Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Через творческие группы.





Ребята разбиваются на несколько групп. Разбивки могут быть разные: по именам и отчествам, по интересам, по частям света или по делегациям от школ, районов и т.д.

В зависимости от характера групп им дается творческое задание. Например, тезки представляют себя творчески так, чтобы в их выступлении фигурировали их имена; в других случаях это может быть творческая защита своего интереса, веселое географическое путешествие по районам, городам, представленным в отряде. Вожатый комментирует выступление групп, участвует сам в работе одной из них. Основная задача - подчеркнуть индивидуальность каждого ребенка.

 

На первом огоньке можно поиграть в разные игры, в процессе которых ребята раскрывают свой творческий потенциал, свои интересы, знакомятся друг с другом, например:

1) Ассоциация "Открытие личности"

Участники рассаживаются в круг. Выбирается "следователь", который

должен временно удалиться. В это время из числа присутствующих выбирается "подозреваемый" так, чтобы "следователь" не слышал и не видел.

Задача: с помощью наводящих вопросов ассоциативного характера, адресованных каждому из участников, собрать сведения ("букет ассоциаций"), с помощью которых можно будет выявить "подозреваемого". Задача всех остальных - как можно точнее ассоциировать "подозреваемого", но при этом постараться не выдать его взглядом, жестом и т.д.

Пример вопроса: "Если бы это была машина, то какая?" (дерево, птица, животное, цветок и т.д.)

Игра развивает наблюдательность, умение сосредоточиться, логику

мышления, интуицию.

Примечание: отгадывать можно до трех раз. После того, как "следователь" нашел "подозреваемого", второй становится "следователем", и игра продолжается. Если "следователь" не отгадал с трех раз, ему показывают "подозреваемого", и "следователь" остается отгадывать второй раз.

Портрет

Все сидят в кругу. Вожатый дает всем задание: посмотрите, пожалуйста друг на друга, выберите человека и попытайтесь его нарисовать. Затем рисунки пускают по кругу, и каждый говорит или пишет, чей это портрет. В конце обсуждения автор рисунка называет человека, которого он рисовал.

Чистый лист

Вожатый каждому дает чистый лист бумаги и говорит: "У каждого из

вас в руках находится лист. Сделайте с ним что-нибудь - сложите, нарисуйте что-то или напишите, сомните - все, что угодно. А теперь подумайте о том, что вы попали в новый коллектив, где вас почти никто или совсем никто не знает. Как вы себя ощущаете? У вас не возникает никаких ассоциаций? С бумагой каждый может сделать, что ему хочется. Но как придется тут вам, что о вас будут думать - решать вам, во многом это от вас зависит. Подумайте еще немного, каким вы хотите запомниться.

 

Здесь приведены некоторые моменты проведения "огонька знакомств". Конечно же, далеко не все. Вы сами можете выбрать то, что вам понравится, или придумать свой "огонек".

Но есть нечто, что является "минимумом", спецификой, отличающей

этот "огонек" от всех других. Вожатый готовит и ведет этот "огонек". Он комментирует, контролирует темп и тональность, следит за настроением и вниманием, обобщает, делает выводы. Он предлагает форму проведения огонька, показывает, как надо выступать и вести себя на огоньке. Он говорит вступительную и заключительную речь. Этим вечером продолжается знакомство с лагерем, с законами и традициями сбора.

Итак, что в огоньке знакомств должно быть обязательно:

- выступление-представление каждого члена отряда;

- рассказ вожатого о традициях сбора;

- особый эмоциональный настрой (возбуждения, торжественности и одновременно лиричности).

Чего не должно быть:

- нельзя обезличивать огонек, превращать его в знакомство делегаций или групп;

- не подменять огонек пением песен или чтением стихов;

- не практиковать различные чаепития, конфеты и прочее, это отвлекает, напоминает ребятам традиционные школьные огоньки с едой и танцами и тем самым снижает тот эмоциональный настрой, без которого невозможен огонек знакомств.

 

Литература:

1. Лето в лагере. Методические разработки педотряда "Тревожный" Череповецкого дворца творчества детей и юношества.

2. Листопадов Ю.Г. Вечерний костер в детском лагере: общие подходы, основные виды, проведение в первичном коллективе. Костры. Дружина "Шуя", 1997.

3. А.С.Прутченков. Свет мой зеркальце, скажи...

4. Папка из метод. уголка "Комиссару для работы на сборе".

 

Приложения

 

1. Как появился "огонек"

Наша история произошла давным-давно во Всероссийском лагере Орленок". Лагерь был еще очень молодым. В нем была всего одна дружина и маленький коллектив вожатых. Первые отряды не были дружными. Но прошло некоторое время, и все стали замечать, что с одним отрядом что-то творится. Все мальчишки и девчонки в этом отряде были не такими, как их товарищи. Они относились друг к другу не так, как остальные: мальчишки всегда брали на себя трудную работу, помогали девчонкам; девчонки заботились о мальчишках - и никто никого не оставлял в беде. Увидят грустное лицо - и сделают все, чтобы печаль оставила товарища.

Никто сначала не мог понять причины такой перемены, а потом стали

замечать, что каждый вечер эти ребята уходят в лес и возвращаются оттуда оживленными и счастливыми. И вожатые решили узнать тайну этого отряда. Долго пришлось им в следующий вечер идти в темноте по следам,

и вдруг между темных стволов сосен перед ними блеснуло высокое пламя костра. Вожатые увидели, что мальчишки и девчонки сидят вокруг костра плечом к плечу и поют песни, и говорят о разных вещах: о любви и дружбе, о беде и радости, о добром и злом - о том, что их волнует, чем они

хотят поделиться с другими.

И как ни странно, безмолвный огонь тоже был участником их разговора. Он освещал лицо говорившего; а если разговор оживлялся, пламя тоже волновалось, часто вспыхивая, бросая снопы искр в небо; если же разговор затихал и лилась негромкая песня, костер горел плавно, играя языками пламени. А когда пришло время возвращаться, ребята взялись за руки, и над лесом понеслись тихие слова: "Лагерный день окончен, день отшумел..." И домой они возвращались, держась за руки.

Вожатым было над чем подумать. И с того самого дня все больше и больше костров вспыхивало вокруг лагеря. И маленькие искорки от них селились в душах ребят.

Традиция эта жива и по сей день. Во многих лагерях, как и в "Орленке", ребята вечерами собираются вокруг костра или свечи, обсуждают проблемы прошедшего дня, говорят о том, что им дорого.

 

 

2. Вопросы к "огоньку"

- Есть ли у тебя цель в жизни?

- Ты везучий человек?

- Как бы ты провел свой последний в жизни день?

- Если перевоплощения души существуют, в какого зверя ты хотел бы превратиться?

- Что такое жизнь?

- Надо ли любить себя? Какие чувства по отношении к себе ты испытываешь чаще всего?

- Есть ли у тебя друг, которому ты мог бы рассказать все о себе?

- Когда человек становится взрослым? Ты взрослый?

- Тяготит ли тебя одиночество? Одиночество - зло или благость?

- Противоположность одиночеству - это...

- Чье мнение для тебя авторитетно?

- Ты доверчивый человек? Часто ли тебя обманывают? А ты?

- На кого в семье ты похож?

- Кто оказал на тебя большее влияние?

- Кто ближе всех внутренне?

- Чем тебя можно обидеть?

- Что такое чудо?

- Успех для тебя - это...

- Что ты не сделаешь ни при каких обстоятельствах?

- Что такое предательство? Можно ли прожить, ни разу не предав?

- Где ты чаще всего - в своем настоящем, прошлом, будущем?

- На какой вопрос ты ищешь ответ?

- От чего в себе ты с радостью бы отказался?

- Приходилось ли тебе когда-нибудь ударить человека? Что ты чувствовал тогда?

- Каким ты хотел бы быть всегда?

- Сформулируй основной конфликт между тобой и окружающими если такой есть). (конфликт далеко не всегда настоящая ссора)

- Если бы ты мог монтировать жизнь, как кинопленку, что бы ты вырезал? Что переставил местами? Какие события добавил? Что бы изменил?

- Недостаток, который невыносим для тебя (в мужчине, в женщине, в людях)?

- Недостаток, наименее значимый для тебя.

- У тебя есть волшебная палочка. Твои три желания.

- Когда и с кем ты бываешь сам собой?

- Что труднее: понять другого или самому быть понятым?

- Любишь ли ты стихи? Какие?

- "Если вам, сударь, тревожно и грустно...", что вы делаете?

- Твоя любимая игрушка в детстве?

- Что нельзя простить никому?

- Что важнее всего уметь в жизни?

- О чем ты чаще всего думаешь наедине с собой?

- Трудно ли быть добрым?

- Чем тебе можно доставить радость?

- Что такое мужественность, женственность?

- Зачем на свете красота?


Как делиться на группы

На сборе для выполнения какого-либо задания часто приходится делить отряд на группы. Ниже приведены несколько принципов, по которым можно осуществить разбиение.

1. Все разбиваются на двойки, тройки, четверки (как того требует упражнение) с сидящими рядом членами группы.

2. Разбиваются по желанию.

3. С помощью упражнения "Выбор".

Все участники сидят или стоят по кругу. Ведущий дает сигнал: "Раз-два-три". Все одновременно должны показать на того, с кем бы хотел "поработать" в паре. Указывающие друг на друга образуют пары и выходят из круга. Это продолжается до тех пор, пока все таким образом не разобьются на пары.

Примечание. Если в группе нечетное количество участников, вожатый выполняет также роль игрока.

4. С помощью игры "Молекула".

Все участники становятся в круг. Ведущий дает команду: "Молекула-1", тогда все участники должны встать по одному, "Молекула-2" - по двое и т.д. Заканчивают игру числом, равным количеству человек в группе.

5. По цветным жетонам или жетонам разного вида (сколько групп, столько и видов жетонов).

6. По разрезанным открыткам (открытки разрезаются на столько частей, сколько человек должно быть в группе).

7. Карточки с определенными значками ("+" и "-", "X" и "0" и т.д.).

8. Участникам предлагается найти человека с определенными (индивидуальными) признаками. (Задание должно быть составлено таким образом, чтобы группы составлялись однозначно).

9. По временам года: кто родился зимой, весной, летом, осенью образуют 4 группы.

10. Различные комбинации из имен участников:

- 2 группы: участники, имена которых начинаются с гласной буквы, образуют одну группу; имена которых начинаются с согласной - вторую.

- 2 группы: участники, полные имена которых содержат меньше шести букв (Ольга, Елена, Олег, Петр), и те, чьи полные имена содержат шесть и больше букв и т.д.

11. Каждый участник получает (вытаскивает из шапки) бумажку, на которой написана цифра. Цифр используется столько, сколько надо образовать групп. Участники должны найти людей с такими же цифрами, но при этом соблюдать определенные правила. Игра начинается по команде. Два участника при встрече молча пожимают друг другу руки количество раз, равное заданной цифре. Какая группа соберется быстрее?

12. Каждый участник получает бумажку, на которой написана строчка из популярной песни. Песен столько, сколько необходимо образовать групп. По команде каждый участник должен начать громко петь куплет или припев песни, которая ему досталась. Какая группа самая громкая?

13. Каждый участник получает бумажку, на которой написаны задания:

- Ущипни.

- Наступи на ногу.

- Хлопни по спине.

- Дерни за волосы и т.д. Видов заданий столько, сколько групп вы хотите образовать. По команде каждый начинает выполнять написанное у него на бумажке задание. Кто быстрее?


Дежурство на сборе

Е. Картавцева

Дежурство по лагерю - это одна из традиций "Искры". Дежурный отряд несет полную ответственность за организацию жизни лагеря в течение суток. От того, как дежурит отряд, зависит выполнение плана дня, а также общий эмоциональный настрой на сборе.

Дежурный комиссар - главное лицо в "Искре" (на сборе). На него возлагаются следующие обязанности:

- следить за выполнением плана дня и своевременно доводить все его изменения до сведения отрядных комиссаров (обеспечивать выполнение закона "00" - своевременное начало и окончание общелагерных мероприятий, организация подъема, зарядки, линейки, отбоя и т.д.);

- следить за порядком в лагере;

- разрешать различные текущие вопросы.

В зависимости от типа лагеря (стационарный, палаточный) организация дежурства будет осуществляться по-разному. Под стационарным понимается лагерь, в котором есть жилые корпуса и общая столовая. В палаточном лагере все живут в палатках, у каждого отряда есть свое отдельное место, пища готовится каждым отрядом самостоятельно на кострах.

Одна из задач дежурного отряда - обеспечить посты.

В стационарном лагере посты могут быть следующие:

- столовая - 5-10 чел. (своевременное питание, возможно в несколько смен);

- патрулирование по лагерю - 1-2 чел. (контроль за порядком);

- КПП (контрольно-пропускной пункт) - 1-2 чел. (без пропуска не пускать);

- телефон - 1 чел. (связь с городом);

- пресс-центр - 1 чел. (помощь художникам, пресс-группе).

 

В палаточном лагере необходимо следить за следующими моментами:

- наличие воды в умывальниках (утро, вечер);

- наличие воды и дров в центральном лагере (завтрак, обед, ужин);

- удобно иметь 1 чел. для связи (бегунка), который находится весь день в центральном лагере и выполняет распоряжения дежурного комиссара;

- не допускать посторонних лиц и машины на территорию лагеря (КПП в разных концах лагеря - на дорогах) - 2 чел.

 

Примечание. Необходимость какого-либо поста определяется нуждами лагеря и требованиями администрации, СЭС и т.д. Количество человек, задействованных на постах, зависит от количества человек на сборе и в отряде. В зависимости от объема работ иногда целесообразно объединять 2 отряда для дежурства.

 

Линейка передачи дежурства

Отряд принимает дежурство в 22.30 на линейке передачи дежурства и сдает его ровно через сутки.

Дежурный комиссар (ДК):

- Отряды, равняйсь, смирно. На линейку передачи дежурства войти.

- Отряды, равняйсь, смирно. Дежурным командирам (командирам отрядов) приготовиться и сдать рапорты.

Командиры отрядов сдают рапорты о готовности.

- Дежурство передать.

- Отряд (номер или название) дежурство сдал.

- Отряд (номер или название) дежурство принял.

Передаются атрибуты дежурства (повязки, пилотки и пр.).

На вечерней линейке опускается (приспускается) флаг.

В условиях игрового лагеря линейка передачи дежурства может носить игровой характер, соответствующий специфике сбора (отряды могут заступать в караул, на вахту и т.д.).

 

Особо нужно сказать о творческих моментах дежурства. Обычно отряды стараются как-то выделить свое дежурство, отдежурить с "огоньком". Как? Каждый отряд придумывает что-то свое. Часто на утренней линейке показывают творческие заставки. Они могут быть посвящены тематике дня, какому-то интересному эпизоду в жизни лагеря, санитарному состоянию отрядов и т.д. Выпускаются разного содержания газеты, делаются сюрпризы-подарки другим отрядам и комиссарам. Перед тем, как войти в столовую, отряды должны выполнить различные задания, например, на трудовой день - вспомнить как можно больше пословиц о труде. Внутри столовой тоже можно повеселиться: на столах расставить бумажные карточки с надписями: "Не гляди на девочку, а гляди в тарелочку", "У соседа каша та же" и др. Дежурный отряд может выйти с инициативой провести однодневный конкурс типа "Самый галантный джентльмен" или объявить " Стихийный день", т.е. день, когда все говорят не просто, а стихами, а потом подвести итоги и выбрать Главного рифмоплета.

 

Дежурство в отряде помогает привить ребятам навыки самообслуживания, приучает к аккуратности и самостоятельности. Если нет постоянного графика дежурства, вопрос о том, кто будет дежурить следующим, решается вечером на огоньке или утром. В палаточном лагере на дежурство удобнее заступать с обеда, - в этом случае утром не возникает вопросов об оставленных вечером немытых чашках и т.п.

Обязанности отрядных дежурных:

- следить за порядком в комнатах (палатках);

- следить за порядком на отрядном месте;

- следить за наличием питьевой воды и дров;

- приготовление пищи и мытье посуды (в палаточном лагере).

 

Удачного вам дежурства!

 

 

Литература:

Папка из метод. уголка "Комиссару для работы на сборе".

 








ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.