Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Педагогическое обследование детей воспитателем





Поступление детей в речевую группу детского сада во мно­гом изменяет социальную ситуацию их дальнейшего развития. Этому способствуют следующие факторы:

— новая пространственно-предметная среда обитания;

— новый коллектив сверстников;

— новые формы взаимодействия со взрослыми (активный диа­лог в рамках личностно ориентированной модели педагогического общения; комментирование действий и деятельности каждого ребенка; сопряжение усилий для решения общей цели — исправ­ление недостатков речи; индивидуально-специфическое влияние взрослых — многократное предъявление речевого образца, созда­ние ситуаций для его применения в повседневной жизни и т.д.);

— новые специфические виды деятельности (артикуляционная и дыхательная гимнастика, логопедическая ритмика, игры с паль­чиками, речевые игры, в которых в центре внимания оказывается
слово, одновременно ставшее предметом и познавательной деятель­ности детей);

— новое взаимодействие с акустической средой обитания (выде­ление речевых и неречевых звуков, изучение речевых звуков и т.д.).

Организацией жизни и деятельности вновь поступающих в рече­вую группу детей занимается воспитатель. И свою работу он начи­нает с их обследования по разделам типовой Программы воспита­ния и обучения в детском саду. Обследование детей воспитателем ведется параллельно с логопедическим до 15 сентября.

Цель такого обследования — выявить соответствие уровня зна­ний и умений детей требованиям программы для данной возраст-Ной группы.

Рекомендации к обследованию

— Проанализировать все разделы типовой Программы воспита­ния и обучения в детском саду по предыдущей возрастной группе.

— Выделить условные показатели возрастной нормы знаний, умений к навыков, необходимых для осуществления основных видов детской деятельности.

— Продумать задания, при выполнении которых дети будут вынуждены применить умения, знания, навыки и способы, необ­ходимые в той или иной деятельности.

— Приготовить соответствующий наглядный и дидактический материал для каждого ребенка.

— Предъявить задания детям фронтально и индивидуально в зависимости от особенностей детей и степени сложности заданий.

— Результаты деятельности зафиксировать в протоколе.

— Сопоставить полученные результаты обследования с уровнем требований программы предыдущей возрастной группы; выявить затруднения ребенка.

— Сделать вывод о состоянии навыков и умений каждого ребенка, установить пробелы в развитии.

— На основании полученных данных планировать и проводить восстановительно-коррекционную работу.

Разделы и направления педагогического обследования

1.Общие сведения о ребенке: фамилия, имя, возраст.

2. Общие особенности поведения:

 

— реакция на новую обстановку (настроение бодрое, радостное или подавленное; проявляет интерес, любознательность или равно­душен; боится, плачет, тяжело расстается с родителями; излишне
стесняется, волнуется, нервничает; поведение агрессивное, ситуативно-импульсивное и т.д.);

— взаимоотношения с детьми.(проявляет симпатию, доброжелателен; стремится к совместной жизни и к совместным играм; не считается с мнением сверстников, без надлежащего повода всту­пает в конфликты, стремится подчинить своему влиянию других; умеет уступать, заметить затруднения товарищей и прийти к ним на помощь; стремится к устойчивым объединениям или вариативным временным контактам);

— взаимоотношения со взрослыми (по какому поводу чаще вступает в контакт; общителен или, наоборот, сторонится, избегает общения; стремится выполнить поручение, задание, просьбу или]
отказывается; умеет обращаться по имени и отчеству ко взрослым или упрямится; умеет здороваться и прощаться или избегает этих моментов и т.д.).

3. Функциональное состояние здоровья и уровень физической подготовленности.

Успешность труда, обучения, творчества, психическое здоровье в значительной мере зависят от функционального состояния здо­ровья ребенка. Поэтому в первую очередь воспитателю необходимо изучить карту физического развития каждого ребенка, побеседо­вать с врачом и родителями.

Необходимо выявить:

• функциональные нарушения (из заключения врача);

• органические нарушения (из заключения врача);

• перенесенные болезни и травмы (из карты физического развития ребенка, из беседы с матерью);

• утомляемость (из наблюдений за ребенком во время игр и занятий).

Показатели физической подготовленности

Обследование проводится на участке или в спортивном зале.

Прыжки — на двух ногах; на одной ноге; на двух ногах с про­движением вперед; перепрыгивание через предмет.

Метание — подбрасывание мяча вверх и ловля его; отбивание мяча о землю; перебрасывание мяча друг другу; прокатывание мяча в ворота; попадание в цель.

Лазание — ползание на четвереньках; пролезание в обруч; лаза­ние по гимнастической лесенке вверх и вниз; перелезание с одного пролета на другой.

Равновесие — ходьба по доске прямо и боком; ходьба и бег по наклонной доске; стояние на одной ноге.

Развитие общей и мелкой моторики

Уровень развития общей моторики (крупной моторики, то есть дви­жений рук, ног, всего тела):

походка: вялая, расслабленная; быстрая,,размашистая; напря­женная; ходит вразвалку, задевает за все руками; при ходьбе опи­рается на наружный край стопы или на кончики пальцев;

осанка: правильная, неправильная, нормальная, асимметрич­ная; наличие дефектов плечевого пояса (асимметрия шейно-плечевых линий, положение лопаток, сведенность плеч);

— наличие плоскостопия (или нарушений свода стопы);

активные движения: объем движений — полные, неполные, ограниченные, истощающиеся;

скорость движений: замедленные, неслитные, неритмичные, неповоротливые;

точность движений: точные, неточные, неуклюжие, нелов­кие, угловатые, напряженные;

координация движений: координированные, некоординиро­ванные, расторможенные; производит много лишних движений; затруднено переключение с одного движения на другое;

— полноценность участия в подвижных играх (возникающие трудности из-за низкого уровня развития крупных движений);

— толчковая нога.

Уровень развития мелкой моторики:

— способен ли нанизать бусы на леску; выложить простейший узор из мозаики; удержать условную позу («зайчик», «коза-дереза», «колечко») на одной руке, на двух руках; выполнить упражнение
на переключение поз («палец — кулак»);

— ведущая рука.

Эмоционально-волевое развитие

В процессе наблюдений за каждым ребенком на занятиях и вне занятий выявить:

— умеет ли ребенок чувствовать чужую боль и сопережи­вать ей;

— есть ли у него чувство уважения к другим людям;

— готов ли он поделиться своими вещами и какими-то ново­стями;

— способен ли работать самостоятельно, соревноваться с дру­гими детьми;

— умеет ли поставить себе цель и удержать ее до конца;

— умеет ли давать себе отчет в том, что он делает;

— организаторские умения: умение подготовить место и необхо­димый материал для предстоящей деятельности, спланировать ее, довести начатое до конца; умение справедливо разрешить конфликт,
спокойно и терпеливо объяснить, исправить ошибающегося.

Игровая деятельность

В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей выявить" у каждого ребенка стремление к совместной или одиночной игре; склонность к устойчивой игровой группировке или к вариа­тивным, более широким коллективным связям со сверстниками; отметить активность в игре, характер взаимодействий с партнерами

по игре; устойчивость интересов; особенности речевого общения в игре.

Оценить следующее:

• умение самостоятельно выбрать игру, развить сюжет;

• умение распределить роли в игре;

• умение самостоятельно поставить игровую задачу;

• умение принять игровую задачу, поставленную другими
(взрослыми или сверстниками);

• способы решения игровой задачи (предметные, ролевые).







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.