|
Работа воспитателя по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речиУспешное преодоление у детей дефектов речи возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям. С.А. Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях Использование в своей работе предлагаемого ниже материала всеми категориями сотрудников детского сада позволит насытить речью, звучащим словом общение детей со взрослыми и детей между собой, сделать это общение целенаправленным, создать вокруг детей единое речевое пространство. Практика показала, что в логопедической группе детского сада наибольшую эффективность восстановительно-коррекционной работы дает опора на «сборную» модель организации образовательного процесса. Она рекомендована для массовых детских садов Главным управлением дошкольного воспитания Министерства образования РСФСР (Вестник образования. — 1991. — Декабрь). Эта модель позволяет детям: • в блоке специально организованного обучения получать наиболее систематизированные знания, приобретать непосредственно учебные навыки; • в блоке совместной деятельности ненавязчиво готовиться к получению новых знаний и закреплять те, что были получены через совместную игру, продуктивную и познавательно- исследовательскую деятельность, восприятие художественной литературы, изобразительного искусства; • в блоке свободной самостоятельной деятельности полно проявить владение полученными знаниями и умениями. При этом особое значение приобретает организация разнообразной предметной среды. Именно эта среда, которая создается из натуральных предметов, материала для свободных и дидактических игр, изобразительной деятельности, книг, альбомов и т.д., позволяет Детям успешнее закрепить свои знания, применяя их на практике. __ Такая «сборная» модель дает возможность достижения разно-"Разных форм взаимодействия взрослого с детьми. А тематическое планирование позволяет наполнить эти формы единым образовательным содержанием. Использование материала, предлагаемого авторами данного пособия, позволяет конкретизировать взаимосвязь в работе логопеда и остального педагогического коллектива. При этом необходимо учитывать следующее: • коррекционные задачи не подменяют собой выполнении общих программных задач, вся работа с детьми должна носить коррекционную направленность; • организация, формы работы и привлекаемый матери; могут выбираться в соответствии с особенностями детей конкретной группы; • приемы работы должны различаться в зависимости от: основных задач и типов общеобразовательного занятия, от конкретного режимного момента и ситуации; • работа над определенной грамматической формой и конструкцией предложения не исключает использования других форм и конструкций в речи воспитателя и детей. Такое выделение в конкретную задачу подчеркивает лишь их значение для подготовки и закрепления материала логопедического занятия; • работа по каждому лексико-тематическому циклу не ограничивается периодом, указанным в годовом плане. В это время; она носит лишь наиболее сконцентрированный и целенаправленный характер. Начинается эта работа как можно раньше, и для ее проведения используется каждый удобный момент. Закрепление изученного материала, его усложнение дифференциация осуществляются в течение всего последующего обучения. При этом дети приобретают все большую; самостоятельность в его использовании на практике. В связи с этим необходимо коротко остановиться на особенностях исправления лексико-грамматических ошибок в речи детей, проводимого по степени увеличения их самостоятельности. (Методика предложена Н.Л. Крыловой.) Исправление лексических ошибок — Воспитатель говорит, а ребенок повторяет слово. — Воспитатель задает вопрос: Почему это так называется? (Капли капают. Это капель.) — Воспитатель спрашивает: Как ты назвал? Назови правильно. Исправление грамматических ошибок — Постановка вопроса и правильный ответ, данный самим воспитателем или сильным ребенком. (Нет чего? Нет балкона. Таня, повтори!) — Постановка воспитателем вопроса в порядке помощи ребенку. (Упал с чего?) Ребенок самостоятельно отвечает на вопрос. (Упал со стола.) — Воспитатель задает вопрос: Как ты сказал? Скажи правильно. Исправление неправильного порядка слов в предложении — Все предложение говорит воспитатель, а ребенок только повторяет его. :— Воспитатель начинает предложение, а ребенок заканчивает его. — Воспитатель оказывает помощь постановкой вопроса. — Воспитатель спрашивает: Как ты сказал? Скажи правильно. Работа воспитателя с детьми в адаптационный период Момент поступления ребенка в новое учреждение настолько важен и сложен для него, что в данном пособии необходимо описать более подробно задачи, выполнение которых имеет особое значение в период формирования новой группы. — Обеспечить атмосферу психологического комфорта для детей, поступающих в группу. Именно положительный эмоциональный настрой детей и их родителей закладывает фундамент последующей успешной работы. — Начать изучение поступивших детей и обследование их знаний по всем разделам программы предшествующей возрастной группы. — Расширять социальные контакты детей со сверстниками и взрослыми. — Преодолевать речевой негативизм детей, воспитывать готовность к установлению доброжелательных отношений, способствовать преодолению робости, застенчивости. •—Развивать слуховое внимание и сознательное восприятие Речи взрослых и товарищей, приучать вслушиваться в речь воспитателя и действовать в соответствии со словесными инструкциями. — Учить обращаться к речевому образцу. — Активизировать имеющийся словарь детей, поощрять их речевую активность. — Развивать подвижность артикуляционного аппарата, общую и мелкую моторику. — Развивать пространственную ориентировку: знакомить детей с помещениями группы и верандой, с помещениями детского сада. — Вводить понятия «ряд», «первый в ряду», «последний в ряду». Методы и приемы работы — Организация единого речевого пространства в детском саду. — Поощрение речевой активности детей и их готовности к контактам. — Использование четких немногословных конкретных вопросов и инструкций. — Знакомство с помещениями группы и детского сада, с правилами поведения в них. — Ежедневное выполнение комплекса артикуляционной гимнастики («Заборчик», «Окошечко», «Хоботок», «Лопаточка», «Иголочка», «Желобок», «Часики», «Качели», «Котенок лакает молоко», ] — Чтение («Сказка о веселом язычке»). — Игры с речевым сопровождением («Угадай, чей голосок», «Улиточка» и др.). Работа по лексико-тематическим циклом Тема: «НАШЕ ТЕЛО» Задачи формирования лексико-грамматических средств языка — Обогащать, уточнять и активизировать словарь детей по теме (это первая и основная задача при работе воспитателя над каждым лексико-тематическим циклом). — Учить показывать и называть части тела на себе и на другом ребенке, используя существительные в единственном (ед. ч.) и множественном (мн. ч.) числе, в именительном (им. п.) и винительном (вин. п.) падежах. — Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами (называть части тела на кукле). — — Начать работу над образованием родительного падежа (род. п.) существительных (нет головы, руки, ноги...). - — Активизировать глагольный словарь детей. (Что делаем глазами? ушами? носом? — Видим, слышим, слушаем, дышим, нюхаем...). - — Вводить в пассивный словарь детей и постепенно активизировать в их речи антонимы: впереди — сзади, вверху — внизу, правый — левый. Учить четко показывать на себе и правильно называть «левый — правый» (бок, глаз, локоть, кулак, висок), «левую — правую» (руку, ногу, щеку, пятку...). — Уточнить понятие числа «один — два», упражнять в умении считать части тела, согласовывая числительные с существительными (один лоб, нос, подбородок, язык, живот, затылок...; одна голова, шея, спина, щека, рука...; два уха, глаза, плеча, локтя, кулака...; две брови, руки, ноги, щеки, губы, ладони, пятки...). — Ввести в словарь детей местоимения «мой», «моя» (моя рука, голова, нога, спина...; мой глаз, нос, рот, живот...). — Обогатить пассивный словарь детей понятиями «имя», «фамилия», «отчество». Активизировать в речи детей имена и отчества сотрудников группы. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|