|
Приемы управления вниманием аудиторииБорьба с утомлением внимания – важная задача, о которой не должен забывать оратор, продумывая структуру и содержание своей речи. Выступающему необходимо знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей: - прямое требование внимания от слушателей; - обращение к слушателям с неожиданным вопросом; - риторический вопрос – не предполагающий ответа; - пауза; - вопросно-ответственный прием. Оратор вслух раздумывает над поставленной проблемой. Он ставит перед аудиторией вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам. Это очень удачный прием, т. к. он обостряет внимание слушателей, заставляет вникнуть в суть рассматриваемой темы. - оживляют выступление примеры из художественной литературы, пословицы, поговорки, фразеологические выражения и т. п.
Заключение. Заключение – это логическое и эмоциональное завершение всей речи. Методические рекомендации - заключение должно быть запоминающимся, деловым и вместе с тем обобщающим содержание речи; - прекрасно воспринимается заключение, в котором эмоционально и образно еще раз подчеркивается цель устного выступления; - в некоторых случаях рекомендуется использовать заключительные фразы, в которых звучит призыв к активным совместным действиям или какие-то положения; - какова бы ни была тема выступления, завершить его всегда необходимо на позитивной ноте.
Требования к речи выступающего 1. Доходчивость речи. Умение сказать просто, доходчиво о сложном – большое искусство и нелегкий труд. Есть афоризм: «Легкое дело – тяжело писать и говорить, но легко писать и говорить – тяжелое дело». Залог успеха здесь – глубокое знание выступающим предмета речи. Добиться доходчивости речи – это прежде всего говорить на языке аудитории. 2. Правильность речи – соответствие литературным нормам ударения, произношения, словоупотребления, образования грамматических форм, построения синтаксических конструкций – обязательное условие публичной речи. 3. Говорить кратко, живо и просто – неотъемлемое требование к публичной речи. Говорить кратко – большое искусство, и оно не приходит само собой. Надо научиться сокращать тексты, отсеивать лишнее, ненужное. Хорошую помощь оратору оказывает неоднократное повторение тех или иных мест будущего выступления, каждый раз во все более сжатом виде. 4. Говорить, размышляя! Хороший оратор творит свое слово во время речи. Именно в этом случае размышляет вместе с выступающим и аудитория. О таких выступающих говорят: видно, что он думает и говорит, говорит и думает. Манера «размышления» - одна из самых продуктивных в публичной практике. 5. Эмоциональность речи – залог ораторского успеха. «Мысль входит вратами чувств» - говорили древние. Как же добиться эмоциональности? Методические рекомендации - говорить о том, что волнует людей; - видеть то, о чем говоришь; Если оратор, работая над своим выступлением, не видит за словами того, о чем он думает и пишет, то и слушатель ничего за ними не увидит. Но если он хорошо видит то, о чем будет говорить, то даже самые простые слова вызывают у слушателя те мысли, чувства и состояния, какие оратор хотел ему передать; - вовлекая слушателей в речь, следует употреблять выражения: «Мы с вами неоднократно обсуждали…», «Мы согласились с тем, что…», «Мы пришли к выводу…», «Подведем итоги» и т. д.; - использовать богатство интонаций; - самому испытывать те эмоции, которые хотел бы возбудить у слушателей. Оратору следует постоянно помнить: чтобы зажечь людей, надо гореть самому, проявлять заинтересованность к тому, о чем говоришь; - использовать жесты, позу, мимику.
Образ оратора Составляющие ораторского успеха: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», - гласит риторика. В данной главе мы рассмотрим факторы, влияющие на популярность оратора у аудитории. 1. Внешний вид Одежда выступающего должна соответствовать характеру обстановки, в которой произносится речь, быть опрятной и аккуратной. А.Ф.Кони советовал лекторам: Следует одеться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкий цвет, необыкновенный фасон); грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое действие на собравшихся начинается до речи, с момента появления лектора перед публикой. 2. Манера поведения. Подчеркнута женственная манера речи и всего поведения у женщин и мужественная – у мужчин. 3. Выраженность индивидуальных, личностных черт – выразительность поведения, его экспрессивность и эмоциональность при соблюдении общепринятых границ. 4. Чувство уверенности в себе и владение средствами передачи этого чувства аудитории. Многие начинающие ораторы испытывают страх перед аудиторией. Причины страха можно сформулировать так: - индивидуальные особенности личности – повышенная нервная возбудимость; - нереалистические ожидания – настроенность на то, что речь должна оказать какое-то необыкновенное воздействие; - безразличие или враждебность аудитории; - плохая подготовка, незнание, некомпетентность. Пути преодоления страха а) Самоубеждение: - «поделиться с аудиторией своими знаниями – это счастье»; - «меня слушают друзья»; - «мои слова и убеждения обязательно найдут отклик». б) Надо знать, что со стороны степень волнения определить трудно. Следовательно, никто не знает, что вы волнуетесь. 5. Если страх мешает выступающему, то волнение полезно. Именно волнение заставляет оратора быть в ударе, вдохновляет. 6. Дружелюбие в поведении говорящего – это одно из основных условий успеха общения и действенности речи. 7. Одной из самых ценимых черт выступающего является искренность в речевом поведении. Применительно к публичной речи это свойство называют «ораторская честность». 8. Объективность говорящего. Слушателя надо уважать. Учитывайте противоположные мнения Игнорирование чужого мнения – нарушение этики речевого общения, в частности ораторской этики. 9. Заинтересованность предметом речи, живая неподдельная увлеченность им – одно из важнейших условий успеха. «Старайтесь не говорить о том, что вас не интересует», - рекомендует риторика. Этот совет сформулирован, пожалуй, слишком жестко для реальной жизни. Переформулируем его в практический вариант: избегайте, насколько возможно, говорить о том, что вам совершенно безразлично. Итак, уверенность, дружелюбие, искренность, объективность, увлеченность оратора заразительны: они передаются слушателям.
Контрольные вопросы 1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». 2. Чем обусловлен интерес к ораторскому искусству сегодня? 3. Охарактеризуйте этапы подготовки публичной речи. 4. Какова методология подбора литературы и работы с источниками в подготовке публичного выступления? 5. Какова композиционная структура публичной речи. Раскройте задачи каждой части. 6. Какие из практических рекомендаций по вступительной части публичной речи представляются вам наиболее интересными. 7. Сформулируйте требования к содержанию публичной речи. 8. Назовите основные методы изложения материала в публичном выступлении. 9. Раскройте приемы управления вниманием аудитории. 10. Каковы требования к речи выступающего. 11. Назовите составляющие ораторского успеха. Каким вам представляется образ оратора. 12. Согласны ли вы с утверждением Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами делаются»?
Методические рекомендации Практические задания Освоив методику подготовки и проведения публичного выступления, студент должен реализовать полученные знания на практике.
Задание I. Подготовьте информационную речь (5 минут). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Продумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Справка 1. Информационная речь. Задача информационной речи не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование – это движение; описание расчленяет предмет, показывает его частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии и каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт. Информационная речь должна отвечать следующим требованиям: а) В ней не должно быть ничего спорного. б) Она должна вызывать пытливость. в) Она должна удовлетворять запросы слушателя. г) Сообщение должно быть актуально. Материалы к заданию I. Примерные темы для информационной речи - События в нашей стране - События за рубежом - Новости науки и техники - Новости культурной жизни города - Спортивные новости - Новинки литературы - Система ЭВМ II. Схема оценки информационной речи 1. Тема и цель Интересны? Уместны? Актуальны? 2. Вступление Интересно ли? Использован ли прием привлечения внимания. Не слишком ли длинно? 3. Главная часть Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель? 4. Заключение Ясно? Есть ли обобщение сказанного? 5. Произношение Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Если ли речевые ошибки? 6. Советы выступающему.
Задание II. Познакомьтесь с вопросами для самоконтроля. Они послужат вам ориентиром в процессе подготовки различных видов публичных выступлений и помогут определить степень готовности к выступлению. Вопросы для самоконтроля 1. Отражает ли название темы речи ее содержание? 2. Действительно ли меня интересует тема выступления? 3. Достаточно ли я знаю по данной проблеме? 4. Убежден ли я в том, о чем буду говорить? 5. Соответствуют ли тема и цель моей речи уровню знаний, интересам и установкам слушателей? 6. Могу ли я четко сформулировать главную идею своего выступления? 7. Легко ли воспринимаются фактический материал и статистические данные? 8. Каким методом изложен материал? 9. Нет ли нарушений логической последовательности в изложении материала? 10. Готовит ли вступительная часть речи к восприятию основного материала? 11. Убедительно ли заключение? Есть ли обобщающие выводы? 12. Правильно ли распределен материал по времени? 13. Какие вопросы могут возникнуть у слушателей? 14. Владею ли я материалом выступления? Проведены ли тренировки?
Литература по разделу 1. Апресян Г. З. Ораторское искусство. – М., 1978. 2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону, 1999. 3. Граудина Л. К., Мискевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989. 4. Дюбуа Ж. и др. Общая риторика: Пер. с франц. – М., 1986. 5. Клюев Е. В. Риторика: Учебное пособие для вузов. – М., 1999. 6. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992. 7. Хрестоматия по риторике / Автор-составитель С. Ф. Иванова. – Пермь, 1990.
Контрольные вопросы к зачету 1. Определите понятие «культура речи». Раскройте нормативный, коммуникативный, этический аспекты. 2. Какие требования предъявляются к речевой культуре. 3. Методы и средства повышения речевой культуры. Поделитесь опытом работы над совершенствованием собственной речи. 4. Назовите основные формы существования национального русского языка. Раскройте содержание каждой формы. 5. Дайте определение литературного языка. Почему литературный язык называют нормированным. 6. Определите понятие «норма литературного языка». Перечислите характерные особенности, свойства нормы. 7. Назовите основные типы норм литературного языка. 8. Охарактеризуйте акцентологические нормы литературного языка. В чем причины частых нарушений нормы. 9. Дайте определение грамматических норм литературного языка. Приведите примеры нарушения, грамматические формы каких частей речи вызывают затруднения у вас. 10. Охарактеризуйте лексические нормы литературного языка. В чем причины частых нарушений лексических норм. 11. Дайте определение орфоэпической нормы литературного языка. Какие правила произношения вам запомнились. 12. Дайте определение стиля. Назовите основные функциональные стили русского языка. 13. Характеристика научного стиля. 14. Характеристика официально-делового стиля. 15. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Чем обусловлен интерес к ораторскому искусству сегодня? 16. Охарактеризуйте основные этапы подготовки публичной речи. 17. Какова композиционная структура публичной речи? 18. Каковы требования к содержанию публичной речи. Основные методы изложения материала. 19. Раскройте приемы управления вниманием аудитории. 20. Основные требования к речи выступающего. 21. Назовите составляющие ораторского успеха.
Приложение 1 Контрольный тест №1 «Нормы современного русского литературного языка» Для успешного выполнения тренировочного теста необходимо внимательно прочитать задание и в соответствии с ним выбрать нужный вариант или варианты. 1. Отметьте слова, в которых постановка ударения соответствует языковой норме. а) ассиметрия; г) дремота; б) высоко; д) зубчатый. в) тотчас; 2. Отметьте слова, в которых постановка ударения не соответствует языковой норме. а) гербовый; г) джинсовый; б) кашлянуть; д) глубоко. в) изыск; 3. В каких словах пишется Е и произносится [е] под ударением? а) гренадер; г) одноименный; б) никчемный; д) гололедица. в) преемник; 4. В каких словах пишется Ё и произносится [о] под ударением? а) расседланный; г) береста; б) женоненавистник; д) острие. в) пригрезиться; 5. В каких словах согласный перед Е произносится твердо?; а) поэтесса; г) тенор; б) ренессанс; д) галифе. в) девиз; 6. Отметьте отучай смешения паронимов. а) к селу вела каменная тропа; б) на окне сидел дымчатый кот; в) этот вопрос является корневым. 7. Отметьте случаи плеоназма. а) мне велели написать автобиографию. б) больной был госпитализирован в больницу. в) у нее были очень огромные глаза. 8. Отметьте слово, имеющее значение «стремление к отделению, а) локализация; г) сепаратизм; б) тоталитаризм; д) экспансия. в) стагнация; 9. Отметьте словосочетания, не соответствующие морфологической норме. а) белый клавиш; г) перламутровый клипс; б) съехать в кювету; д) лесной просек. в) загородный санаторий; 10. Отметьте словосочетания, соответствующие морфологической норме. а) трамвайное депо; г) знойный Тбилиси; б) свежий салями; д) асфальтированная МКАД. в) шерстяное кашне; 11. Отметьте варианты, не соответствующие языковой норме. а) о Жоржи Амаду; г) читаю Жан-Батист Мольера; б) Роберту Берне; д) с Чарли Чаппином в) о Трофиме Лысенки;. 12. Отметьте варианты, не соответствующие языковой норме. а) нет зеркальцев; г) томы книг; б) это дизели; д) много солдатов. в) нет кухонь; 13. Отметьте варианты, не соответствующие языковой норме. а) три девушки; г) двадцать трое ножниц; б) двое генералов; д) четверо малышей. в) нас пятеро; 14. Отметьте варианты, не соответствующие языковой норме. а) вроется; г) захлопывайте; б) машет; д) сыпет. в) разбудю; 15. Отметьте варианты, не соответствующие языковой норме. а) 3 красные яблока; г) 32 стальные стержня; б) 22 подержанных автомобиля д) 2 давних подруги. в) 4 забавные собачки; 16. Отметьте словосочетания, образованные с нарушением нормы управления. а) неприятный (кому?) мне разговор; б) уделить внимание (на что?) на здоровье; в) понимать (о чем?) о необходимости помочь народу. 17. Отметьте предложения с нарушением нормы согласования сказуемого с подлежащим. а) прошли сто лет; б) часть студентов сдали экзамены; в) большинство учеников отсутствовало. 18. Отметьте предложения с ошибками в употреблении деепричастия. а) читая книгу, я делал пометы в блокноте; б) проезжая березовую рощу, у меня закружилась голова; в) придя домой, уже стемнело.
Тест №2
Тест №3
Тест №4
Тест №5
Тест №6
Тест №7
Тест №8
Тест №9
©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
|