Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности городского образа жизни, уровень потребностей и доступности населению образования, культуры, досуга и информации





За последние десятилетия вектор глобальных антропологических исследований направлен на изучение урбанистической антропологии, а изучение пространственно-географического распределения культурных тенденций ориентируется на распределение социокультурных проблем больших социальных систем - городов.

В современном употреблении термин «урбанизация» не ограничивается лишь указанием на рост численности городского населения, площадей городских территорий, количества самих городов. Скорее, речь идёт о специфике социальных структур и культурных форм, позволяющих выделить города – прежде всего крупные – среди других типов поселений: особенности разделения труда, социокультурного расслоения, организации пространственной среды, социальной коммуникации, иными словами, об особой городской культуре, образе жизни горожан[1].

Культурологические исследования справедливо подчёркивают, что социальный организм города составляют различные производственные и бы­товые секторы, образующие определённую систему.

Система (от греч. Systema - целое) – объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующее им места[2].

Сторонники концепции культурной системы - Л. Уайт, К. Клакхон, А. Кребер и другие - говорили об обществе как о структурном аспекте рассмотрения совместной жизни людей, а о культуре - как о содержательном наполнении этой структуры [3].

Представление об обществе и культуре как об устойчивых образованиях, порожденных и поддерживаемых реализацией совокупности функций, необходимых для совместной жизнедеятельности людей, привело к формированию концепций социальной и культурной систем. Еще А. Радклифф-Браун подчеркивал преимущества подхода Б. Малиновского, который предлагал «считать каждую культуру функционально взаимосвязанной системой» и пытаться обнаружить общие законы функционирования человеческого общества как целого [4].

Это шаг в сторону объяснения существования устойчивых социокультурных образований по сравнению с предыдущими функционалистскими построениями, где культурные и социальные феномены рассматривались как самодовлеющая реальность, а группа людей определялась не через дифференциацию функций или ролей, но через интегрирующие ее нормы или институты [5].

Во втором случае сравниваются не только количество элементов, но и порядок их связи, структура и правила взаимодействия. Однако причины культурных сходств и различий до сих пор составляют предмет научных исследований[6].

Определяя город как культурную систему, необходимо доказать, что он обладает следующими характеристиками: определённые состояния объекта; присущие ему формы приспособления и обмен с соседствую­щими системами; их устойчивая статусная организация; характерные для них нормы и ценности.

Существование любой системы (в том числе и общества) есть динамическое состояние, процессирующее тождество сохранения изменения. Наиболее общим средством обеспечения динамического равновесия системы, сохранения через изменения выступают флуктуации. И чем выше уровень организации (организованности) системы, тем динамичнее ее существование и тем большее значение приобретают изменения как средство сохранения. Неравновесность, неустойчивость, нестабильность становятся источником упорядоченности (порядок через флуктуации)[7].

Поскольку существование и развитие социальных систем – городов неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью, осуществляемой через коллективную сознательную деятельность общественного человека, постольку социальные флуктуации (отклонения социума) реализуются в конечном итоге также через человеческую деятельность, через отклоняющееся поведение.

Когда город и культура рассматриваются как система, перед исследованием встают специфичные познавательные проблемы. Во-первых, поскольку, по определению, фундаментальным свойством системы является взаимозависимость частей, или переменных, необходимо определить характер зависимости. Во-вторых, если - также по определению – система является целостным устойчивым образованием, возникает вопрос омеханизмах ее поддержания. В-третьих, поскольку системы имеют внутреннюю и внешнюю подвижность, проблемой становится их изменение, то есть пути внутренней динамики, структурных модификаций.

Одним из важнейших свойств системы является то, что она обладает поведением. Сложные системы – организмы, личности и общества – обладают способностью накапливать и передавать информацию и в них возникают процессы управления и самоорганизации. Такая система, подвергнувшись разрушительному воздействию, способна возвращать себе равновесие.

Именно это свойство (восстановление равновесия, самоорганизация) и является для Т. Парсонса наиболее важной в социальной системе, поскольку «тенденция процесса взаимодействия к самосохранению есть первый закон социальных процессов»[8]. Здесь важно главное: как город, являясь культурной системой, в процессе функционирования выживает в сложных обстоятельствах нежелательных вмешательств. Как возникают силы, которые устраняют нежелательные результаты и до какого предела социальная система сохраняет свою способность к самовосстановлению.

Символически организованные культурные модели, как и все другие компоненты живых систем, возникали, несомненно, благодаря эволюции[9]. Таким образом, человеческий лингвистический уровень их развития – это явление по существу уникальное, свойственное только человеку. Несмотря на общую способность человеческих организмов к обучению и, следовательно, к созданию культурных элементов, ни один индивид не может создать культурную систему.

Главные стандарты культурной системы изменяются только на протяжении многих поколений, и они всегда являются общими для сравнительно небольших групп; они никогда не бывают специфичными для одного или нескольких индивидов[10].

Политика, религия, искусство возникают и развиваются в городе. Его отличительной особенностью является наличие Духа, объединяющего всех в одно целое. Его появление непостижимо и воплощено в образе города, определяя его облик и основные черты.

Научная категория «город как культурная система» в свою очередь дифференцируется на такие понятия, как «образ жизни», «культурные процессы», «культура социума», «уровень потребности и доступности культуры» и т.п.

Представление в культурной системе города таких понятий, как «городской образ жизни» и «уровень потребностей и доступности», «социальная престижность», могут рассматриваться как оценочные характеристики этой системы. В этом случае город как культурная система рассматривается в динамике и акцент делается на механизмы, действие которых обусловливает изменение значений при этих переменных.

Город как культурная система в этом случае варьируется с точки зрения изменений состояний или особенностей. Когда система рассматривается в одном из возможных гармоничных состояний, то предметом изучения становятся механизмы поддержания этого состояния.

Предметно-бытовое окружение, восприятие и переживание окружающего пространства – это один из аспектов повседневности в культуре. Другой, не менее важный путь - это воссоздание повседневности через многообразие форм жизни человека, то есть обращение к деятельности, поведению, общению, ежедневному времяпрепровождению горожанина в провинциальном городе.

Сельский и городской человек – два разных существа. Но в начальный период они еще незримо связаны между собой, а затем их связи постепенно «иссыхают» в толще городов[11].

Урбанистическому типу культуры свойственны определённые субстанциональные черты, обеспечивающие ускоренное, по сравнению с селом, движение социокультурной жизни.

Во-первых, особая подвижность населения больших городов: миграционные процессы, широкие межкультурные контакты, активная горизонтальная и вертикальная мобильность. Во-вторых, концентрация той части производительных сил – интеллектуальной, - которая обеспечивает потенциал обновления технологий. В-третьих, наличие организационных единиц для профессионального продуцирования социально значимого знания (право, наука, религия, искусство), обеспечивающего постоянный контроль людей над своим окружением через компоненты мировидения. В-четвёртых, особая социокультурная структура – средства массовой информации, система образования, учреждения культуры, - обеспечивающая упорядоченную трансляцию этих элементов социально значимого знания в общекультурный контекст. В-пятых, особая социальная структура городского населения, где деятельность относительно немногочисленного, но особенно активного слоя инноваторов уравновешивается менее активным, но более многочисленным «срединным» слоем тех, кто осуществляет выбор из предлагаемых инноваций, приспосабливает их к нуждам повседневной жизни. Наличие этих двух сил определяет социальное поведение других социальных слоёв городского населения[12].

Городу, в отличие от села, принадлежит главенствующая роль динамического импульса, обусловливающего сдвиги экономического, социального, культурного аспектов сельской жизни.

На примере крупнейших исторических городов ярко проявляются «центральные» характеристики городской культуры: развитая и сложная система разделения труда, интенсивное взаимодействие между различными сферами деятельности, разнообразие социальных групп и субкультур, концентрация культурных ценностей, образцов поведения и стилей жизни.

Такой исследовательский подход предполагает особый уровень рассмотрения особенностей образа жизни на уровне города, при котором в сфере исследовательского внимания оказываются не только результаты общественной практики, но и процессы их создания и распространения.

Качество жизни сильно связано с местом – как в смысле ландшафта и окружающей среды, так и в более личностном, субъективном ощущении «своего» места. Привязанность к конкретному месту играет важнейшую роль в чувственной системе ценностей. В гораздо большей мере, чем просто среда, она формирует жизненные смыслы. Эта привязанность является одной из важнейших потребностей человека, и значение ее растет, когда люди принимают живое участие в развитии места, в котором они живут.

Своеобразие города положительно влияет на социальное благополучие, усиливает сплоченность местного сообщества и создает потребность заботы о городской среде.

С точки зрения городской среды, ее доступность является средством поощрения участия в ее развитии, поскольку центры активности легко достижимы – на общественном транспорте или пешком. Связность города выражается в правильных физических отношениях между городским центром и центрами отдельных районов, стимулирующих их взаимодействие и циркуляцию людей между ними.

В сочетании с локальной спецификой культуры удовлетворение этих потребностей обусловливает формирование своеобразных конфигураций побуждений, так называемых вторичных потребностей. Их, по-видимому, лучше называть желаниями или запросами. Соответственно, множественность культурных феноменов поддается упрощению, упорядочению путем сведения (редукции) их к первичным потребностям.

Культурное разнообразие города можно трактовать как специфичные вариации этих тем, проявляющиеся в различиях конфигураций потребностей и способов их претворения.

В отечественной науке об обществе и культуре в этих целях успешно используется подход, связанный с категорией «образ жизни», предметом исследования которой являются повседневная деятельность, поведение, взаимодействие людей в городе.

Категория “образ жизни” широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: экономики, социологии, социальной психологии, истории, теории культуры и т.п. Сегодня это понятие функционирует как «системная и нормированная совокупность обыденной жизнедеятельности людей, порядков и способов их повседневного существования. Образ жизни – это прежде всего «культура потребления» различных социальных благ, отличающихся у разных народов и разных социальных страт выраженной спецификой. Основными регулятивными механизмами образа жизни являются обычаи и принятые в данной среде нормы социальной адекватности и критерии социальной престижности»[13].

Природные, социальные, культурные условия имеют фундаментальное формообразующее влияние на организацию людьми многообразия своих жизненных проявлений. Они обеспечивают и ограничивают конкретно-исторические возможности выбора форм самореализации личности в культурной системе города.

Содержание образа жизни определяется тем, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. Форма образа жизни определяется способом организации людьми содержания своей жизнедеятельности, т.е. организации процессов деятельности, поведения, взаимодействия в различных сферах совместного существования.

Одновременно это и «распределение фундаментальных человеческих ресурсов – времени и энергии - между социально установленными формами социокультурной жизнедеятельности в пределах жизненного цикла индивидов». Концепция образа жизни связывает личностные характеристики, элементы природного, социального, культурного окружения индивида, а также процессы и формы повседневной жизни в единую динамическую аналитическую модель[14].

Есть, к примеру, попытка рассматривать образ жизни по степени и уровню потребностей[15]. Возникает вопрос, стоит ли в определении специально выделять потребности, если в нем уже обозначены формы жизнедеятельности? На наш взгляд, не стоит. Во-первых, деятельность - сама по себе потребность. Во-вторых, жизнедеятельность сама по себе небесцельна, возникает в силу социальной потребности и направлена на удовлетворение потребностей.

Но если образ жизни - социальное целое, система, необходимо наличие компонентов системы, систематизирующего фактора, внутренних закономерностей развития системы. Типология по системообразующему фактору выделяет основное, определяющее суть жизнедеятельности. В образе жизни – это прежде всего человеческая активность, взаимосвязанная с характером, содержанием жизнедеятельности, отношением к ней. Именно через активность проявляется самовыражение человека. И именно в этом выражении своего «Я» через деятельность раскрывается суть человеческой природы, заложенных в ней возможностей и задатков, сущностных сил человека.

По мнению А.Я. Флиера, «Целеориентированная активность (преследующая осознаваемые человеком цели) называется деятельностью. В конечном счете, любая деятельность инициируется теми или иными интересами и потребностями человека и направлена на их удовлетворение»[16].

В.Н. Мясищев считал, что отношения личности – её потребности, интересы, склонности – являются не продуктом каких-то абстрактных исторических условий, а прежде всего, результатом того, как человеку удаётся взаимодействовать с совершенно конкретной окружающей средой и насколько эта среда даёт простор для проявления и развития его индивидуальности и в предметной деятельности, и при взаимодействии с другими людьми[17].

В работах Е.А. Ануфриева, посвященных образу жизни[18], есть ценнейшее наблюдение. Он, в частности, обратил внимание на значение понятия образа жизни в немецком языке, где оно означает «жизневыражение». Для понимания дефиниции и уяснения ее смысла крайне важно, следовательно, как человек выражает себя в деятельности. Как - значит, каким способом. Рассмотрение образа жизни как способа жизнедеятельности можно найти и в других исследованиях.

Конечно, с точки зрения теории досуга, внепроизводственная жизнедеятельность может эстетически формировать человека[19]. Через обычаи, традиции, обряды, через общение вне производства, в дружеских, семейных взаимоотношениях удовлетворяются духовные запросы и интересы. Следовательно, комфортность быта – не самоцель, а лишь условие рационального использования свободного времени, его подлин­ного превращения в пространство для творческого роста человека, который обязан разумно, по возможности творчески использовать те условия, которые предоставляет для развития его способностей быт. Быт, его налаженность или неустроенность влияют на настроение, чувства, психологию, на эстетическое развитие горожан.

Помимо того, образ жизни включает и процессы саморазвития человека (физического, интеллектуального, эстетического, творческого и пр.), интимной жизни, организации обыденных социальных отношений и коммуницирование (общение), формирование и развитие образов обыденного мировосприятия, воспитание детей, заботу о собственном имидже, элементы религиозной и социальной обрядовой практики (свадьбы, похороны и т.п.)[20].

Таким образом, понятие «образ жизни» объединяет в себе общесоциальные, групповые и индивидуальные черты жизнедеятельности, а также аккумулирует преимущества городского образа жизни в накоплении специализированной культурной информации, в удобствах искусственной среды, многообразии благ цивилизации, социальной активности и подвижности населения.

В отличие от города, в сельской местности ценности связаны с естественными, природными процессами, традициями человеческого общения и народного творчества. Такие крестьянские качества, как чувство хозяина, уважение к сельскохозяйственному труду, ориентированность на прямые межличностные контакты, являются отличительными особенностями сельского образа жизни. В городе эти отличия могут быть лишь частично компенсированы интенсификацией контактов с природой и дружескими связями в свободное время.

Следовательно, городской образ жизни отличается от сельской среды иной иерархией ценностей и системой социальной престижности, мотивацией социальной активности и уровнем культурных запросов.

Социокультурная специфика города имеет отношение не к характеру потребностей как таковых, а к их распределению по значимости и способам удовлетворения в определённом сообществе.

Такая трактовка прослеживается в работах Б. Малиновского[21], который строил свои объяснения на выделении базовых потребностей человека в сопоставлении с наиболее характерными для изучаемой культуры условиями.

В сочетании с локальной спецификой культуры удовлетворение этих потребностей обусловливает формирование своеобразных побуждений, так называемых вторичных потребностей.

По мнению А. Леруа-Гурана, освоение человеком пространства и времени (доместикация) составляет более важный шаг в его эволюции, чем даже изготовление орудий труда[22]. Это потребность:

- в социальных связях, то есть в отношениях с другими людьми;

- признании, уважении, которая имеет два аспекта: самоуважение и признание со стороны других;

- самореализации, связанная с проявлением индивидуальных способностей, склонностей, свойств.

Иными словами, человек рассматривается только в его социализированном аспекте, а значимыми для изучения считаются только те его усилия, которые направлены на достижение внешних, извлекаемых из социальной системы, целей.

Удовлетворение же потребности как реализация будущего предполагает построение временной перспективы в качестве осознанно спланированного, последовательно развернутого ряда целей.

У этой теории, на наш взгляд, есть как плюсы, так и минусы. Основной её недостаток заключается в том, что не доказан факт, согласно которому удовлетворение какой-либо одной потребности приводит к автоматическому задействованию потребности следующего уровня. К тому же в теории не учтены индивидуальные отличия людей. А вместе с тем вполне очевидно, что у людей творческих профессий в большей степени, чем у остальных, развиты потребности самовыражения, потребности в уважении и признании.

Предполагалось, что факт потребления предметов в большом количестве и лучшего качества должен обеспечить человеку более счастливую жизнь, и потребление в этом случае было средством для достижения сущностных (базовых) жизненных целей человека.

Однако со временем потребление превратилось в самоцель, которая противоречит здравому смыслу. Потребление возвысилось над человеком. Человек попал в зависимость от потребляемых вещей, они стали мерой его достоинства[23].

Несмотря на критическую оценку городской действительности, в жизни городского жителя многое изменилось к лучшему. Вырос жизненный стандарт, повысились уровни благосостояния и комфорта. Создано новое жизненное пространство. Но вместе с тем, отмечает испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет, современная масса избалована, ей всё дозволено и она воспринимает это как должное, не задумываясь об истоках собственного благополучия. Это ощущение составляет внутренний, душевный склад индивида, подсказывая формулу жизни:

Жить – это полагаться на себя: всё практически дозволено, ничто не грозит расплатой, и вообще никто никому не обязан[24].

Имея дело со значениями образования, культуры, досуга и информации, следует отметить, что указанные аспекты являются подсистемами культурной системы и представляют части целого. Как и все прочие категории человеческой культуры, «они являются по своей природе релациональными (отношенческими) и представляются значениями объектов, воспринятых через человеческие интересы и с точки зрения этих интересов»[25].

Таким образом, доступность обеспечивает удовлетворение потребностей человека не только в культурном отдыхе, развлечениях, игровой деятельности, но и в его саморазвитии, самообразовании и просвещении.

Среди факторов специфичных для городской культуры необходимо отметить социальную престижность, являющуюся одним из основных мотиваторов социальной активности горожан и их стремления к социальной конкурентоспособности.

В итоге, Ч. Лэндри выделяет «девять критериев, которые помогают определить, насколько живым и энергичным является город: критическая масса, разнообразие, доступность, безопасность, своеобразие, новаторство, партнерская деятельность, конкурентоспособность и организационная культура. Эти критерии нужно рассматривать в четырех плоскостях – экономической, социальной, экологической и культурной [26].

Таковы в самых общих чертах теоретические основания, исходя из которых, можно рассматривать способы организации и формирования людьми особенностей городского образа жизни и определять уровень потребностей и доступности населению образования, культуры, досуга и информации.

Это классическая ситуация для управленческих структур, которым надо заняться городом в целом для того, чтобы понять не только экономику культуры, т.е. как эффективнее потратить бюджетные средства, но и динамику качественных, содержательных характеристик жизнедеятельности людей.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.