Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III. Трудности словоупотребления





Прежде чем выполнять практические упражнения, повторите причины нарушения лексических норм.

Упр. 1. Исправьте речевые ошибки в данных предложениях. Объясните причины их возникновения.

Вариант 1.

Эта идея мне гармонирует. Впереди лидирует гонщик под номером З. Марис Лиепа был выдающимся бенефисом современного русского балета, его танцевальные партии помнит не одно поколение зрителей. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. Среди собравшихся превалировали представители молодёжи. Когда играет «Спартак», на трибунах стадиона всегда полный кворум.

Вариант 2.

Первая премьера этого балета состоялась на сцене Мариинского театра. Каждое утро на зеленой лужайке появлялись хорошо экипированные жокеи, игроки в гольф. На центральной улице открылся новый будуар, обставленный удивительной роскошью и изяществом. Девушка конфиденциально признался подругам, что переменила имя «Катя» на «Кармен», потому что последнее импонирует её внешности. В конце года состоится мой бенефис, в котором я впервые выйду на сцену.

Вариант 3.

Этот архитектурный памятник поражает своими причудливыми габаритами. За годы жизни на чужбине она научилась скрывать свои чувства, с посторонними была сдержанна и экспансивна. Все герои произведения имеют свои индивидуальные черты. Идентичное решение было принято студентами второй группы. На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов. Нельзя не согласиться с основным пафосом книги.

 

Упр. 2. Проверьте ваши знания значений заимствованных слов: подберите к ним слова – синонимы русского происхождения (в случаи затруднений воспользуйтесь толковым словарем или словарем иностранных слов).

Адекватный, актуальный, аналогичный, анонимный, вакантный, виртуозный, гипертрофированный, диаметральный, импозантный, иррациональный, канонический, капитальный, коллегиальный, компактный, конкретный, корректный, курьезный, лаконичный, лояльный, миниатюрный, монолитный, негативный, номинальный, одиозный, оптимальный, органический, ординарный, педантичный, позитивный, полярный, потенциальный, продуктивный, пунктуальный, радикальный, спонтанный, стационарный, схоластичный, тотальный, тривиальный, уникальный, утилитарный, фатальный, филигранный, формальный, эквивалентный, экстравагантный, эксцентричный, эпизодичный.

 

Упр. 3. Исправьте случаи лексического плеоназма. Дайте два и более вариантов редактирования.

1. Участники творческой экспедиции рассказали о своих перспективах на будущее.

2. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.

3. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы.

4. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля».

5. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание.

 

Упр. 4. Устраните тавтологию. Дайте два и более варианта редактирования.

Справка: тавтология – вид ошибки, которая заключается в немотивированном повторении в узком контексте одного и того же слова или однокоренных слов. Например: На строительные объекты бесперебойно доставляется строительные материалы; Лодки приближались все ближе.

1. Необходимо научить детей различать звучание различных музыкальных инструментов. 2. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предложениях. 3. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 4. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 6. Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах больше участников. 7. Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства.

Упр. 5.

Е.Н. Ширяев, известный лингвист, специалист по вопросам культуры речи, спрашивает: «Зачем говорить спонтанный вместо случайный или непреднамеренный? Релятивный вместо относительный, дискурсивный – вместо рассудительный или релаксация вместо ослабления

Действительно, мы имеем пристрастие к иностранным словам, даже не зная иногда их точно значения. Прочитайте предложение. Во всех ли предложениях уместно употребление иноязычных слов? Исправьте предложения, в которых использование иноязычной лексики не оправдано.

1. Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. 2. Предлагаем пролонгировать договор о сотрудничестве между нашими предприятиями 3. Книголюбы коллекционируют уникальные издания книг. 4. После долгих дебатов договорились назначить прогулку на ближайшее воскресенье. 5. Мелкие ординарные строения по бульвару были перестроены. 6. Мы приняли решение установить аншлаги: «Здесь работает ударники». 7. Фигурист долго готовил произвольную композицию, постоянно корректируя свой стиль. 8. Перед нашим коллективом сейчас стоит дилемма – наиболее активно использовать резервы производства.

Литература по разделу

1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1984.

2. Вакуров В. Н., Рахманова Л. И., Толстой Н. В., Формановская Н. В. Трудности русского языка: Словарь – справочник / Под ред. Л. И. Рахмановой, 3-е изд., испр. и доп. В 2 ч. – М., 1993 – 1994.

3. Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. 3-е изд., испр. – М., 1989 (главы «Природа норм литературного языка», «Нормы ударения», «Нормы произношения»).

4. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1986.

5. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударения, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськина: Под ред. Р. И. Аванесова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Рус.яз., 1985.

6. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стереотипы.

7. Словарь иностранных слов: актуальная лексика, толкования, этимология. – М., 1997.

8. Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь – справочник. – Л., 1973.

 

 

Раздел III. Система функциональных стилей русского языка

 

План

1. Понятие функционального стиля.

2. Общая характеристика стилей.

3. Устные и письменные формы речи каждого стиля.

4. Научный стиль

5. Официально – деловой стиль

6. Публицистический стиль

7. Художественный стиль

8. Разговорный стиль

9. Контрольные вопросы

10. Методические рекомендации

11. Практические задания

 

Цель: научиться различать функциональные стили речи, ознакомиться с основными характеристиками каждого функционального стиля, освоить структуру и языковое оформление научных письменных текстов.

 

Функциональный стиль – это разновидность языка (такая его подсистема), которая определяется условиями и целями общения в какой – то сфере общественной деятельности и обладает некоторой совокупностью стилистически значимых языковых средств. Термин «функциональный» подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык каждом конкретном случае.

Разговорный стиль – функция общения научный, официально – деловой – функция сообщения.

Публицистический – функция воздействия.

Художественный – функция воздействия.

 

Итак, в соответствии со сферами общественной деятельности в современном русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный, официально-деловой, газетно–публицистический, художественной и разговорно-обиходный.

Для каждого функционального стиля характерны определенные формы речи.

 

   
 
 
 

 


Научный стиль — это стиль научных статей, до­кладов, монографий, учебников и т. д., который определяется их содержанием и целями — по воз­можности точно и полно объяснить факты окружаю­щей нас деятельности, показать причинно-следствен­ные связи между явлениями, выявить закономернос­ти исторического развития, сообщить информацию и т. п.

Возникновение и развитие научного стиля связа­но с расширением различных сфер деятельности людей. На первых порах он был близок к стилю ху­дожественного повествования и выделился в само­стоятельный, когда стала создаваться научная тер­минология.

В России научный стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, значительную роль в его формировании сыграл М. В. Ломоносов и его уче­ники. Но окончательно научный стиль сложился во второй половине XIX века.

Основные стилевые черты:

− логическая последовательность изложения;

− однозначность, точность, сжатость при инфор­мативной насыщенности содержания;

− конкретность, бесстрастность, объективность высказывания.

Характерные особенности науч­ного стиля.

− насыщенность терминами, которые составляют 15 – 20 % всей лексики;

− научная фразеология (прямой угол, точка пересечения и т. п.);

− преобладание абстрактной лексики (развитие, движение, фактор, деятельность и т. п.);

− употребление формы единственного числа в значении множественного (волк – хищное животное из рода собак);

− преимущественное употребление существи­тельных вместо глаголов (имеет место повышение температуры/повышается температура);

− распространение сложных предложений.

Официально-деловой стиль – это стиль доку­ментов, международных договоров, государственных актов, законов, деловых бумаг и т. п., который опре­деляется их содержанием и целями – сообщить ин­формацию, имеющую практическое значение, дать указания, инструкции.

Основные стилевые черты:

− сжатость, компактность изложения, экономное использование языковых средств;

− стандартное расположение материала, обяза­тельность формы;

− конкретность, бесстрастность, официальность высказывания.

Характерные особенности офици­ально-делового стиля:

− широкое использование терминологии;

− наличие особой фразеологии, а также много­ численных речевых стандартов – клише;

− употребление отглагольных существительных (на основании, в отношении, в силу и т. п.);

− использование номинативных предложений с перечислением;

− сложные синтаксические конструкции;

− отсутствие эмоционально-экспрессивных рече­вых средств.

Различают две разновидности: официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль

Публицистический стиль — это стиль Обществен­но-политической литературы, периодической печати, ораторской речи и т. д., который определяется содер­жанием текстов и основными целями воздействовать на массы, призывать их к действию, сообщать информацию и т. п.

 

Основные стилевые черты публи­цистического стиля:

− лаконичность изложения при информативной насыщенности;

− доходчивость изложения (газета – наиболее распространенный вид массовой информации);

− эмоциональность, обобщенность, а часто не­ принужденность высказывания.

Характерные особенности публи­цистического стиля:

− общественно-политическая лексика и фразеология;

− использование речевых штампов, клише, их легкая воспроизводимость (труженики полей, работ­ники прилавка, дружеская атмосфера);

− употребление коротких предложений – рубле­ная проза;

− эллиптические предложения (безглагольные, фразы) – (приватизационный чек – каждому; бан­ки — не только для банкиров);

− совмещение черт публицистического стиля с чертами других стилей;

− использование изобразительно-выразительных средств языка (риторические вопросы, повторы, ин­версия и др.).

Широкое распространение получила газетно-журнальная разновидность публицистического стиля.

 

Определите, какие из перечисленных выше черт наи­более подходят к этому виду.

Художественный стиль — это стиль художест­венной литературы, который определяется ее содер­жанием и основными целями – передать свое отно­шение к окружающему, к изображаемому, нарисо­вать словами картину, описать событие и т. п.

 

Основные стилевые черты худо­жественного стиля:

− образность, эмоциональность;

− единство коммуникативной и эстетической функции.

 

Характерные особенности худо­жественного стиля:

− широкое использование лексики и фразеоло­гии других стилей;

− использование изобразительно-выразительных средств;

− проявление творческой индивидуальности ав­тора (авторский стиль).

Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям, он один выполняет функцию общения. Основные стилевые черты:

− экспрессивность, отсутствие предварительного обдумывания высказывания;

− эмоциональность, непринужденность, обоб­щенность.

Характерные особенности разго­ворного стиля:

− широкое употребление обиходно-бытовой лек­сики и фразеологии;

− использование внелексических средств (инто­нация, ударение, паузы, темп речи и т. п.);

− диалоговая форма высказывания, реже моно­лог;

− включение в речь частиц, междометия, ввод­ных слов, обращений;

− преобладание простых предложений над слож­ными;

− использование вставных и присоединительных конструкций;

− лексические повторы, инверсии (обратный по­ рядок слов).

 

Контрольные вопросы

1. Какие факторы влияют на выделение функциональных стилей речи?

2. Назовите основные функциональные стили русского языка

3. Дайте характеристику научному стилю в предложенной последовательности:

− в какой сфере общественной деятельности функционирует научный стиль?;

− основные формы устной и письменной речи научного стиля;

− основные стилевые черты;

− характерные языковые средства научного стиля.

4. Назовите основные особенности деловой речи.

5. Перечислите слова, относящиеся к профессии, которую вы избрали, в разных стилях речи. Определите уместность их использования в устной речи.

 

Методические рекомендации

Практические задания

Знакомство с функциональными стилями языка является одним из способов формирования речевой культуры.

Очень важно знать и тонко чувствовать специфические особенности каждого функционального стиля, умело пользоваться языковыми средствами в зависимости от цели и места речевого общения, владеть речевыми жанрами как устной, так и письменной речи различных функциональных стилей.

 

Задание №1. Составьте аннотацию на любую научную статью, используйте рекомендации справки 1.

Справка 1. Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.

Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.

Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Субъекты действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются конструкции (глагольные и причастные).

Образец аннотации

Фролов И. Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. – М.: Наука, 1989. – С. 44-60.

Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.

В статье рассматриваются (анализируются, указаны) пути и методы рения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

 

Задание № 2. Познакомьтесь с композицией научного письменного текста, схемой построения вводной и заключительной части.

Справка 2. Композиция научного письменного текста.

Композиция – это строение, соотношение и взаимное рас­положение частей произведения.

Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части - описательную (обзорную) и основную.

В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования, при этом во введении дается обоснование актуальности научного исследования, формулируется предмет и избранный метод исследования, излагается история вопроса (если нужно) и ожидаемый результат.

В основной части научного произведения освещают­ся методика и техника исследования, достигнутый резуль­тат.

Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.

Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов: от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования, области науки, жанра, традиций, индивидуального стиля автора и т. п.

Справка 3. Схема построения вводной части научного про­изведения (автореферата, дипломной работы, проблемной статьи и т. п.):

− обоснование актуальности научного исследования (ак­туальности проблемы);

− характеристика имеющихся на эту тему работ, теорий; историография вопроса;

− выделение конкретного вопроса (предмета исследова­ния);

− выдвижение гипотезы;

− обоснование использования избранной теории (метода);

− предварительное формулирование выводов.

Схема построения заключительной части научного произ­ведения:

− краткое изложение научного исследования;

− окончательная формулировка выводов;

− список авторских работ

 

Задание № 3. Составьте реферат научной – статьи по предложенной модели (таблица 3), используйте рекомендации справок 4,5

Справка 4. Реферат - это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание ос­новного содержания; выводы референта.

 

Справка 5. Требования к написанию реферата по специаль­ности. Реферат должен раскрывать основные концепции исход­ного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Реферат не должен превращаться в "ползанье" по тексту. Цель реферирования: создать "текст о тексте". Следует избе­гать связок типа: в 1 абзаце, во 2 абзаце и т.д. Реферат - это не конспект, разбавленный "скрепами" типа далее автор отмечает... Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы {нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Таблица №2







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.