Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Погребальные кушанья и напитки





Баранина

Везут баранину на погост в семейный канун (полагающийся для каждой семьи день поминовения) (шенк., Бур., 80).

 

безрóга (безрогая скотина, бык, корова)

Безрогу режут сразу после смерти и подают на поминальный обед до выноса гроба (снят., Гн., 331).

 

блины (с медом, пшеничные или гречневые)

а) обязательное блюдо на поминках (костр., См., 20)

б) обязательное блюдо только на второй трапезе (блр.,Ш.,514)

в) употребляются на поминках в 3-й, 9-й, 20-й, 40-й день, годичных (влад., Зав., 98)

г) блины едят весь день похорон и на годичных поминках (арханг., Еф., 137)

д) на третий день (смол., Добр., 315)

е) в 40-й день (ворон., ЭСб I, 225)

ж) на Фоминой неделе (ряз., смол, и др.).

Блины пекут сразу по смерти, первый блин кладут под божницу или в изголовье умершего (ворон., Архив, 355).

Хозяйка, когда печет блины до выноса гроба, держит блин подольше на сковородке. В блинном паре душа парится (чернит., Грин., 22).

Блин кладут на грудь покойного. Оттуда переносят его на окно (на образа), где он лежит до выноса гроба (пенз., Архив, 984). Блин и вода оставляются у гроба (ряз., Архив, 1163).

Начинают и заканчивают поминальный обед (самар., Всев., 32). Ср.: Житье блинам на поминках, где они подаются вначале, а на свадьбе - после всего (Даль).

Блин, вода и кисель стоят на окне 6 недель после погребения (калуж., Архив, 589).

В сороковой день (сорочины):

а) пекут блины и блин с медом кладут на окно (калуж., Архив, 602)

б) два блина с медом кладут на окно (ряз., Архив, 1180)

в) блины несут на могилу (ворон., ЭСб 1,25).

Весенние поминки на Фоминой неделе: блины несут на могилы (ряз., смол.).

Осенние домашние поминки: хозяин оборачивает блином свечу и обходит стол, призывая дедов (блр., Ш., 597).

Первый блин рвут по числу окон, оттуда приносят на могилу (блр., IIL, 605). Первый блин ломает на части хозяйка (смол., Добр., 318).

Во время церковного поминовения блины разложены на полу кругом аналоя. После службы отдаются причту и нищим (сарат., М, 131). Ср.: блинохват — «попович»; «Через 70 могил хватил один блин» (драз­нят кутейников) (Даль).

 

Бобы

Кладутся в гроб (косов., Гн., 281).

Сладкая бобовая каша — кануна (см.) открывает поминальный обед (бреет. Сед., 251).

 

Брага

В Семик на могиле брагу льют в ямку «против рта» (перм., Ар­хив, 1043).

 

буб (бобовая каша)

Варят бобы еще при покойном; ставят миску с бобами на стол с его ложкой (бреет., Сед., 251).

 

Бублик

Кладут бублик в гроб ребенку (чернит., Грин., 22).

 

Булка

Булку оставляют на столе в первую ночь по кончине (минск, Булг, 187). Булочкой накрывают жбан воды и ставят на место покойного, затем отдают ее тому, кто зажигал свечу при кончине (черное., Гн., 352). В третины (3-й день от похорон) поминают пятью булками и медом (надв., Гн., 235),

В сороковины пекут 40 пшеничных булочек. Раздают их присутствующим на поминках и кому придется (укр., В. Щ., 322).

 

варёна (узвáр)

Отвар из груш, меда, перца. Заключает поминки (укр., В. Щ., 319).

 

Варёное

На осенних поминках ничего готовить нельзя: «Грех варить в неделю дедову»(гродн., Ш., 614). См. горячее.

 

Вино (водка, горилка)

На годовых и календарных поминках обязательно обилие хмельного (повсеместно): пьют до совершенного опьянения (арханг., Еф., 136); пьют допьяна, чтоб слеза пошла (костр., галич., См., 21).

Однако известна другая, противоположная традиция:

а) не полагается пить на поминках (нижегор., Архив, 746; влал, Зав., 98); нельзя пить 40 дней (костр., См., 21); водку грех употреблять (витеб., Ш., 527); на «горячих» хмельного не пьют (укр., В. Щ., 322), нет места довольному угощению водкою (арханг., холмог., Еф., 137). Раньше на обиде пили только по 3 чарки, теперь як бы на свадьби (бреет., Сед., 251)

б) одна чарка на помин души — обязательно. Дальше — зависит от хозяина (чернит., Кос., 38)

в) если умерший пил — пьют, в противном случае вина нет на поминках (твер., ЭСб 1,192)

г) после панихиды — всё хмельное на стол; на обеде ни капли (яросл., ЭСб 1,105), особенно много пьют при панихиде (оять., Хр., 16).

Водку ставят в гроб мужчине (смол., Добр.,307; блр., Кра% 199; с-рус).

Угощают водкой (медом) на посиженье.

Гробарям дают по чарке перед работой (чернов., Гн., 344) или после работы — это плата за могилу (заст., колом., Гн.; 364,301).

Водка ставится в изголовье могилы (пинас, Булг., 186); в могилу у ног (калуж., Архив, 505).

Все пьют по чарке при погребении на кладбище (подол., Гн., 388).

На поминальном обеде пьют перед каждой сменой (блр., Ш., 566).

Пьют, проливая на скатерть (блр., Ш., 596).

Рюмка вина и стакан пива под скатертью справа от священника (олон., Хр., 16).

После погребения на столе оставляют для души рюмку водки и рюмку воды. Душа больше отпивает водки (подол., Гн., 388).

Девятый день. Всем дают по рюмке (смол., Добр., 316).

В течение сорока дней от кончины водку льют на могилу (ворон., ЭСб 1,225).

На годовые поминки приносят водку на могилы и там пьют.

На диды горилку не допивают, выливают под стол (гом., Сед., 258).

 

Витушки

Хлебные изделия с залеченным грошом. Раздают витушки соседям и бедным сразу же после кончины (перм., Архив, 995).

 

Вода

На всю воду в доме после смерти накладывается запрет: выпивший умрет. Всю воду выливают на двор, опрокидывая сосуды (пинск., Буж., 187).

Воду обмывальную хранят и дают пить от запоя. Она вызывает неутолимый голод (выпивший может загрызть человека) (с.-рус, Бур., 166).

а) Вода и булка ставятся на стол в первую ночь по кончине (пинск., Булг., 187)

б) вода и блин ставятся у гроба (ряз., Архив, 1163).

На посижении чашка воды стоит на столе (явор., Гн., 384).

На посижении бабы набирают воды в рот и обливают друг друга (будят) (киев., Гн., 319).

После выноса всем дается по кружке воды, перевязанной красной ниткой. Сверху положен калачик и свечка. Все гости гасят свечи, пьют воду. Поп отказывается это делать (косов., Гн., 281).

После погребения вода из посуды, которой никто не пользовался, остается на ночь в головах на месте покойного. Эту воду домашние пьют утром. Затем льют на могилу (снят., Гн., 313).

В течение 40 дней выставляют воду

а) на окно

б) на покут. Воду эту ежедневно меняют (с-рус, укр., блр.).

Вода, которой мыли посуду на поминках, — мертвая вода (укр., Малин).

 

Горячее

а) Название обязательного набора поминальных блюд: крупник, мак с медом, блины (гродн., Крач., 199)

б) название поминального обеда до погребения, сразу после панихиды (также: горячий стол, горячка, горячее по родителям, горячие поминки) (блр., Ш.,508)

в) обязательное свойство кушаний на поминках (блр., Кар., 297). См. варёное.

 

Гробовик

Хлеб на похоронах (вятск., Архив, 411).

 

дáра

Пшеничный хлеб.

Обрядовая еда на поминках 40-го дня. Править дару — служить молебен над этим хлебом перед погребением. Дара при этом лежит на вéне от квашни (минск., Ш., 581).

 

дóра (снят., Гн., 331). См. рваный парастáс.

 

драчéна (драчóна) — блины, сдобренные яйцами, молоком и маслом (ю.-рус). Их носят на могилу На Фоминой неделе (смол., Добр., 317; ряз., Сем., 231).

 

Жаворонок (жаврунок)

Испеченные в виде птичек булочки, обычно их пекут к дню 40 мучеников, 9 марта. Жаврунков пекут на хавтурах (похоронах) детей (гродн,, Ш., 555).

 

Жито

Гости осыпают житом стены дома покойного, входя в него из противоположной хаты (волын., Архив., 371).

Осыпают житом гроб при выносе (киев., Архив, 614).

 

Жур

Кисель с грибами (виден., ЭСб. 1,290). См. кисель.

 

Заздравный хлеб

Хлеб на частных поминках (минск., III., 585).

 

Зерно

Обыкновенное пшеничное (сев., Бур., 113) или непременно яровое (витеб., Ник, 288). Зерно перед выносом:

а) сыплется на место покойного (витеб., Ник., 288)

б) осыпается зерном крестик, который кладется в изголовье на место покойного (косов., Гн., 262)

в) зерно в миске ставится в изголовье покойного (косов., Гн., 291).

Зерном при выносе:

а) посыпается гроб (витеб., Ник., 288)

б) осыпают носильщиков гроба (волын., Архив, 294).

Зерно в мисках приносят гости на комашню (день погребения) (косов., Гн., 291).

В мисках с зерном устанавливаются горящие свечи. Такие миски приносят гости на третий день от похорон (косов., Гн., 279).

Зерно в мисках приносят родные на пиврик — обiд (полугодовые поминки) (косов., Гн., 279).

Действия с зерном на могиле:

а) зерно сыплют на могилу — птичье поминовение (костр., См., 14; новг., Архив, 869)

б)зерно сыплют на могилу, при этом гадают: если птицы склюют ~ покойник был праведный (ряд., Сем., 231)

в) зерно сыплют на могилу самоубийцы. Если птицы склюют его — покойный достоин поминовения. Если нет — только поминок на Фоминой (сев., Бур., 183).

Зерно входит в обрядовую жертву. См. помана.

 

Калач (колач)

На столе до выноса гроба лежат калачики (чернов., Гн., 342).

Попу и дьяку на панихиде дают по калачу (косов., Гн., 281).

По калачу раздается провожающим гроб (снят., Гн., 312).

Хозяйка подает носильщикам калачи через гроб (чернов., Гн., 543).

Одна из составных поманы (см.), которой стелют дорогу 300-500 колачиков-обарiнков раздается на похоронах (косов., Гн., 290).

Калач кладут на горнiтко воды, ставят на место покойного после погребения. Утром его делят или отдают ровеснику (ровеснице) покойного (снят., Гн., 313).

 

Поминальный калач

Корыто с калачами, сверху накрытое веткой с плодами. Стоит на столе при выносе гроба (сев., Бар., 303).

 

Канун (кануна, кана)

а) набор обрядовых угощений: кисель с сытою, или блины с медом, или кутья по усопшим; пища, благословленная священником, сорокоуст (Даль)

б) мед, пиво, брага, сваренная к празднику или на память усопшего (Даль)

в) медовая сыта (блр., Ш., 583)

г) медовая сыта, куда покрошено баранькоу или булки (чернит., Гн., 38; том., Сед., 257)

д) вареный рис с разведенным медом, по хуторам — крошеные бублики (укр., В.Щ., 322)

е) кануна — каша из бобов с сахаром (бреет., Сед., 251).

Употребление кануна:

а) обязательное блюдо в 3-й, 9-й, 40-й день, на годичных поминках (укр., B.IDU322)

б) последнее блюдо в 3-й, 9-й, 40-й день (блр., Ш., 583)

в) первая страва на общих поминках (чернит., Кос., 38)

г) первое и последнее блюдо на поминках: По тры разы одливають кануны на стул ў начали, пусля ўсего — по тры разы (бреет., Сед., 252).

Кануна стоит на столе при выносе гроба (чернит., Гн., 393). По три ложки кануна съедают провожающие по возвращении с кладбища (укр., Малин, могил., Ш., 566).

На другой день по погребении канун доедают ночующие в доме бабы (курск., Гн., 423).

На общих поминках остаток кануна:

а) ставится на покути (укр., В. Щ., 322)

б) хозяйка выливает по четырем углам стола (гродн., Ш., 614).

 

Капуста

Обычное блюдо на поминках (укр., блр.).

 

Каша

Обязательное блюдо

а) на поминках в 3-й, 9-й, 20-й, 40-й день, на годичных (влад., Зав., 98)

б) на поминальном обеде в день похорон; кутьи при этом нет (арханг., Еф., 136).

Кашу едят в полночь на посиженье (чернит., Гн., 395).

Кашей кукурузной, жидкой угощают в день похорон до выноса гроба (косов., Гн., 290).

Каша с молоком подается на поминальном обеде (тереб., Гн., 376).

Перед кашей на обеде полагается ответ хозяина, будет ли водка (смол., Добр., 315).

Горшок с кашей ставят на могилу после зарытия гроба (гродн., Крач., 199).

Кашу едят на могилах в Радуницу (смол., Добр., 317).

 

каша-разгоняша (густая, с маслом)

Последняя страва на годовых поминках (чернит., Кос., 38). Ср. полесски После каши ужэ нима наши (том., ПА, 75).

 

Кисель

Обязательное блюдо

а) на поминках (костр., См., 20)

б) в день похорон и в 40-й день (твер., ЭСб 1,192)

в) в 40-й день и на годовых (с-рус, Ш., 780). Кисель едят в полночь на посиженье (чернит., Гн., 395).

Кисель с молоком, сытою, суслом едят в доме после панихиды (до выноса) (твер., ЭСб 1,280).

Кисель, облитый медовой сытой, ставят в передний угол по погребении (новг., Архив, 871).

Кисель стоит на окне 6 недель (калуж., Архив, 589).

В день похорон:

а) На обеде перед киселем поют стоя (при этом кисель — не первое блюдо) (новг., Ш., 780)

б) кисель с грибами — первое блюдо. После него молятся, отливая на стол по ложке (вилен., Юр., 290).

В сорочины киселем и сытой поминают умершего дети (тульск., Ан., 92).

Киселем обливают друг друга на погосте в Троицкий четверг (Киселев день) (обонеж.г Кул., 59).

На общих поминках перед киселем хозяин спускает в окно холст, на котором опускали гроб в могилу, и начинают провожать родных с печи (олон., Тер., 123).

 

Клёцки

1. Обязательное (чаще всего третье) на всех поминках блюдо (блр. Кар. 297).

2. Название годовых поминок

Клёцки кому-либо — безнадежное положение (блр., Ш., 576).

 

кокóра (кокура)

Свадебный пирог, пшеничный пирог с запеченным яйцом, вид кренделя (ряз., влад., сарат., яросл., костр., нижегор., перм., вологодск., вятск, уфим., Фасмер).

Кокору пекут и привозят родные на поминки.

Отвозят с поминок тем, кто не присутствовал на похоронах (блр., Ail, 210).

 

кóлево (кóливо, кóлыво)

а) синоним кутьи (Даль, Фасмер)

б) синоним кануна: сыта с бубликами (чернит., Кос, 38).

Едят колыво на бдениях при покойном до погребения (полт., Архив, 110).

Колево — первое блюдо на поминках (чернит,, Кос., 38). На шестинах (40-й день) едят колево все гости из одной миски одной ложкой (черн., Гн., 345).

 

кóмы

Жаворонки, хлебы, оладьи, которые пекут 9 марта на 40 мучеников (Даль). Подают на обеде в день похорон (блр., Ан., 210).

 

коржэц, коржи. См. коровáй

 

коровáй

а) На похоронах девицы пекут коровай (укр.. Ящ.; волын., Архив, 371)

б) коровай пекут без различия на любых похоронах (минск, Архив, 699): Як умре, родзицели пораюцца, коржы строять, сыту. Коржэц пекуть на воде с ведра, пресный, неукусный. То йего, смерцяка, коровай щитаицца» (том., Сед., 257).

Коровай, посыпанный хмелем, передают при выносе в дверях над гробом две женщины, осыпая хмель на гроб (минск., Архив).

 

Коровайцы (каравайцы)

Пресные гречневые блины.

Второе блюдо на поминках (чернит., Кос, 38).

 

Крендель

Раздают крендели в поминальные дни (сев., Бур., 183).

 

кук´уци

Поминальные булочки, наподобие просфор. Сестра покойного подает кукуци носильщикам через могилу (косов., Гн., 299).

 

Курица

В гроб женщине кладется курица (пенз., Архив, 3).

Вознаграждение кладущей в гроб женщине —- курица (закарп, Бог., 267).

Курицу несет под полой старуха во время процессии и отдает ее по возвращении какому-нибудь бедному семейству (сарат, М, 131).

Две курки могильщикам передает жiнка через вырытую могилу (Чернов,, Гн., 344).

В сороковой день (шестины) на поминальном обеде печеная курица в миске лежит на трех хлебах (чернов., Гн., 345).

Вареных кур приносят на могилы в Фомину неделю и там съедают (ряз., Сем., 231).

 

куть´я (кýтя, кiтя укр., куцья, кутьця блр. )

Поминальная каша, представляющая собой:

а) рис с медом (шенк, Бур., 70)

б) рожь с медом (олон., III., 778)

в) пшеницу с медом (костр., См.; 20)

г) вареную пшеницу (надв., Гн., 244).

Кутью едят на поминках в день похорон, в 3-й, 9-й, 40-й день, на годовые и календарные поминки.

Кутья стоит на столе в первую ночь, когда ночуют при покойном (полт., Ш., 1099,1102).

Кутью на похороны приносят с собой родные (блр., Ан, 209).

Кутью (кiтя) едят перед погребением во дворе после панихиды (надв.. Гц., 244).

Кутью выносят на могилу в день похорон (тульск., ЭСб 2,91).

Кутью едят на кладбище после опущения гроба (блр., Ан* 209).

Кутья — первая смена на домашних поминках в день похорон (блр., 1,514).

Детям запрещено есть кутью на поминках (блр., ILL, 605).

Кiтя ставится на окно на поминках (надв., Гн., 248).

В девятый день кутьцю, разливают по чашкам. К чашкам прилеплены свечи (смол., Добр., 316).

Кутья стоит на аналое в годовые поминки (сарат., М, 131).

В доме кутью едят на годовых поминках (арханг., Еф., 136).

Кутя приносится на могилу на Зеленi Свята (поминовение в Троицкую неделю) (снят., Гн., 332).

 

лесенка (калуж.), лестница (моек.), лестничка (ворон.)

Хлебное изделие, выпеченное в форме лестницы

а) в три ступени (ворон., Архив, 338)

б) в 24 ступени — «по числу мытарств» (калуж., Архив, 602).

Лесенки ставят на землю за избой по отпевании в день похорон (ворон., Архив, 338). Лесенки пекут:

а) через 6 недель по погребении. Ставят на стол: «душа взойдет на небо» (ворон., Мал., 225)

б) в 40-й день лесенки относят в церковь (калуж., Архив, 586)

в) в 40-й день после панихиды лестницы съедает причт в воротах (калуж., Архив, 602).

 

ложка (часть кушанья)

а) Ложка каждой вáри отливается на поминках в особую посуду (витеб. Ник., 296)

б) первую ложку отливают на скатерть (могил., III., 559)

в) ложку от каждого кушанья льют: на стол — для всех умерших; под стол — для скоропостижно умерших (обед на Фоминой неделе) (перм., Архив, 1050).

 

Мак

Мак кладут:

а) в гроб старухе (укр., Ч., 709)

б) в гроб повивальне (купян., ПИ)

в) колдуну (босуркану) в шапку в гроб (закарп., Бог., 271).

Маком осыпают стены дома покойного, входя с противоположной стороны (волын., Архив, 371).

Повивальная бабка хоронит ночью некрещеных детей, посыпая дорогу на кладбище маком (колом., Гн., 301).

На могиле нечистого покойника:

а) трижды маком (преимущественно слепым (слiпим)) посыпают могилу колдуна (закарп., Бог., Ш)

б) мак сыплется в норки на могиле зайздрóсьника (встающего мертвеца) (витеб., Ник., 293).

 

Масло

Кладут в гроб (сев., Бар., 305) или льют на него (обонеж., Кул., 52).

 

Мёд

Одно из основных поминальных угощений. Мед входит в состав поминальных блюд: в кутью, канун, сыту, парастас, подается к блинам и киселю.

Мед, сласти — основная поминальная еда (витеб., LLL, 527).

Мед, разведенный водой, стоит на столе в ночь бдения при покойном. «Душа представится мухой и будет его пить» (полт., Ив., 137).

Мед посылают на паперть в день смерти (костр., См., 1).

Мед едят при выносе гроба (костр., См., 12).

Мед выставляют на окно или в покут после погребения (киев., Гн., 390).

В 3-й день совершается панихида над тремя паляницами и чаркой меда (чернит., Гн., 396).

Подают в 40-й день (твер., ЭСб 1,192; пинск., Булг., 187).

Чарка меду относится в церковь на общих поминках (чернит., Кос, 37).

В Семик умерших нужно «на меде поминать, на пчелином труде» (костр., См., 21).

 

Миска (мисочка)

Набор поминальных угощений:

а) 5 кокуцiв или 1 большой хлеб, брынза, сливы, яблоки, орехи, свечка (косов., Гн., 281)

б) три калачика в миске (чернов., Гн., 342)

в) бублики, булки, мёд: то же, что кутья, канун (курск, Гн., 223)

г) кукуруза, зерно (косов., Гн., 289).

Мисками приносят гости зерно и ссыпают в корыто. Обычно до погребения в доме собирается 12 корыт (косов., Гн., 289).

Миска стоит на столе при покойном (чернов., Гн., 342).

Трое провожающих гроб несут мисочку на кладбище. Ее забирает себе церковный причт (чернов., Гн., 342).

В осеннюю родителъскую мисочкой поминают в церкви (курск, Гн., 423).

См. горэча миска, дóра, погрiбáвна миска, парастáс, пáус, служба, перва встреча, стрешник.

 

Молоко

Сладкое молоко ставят в гроб ребенку (буков., Куз., 196). Хлеб, молоко, мясо — вторая трапеза на поминках в заговение (смол., Гальк.,73).

При трудной смерти «ставлять крыж (крест), молочка у головах» (бреет., Сед., 250).

 

Мука

Гости приносят по горсти муки, свечу, деньги (нижегор., Архив, 740).

Посыпают мукой окно по кончине, затем ищут на ней следов души (косов., Гн.,263).

Посыпают мукой по полу после погребения (косов., Гн., 285).

 

Мясо

Общие предписания относительно употребления мяса:

а) едят мясо на поминках, если они приходятся на скоромные дни (курск., Гн., 420)

б) грех употреблять мясо на поминках (витеб., Ш., 527)

в) мясо не подают в 3-й, 9-й, 40-й день (минск., Ш„ 585).

Едят мясо руками, чавкают як свинi бiля корыта (курск., Гн., 420).

На вечерю (собственно диды) готовят все постное: постный борщ, обязательно груши, постную кутю. В субботу утром (на бабу) скоромное: блины, кашу, кутю с салом (том., Сед., 258).

 

Овёс

Хозяйка осыпает овсом гроб, три раза обходя его по солнцу (турч., Гн.,215)

 

огн´итки

Пшеничные булочки: «Як умрэ... свуй хлиб печутъ: малэнъки огнйтки коб ны пара» (7или9) (брест., Сед., 251).

 

Олабуши

Входят в первую трапезу на Фоминой неделе (шенк., Б,, 80).

 

Орехи

Кладут орехи в гроб (минск., Ш., 534).

Угощают гостей орехами на 40-й день (пинск., Булг. 187).

 

Остатки

Остатки поминального угощения:

а) собираются в отдельный сосуд (блр., Ш., 597)

б) отдаются нищим особенно в общие поминки — на могилах (широко распространено)

в) с третьего стола остатки собираются на «веко от хлебницы» (крышку квашни) (гродн., Ш., 556)

г) остатки не подбираются, остаются «душам умерших бедняков» (витеб., Ник, 297)

д) на заговенье остатки угощений ставят под лавку, чтоб доля заговела

е) остатки поминальной трапезы на ночь оставляются на столе, потом пол поливают водой: Што не доели и не допили, то идзице на попоу двор (смол., Гальк,, 74; гродн., Ш., 614).

 

палян´ица

Хлебная буханка.

Панихида служится в церкви над тремя паляницами и чаркой меду (чернит., Гн., 396).

 

Пампушки

Пекут при покойном, но не в доме, а в соседской печи. Родная покойному женщина разносит по избам, по числу приглашенных (курск., Гн., 418).

 

парастáс

Поминальный набор предметов:

а) рожь, пшеница, бануш (косов., Гн., 290)

б) 5 хлебов, пшеница, мед, сливки, 3 свечки (надв., Гн., 235)

в) масло, хлеб, яйца, пиво, палюнка (горл., Гн., 205). Ставят на панихиду в первый вечер по кончине. См. миска, паус, канун и др.

 

Паус

Погребальный набор предметов: фляжка вина в мисочке с обвязанным горлышком, 3—5 булок, 2 свечки. Стоит на столе до выноса (чернов., Гн., 351). См. дора, миска, парастас, пома на, подавник.

 

пéрва встреча

Кусок пирога без начинки, монета, свеча, обернутая в материю. Выносит перву встречу женщина из семьи умершего, подает первому попавшемуся. Принять перву встречу счастье: встретят на том свете (влад., Зав., 94).

 

Пиво

В 40-й день две бабы провожают ангела до ворот с хлебом-солью и пивом (сев., Бур., 196).

Варят пиво в семейный канун и везут на погост (шеюс, Б., 81).

 

Пирог(пироги)

Тесто для пирогов месят на лавке, где лежал покойный, в ногах (надв., Гн.,247).

Пироги, бублики, пампушки раздают приходящим гостям (курск., Гн.,411).

Пироги кладут в гроб (с-рус, Бар., Кул., 51).

Пироги и мед посылают поминать на паперти (вынос в церковь с подъемом) (костр., См., 1).

Зарыв гроб, дают присутствующим по куску пирога и съедают у могилы (влад., Зав., 96).

Выносят пироги на могилу в день похорон (тульск., ЭСб II, 91).

Выносят пироги на могилу в 40-й день (ворон,, ЭСб 1,225).

Кладут пироги на верх могилы и пашут хвощиной в Фомину неделю (олон., Архив, 924; смол., Добр., 318).

 

погрiбáвна миска

Глиняная или деревянная, выстланная полотном миска. В ней 5 калачиков, пироги, каша, голубцы, брынза, свечка-тройник Перевязана платками.

Погрибавну миску ставят на место смерти (даже на печь) (косов., Гн, 281).

Во время процессии погрiбавна миска стоит на деревище (гробу). Забирает ее после погребения церковный причт (косов., Гн., 284). См. миска.

 

подáвник (подаўник)

Калач и свечка.

Раздается гостям на обеде в день похорон (снят., Гн., 313).

 

подбивка (пiдбiўка)

Молочная каша.

Ставится на окно ночью после похорон (надв., Гн., 248).

 

Помана

Набор поминальных предметов: полотно, свечка, калачик, монета. Поманой стелют дорогу: кладут ее перед гробом при выезде из ворот двора и при въезде в церковные ворота

Поману берет себе «та, що замела хату» (чернов., Гн., 343-344).

 

помéнник

Деревце с розочками, фигами, сахаром, воткнутое в буханку. Стоит на столе до выноса гроба (чернов., Гн., 351).

 

Пост (воздержание от пищи)

Нельзя есть, когда везут гроб: «будет вонять изо рта» (пинск, Булл, 186).

Один из членов семьи постится весь день в годовые поминки (минск, Ш,585).

В день осенних поминок вся семья от завтрака до вечера не ест (чернит., Кос, 38).

 

преженéц

Треугольный пирожок с изюмом и рисом.

Преженцами оделяют нищих у ворот погоста в Прощеное воскресенье (влад., Зав., 99).

 

Пряники

Раздают в поминальные дни (с.-рус, Бур., 183).

Печатные пряники с лошадью пекут на поминки (казан., Архив, 548).

 

пшеница (пшениця) (волын., Чернов.)

Пшеничная каша с медом, сахаром или сладким молоком.

Стоят на столе до выноса гроба (чернов., Гн., 351).

Благословляют пшеницу в церкви после похорон (волын., ЭСб 1,306).

См. кутья, коливо.

 

рваный парастас (рванii), также дóра

Миска с крошеной булкой. Ставят дору на гроб при выносе (снят., Гн., 332).

 

Сгибень

Пирог с ягодами или кашей.

Середка сгибня отдается встречному во время погребальной процессии (казан., Архив, 540).

 

Сита (сыта)

Сыченая медом вода с накрошенным туда хлебом.

Сита стоит на столе в первую ночь при умершем (полт., Архив, 1099).

Сыту передают за сонцэм по кругу на поминках; льют под стол: «Наберем ложку каны или кружку воды и льём пуд стул одзин раз» (том., Сед,, 257). "

Киселем и сытой поминают умершего дети в 40-й день (тульск., ЭСб 1,292).

См. канун (кана).

 

сковорóдница

Ржаная лепешка.

Посылают сковорóдницу в церковь на общие поминки (чернит., Кос., 37).

 

слýжба

Миска зерна и свечка.

Приносят службу в дом умершего родные до погребения (косов., Гн.,263).

 

смены (число блюд на поминальном обеде)

Число блюд может быть:

а) непременно четным (блр., Ш., 603)

б) непременно нечетным (блр., Ш., 611) нечетным число: «не ў цотку, а ў лишку» (витеб., Ник., 296); коб ны пара (бреет., Сед., 251)

в) 3 смены: кутья, блины, клёцки (витеб., Ш., 514)

г) непременно 12 страв на осенних поминках (через три недели от Покрова). Строгая очередь страв: 1. канун 2. каравáйцы 3. кулеш с салом 4. каўбаса (тесто из гороховой муки) 5. лапша 6. картошка з-под гавядзины 7. гавядзина жареная 8. застыль (студень) 9. жидкая каша с говядиной 10. борщ 11. молоко 12; густая каша с маслом — каша-раз-гоняша (чернит., Кос., 38)

д) на осенних поминках обыкновенно 12 блюд у богатых (смол., Добр., 318)

е) 3 смены у бедных: вино — хлеб — кутья (вятск., Архив, 411).

 

стрéшиик

Пирог и холст. Стрéшник отдается первому встречному при переносе гроба на кладбище (влад., Архив, 157).

 

стряпня (способ приготовления поминальной пищи)

Поминальные угощенья должны готовить:

а) гости (олон., Тер., 123)

б) соседи покойного (обед 40-го дня) (чернит., Гн., 396)

в) «кухарка»: женщина, готовящая для свадеб, похорон и др. (косое., Гн., 263)

г) хозяйка в соседской печи (курск., Гн., 418).

 

Хлеб

Хлеб на поминках должен быть:

а) недопеченный (вольта., Архив, 371)

б) пресный, неукусный, на воде с ведра (том., Сед., 257).

Хлеб на поминках нельзя резать ножом (купян., ПИ).

Пекут тотчас по смерти во время сборов (повсеместно).

Хлеб лежит на столе при покойном (смол., Добр., 307).

Нельзя есть хлеб над мертвым; нельзя ронять крошки в сторону покойного (закарп., Бог., 269).

Хлеб на дорогу кладут

а) за пазуху покойного (косов., Тв., 263)

б) в гроб (обонеж., сев., Кул., 54)

в) на гроб; он называется хлеб-гробовик (волын., вятск., Архив 311, 411;блр).

Хлеб (цiлушка хлеба) должна лежать на столе в первую ночь бдения при покойном (посижение) (полт., Архив, 1099; явор., Гн., 384).

Во время выноса гроба хлеб

а) лежит на столе (горл., Гн., 202)

б) две женщины в дверях передают над гробом буханку хлеба, осыпанную хмелем (минск., Архив., 699)

в) хозяйка обходит дом, скобля хлеб медным грошом, приговаривая: «Дзеды, бабулъки, бацьки, матульки, дзядзюхины, матюхины, примете к себе бацюхину» (минск., Ш., 535)

г) когда выносят Гроб, вдова, вдовец дотрагиваются до хлеба и до окна: «чтобы не тосковать» (закарп., Бог., 270)

д) родные берут хлеб и глядят в окно: «чтобы был хлеб» (закарп., Бог., 268)

е) буханку хлеба передают жене, сидящей на месте покойного, со словами: Хай си хлеб держит (снят., Гн., 312)

ж) старший в доме при выносе берет хлеб под правое плечо, садится на место покойного в головах: «чтоб не ушел маеток» (косов., Гн., 281).

Хлеб дают гробарям перед работой, чтоб не копали голодные (Чернов., Гн., 344).

Во время похоронной процессии хлеб

а) подают стрéшнику — первому встречному на пути на погост (костр., См., 13)

б) хлеб — печеный, зерновой, молотый — дают всем просящим на похоронах (арханг., Еф., 136)

в) хлеб раздают только на похоронах старика (горл., Гн., 206).

Хлеб раздают всем участвующим при погребении (подол., Гн., 388).

Едят хлеб над покрытой скатертью (столешником) могиле сразу же после погребения (влад., Зав., 96).

Хлеб, сыту, мед едят в доме, возвратившись после погребения (пинск, Булг.,186).

Хлеб и горилка раздаются гостям на поминальном обеде: это назы­вается чьистýпок (надв., Гн., 234).

Хлеб лежит 6 недель после смерти:

а) под иконами (влад., Архив, 157)

б) на окне (колом., Гн., 301).

Гости приходят на поминальный обед 9-го дня со своими ломтями хлеба (смол., Добр., 316).

В поминки 40-го дня хлеб лежит под скатертью справа от священника (оять., Хр., 16).

В шестины на трех хлебах стоит рыба или курица в миске (чернов., Гн.,345).

Пекут хлеб в годовые поминки. Первый хлеб разламывают и кладут по окнам: хлебный пар принадлежит душам (укр., В. ГЦ., 322).

Хлеб, молоко, мясо составляют вторую трапезу на поминках в разговенье (смол., Галыс, 73).

Весь хлеб на годовых поминках должен быть съеден (укр., В. Щ., 322).

На осенней родительской хлеб, нож, миска с варевом остается на столе на ночь (смол., Добр., 318).

Хлебом гасят свечу на зимних поминках (гродн., ILL, 614).: Хлеб везут на погост в семейный канун (кутьи при этом нет) (шенк., Б., 80).

 

Хлеб-соль

Хлеб-солькладут

а) в гроб (калуж., Архив, 583)

б) на гроб (укр., Ч., 708)

в) на гроб старой, достаточной женщине (киев., Архив, 614).

При выносе хлеб-соль передают через гроб две бабы из-за двери к печи (минск., IIL, 540).

Хлеб-соль ставят на место покойного (витеб., Ник., 288).

Шесть недель после погребения на столе стоит полскроя хлеба, на него сыпят сгрудочку соли. Хлеб меняют каждое утро. В 40-й день этот хлеб отдают кому-то из бедных вместе с холстиком (влад., Зав., 89).

Хлеб-соль и пиво несут до ворот две бабы, провожая ангела в 40-й день (сев., Бур* 196).

 

хлебéц (кокýцик)

Изделие вроде просфоры, пшеничное или полбенное

Хлебец кладут за пазуху покойному (чтоб он его подал на том свете «дiдови, дъидиви…) (косов., Рн., 291).

«Потаённая милостынька», состоящая из поминальных хлебцев, раздается бедным бобылкам. Подается 40 дней, по три милостыньки в день (самар., Всев., 32).

 

Хмель

Осыпают хмелем гроб при выносе (минск., Архив, 699).

 

Холодное

На дедовой неделе раньше (до 1860 г.) все кушанья были холодные (витеб., Ник, 296).

 

чьиступок (надв., Гн., 234). См. хлеб.

Яйцо

Яйцо кладут в гроб:

а) каждому умершему (минск., Ш.,534)

б) только в гроб ребенку, кладет крестная мать (закарп., Бог.)

г) каждому умершему на Пасху кладут крашеное свяченое яйцо (православный обычай) (обонеж., Кул., 52; твер., ЭСб 1,192).

Яйцо закапывают в могилу при погребении (пинск, Булг., 186).

Яйцо дают нищему для поминовения умершего (блр., Увх, 138); одно яйцо стоит 40 поклонов (сев., Бур., 183).

Яйцо лежит на столе в Фомину неделю, на первой поминальной трапезе (шелк., Б., 70).

Яйца несут на могилы в Фомину неделю.

Крашеные яйца:

а) кладут на могилу, раздают нищим (влад., Зав., 100; укр., В. Щ, 319)

б) яйцо (скорлупа) зарывается в могилу (6лр„ Ш., 621; брест., Сед., 253; смол., Добр., 318)

в) яйца лежат на могиле, но потом, кончив пить, их уносят: Той душэ погано будзе, што яйцо лежить (гом., Сед., 259)

г) три раза катят яйцо по могиле и крошат (ряз., Сем., 231)

Мальчишки на могилах дерутся яйцами, играют на ўбитки (Раданица) (смол., Добр., 318).

После опахивания могил старшая в семье женщина катит по могилке яйцо и отдает нищим (Троицкая суббота) (Ан., 210).

Зеленые несвяченые яйца носят на кладбище в Троицу (блр., III., 623)

 

яичница (яéшня, яшéня)

В Радуницу яичницу едят на могилах (смол., Добр., 317; ряз., Сем. 231)

На Фоминой неделе яичницу едят дома на второй трапезе (укр., В.Щ.,319).








Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.