого представления себя). Каждый рассказывает только то, что посчитает нужным. Форма

представления может быть свободной: кто-то изобразит себя рисунком, кто-то прочитает свои любимые стихи, споет или назовет строчку из песни и т.д. Время выступления ограничивается (1-2 минуты).

Представь соседа»

Ребята разбиваются на пары, всем дается следующее задание: в течение 1-2 минут они должны как можно больше узнать друг о друге. Затем каждый по кругу представляет своего напарника (делает ему рекламу на 30 секунд). Это может быть просто рассказ, рисунок, какое-то творческое представление.

Не стоит проводить эту игру, если участников более 15 человек, она может затянуться и ребятам будет скучно.

Туалетная бумага»

Ведущий, показывая всем рулон перфорированной туалетной бумаги, предлагает каждому оторвать от него столько квадратиков, сколько он сочтет нужным. После того, как все запаслись бумагой, ведущий объясняет правила игры. Все участники должны рассказать о себе столько фактов или историй из собственной жизни, сколько квадратиков они оторвали. Если игра проводится в коллективе, где все уже знакомы, задание может быть следующим: рассказать о себе обозначенное число неизвестных другим фактов (историй).

Интервью»

Это упражнение можно организовать по-разному. Ребятам можно предложить каждому задать один-единственный вопрос тому человеку, который его заинтересовал. Тот, кто отвечает, может отвечать от какого-либо вымышленного лица (героя произведения, какого-то предмета) или от себя лично.

Иногда вопросы помещаются в "конверт откровений", каждый вытягивает свой вопрос и честно на него отвечает. Вопросы могут быть анкетные, например, твой любимый цвет, и философского характера, например,

сколько должна длиться жизнь человека. Варианты этого задания можно придумать самим: не вытаскивать бумажку из конверта, а отыскать свою

звездочку и сорвать ее (на звездочке написан вопрос) и т.д.

Брачное объявление»

Небольшой разговор с ребятами - какие виды знакомства знаете? Давайте попробуем написать объявление в газету. Ваша задача - составить текст брачного объявления, в котором нужно прежде всего указать свои основные достоинства. Не стоит уделять слишком много внимания своим физическим данным. Каков ваш характер, привычки, особенности общения с людьми и отношения к ним? Ваши любимые занятия? Чем можете заинтересовать другого человека? Можно в нескольких словах охарактеризоват







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.