Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Биология с дополнительной специальностью География





(код и наименование специальности/тей)

 

Утверждено на заседании

кафедры биологии и химии

естественно-географического факультета

(протокол № 12от 26 марта 2008г.)

 

Зав. кафедрой

__________________М.Н. Харламова

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

 

1.1. Автор программы: доц. Е.Г. Митина, ст. преподаватель кафедры биологии и химии Н.В. Икко

1.2. Рецензенты: к.б.н., доц. Е.Н. Луппова, к.б.н. О.С. Любина

1.3. Пояснительная записка:

 

Программа курса «Зоология беспозвоночных» рассчитана на студентов 1 курса, обучающихся по специальностям 050102 «Биология», 050102.00 «Биология с дополнительной специальностью».

Целью данной учебной дисциплины подготовки специалиста является расширение и углубление знаний о строении, процессах жизнедеятельности, экологии, филогенетических связях различных групп беспозвоночных животных, значении в природе и жизни человека.

Задачи:

1. ознакомление с современной классификацией каждой рассматриваемой группы живых организмов;

2. изучение особенностей строения, жизнедеятельности в связи со средой обитания;

3. выявление закономерностей эволюции беспозвоночных животных;

4. рассмотрение вопросов многообразия представителей каждой систематической группы;

5. ознакомление с представителями беспозвоночных, обитающих в условиях Кольского севера.

Учебная дисциплина «Зоология беспозвоночных» тесно связана с такими дисциплинами предметной подготовки специалиста как «Цитология», «Эмбриология», «Экология» и «Теория эволюции».

Курс включает в себя лекционные, лабораторные занятия и полевую практику. На лекциях рассматриваются характерные черты Protozoa (Protista) и Metazoa. Особое внимание уделено теориям происхождения многоклеточности и вопросам эволюции беспозвоночных. На лабораторных занятиях студенты изучают особенности организации животных на примере конкретных представителей.

По окончании изучения курса студенты должны

знать:

характерные черты строения основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa;

особенности жизнедеятельности представителей основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa;

иметь представление о распространении, многообразии беспозвоночных животных и филогенетических связях между различными группами Protozoa (Protista) и Metazoa.

уметь:

1. называть характерные черты строения и особенности жизнедеятельности представителей основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa;

2. ориентироваться в филогенетических связях и многообразии основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa;

3. распознавать представителей основных систематических групп Protozoa (Protista) и Metazoa.

 

В процессе подготовки данной программы использовалась программа И.Х. Шаровой «Зоология беспозвоночных», опубликованная в сборнике дисциплин предметной подготовки по специальности 011600 Биология.

 

1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО.

Зоология как система наук о животных и основные вехи ее истории. Значение зоологии для теоретической биологии и развития прикладных отраслей хозяйства. Животные в составе органического мира. Отличительные особенности царства животных. Значение животных в биогенном круговороте веществ в биосфере. Разнообразие животного мира. Современная система животного мира. Экологическая система животных. Уровни организации и планы строения животных, их функциональные особенности, развитие и экологическая приспособленность. Экологическая радиация таксонов. Значение в природе и жизни человека. Основы зоологической систематики. Одноклеточные и многоклеточные. Особенности организации. Обзор типов. Происхождение, эволюция, значение. Царство многоклеточные. Особенности организации. гипотезы происхождения. Обзор типов низших и высших многоклеточных. Тип хордовые и его принципиальные отличи от беспозвоночных животных. Низшие хордовые животные. Высшие хордовые - позвоночные животные. Классы круглоротых, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих. Особенности строения. Пути приспособления к жизни на суше. Эволюция, разнообразие и значение позвоночных животных.

 

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:

№ п/п Шифр и наименование специальности Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности)
Трудо-емкость Всего аудит. ЛК ПР/ СМ ЛБ Сам. работа
  050102 Биология дневное   1,2             Зачет, экзамен
  050102 Биология ЗФО   1,2             Экзамен
  050102.00 Биология с дополнительной специальностью география   1,2             Зачет, экзамен

 

  1. 6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3
вс лк пр лб ср вс лк пр лб ср вс лк пр лб ср
  Введение                                
  Происхождение основных царств живого                              
  Подцарство Protozoa (Protista)                              
  Подцарство Metazoa. Происхождение многоклеточных.                              
  Тип губки Spongia                              
  Тип кишечнополостные Coelenterata                              
  Тип Гребневики Ctenophora                              
  Тип плоские черви Plathelmintes                              
  Тип круглые черви Nemathelmintes                              
  Тип скребни Acanthocephales                              
  Тип кольчатые черви Annelida                              
  Тип членистоногие Arthropoda                              
  Тип моллюски Mollusca                              
  Тип иглокожие Echinodermata                              
  Основные этапы филогенетического развития беспозвоночных животных                              
  Всего:                              

Примечание: Вариант 1 для специальности (050102 Биология стац.)

Вариант 2 для специальности (050102 Биология ЗФО)

Вариант 3 для специальности (050102.00 Биология с дополнительной специальностью).

 

1.6. 2. Содержание разделов дисциплины.

Введение. Животные в составе органического мира. Зоология как комплексная наука. История развития зоологии. Зоологические исследования на Кольском полуострове.

Происхождение основных царств живого.

Подцарство Protozoa (Protista).

Характеристика монадных - жгутиковых, инфузорий споровиков и саркодовых. Организация представителей, жизненные циклы, практическое значение.

Подцарство Metazoa. Теории происхождения многоклеточных. Трихоплакс, как примитивное многклеточное

Тип губки (Spongia или Porifera). Общие признаки. Классификация. Организация губок. Типы клеток. Скелет. Размножение и развитие.

Тип кишечнополостные (Coelenterata). Общие признаки. Характеристика классов Hydrozoa, Scyphozoa, Anthozoa. Представители, особенности организации, размножение и развитие. Гипотезы образования коралловых рифов и островов.

Тип Гребневики (Ctenophora). Характерные черты строения.

Тип плоские черви (Plathelmintes). Общая характеристика. Характеристика классов Turbellaria, Trematoda, Monogea и Cestoda. Морфология, жизненные циклы, особенности циркуляции паразитических видов. Гетерогония. Патогенез. Филогения плоских червей.

Тип круглые черви (Nemathelmintes). Общая характеристика. Характеристика классов Rotatoria, Nematoda. Организация представителей, приспособления к паразитизму, патогенные формы.

Тип скребни (Acanthocephales). Общая характеристика. Скребни как пример древнего паразитизма.

Тип кольчатые черви (Annelida). Общая характеристика. Характеристика классов Polyhaeta, Oligochaeta и Hirudinea. Представители, строение, размножение, особенности эмбриогенеза.

Тип Членистоногие (Arthropoda). Общая характеристика. Филогения типа Arthropoda.

Подтип Branchiata. Класс ракообразные (Crustacea).

Низшие ракообразные. Характеристика подклассов Branchiopoda, Maxillopoda, Ostracoda. Анатомия, морфология, размножение и развитие.

Подкласс Высшие ракообразные (Malacostraca). Особенности строения, организации, экология.

Подтип Chelicerata. Класс паукообразные (Arachnida). Анатомия, морфология, размножение и развитие. Отряд клещи (Acari), их практическое значение.

Подтип Tracheata. Класс Многоножки (Miriapoda). Общая характеристика.

Класс насекомые (Insecta). Морфо - анатомический обзор. Эмбриогенез, метаморфоз. Характеристика основных отрядов.

Подтип Trilobitomorpha, как примитивные членистоногие.

Тип моллюски (Mollusca). Общая характеристика. Основные черты организации представителей классов Poliplacophora, Monoplacophora, Gastropoda, Bivalvia и Cephalopoda. Основные направления эволюции типа Mollusca.

Тип иглокожие (Echinodermata). Общая характеристика. Классы Asteroidea, Ophiuroide, Echinoidea и Holothuroidea. Представители, особенности строения и эмбриогенеза.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.