|
Биология с дополнительной специальностью География(код и наименование специальности/тей)
Утверждено на заседании кафедры биологии и химии естественно-географического факультета (протокол № 12от 26 марта 2008г.)
Зав. кафедрой __________________М.Н. Харламова РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы: доц. Е.Г. Митина, ст. преподаватель кафедры биологии и химии Н.В. Икко 1.2. Рецензенты: к.б.н., доц. Е.Н. Луппова, к.б.н. О.С. Любина 1.3. Пояснительная записка:
Программа курса «Зоология беспозвоночных» рассчитана на студентов 1 курса, обучающихся по специальностям 050102 «Биология», 050102.00 «Биология с дополнительной специальностью». Целью данной учебной дисциплины подготовки специалиста является расширение и углубление знаний о строении, процессах жизнедеятельности, экологии, филогенетических связях различных групп беспозвоночных животных, значении в природе и жизни человека. Задачи: 1. ознакомление с современной классификацией каждой рассматриваемой группы живых организмов; 2. изучение особенностей строения, жизнедеятельности в связи со средой обитания; 3. выявление закономерностей эволюции беспозвоночных животных; 4. рассмотрение вопросов многообразия представителей каждой систематической группы; 5. ознакомление с представителями беспозвоночных, обитающих в условиях Кольского севера. Учебная дисциплина «Зоология беспозвоночных» тесно связана с такими дисциплинами предметной подготовки специалиста как «Цитология», «Эмбриология», «Экология» и «Теория эволюции». Курс включает в себя лекционные, лабораторные занятия и полевую практику. На лекциях рассматриваются характерные черты Protozoa (Protista) и Metazoa. Особое внимание уделено теориям происхождения многоклеточности и вопросам эволюции беспозвоночных. На лабораторных занятиях студенты изучают особенности организации животных на примере конкретных представителей. По окончании изучения курса студенты должны знать: характерные черты строения основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa; особенности жизнедеятельности представителей основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa; иметь представление о распространении, многообразии беспозвоночных животных и филогенетических связях между различными группами Protozoa (Protista) и Metazoa. уметь: 1. называть характерные черты строения и особенности жизнедеятельности представителей основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa; 2. ориентироваться в филогенетических связях и многообразии основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa; 3. распознавать представителей основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa.
В процессе подготовки данной программы использовалась программа И.Х. Шаровой «Зоология беспозвоночных», опубликованная в сборнике дисциплин предметной подготовки по специальности 011600 Биология.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО. Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства. Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. Значение животных в биогенном круговороте веществ в биосфере. Разнообразие животного мира. Современная система животного мира. Экологическая система животных. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Экологическая радиация таксонов. Значение в природе и жизни человека. Основы зоологической систематики. Одноклеточные и многоклеточные. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение. Царство многоклеточные. Особенности организации. гипотезы происхождения. Обзор типов низших и высших многоклеточных. Тип хордовые и его принципиальные отличи от беспозвоночных животных. Низшие хордовые животные. Высшие хордовые - позвоночные животные. Классы круглоротых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Особенности строения. Пути приспособления к жизни на суше. Эволюция, разнообразие и значение позвоночных животных.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Примечание: Вариант 1 для специальности (050102 Биология стац.) Вариант 2 для специальности (050102 Биология ЗФО) Вариант 3 для специальности (050102.00 Биология с дополнительной специальностью).
1.6. 2. Содержание разделов дисциплины. Введение. Животные в составе органического мира. Зоология как комплексная наука. История развития зоологии. Зоологические исследования на Кольском полуострове. Происхождение основных царств живого. Подцарство Protozoa (Protista). Характеристика монадных - жгутиковых, инфузорий споровиков и саркодовых. Организация представителей, жизненные циклы, практическое значение. Подцарство Metazoa. Теории происхождения многоклеточных. Трихоплакс, как примитивное многклеточное Тип губки (Spongia или Porifera). Общие признаки. Классификация. Организация губок. Типы клеток. Скелет. Размножение и развитие. Тип кишечнополостные (Coelenterata). Общие признаки. Характеристика классов Hydrozoa, Scyphozoa, Anthozoa. Представители, особенности организации, размножение и развитие. Гипотезы образования коралловых рифов и островов. Тип Гребневики (Ctenophora). Характерные черты строения. Тип плоские черви (Plathelmintes). Общая характеристика. Характеристика классов Turbellaria, Trematoda, Monogea и Cestoda. Морфология, жизненные циклы, особенности циркуляции паразитических видов. Гетерогония. Патогенез. Филогения плоских червей. Тип круглые черви (Nemathelmintes). Общая характеристика. Характеристика классов Rotatoria, Nematoda. Организация представителей, приспособления к паразитизму, патогенные формы. Тип скребни (Acanthocephales). Общая характеристика. Скребни как пример древнего паразитизма. Тип кольчатые черви (Annelida). Общая характеристика. Характеристика классов Polyhaeta, Oligochaeta и Hirudinea. Представители, строение, размножение, особенности эмбриогенеза. Тип Членистоногие (Arthropoda). Общая характеристика. Филогения типа Arthropoda. Подтип Branchiata. Класс ракообразные (Crustacea). Низшие ракообразные. Характеристика подклассов Branchiopoda, Maxillopoda, Ostracoda. Анатомия, морфология, размножение и развитие. Подкласс Высшие ракообразные (Malacostraca). Особенности строения, организации, экология. Подтип Chelicerata. Класс паукообразные (Arachnida). Анатомия, морфология, размножение и развитие. Отряд клещи (Acari), их практическое значение. Подтип Tracheata. Класс Многоножки (Miriapoda). Общая характеристика. Класс насекомые (Insecta). Морфо - анатомический обзор. Эмбриогенез, метаморфоз. Характеристика основных отрядов. Подтип Trilobitomorpha, как примитивные членистоногие. Тип моллюски (Mollusca). Общая характеристика. Основные черты организации представителей классов Poliplacophora, Monoplacophora, Gastropoda, Bivalvia и Cephalopoda. Основные направления эволюции типа Mollusca. Тип иглокожие (Echinodermata). Общая характеристика. Классы Asteroidea, Ophiuroide, Echinoidea и Holothuroidea. Представители, особенности строения и эмбриогенеза. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|